Упражнения для детей с дисграфией — примеры заданий на развитие внимания и формирование восприятия произносимых звуков на слух

Упражнения для детей с дисграфией — примеры заданий на развитие внимания и формирование восприятия произносимых звуков на слух

Содержание

Упражнения для детей с дисграфией — примеры заданий на развитие внимания и формирование восприятия произносимых звуков на слух

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • ЗВУКИ «С» «З» (3)
  • ЗВУКИ «Ч» «Ц» (2)
  • ЗВУКИ «Ш» «Ж» «Щ» (3)
  • ЗВУКИ «Л» «ЛЬ» (2)
  • ЗВУКИ «Р» «РЬ» (3)
  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (3)
  • ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (6)
  • ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (3)
  • ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ (3)
  • СЛОВАРЬ (3)
  • СВЯЗНАЯ РЕЧЬ (5)
  • ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (2)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

  1. Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове — хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

  1. Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

  1. Игра «Определить место звука в слове».

Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

  1. Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)

  1. Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
  1. Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

  1. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
  1. Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна — не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

-Откуда ты приехала?

Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?

  1. Игра «Починим испорченный телефон»

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагом». Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

  1. Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик — по вашей инструкции).
  1. Игра «Подбери по звучанию» Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
    ком бак сук ветка каток горка
    дом рак лук клетка платок корка
    сом мак жук пятка листок норка
    лом лак бук плетка моток марка
  2. Игра «МАГАЗИН»
Читай также
Как сделать детскую площадку своими руками — полезные советы и простые решения

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

Задания на развитие внимания для детей с дисграфией

Дисграфия среди школьников встречалась всегда, но в последнее время такое расстройство внимания как дисграфия стало еще более распространено. Ребенок с дисграфией пропускает буквы или слоги в словах, и даже целые слова, меняет местами слоги, заменяет буквы на похожие по написанию или звучанию, дублирует один и тот же слог. С такими детьми необходимо работать над развитием зрительного внимания. Есть некоторые приемы, которые помогают избавиться от дисграфии. При систематических занятиях с ребенком результат будет скорым.

Коррекцией дисграфии наряду с дислексией занимается логопед. При определенной усидчивости и настойчивости родителей можно обойтись и без помощи логопеда. На этой страничке нашей энциклопедии 7гуру вы можете скачать листы с заданиями, а затем распечатать их. На листе по несколько заданий. Можно разрезать каждый лист на карточки. Начните с более простых — найти слова, затем можно перейти к более сложным. Иногда ученик путает лишь определенные, похожие друг на друга буквы, тогда можно распечатать лишь карточки именно с ними. Но в любом случае задания на внимание всем деткам будут полезны. Занимаясь систематически, ребенок быстро добьется результата.

Скачать и распечатать задания

Корректирующие упражнения для детей с дисграфией

«Пишем вслух»

Пожалуй, это самое важное упражнение.

Всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

Например: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (ведь на самом деле мы произносим «на стале стаял куфшин с малаком»).

Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

Упражнение «Корректурная правка»

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

«Вглядись и разберись»

Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить каждую орфограмму и постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным „ясным“ и союзом „и“, во-первых, закрывает деепричастный оборот ». «, а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая «. «, вторая «. «), соединенные союзом «и»».

Чтение «Вверх ногами»

Книгу переворачиваем так, чтобы текст оказался перевернутым на 180 градусов и предлагаем ребенку прочитать. Начните с пары предложений и доведите объем упражнения до целой страницы. Аналогичный прием — чтение по отражению текста в зеркале.

«Пропущенные буквы»

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти. М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

Лабиринты

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. Скачать лабиринты можно тут >>

Диктанты

Диктовать медленно! На написание диктанта на начальной стадии ликвидации дисграфии должно затрачиваться порядка часа времени.

Текст сначала прочитывается целиком. Повторяются правила на основные орфограммы.

Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ.

Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова.

После двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Проектно-экспериментальная работа: «Коррекция дисграфии у младших школьников средствами развития фонематического слуха»

Проектно — экспериментальная работа: «Коррекция дисграфии у младших школьников средствами развития фонематического слуха». Цель проекта: выявить педагогические условия коррекции дисграфии у младших школьников средствами коррекции фонематического слуха.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-экспериментальная работа: «Коррекция дисграфии у младших школьников средствами развития фонематического слуха»»

«Коррекция дисграфии у младших школьников средствами развития

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения. Понятие «дисграфия» в коррекционной педагогике понимается как стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на начальном этапе школьного обучения. Симптомами дисграфии считаются стойкие, специфические ошибки в письменных работах, не связанные с незнанием или неумением применять орфографические правила. Признаки дисграфии у детей обычно проявляются в 1 – 2 классе и в это время достаточно легко поддаются коррекции.

Проблема исправления дисграфии находится на стыке логопедии, психологии и коррекционной педагогики. Основная задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения.

Научить детей правильной письменной речи, значит, выработать навыки графического оформления языка. Процесс формирования навыка письма определяется деятельностью анализаторов (речедвигательный, слуховой, зрительный, двигательный) и включает этапы:

1.Анализ звукового состава слова (определение последовательности и количества звуков, уточнение звуков).

2.Перевод фонем в графемы (перевод звука в букву).

Проблема дисграфии изучалась многими исследователями. Важнейшей задачей учителя-логопеда, по мнению А.В. Ястребовой, является логопедическая работа по нормализации фонематического слуха у детей. И.Н. Садовникова, уточнила, что для развития фонематического слуха ребенка следует научить его услышать звук, проанализировать и перевести звук в письменный знак.

Читай также
Причины раздражительности во время беременности и как с ней бороться — советы психолога

Анализ логопедической литературы и педагогическая практика позволили выявить противоречие между потребностью общества в грамотной личности и недостаточно разработанной методикой развития фонематического слуха у младших школьников. Проблема коррекции дисграфии у младших школьников средствами развития фонематического слуха стала темой нашего проекта.

Цель проекта: выявить педагогические условия коррекции дисграфии у младших школьников средствами развития фонематического слуха.

Работа над уточнением основных понятий исследования помогла поставить задачи коррекционного обучения детей: сформировать полноценные фонематические процессы, представления о звуко-буквенном составе, навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова и др.

В процессе проектной деятельности использованы различные методы.Работа по развитию фонематического слуха младших школьников была выполнена в 1-2 классах на базе ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат» в 3 этапа: диагностирующего, экспериментального и заключительного.

На диагностирующем этапе (сентябрь) проводилось комплексное логопедическое обследование детей. В результате диагностики были выявлены речевые нарушения и скомплектованы логопедические группы.

Экспериментальная часть проекта длилась 2 года. На заключительном этапе (май) проведено повторное обследование детей, которое показало положительную динамику (Приложение 1).

На первом этапе проекта выявлены специфические ошибки на письме. Спланирована коррекционно-развивающая работа, в основу которой был положен принцип воздействия на «слабое» звено системы письма. Формирование фонематического слуха детей проводилось с учетом зоны ближайшего развития. В структуру логопедического занятия были включены системы упражнений над звуком, буквой, слогом, словом, предложением, фразой, текстом. Работа велась по направлениям: развитие звукового анализа слов и развитие фонематического восприятия.

Средствами по развитию звукового анализа слов явились упражнения по отработке артикуляции гласных и согласных перед зеркалом, позвуковое проговаривание с опорой на цифровой ряд, задания по различению близких звуков и букв. Данный путь формирования действия звукового анализа требует от педагога большого терпения и много времени. В этой кропотливой работе нельзя «потерять» ни одного самого медлительного ученика.

Формирование навыков перевода звука в букву осуществлялось деятельностью по анализу и различению близких звуков в составе слова. Эти задания «пропускались» через все виды речевой деятельности и через все типы упражнений по принципу возрастания сложности.

Различение звуков в слогах и словах проводилось в полном объеме в разнообразных условиях. Работа включала упражнения по восприятию на слух, чтение таблиц, запись слогов и слов под диктовку (Приложение 2).

Необходимым условием различения фонем в письменной речи является устранение замен и смешений звуков в устной речи при постановке звуков.

Приёмы работы над предложением разнообразны и соответствуют основному правилу — от простого к сложному. На начальном этапе — это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем предложения усложняются: детям предлагается составлять предложения по набору слов или опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаются задания по восстановлению деформированного текста. Развитию устной и письменной речи способствуют задания, в которых дети составляют предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой.

Итогом работы по развитию фонематического слуха стали проведенные с детьми творческие дела: путешествия, игры, праздники, проекты. На каждом этапе проекта одновременно решались задачи организации деятельности детей, расширения объема всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грамматического строя речи (Приложение 3).

Сравнение результатов экспериментально-проектной работы выявило повышение развития фонематического слуха на 20 и 8 % соответственно, уменьшение количества специфических ошибок на письме. Повысилась творческая активность школьников, началось формирование первых навыков самоконтроля и самореализации личности. В результате работы в данном проекте учителем-логопедом накоплен дидактический материал по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха у учащихся 1-2 классов.

Анализ опыта и результатов проекта определяет перспективы:

— разработать серию специальных упражнений по развитию фонематического слуха на логопедических занятиях для учащихся с ОНР;

— разработать рекомендации для учителей, воспитателей и родителей по развитию фонематического слуха у детей;

— рекомендовать накопленный дидактический материал по профилактике и коррекции дисграфии у детей для работы учителей-логопедов методического объединения.

Главным итогом проекта стал вывод: своевременная организация и проведение коррекционной работы с младшими школьниками способствует формированию полноценных фонематических процессов и устранению количества ошибок на письме у школьников.

Литература и Интернет-ресурсы

1.Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф. «Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки» Издательство: КАРО, 2008

2.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М, 1997 http://www.pedlib.ru/Books/1/0317/1_0317-1.shtml

3.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под. ред. С.С. Ляпидевского. — М.: Медицина, 1969. — С.190-212.

4.Яворская О. Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет): Прак­тическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. — СПб.: КАРО, 2007. — (Серия «Мастер-класс логопеда»).

5.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобр. школе. (Осн. напр-ния формир-ния предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). — М.: Когито-Центр, 1996 — 47 сhttp://www.pedlib.ru/Books/1/0326/1_0326-1.shtml.

Предлагаемая система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приёмы оценки речи детей. Система носит тестовый характер, удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха и эффективности коррекционного воздействия. В исследовании используется диагностика Архиповой Е.Ф. «Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией».

Диагностика включает следующие пробы:

1.Узнавание неречевых звуков.

2.Различение высоты, силы, тембра голоса.

3.Различение слов, близких по звуковому составу.

6.Навыки элементарного звукового анализа.

Сформированность фонематического слуха на диагностирующем этапе (сентябрь), на начало года

Комплекс заданий, упражнений и игр, направленных на развитие слухового и зрительного восприятия

Комплекс заданий, упражнений и игр, направленных на развитие слухового и зрительного восприятия

Принципы работы с детьми с нормальным речевым развитием

Под принципами понимаются исходные теоретические положения, которыми логопед руководствуется в своей практической деятельности. Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания.

Правильно разработанные принципы – это основа эффективности рекомендаций по развитию восприятия у детей с нормальным речевым развитием. Теоретичной основой разработки принципов работы с детьми в развитии слухового и зрительного восприятия стали учения о формировании восприятия как активной психической деятельности направленной на решение определенной задачи в трудах [2], [5], [4], [8] и других исследователей.

Принцип качественного анализа данных, полученного в процессе педагогической диагностики находится в тесной связи с принципом динамического изучения. Качественный анализ мыслительной деятельности ребенка включает в себя способы действий, характер его ошибок, отношение ребенка к экспериментам и результатам своей деятельности.

Принцип динамического изучения предполагает применение динамических методик с учетом возраста ребенка и с учетом сложности предполагаемого материала, и с учетом уровня речевого развития.

Деятельный принцип позволяет определить выбор средств и способов достижения поставленных задач перед ребенком. Работа осуществляется в интеллектуально – познавательной, игровой форме.

Психологические принципы опираются на формы невербальной деятельности человека, опоры на предметную деятельности ребенка и учет личности, его индивидуальности

Педагогический принцип – это учет объема и степени разнообразия предполагаемого материала.

Все принципы между собой тесно взаимосвязаны.

Работа над развитием зрительного восприятия

Контингент исследуемых нами детей – это дети с нарушением письменной речи. Подбирая приемы развития зрительного восприятия, необходимо учитывать уровни сформированности восприятия — точность представлений о форме, цвете, величине, развитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа. Поскольку развитие восприятия, оказывается начальным этапом первых форм общения, приводит детей к классификации, основанной на выделении существенного признака. Большое значение для детей с дисграфией имеет коррекционно – педагогическая работа. За основу были взяты методики [26], [12], [15]. В связи с этим проводится работа в следующих направлениях:

1.Если ребенок затрудняется в зрительном различении геометрических фигур, коррекционную работу с ними нужно начинать с решения гораздо более простых зрительных задач. Для развития зрительного восприятия сначала ребенку предлагаются парные картинки с изображением одного и того же предмета, но с изменением при этом некоторых его деталей.

2. Предлагаются задания и на различение геометрических фигур по форме и величине, аналогичные тем, что применялись в ходе обследования. Однако теперь, в случае неправильного выполнения заданий, ребенку даются необходимые пояснения, подчеркивающие основные различия в фигурах и позволяющие ему научится безошибочно их различать.

3. Очень важно также проведение специальной работы по уяснению ребенком пространственных отношений. Он должен усвоить такие понятия, как «верх – низ», «вверху – внизу», «выше – ниже», «справа – слева». Ребенку не владеющим этими понятиями, будет трудно объяснить, что надстрочный элемент, например, у буквы д направлен вверх, а у у — вниз или что у буквы ю кружок располагается справа, а не слева.

4. В формировании у ребенка пространственных представлений и в усвоении их словесных обозначений, поможет работа с рисунком.

Читай также
Узкий таз при беременности и родах: классификация и причины сужения, методы обследования, советы беременным

Сначала ребенок должен научиться показывать, какие геометрические фигуры расположены вверху и внизу от центральной фигуры, а какие – справа и слева от нее. Убедившись в понимании ребенком этих заданий, о чем будет свидетельствовать правильность их выполнения, далее просим ребенка самого назвать месторасположение этих фигур по отношению к прямоугольнику.

5.Игра “Открывание окошек в домике”. Детям предлагается макет домика, в котором можно открывать окошки. В домике 4 окошка: 2 сверху, 2 снизу. Детям предлагается открыть правое верхнее окошко, нижнее левое окошко и т. д.

6.Дополнение рисунка. Предлагается нарисовать домик, справа и сверху от домика – солнце, слева от домика – забор, справа внизу нарисовать озеро, справа от забора – цветы.

7. Определить предметы по величине. Дается изображения курицы, цыпленка, зайца. Или распределить предметы по их реальной величине. Предлагаются одинаковые по величине изображения, реально различающиеся по величине.

8. Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны (лужайки) разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета. Дается задание положить картинку на свою лужайку.

9. Игра «Геометрическое лото». У детей большие карты. На каждой из карт геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Логопед показывает нарисованный предмет. Дети определяют на что похож этот предмет (на круг, овал, прямоугольник, треугольник). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой. Можно предложить следующие предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч, шарик, яйцо, дыня, огурец, крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак, платок, скатерть, шахматная доска, кузов машины картина, книга.

10. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются разноцветные полоски, состоящие из двух частей (с белой полоской внизу). Логопед показывает одну из полосок. Дети находят аналогичную.

11. Определение правой и левой части разноцветных полосок. Предлагаются следующие виды заданий:

· покажи полоску, на которой справа синий цвет;

· назови цвет правой части этой полоски;

· найди полоску, где слева синий цвет, а справа – красный.

12. Нахождение фигуры среди других. Например, среди

13.Срисовывание изображений состоящих из треугольников и линий

14. Срисовывание серий полукругов и линий (по С. Борель – Мезонини)

15. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой зеркальное отражение.

16. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

17.Дорисовывание симметричных изображений.

18.Составление разрезанных на части картинок ( на 2, 3, 4, 5, 6).

19. Конструирование фигур из спичек, палочек.

20. Конструирование из кубиков Кооса. Каждый кубик разделен на диагонали и раскрашен разным цветом. Предлагается составить различные узоры.

21. Анализ нелепых картинок. Детям предлагается рассмотреть картинки и определить, что на них нарисовано неправильно.

И лишь после такой предварительной подготовки можно переходить непосредственно к работе над дифференциацией смешиваемых букв. Основная цель работы над различением смешиваемых на письме букв заключается в том, что чтобы любыми возможными путями донести до сознания ребенка разницу в начертании этих букв.

Работа над развитием слухового восприятия

Логопедическая работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков. Работа начинается с развития восприятия неречевых звуков, как мы выяснили в ходе обследования, больше всего не развито. Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определить свое местонахождение, направление движения. Иными словами, хорошо опознаваемые и осознано воспринимаемые звуки могут определять характер деятельности ребенка.

1. Перед ребенком выставляется 4 – 5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т. п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша педагог вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл, о дерево, позже добавляются 3 и 4 варианты звучания. Затем только на слух (ребенок поворачивается спиной) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

2. Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он услышит и рассказать о действиях взрослого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет её, мнёт, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге. После каждого произведенного действия ребёнок должен рассказать о нём в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до стойкой дифференциации звучаний.

3. Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т. п.. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения.

4. Игра «Какая чашка (стакан) звучит?»

Оборудование: 4 одинаковых чашки или стакана, в 2х немного воды (одинаково в каждой), в двух других налита до краев, таблички.

Ход игры: дети стоят или сидят вокруг маленького столика, в одном конце которого стоят 2 чашки с небольшим количеством воды, в другом – заполненные до краев. Логопед предлагает детям поиграть. Он деревянной палочкой ударяет сначала по чашкам, стоящим с одной стороны, обращая внимание, что звук одинаковый, затем с другой. После этого он ударяет по чашке с небольшим количеством воды, а затем по полной, обращая внимание детей на то, что звук разный. Педагог убирает одну из чашек за экран, стучит по ней и спрашивает, какой стакан звучал. Для облегчения проведения данной игры – упражнения можно заполнять чашки водой разного цвета.

5. Игра «Один — много»

Оборудование: барабан, счетный материал.

Ход игры: Дети сидят за столами, перед каждым на определенном расстоянии два подноса – с одним предметом и с большим количеством. Логопед на глазах у детей ударяет один раз по барабану, показывает поднос с одним предметом. Затем вместе хлопают в ладоши, говоря «па!». После этого он ударяет несколько раз по барабану, показывает поднос с большим количеством предметов. Затем все вместе хлопают в ладоши, произнося па – па – па – па – па! Затем педагог предлагает детям различать один удар и большее их количество при слухозрительном восприятии. Производя один удар или много, он спрашивает «Сколько?», дети соответственно хлопают один или много раз. Так же воспроизводит звучание за экраном.

6. Игра «Угадай, это марш или вальс?»

Ход игры: Дети стоят полукругом вокруг проигрывателя. Педагог включает музыкальное произведение – марш и вальс, и, побуждает детей выполнять определенные действия, например: марш – шагать на месте, вальс – выполнять плавные движения над головой. Познакомив детей со звучанием марша и вальса, педагог предлагает им различать их на слух и каждый раз спрашивает, что звучит.

Постепенно игра может изменяться и усложняться:

— если в начале детям предлагается различать на слух контрастные музыкальные ритмы – марш и вальс, то в дальнейшем предлагается отличать более близкие звучания – вальс и полька;

— если в начале детям предлагается различать на слух музыкальные ритмы при выборе из 2х, то в дальнейшем при выборе из трёх: марш – вальс – полька.

Наиболее распространенными ошибками при дисграфии, является не возможность разложения слова на составляющие его фонемы, которая представляет собой сложную психическую деятельность. У детей с нарушениями восприятия страдает именно эта форма анализа и синтеза. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется в дошкольном возрасте спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам.

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове.

2. Вычленение звука в начале в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а так же его место (начало, середина, конец слова). При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове.

3. Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector