Воспитание вежливости у ребенка: с чего нужно начинать обучение и полезные советы родителям

Воспитание вежливости у ребенка: с чего нужно начинать обучение и полезные советы родителям

Содержание

Воспитание вежливости у ребенка: с чего нужно начинать обучение и полезные советы родителям

Воспитание вежливости у ребёнка.

Светлана Ставская
Воспитание вежливости у ребёнка.

Вежливые и воспитанные дети умиляют и нравятся всем. А что такое вежливость и зачем ребенку необходимо учиться быть вежливым с ранних лет? Английский естествоиспытатель и моралист Д. Леббок заметил: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». Какие мудрые и верные слова! Как часто мы не находим взаимопонимания с людьми, искренне стремясь к этому. А всё потому, что не можем подобрать нужных слов, не умеем вести себя адекватно ситуации.

Вежливость не рождается сама собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. А кому, как не родителям, воспитателям решать эту повседневную работу. Дети должны быть правильно воспитаны, чтобы их хорошо принимали в обществе, и чтобы в последующем за них не было стыдно родителям. Для этого необходимо обучить ребенка дошкольного возраста всем необходимым правилам вежливости. Вежливость должна стать для ребенка его естественным состоянием и привычкой. Если ребенок поймет, что можно, а что нельзя, следующим придёт и понимание правильного поведения в обществе. Яркую характеристику ребенка — невежи, который разладил отношения в семье, подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок — невежа» Агния Барто, справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят!».

Воспитывая вежливого ребенка, не забывайте сами быть вежливыми! Дети очень наблюдательны и восприимчивы, поэтому если они видят, что родители с уважением относятся к другим, скромны в жизни, порядочны в поступках, то постепенно, тоже, приобретают эти качества.

«Волшебные слова», часто употребляемые при общении в семье, являющиеся обязательным правилом легко запоминаются ребёнку. Вежливое общение между членами семьи должно быть своеобразным обязательным ритуалом. К примеру, научившись выражать благодарность родителям, воспитанный ребенок уже не забудет поблагодарить постороннего человека, или попросить его о чем-то употребив «пожалуйста». Такие же ситуации с напоминанием «волшебных слов» должны разыгрываться при приветствии и прощании. Постепенно у ребенка сформируется словарный запас вежливых слов и понимание, в каких ситуациях следует их употреблять. Кроме этого, восхищение окружающих от поведения ребенка, умеющего вести себя в обществе является дополнительным стимулом быть вежливым.

Следует помнить, что научить ребенка элементарным правилам вежливости необходимо до трех лет. В дальнейшем он уже будет осознанно понимать необходимость вежливого отношения к окружающим, и развиваться самостоятельно. Но, тем не менее, пример родителей, в любом возрасте очень важен.

Вежливость является обязательным условием формирование личности ребенка. Воспитание вежливости в детском возрасте – это непростая обязанность родителей и нельзя относиться к этому легкомысленно. Если ребенок с детского возраста будет расти в атмосфере взаимопонимания и вежливости, другая манера поведения будет для него недопустимой, а это позволит ребенку стать полноценным членом современного общества.

Самое важное в воспитании вежливости ребенка — ПОСТОЯННЫЙ ДОБРЫЙ ПРИМЕР. Взрослые дают детям «модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости очень актуальной.

Важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме, как родители, так и педагоги. В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом от 7.00. до 19.00 часов в день. Во время общения происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам.

Не умаляя значения такого способа, как разъяснение детям правил этикетного поведения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является ИГРА, особенно ролевая и театрализованная, «игра как способ практического осмысления» этикетных норм и применения знаков речевого этикета.

Велика также роль ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, которая дает образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» речевого поведения.

Не следует умалять и роли ДИДАКТИЧЕСКИХ КАРТИН И КАРТИНОК в развитии словаря и связной речи ребенка, в усвоении им норм и способов общения.

Памятка для родителей и педагогов «Как помочь ребенку быть вежливым»

1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.

2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.

3. Покажите ребенку «волшебство вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».

4. Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.

5. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.

6. Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например. Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые и т. п.

7. Учите вежливости вежливо!

Сценарий развлечения «Праздник вежливости» Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю всех вас на праздник доброты и вежливости. Начнем наш праздник с улыбки. Давайте все улыбнемся.

Конспект НОД «Путешествие в страну Вежливости» Программное содержание Образовательные задачи: • учить детей различать эмоциональные состояния по внешним признакам (мимика, интонация.

Конспект занятия по правовому воспитанию детей подготовительной группы «Право на воспитание в семье, права ребёнка» Программное содержание • Дать детям понятие о семье. • Сформировать у детей представление о семье, как об «островке безопасности» — гаранте.

Конспект занятия по правовому воспитанию детей подготовительной группы «Право на воспитание в семье, права ребёнка» Конспект занятия по правовому воспитанию детей подготовительной группы «Право на воспитание в семье, права ребёнка» Конспект занятия по.

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества» Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое.

Культурное воспитание ребёнка Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо.

Мероприятие «День вежливости» «День вежливости». Сценарий летнего развлечения для средней группы. Мероприятие проходит на детской площадке МБДОУ д/с № 129, г. Уфа Цель:.

Проект в старшей группе «Воспитание патриотизма через формирование духовно-нравственного отношения ребёнка к родному дому» Семья – источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасение, Здесь друг за друга все в ответе. О. В. Токмакова.

Родительское собрание (с помощью метода фасилитации) «Сенсорное воспитание-фундамент умственного развития ребёнка» ТЕМА: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребёнка» Цель собрания: обогатить представления родителей об умственном развитии.

Читай также
Влияние цистита на беременность, состояние будущей матери и ребёнка

Уроки вежливости (продолжение) Литературная викторина. «Волшебные слова». (Вспомни, кто говорил эти волшебные слова). 1. «По щучьему велению, по моему хотению». (Емеля.

Методический материал для родителей «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека»

Марина Роводзянова
Методический материал для родителей «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека»

Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте добры»; видеть проявления благодарности в ответ за заботу! Чтобы ребенок с раннего детства обучался вежливым словам и выражениям, необходимо их постоянное использование в речи окружающими людьми. Тогда малыш будет впитывать все, как губку. Однако вежливость для детей заключается не только в заученных фразах, но и в тактичном поведении, которое также зависит от действий взрослых. Только своим собственным примером можно выработать у малыша хорошие манеры.

Что такое вежливость, какую роль она играет в жизни человека

Важно! Прежде чем преподносить уроки вежливости для детей, родителям самим надо хорошо понимать, что такое вежливость. Главное в воспитании ребенка — не только знать, как формируются хорошие манеры, но и самому ими обладать.

Вежливость — важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни. В древности словом «вежа» называли знатока, знающего правила приличия, умеющего выразить доброжелательное отношение к другим людям. И сегодня, общаясь с воспитанным человеком, ощущаешь его благорасположение, при этом беседа с ним доставляет радость и позитив. При этом каждый в жизни сталкивался с людьми, у которых масса положительных качеств, но если у них отсутствуют хорошие манеры, то начинаются неприятности. В то же время, если хорошие манеры являются лишь притворством, средством достижения собственных целей, такая тактичность не вызывает доверительных отношений. Поэтому вежливость не является необходимой мерой общения с людьми, она должна исходить из внутреннего состояния человека, из его общей доброжелательности ко всему окружающему. Известный священнослужитель Франциск Ассизский справедливо сказал: «Вежливость тесно связана с любовью. Она ее младшая сестра, всегда сопровождает ее, и раскрывает ей врата сердец».

С чего нужно начинать воспитание вежливости

У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам. Психологи говорят, что вежливость для детей начинается с «волшебных» слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: спасибо, пожалуйста, извините. Это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок. Специалисты дают такие советы:

-Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.

-Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.

-Обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово «спасибо», он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.

-Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их «волшебными» словами.

-Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.

Проблемы при обучении вежливым манерам

Не всегда мамам, папам и педагогам удается с первого раза обучить дитя этикету. Основными препятствиями, с которыми могут столкнуться взрослые при воспитании вежливости у детей, становятся следующие моменты:

*карапуз не реагирует на замечания взрослых;

*отмалчивается при попытке заставить его произнести «волшебные» слова;

*использует в речи ненормативную лексику;

*капризничает и не подчиняется просьбам взрослых проявить хорошие манеры.

С чем это связано?

1. Часто такие проблемы с вежливостью проявляются у детей — трехлеток, так как кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством. Родители должны запастись терпением и исправлять погрешности в поведении малыша собственным примером. Не помешает чаще хвалить кроху за хорошие поступки.

2. Зачастую подобное поведение проявляется и в младшем школьном возрасте, когда ребенок стоит на пороге перехода к подростковому периоду. В этот период ребята хотят доказать окружающим свою взрослость. И не находят ничего лучшего, чем нарушать этикет, вносить в свое поведение вызывающие манеры: грубый тон, нарочитое пренебрежение правилами поведения в общественных местах, нежелание выполнять застольный этикет.

Задача родителей — проявить максимум понимания и показать своим поведением вежливое отношение к ребенку, к его возрастающей самостоятельности.

Как поступать с детской непосредственностью

При воспитании вежливости у детей родители часто сталкиваются с детской непосредственностью, которая проявляется, казалось бы, в неумении детей вести себя правильно в обществе. Порой взрослые могут попасть в такие неудобные ситуации, связанные с нарушением правил вежливости их детьми, как:

-показ на людей пальцем в общественных местах;

-высмеивание других детей, попавших в неловкую ситуацию;

-обсуждение необычной внешности постороннего во всеуслышание;

-обсуждение домашних дел при посторонних людях;

-нарушение застольного этикета (ковыряние в носу, чавканье, хватание еды руками и подобное).

Даже при правильном воспитании такие ситуации могут возникнуть от недостаточного самосознания малышей. Во всех этих случаях родителям необходимо поговорить со своим чадом еще дома, объяснить, какие поступки можно делать, а какие нельзя. Постарайтесь при помощи разных способов объяснить ребенку, если бы он был на месте тех людей, в отношении которых были произведены неэтичные действия, то ему стало бы неприятно общаться с такими ребятами.

Как обучать детей вежливости дома

Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап. Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же. Как еще можно рассказать детям про вежливость? По советам специалистов используем детскую «азбуку вежливости»:

«Вежливые» игры

Игра – метод самый доступный для понимания и формирования у крохи необходимых навыков вежливости, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Наиболее эффективными в уроках вежливости для детей будут сюжетные игры: «Накормим куклу», «День рождения мишки», «Магазин», «Купание куклы», «Водитель автобуса», «Путешествие» и подобные им. Такие любимые игры дошколят учат их правилам вежливости и хорошим манерам. Даже для самых маленьких можно создавать игровые ситуации, в которых малыш будет учиться этикету.

Например:

1)Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.

2)Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!

3)Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы про вежливость и хорошие манеры в стихотворной форме:

Кто из вас, проснувшись бодро,

“С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки «отвечают» маминым голосом: это я, это я, это все мои друзья)

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться? (аналогично: это не я.)

У кого из вас в порядке,

Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)

Можно продолжить эту игру, называя необходимую в данный момент ситуацию.

Фотоотчет «Учим ребенка работать с ножницами» Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи малыша. И все.

Консультация для родителей «Учим ребёнка хорошим манерам» Хорошим манерам надо обучать ребёнка уже с того возраста, когда он начинает понимать обращённую к нему речь взрослого. И обучение должно.

Читай также
Как вылечить аденоиды без операции — обзор современных методов терапии

Методический материал для педагогов к 75-летию Победы «В небе «Ночные ведьмы». Часть 2 Я продолжаю свой рассказ о улицах, памятных местах и истории района, где я сейчас живу, посвященным Великой Отечественной Войне. Еще.

Как воспитать в ребёнке вежливость: советы по обучению обходительности

Поддержание здоровых взаимоотношений между членами социума возможно при условии соблюдения правил вежливости. Не каждый ребёнок понимает, что такое обходительность, и что нужно признавать право любого индивида на уважение.

Вежливость – это приобретённая черта характера, которая предполагает высоконравственное поведение по отношению к другим людям. Детей нужно обучать деликатности с раннего возраста, это поможет им выстроить гармоничные отношения в обществе.

Характеристика понятия

Вежливый человек – это индивид, соблюдающий правила приличия, этикета, учтивый, обходительный, понимающий.

Такие люди наделены следующими качествами:

  • способностью тактично коммуницировать с окружающими людьми;
  • умением находить компромисс в конфликтной ситуации;
  • навыком не только слушать, но и слышать другого;
  • возможностью принять противоположную точку зрения.

Воспитанный человек, находясь в обществе, чувствует себя комфортно. Ведь он владеет особым инструментом, который помогает выстроить правильные взаимоотношения.

Чтобы научить вежливости ребёнка, и сделать это естественно, нужно «вложить» в кроху правила этикета, хорошего тона, нормы правильного общения.

Критерии оценки вежливости

У каждого родителя своё понимание учтивости, обходительности.

Оптимальное время для обучения

Ребёнок должен знать, что такое учтивость, с самого раннего детства.

Обучение обходительности проходит в 4 возрастных этапа:

  1. До 2,5 лет – знакомство окружающим миром через пример родителей.
  2. До 4 лет – исследование вариантов общения через игровую форму.
  3. До 7 лет – формирование собственных ценностей, первичных этических соображений.
  4. После 7 лет – практическое применение полученного опыта.

Каждый этап требует использования индивидуального подхода и уникальной методики обучения, которые позволят «взрастить» в малыше умение вести себя согласно принятым нормам.

Как воспитать вежливость?

Школа вежливости предполагает установление чётких границ между возможностями и желаниями малыша. У ребёнка должна появиться установка не причинять дискомфорта окружающим. Детские правила вежливости предполагают овладение приёмами знакомства, обращения, приветствия, прощания.

Первый шаг к становлению деликатности – знакомство со словами вежливости: «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», «здравствуйте», «простите». Эти лексические единицы должны употребляться автоматически.

Малыш не должен долго думать, что сказать в той или иной ситуации, слова должны звучать и «вылетать» естественно – для этого нужна практика. Обучение сдержанности и учтивости осуществляется с помощью примера родителей, ролевых игр, чтения книг, практического применения полученных знаний.

Родительский пример

Дети зеркально отражают то, что видят и слышат, поэтому самым простым методом воспитания вежливости выступает личный пример. Порядочность, уважение к другим людям, сдержанность, скромность – постепенно приобретаемые качества, ребёнок перенимает их у родителей.

Игровая форма

Предметная деятельность постепенно сменяется ролевыми играми, детям становится интересно разыгрывать различные роли и ситуации. Этот период является самым оптимальным для объяснения важности соблюдения установленных норм поведения.

Во время игры с игрушками показывайте карапузу, что нужно здороваться, извиняться, прощаться, благодарить. На примере игр с куклами или с роботами продемонстрируйте ребёнку шаблоны поведения в различных местах: за столом, в библиотеке, в поликлинике, в магазине. Играя, малыш отрабатывает правильные образцы, тренируя коммуникативные навыки.

Образовательная литература

Книги формируют в малыше первичные знания об окружающей действительности. Читая крохе книги, вы даёте ему новые знания, учите общению на примере литературных героев. При выборе очередной книги учитывайте возраст малыша, его интересы, старайтесь подбирать иллюстрированные издания.

Практические уроки

Для превращения полученных знаний в автоматизированный навык необходима практика. Воспользоваться вежливыми словами ребёнок может в кругу детей – в детском саду, школе, на игровой площадке.

Если малыш будет пользоваться шаблонами вежливости ежедневно, то вскоре учтивость и сдержанность станут спутниками его жизни.

Рекомендации родителям

Чтобы привить ребёнку желание быть вежливым, нужно:

  • объяснить, для чего он должен соблюдать нормы приличия и не выходить за грани дозволенного;
  • начинать знакомить малыша с различными видами искусства в младшем возрасте, так кроха усвоит нормы этикета и осознает важность учтивости, культурности;
  • перестать критиковать карапуза за проявление невоспитанности на людях, объясняйте его ошибки дома наедине;
  • научить чадо ставить себя н место других людей, и прочувствовать их эмоции при неправильном отношении;
  • всегда оставаться на стороне вашего ребёнка, даже если он не прав – так он будет вам доверять и прислушиваться к вашим советам.

Случается, что дети резко меняют манеру своего поведения, грубят, не слушаются и даже употребляют ненормативную лексику. Обычно это происходит в подростковом возрасте либо в один из возрастных кризисных периодов. В этой ситуации родители не должны кричать, проявлять агрессию либо «давить» на ребёнка.

Единственный выход из положения – проявить уважение к личности малыша, показать и признать, что он – индивид. Ребёнок должен понять, что несёт ответственность за свои слова и действия, что его разрушающее поведение не достойно воспитанного человека.

Заключение

Вежливость – основополагающая черта воспитанного ребёнка. Именно учтивость и порядочность помогают человеку добиться успеха, вызвать к себе симпатию.

Если прививать малышу деликатность с самого рождения, то он сможет пользоваться вежливыми словами уже после 2 лет. Знание и понимание норм поведения в обществе позволит ребёнку выстроить гармоничные отношения с окружающими людьми.

Как воспитать в ребенке вежливость?

Каждому родителю хочется, чтобы его сын или дочка выросли умными и вежливыми людьми. Но, как же воспитать понимание необходимости соблюдать принятые в обществе манеры поведения, научить ребенка не только правильно себя вести, но и осознавать важность “волшебных” слов? Давайте поговорим о вопросах воспитания вежливости в детях.

Когда пора?

Один из главных вопросов от родителей о вежливости — возраст, в котором нужно начинать обучение. Ответ прост — с младенчества. Когда ребенок появляется на свет он напоминает пустой сосуд, который наполняется знаниями и умениями постепенно, копируя окружающий мир. Чтобы ребенок вырос вежливым, нужно подходить к этому вопросу комплексно. Сочетать собственный пример, наглядные варианты обучения (ролевые игры, пособия, мультфильмы) и практический опыт (общение с другими детьми и взрослыми).

Условно этапы обучения вежливости ребенка можно разделить на 4 этапа:

  • Знакомство с миром через родительский пример (с рождения до 2,5 лет);
  • Изучение вариантов общения через игру, ролевые игры (с 2,5 — 4 лет);
  • Развитие ценностной базы, первичное этическое воспитание (с 4 до 6-7 лет);
  • Практическое использование накопленного опыта (с 7 лет).

Для каждого этапа характерны свои подходы, позволяющие воспитывать в ребенке необходимость, вести себя согласно принятых норм.

Первый период (с рождения до 2,5 лет) — время копирования поведения ближайших взрослых. Сын или дочка смотрят на маму и папу, усваивают их манеру общения между собой, с другими людьми. Именно в этот период закладывается знание вежливых слов, их значение.

Второй период (2,5 — 4 года). Малыш изучает “волшебные” слова во время игры. Предложите крохе устроить чаепитие для зверей и кукол. Покажите, как нужно благодарить, просить, вести себя. Перед посещением общественных мест рассказывайте, как нужно себя вести, что одевать и как говорить. Не забывайте употреблять вежливые слова в общении с карапузом.

Третий период (с 4 до 6-7 лет). В этот период дети очень интересуются взаимоотношениями между людьми. Нужно рассказать, почему важно использовать вежливые слова и соблюдать нормы поведения, показать на собственном примере, как приятно общаться с вежливым человеком.

Читай также
Няня в семье – как построить отношения с первых дней и на что обратить внимание при приеме на работу?

Четвертый период (с 7 лет). К этому возрасту малыш уже знаком с нормами общения в обществе, начинает посещать школу. Во время общения с одноклассниками, учителями, другими взрослыми и детьми сын или дочка учатся правильно подбирать слова, высказывать свои мысли, сдерживать эмоции.

Каждый из обозначенных периодов очень важен для формирования осознанного понимания важности вежливого поведения. Слова “пожалуйста”, “спасибо”, “будьте любезны” и т. д. появляются в речи ребенка постепенно. Если вы в общении с малышом вежливы, рассказываете ему о нормах и даете возможность использовать знания на практике, то кроха быстро доведет употребление вежливых слов до автоматизма.

Как научить ребенка быть вежливым?

Воспитать ребенка вежливым несложно. Для этого нужно в обычной жизни карапуза стараться придерживаться норм поведения и объяснять ему в доступной форме важность употребления красивых слов. Давайте подробно рассмотрим способы воспитания вежливости.

Пример взрослых

Основную роль в формировании этических представлений ребенка играют его родители и взрослые, принимающие участие в воспитании. Чтобы кроха усвоил необходимость употребления в речи вежливых слов, он должен слышать их каждый день из уст самых близких людей.

С первых дней жизни сына или дочки старайтесь поддерживать в семье уважительные отношения: благодарите друг друга за помощь, говорите “спасибо” после еды, просите о помощи с употреблением слов “пожалуйста”, “будь добр” и т. д. Слыша эти слова из уст взрослых, кроха будет принимать их как нечто само собой разумеющееся, рано начнет употреблять их в речи.

Подмечено, что в семьях, где принято друг друга благодарить, общаться в уважительной форме, дети уже в 1,5 — 2 года начинают употреблять слова “пожалуйста” и “спасибо” в сокращенной форме “сиб”, “сибо”, “паси”, “поз” и т. д.

К 3 годам дети начинают осознавать последствия своих поступков, в их лексиконе могут появиться слова “прости меня”, “извини” и т. д. Чтобы сын или дочка начали их употрелять, не забывайте извиняться перед ребенком при необходимости.

Чем старше становится малыш, тем большую роль в развитии его вежливости играет манера общения между близкими взрослыми. Основываясь на домашнем опыте, малыши выстраивают свои отношения со сверстниками.

В 4 — 6 лет крохи начинают обращать внимание на поведение других детей, взрослых, пытаются перенять их манеру общения. Многих родителей может шокировать ситуация, когда дошкольник приходит с улицы и начинает ругаться матом или вести себя грубо. В такой ситуации нужно не ругать ребенка, а объяснить ему, в чем он не прав, почему такое поведение недопустимо. Идеально спросить сына или дочку, видел ли он, чтобы его мама или папа так себя вели. Если нет, то попросите ребенка больше так не делать. Кроха обдумает свое поведение и постарается вести себя, как нужно.

Особенно контроля со стороны родителей требует их реакция в кризисной ситуации. Нам часто сложно совладать с эмоциями, когда мы расстроены. Нужно пытаться сохранять видимое спокойствие в присутствии ребенка, сдерживать себя. Кроха обязательно почувствует, что вас что-то беспокоит, но увидев ваше старание сдержать гнев и эмоции, будет стараться сам вести себя так в сложных ситуациях.

Для воспитания вежливого ребенка взрослые должны соблюдать несколько правил:

  • Употреблять вежливые слова в общении с близкими и чужими людьми;
  • Не ругаться, не обзывать друг друга и не употреблять унижающих достоинство слов в присутствии ребенка;
  • Неукоснительно выполнять принятые в обществе правила поведения, нормы;
  • Стараться объяснить крохе, зачем нужно быть вежливым.

Ролевые игры

С 2,5 лет у детей происходит постепенный переход от предметной деятельности к ролевым играм. Малышу теперь интересно разыгрывать разные ситуации, примерять к игрушкам разные роли. Этот период очень удобен для развития понимания важности соблюдения вежливости в общении между людьми.

Играя с куклами, машинками, мягкими игрушками, показывайте крохе, что каждый раз, встречаясь с другими людьми, нужно здороваться, интересоваться делами, прощаясь — говорить “до свидания”, “пока” и т. д.

Хорошо во время игры показать, как нужно вести себя за столом, в поликлинике, магазине, театре и т. д., показать, как нужно общаться с людьми в разных ситуациях. Во время игры ребенок отрабатывает шаблоны поведения, тренирует свои навыки общения. Чем чаще вы будете использовать этот метод для обучения вежливости, тем легче малыш будет воспринимать разные правила и нормы.

Книги

Книга играет важную роль в формировании знаний ребенка об окружающем мире. Знакомясь с историями, сказками, стихами ваш сын или дочка постигают не только новые знания, но и учатся общаться на примере сказочных персонажей.

Чтобы помочь ребенку усвоить необходимость употреблять “волшебные” слова, вести себя правильно в разных ситуациях, можно предложить крохе почитать Г. Остер “Вредные советы”, И. Кшижаник “Хорошие манеры для маленьких непосед”, Г. Шалаева “Правила для воспитанных детей” и т. д. При подборе книг для обучения ребенка нужно руководствоваться возрастом сына или дочки, яркостью и доступностью иллюстрации. Прочитав правило, обязательно спросите кроху, как он считает нужно правильно себя вести, почему нужно употреблять то или иное слово. Обучение вежливости на примере книг — не только чтение взрослыми детям. Сильнее всего на восприятие необходимости соблюдать этикет влияет обсуждение прочитанного с мамой или папой, где ребенок сам принимает решение, что быть воспитанным правильно.

Мультфильмы

Мультипликационные фильмы используются в обучении детей вежливости в качестве закрепления изученного. На примере героев можно обсуждать важность этикета, необходимость соблюдения правил, разбирать поведение сына или дочки.

Для обучения ребенка правилам вежливости можно использовать любой мультфильм, который нравится вашему ребенку и вам. Во время просмотра акцентируйте внимание на поведении героев, их речь и поступки, обсудите увиденное с ребенком. Спросите, почему, по мнению сына или дочки, то или иное поведение правильное или неправильное, как бы он поступил в данной ситуации.

Мультфильм — наглядный пример, позволяющий посмотреть со стороны на разные модели поведения. Если кроха видит, как взрослые общаются между собой, обсуждает правильное поведение с родителями, знакомится со сказками и рассказами, в которых поднимаются вопросы этикета, то мультик может стать финальным штрихом для закрепления полученных знаний.

Еще немного советов о воспитании вежливого ребенка

  • Обучая карапуза этикету, нужно помнить, что в первую очередь он должен понимать, зачем благодарить или соблюдать нормы. Старайтесь не использовать формулировки “потому что так надо”, “так принято”. Дети легче усваивают правила поведения, когда понимают, зачем их соблюдать;
  • Требуя от ребенка вести себя вежливо, внимательно следите за собственным поведением. Малыш твердо усвоит только те правила, которые выполняют его родители;
  • Старайтесь знакомить кроху с разными видами искусства и через них объяснять важность этикета. Театр, выставки, концерты и другие культурные мероприятия покажут малышу, как красиво и приятно быть вежливым на примере других людей;
  • Детей до 5 лет не нужно ругать или критиковать за проявление грубости, отсутствие “волшебных” слов в речи. Правильный вариант — отложить беседу до возвращения домой и поговорить о причинах нежелательного поведения, закрепить знания этикета при помощи книг, мультфильмов, разговора.

Вежливость — важный навык для каждого человека. Умение правильно вести себя в разных ситуациях, выстраивать диалог позволяют ребенку легче находить друзей, комфортно чувствовать себя в любом месте. Помогите своему ребенку научиться правильно вести себя дома и в обществе, чтобы гордиться им, видеть, как легко ему живется.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector