Развитие тактильной памяти у ребенка: виды игр и упражнений, необходимые материалы, важные рекомендации ""

Развитие тактильной памяти у ребенка: виды игр и упражнений, необходимые материалы, важные рекомендации

Содержание

Развитие тактильной памяти у ребенка: виды игр и упражнений, необходимые материалы, важные рекомендации

Упражнения для развития памяти

Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Память играет важную роль в жизни человека. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы. Кому-то это даётся с трудом, а многие обладают поистине феноменальной памятью. Учёные установили, что эффективнее всего память человека развивается в дошкольный период. Именно поэтому необходимо выполнять с крохой упражнения для развития памяти, некоторые из них мы вам предлагаем сегодня.

Память и её виды

Память — один из важнейших психических процессов. Она делает возможным обучение и развитие, помогает ребёнку познавать мир, устанавливая связи между предметами, событиями, явлениями и людьми. Без памяти невозможна ни одна человеческая деятельность. Развитие памяти у детей связано с развитием речи, мышлением, вниманием и двигательной активностью.

Память как мыслительный процесс делят по типу запоминаемой информации на следующие виды:

  • Зрительная памятьпомогает малышу запоминать то, что он увидел. Поэтому нужно читать ему книги с яркими картинками, а на занятиях использовать наглядный материал. Хорошо развита зрительная память у художников. Если ваш ребёнок имеет склонности к такому виду запоминания, его можно отдать в художественную студию.
  • Слуховая памятьпозволяет воспроизводить и запоминать информацию, которую малыш получил через свои маленькие ушки. Для развития слуховой памяти можно использовать прослушивание различных мелодий и угадывание их названий.
  • Тактильная памятьобогащает кроху впечатлениями от прикосновений. Дотронувшись до горячего чайника, малыш запоминает болевые ощущения и вспоминает их при виде этого предмета.
  • Двигательная (моторная) памятьпроявляется в способности ребёнка запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков.
  • Словесно-логическая памятьвыражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Благодаря ей карапуз заучивает стихи, запоминает содержание прочитанной книги, раз­говора с родителями или друзьями.

Память ребёнка нужно развивать и тренировать. А поскольку для дошкольников главным видом деятельности является игра, то с помощью игр и нужно развивать память малыша. Мы предлагаем вам простые игры и упражнения, направленные на развитие каждого вида памяти.

Развитие зрительной памяти

Зрительная память — это залог интеллектуального развития ребёнка, поэтому очень важно её развивать с самого раннего детства.

Картинки

Разложите перед малышом до десяти картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть карапуз всё внимательно рассмотрит, после этого уберите картинки и через полминуты попросите назвать запомнившиеся.

Покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через час предложите ещё раз перечислить всё, что он видел.

Кто как одет

Играть можно во время прогулки или дома, сидя у окна. Обратите внимание карапуза на детей, играющих на детской площадке или гуляющих во дворе.

Пусть малыш отвернётся и постарается вспомнить, сколько человек он видел, сколько было мальчиков, а сколько девочек, как они были одеты.

Развитие слуховой памяти

Ребёнка окружает множество звуков: щебетание птиц, музыка, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Способность узнавать звуки окружающей среды помогает малышу в дальнейшем быстрее овладеть разговорной речью.

Что звучит?

Подготовьте различные «звучащие» предметы, в том числе музыкальные инструменты — свисток, дудочку, бубен, колокольчик, связку ключей, шуршащую бумагу и т. п.

Продемонстрируйте малышу, как звучат предметы, пусть кроха и сам попробует воспроизвести различные звуки.

Попросите ребёнка отвернуться и начинайте по очереди дудеть, шуршать или пищать. Карапуз должен правильно назвать источник звука.

Звуковые баночки

Насыпьте в небольшие одинаковые баночки — например, из-под киндер-сюрпризов — разные крупы: горох, гречневую, рисовую, манную (должно быть по 2–3 баночки с крупой каждого вида). Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы.

Потрясите одной из баночек, привлекая внимание ребёнка. Затем предложите малышу найти баночки, которые издают такой же звук.

Развитие тактильной памяти

Тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам, очень важна для развития ребёнка. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием практически не испытывают трудностей в школьном обучении.

Чудесный мешочек

В полотняный мешочек положите предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, куклу, пуговицу, шарик, кубик, карандаш, мягкую игрушку.

Малыш должен засовывать руку в мешочек и на ощупь определять один за другим предметы. Чтобы первоначально облегчить карапузу задачу, попросите его самого сложить все предметы в мешочек.

Предложите ребёнку не просто назвать предмет, но и рассказать о своих ощущениях — мягкий, круглый, длинный, мохнатый и т. п.

Узнай, что это такое

Малышу 5–6 лет можно предложить игру посложнее. Завяжите карапузу глаза и по очереди кладите в его вытянутую руку различные предметы.

После того, как ряд предметов (начать можно с 4–5) будет обследован, предложите ребёнку назвать все эти вещи, причём в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнить сразу две мыслительные операции — узнавание и запоминание.

Развитие двигательной (моторной) памяти

Хорошими упражнениями для развития двигательной памяти малыша являются танцы. Разучивая различные движения, ребёнок запоминает их, чтобы воспроизвести в дальнейшем.

Кукловод

Завяжите ребёнку глаза, возьмите его сзади за плечи и начните водить, как куклу, по определённому маршруту. Например, три шага вперёд, остановка, поворот налево, снова три шага, остановка, разворот и т. д.

Развяжите карапузу глаза и попросите его повторить все движения. Усложняйте задачу, увеличивая продолжительность маршрута и включая в него простые физические упражнения: приседания, прыжки, повороты через плечо, поднимание рук.

Запрещённое движение

Скажите малышу, что вы будете показывать различные движения, а карапуз должен их повторять. Но одно движение повторять запрещено! Договоритесь, что запрещённое движение, к примеру, — руки в стороны.

Показывайте ребёнку движения, всё больше ускоряя темп. Старайтесь запутать малыша, разводя руки в стороны. Ребёнок должен не ошибиться и не повторить запрещённое движение.

Развитие словесно-логической памяти

Развивая словесно – логическую память малыша, уделите внимание произношению слов. Не упрощайте и не искажайте их, иначе в памяти ребёнка они навсегда отложатся в неправильном виде.

Запомни пару

Подготовьте несколько пар слов, например: мяч — играть, вилка — кушать, карандаш — рисовать, краски — кисточка, комар — муха, снег — санки, лето — солнце, кошка — мышка, кровать — спать, песок — лопатка.

Скажите ребёнку: «Я произнесу несколько пар слов. Постарайся запомнить, какое слово с каким вместе я говорю».

Теперь называйте первое слово из пары, а малыш пусть вспоминает второе. Если карапуз справляется, добавляйте слова и ускоряйте темп упражнения.

Хорошими помощниками в развитии словесно-логической памяти являются и такие упражнения:

  • Разучивание песен и стихов.
  • Составление рассказа по картинкам, предварительно разложенным в логической последовательности.
  • Описание впечатлений от прогулки, посещения цирка, театра или зоопарка.
  • Обсуждение прочитанной книги или просмотренного мультфильма.

Не забывайте о важных факторах

Помните, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, что память — это продукт работы мозга. И мозгу вашего карапуза для активной деятельности нужны:

  • Регулярное пребывание на свежем воздухе.
  • Сбалансированное питание, содержащее все необходимые витамины, минералы и другие вещества.
  • Спокойная домашняя обстановка.
  • Соблюдение режима дня, здоровый и полноценный сон.

Мы уверены, что совсем не за горами то время, когда ваш наследник поразит вас, демонстрируя феноменальную память и заслуженно завоевав звание лучшего ученика.

Всего вам наилучшего! До свидания!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Почувствуй мир вокруг себя (развитие тактильной памяти с элементами психо-эмоцианольных ощущений)

Валентина Врагова
Почувствуй мир вокруг себя (развитие тактильной памяти с элементами психо-эмоцианольных ощущений)

Детство — это важный период в развитии личности. В этот период дети задают множество вопросов, так как им необходима новая информация для работы мозга. У детей от 3-х до 7-ми лет память по скорости развития опережает другие способности. Рассматривая картинку ребенок вспоминает, видя необычный предмет начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного опыта. Не было бы памяти и мы ничего не понимали бы так как, не успев получить информацию тут же забывали все. Поэтому любое желание ребенка запомнить что-то необходимо поощрять — это развивает не только память, но и познавательные способности детей (внимание, воображение, восприятие, мышление). Память — это основа нашего сознания.

Малыш, появившийся на свет, познает мир постепенно. Сначала то, что его окружает, а потом кругозор ребенка постепенно расширяется. Большую роль в этом играют впечатления от общения с людьми, но этого для него мало. Он стремится сам взаимодействовать с окружающим миром.

Непосредственный контакт ребенка с предметами позволяет познать их отличительные особенности, развивать у детей воображение, память, сформировать простые мыслительные операции и эмоциональное состояние ребенка.

“Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь идти мне медленно. ”

Дай мне приглядеться. потрогать. подержать в руках Послушать. понюхать. и, может быть,

Попробовать на вкус.

Читай также
Цинк в питании будущей мамы — значимость минерала для здоровья беременной и признаки дефицита

О, сколько я смогу найти самостоятельно.

Только, пожалуйста, не торопи меня!”

В ребенке с рождения необходимо воспитывать симпатию к обыкновенным вещам, создавать гармонию с окружающим миром и понимание того, что природа окружает нас, посылает сигналы и просит обратить внимание на: желтые одуванчики, листья, дождевые капли, лягушку, сидящую в луже, звезды и тд.

При ознакомлении детей с тем или иным предметом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие. Отдельные признаки и качества объекта легче всего воспринимаются, когда ребенок неоднократно “опробует” предмет.

Так, в частности, у нас происходило знакомство с различными предметами в окружающей обстановке. Например: познакомив детей с овощами наглядно, дала овощи детям для обследования, использовала натуральные овощи, а можно и муляжи.

Закреплению знаний детей об овощах и других продуктах способствовали дидактические игры: “Чудесный мешочек”, “Отгадай и назови”, “Чудесная коробка” и т. д.

На прогулке обращала внимание детей на кору деревьев: тополь, рябина, березка, дети трогали руками кору, запоминали зрительно дерево и ощущение от прикосновения к коре. Тоже самое проводилось с листьями. В дальнейшем дети по памяти давали характеристику определенным деревьям.

Летом, бегая босиком, дети запоминали ощущения ног к земле, песку, асфальту, камешкам.

Проводя экскурсии обращала внимание на окружающее: например, камни бывают самыми разными: плоскими, круглыми, длинными, шершавыми, гладкими, камни красивого цвета и

интересной формы. Дети находили камешки, которые хорошо пишут на асфальте или камне, они рисовали и писали свои имена.

Глина — очень удобный материал. С ней можно делать что угодно: сжать ее, втыкать в нее пальцы, бить кулаком, приглаживать, стискивать, скатывать в колбаски, перекручивать и вообще глина хороша тем, что любой ком можно превратить в нечто такое, чего нет больше ни у кого!

Песок — замечательный материал для игры. Дети могут рисовать на нем (сухой, стряпать из него (влажный, изготавливая пироги, пирожные, строить дороги, копать тоннели, строить замки. Играя с песком и другими материалами, дети запоминают ощущения от прикосновения к ним.

Когда семена и листья во всей своей элегантной красоте, кружась, падают на землю, ребенок получает урок наблюдательности и умение классифицировать. Здесь обучение — игра, а не тяжелая работа. Основная цель таких игр — организовать непосредственное знакомство с объектами, дать детям живые впечатления, сформировать конкретные наглядные представления об окружающей действительности.

Как уже отмечалось на становление личности ребенка, влияет все окружающее, но прежде всего люди и больше всего люди.

Игра с ребенком не требует больших затрат времени и материальных затрат, важнее всего творчество, фантазия и веселый терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего ребенка в новые увлекательные игры.

Мы должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому “Почему?”, способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы. Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимые условия для развития памяти ребенка.

Учиться, играя! Пусть дети не видят, что их чему-то учат, просто они играют, но незаметно для себя они познают мир. Игра будет интересней, если играющий взрослый наравне с ребенком по очереди описывает предмет, усложняя раз за разом игры.

Поиск нестандартных методов работы с детьми привел к появлению в нашей группе игр, связанных с тактильной памятью.

Тактильная память — это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

На первом этапе своей работы я вместе с детьми изготовила дощечки. Дети с удовольствием помогали мне. Дощечки были изготовлены из пластика, размером 19*13,5. На поверхность дощечек наклеены различные материалы (различной шероховатости) такие, например, как: мех, вельвет, фланель, наждачная бумага, бархатная бумага, расплавленный воск, спички, палочки длинной 5 см, диаметром 0,8см. Спички на дощечке располагали хаотично, а палочки в вертикальном положении, веревочку, диаметром 0,5 см, наклеивали не строго прямо, а волнообразно, можно наклеить ее зигзагом или как-то по другому. С обратной стороны дощечки писала (рисовала) цифры от 1 до 10, т. к. изготовила 10 дощечек.

При наклеивании некоторых материалов, например, фланель, мех, палочки, дети принимали участие. Они намазывали клеем дощечки, другие подавали палочки, третьи — разглаживали приклеенный материал (фланель, мех) и т. д.

Вельвет, бархатную и наждачную бумагу я наклеивала вместе с лисичкой, пришедшей к нам в гости на глазах у детей, лисичка так старалась, так расхваливала эти дощечки, что заворожила детей, фазу же после изготовления дощечек у детей появилось желание потрогать их, поиграть с ними, представить на что (кого) похожи. Трогая дощечки, дети представляли — большой красивый палас, мягкое одеяло,

цыпленка, заборчик, лесенку, асфальтированную дорогу, стену, бабушкины шершавые руки и т. д.

Некоторые дощечки были для детей сюрпризом, так, например, дощечку с расплавленным воском на поверхности, принес детям почтальон в красивом конверте от детей из другого детского сада. Дощечка детям очень понравилась, трогая ее, дети представляли: облачка, плывущие по небу, кочки на лугу, лужи и т. д.

Несколько дощечек я сделала для детей в качестве сюрприза (спички, палочки, целлофан). Играя в игру “Чудесный мешочек”, я положила эти дощечки в мешочек и трогая, но не видя их, дети представляли на что они похожи: лес, лесенка, лед, кора дерева.

В младшей группе после изготовления каждой дощечки дети обыгрывали ее, трогая дощечку, представляли на что (кого) она похожа, развивая фантазию, речь. Находили в окружающей обстановке предметы похожие на дощечку, подбирали картинки с предметами похожими на дощечку. Проводя словесные игры, дети по памяти описывали предмет, его качество, вспоминая то, что они ощущали, прикасаясь к предмету. В играх принимали участие не все дети, некоторым совсем не нравилось это занятие, они занимались в это время чем-нибудь другим и я никого не принуждала, но пыталась заинтересовать. В дальнейшем эти дети незаметно для себя увлекались дощечками и вместе с нами играли. С помощью дощечек в младшей группе уже большинство детей знали (зрительно запоминали) цифры от 1 до 10. Для закрепления цифр с детьми разучили стихи о каждой цифре.

С возрастом детей постепенно усложнялись задания к играм и сами игры.

В средней группе дети составляли небольшие рассказы по дощечкам. Делали зарисовки того, что представляли, трогая дощечки.

Опыт, получаемый ребенком при восприятии различных предметов природы и общественной жизни, наглядно помог ребенку развить мышление и его речь. В средней группе ввела карточки, на которых были выдавлены цифры от 1 до 10 и геометрические фигуры. Я считаю, что карточки помогли детям в быстром запоминании и закреплении цифр и геометрических фигур.

В старшей группе дети изъявили желание изготовить дощечки- подарки для малышей и многие поддержали это предложение. Юля предложила наклеить на дощечку семечки, трогая эту дощечку она представила огромное море и маленькие кораблики, плывущие по морю. Антон представил, что он держит в руках ананас. Аня предложила наклеить круг из картона, трогая эту дощечку представила солнышко на небе, т. к. круг теплее, чем поверхность самой дощечки. На другие дощечки дети предложили наклеить поролон (можно его намочить, чешую от шишек, пшено и т. д. По этим дощечкам дети составляли интересные рассказы. Дощечки и рассказы малышам понравились, а старшие остались довольны тем, что сделали малышам приятное.

В старших группах продолжала проводить знакомство с тканью, песком, глиной, водой, стеклом и т. д. И все это происходило посредством непосредственного контакта детей с предметом. Например, работая с тканью, дети определяли его качество, закрепляли название, предлагали что можно сшить из этого материала и для какого времени года вещь предназначена. (Игры: “Ателье”, “Что было бы, если исчезла ткань?” и т. д.).

Или взять раздел «Вода»:

Нас окружает везде и всегда

Эта волшебница, чудо-вода!

Кругозор игр по этому разделу очень обширен и в любое время года и в любом виде, в каком она существует. Играя, дети узнают и закрепляют все свойства воды, понятия — сухой, мокрый, влажный. Дети с удовольствием рисовали по представлению воду (дождь, снег, пар, сосульку, ручеек) и при этом рассказывали о своих ощущениях, получаемых при соприкосновении с различными формами воды.

Непосредственное обследование листьев с деревьев так же помогло детям запомнить название дерева, с какого упал лист. Например, лист тополя плотный, упругий, гладкий. Лист березы — тонкий, сверху немного шершавый, лист рябины — сверху гладкий, а с обратной стороны пушистый. Таким же образом дети обследовали не зрительно, а на ощупь края листьев: ровный, зубчатый, резной.

Начиная со старшей группы, закрепляли буквы, выдавленные на карточках. Много игр проводилось с детьми по тактильной памяти из книги И. Ю. Матюгина.

В основе предлагаемой программы положена идея воспитания разносторонне развитого ребенка. Предложенные мной игры по тактильной памяти развивают не только тактильную память, но и фантазию, воображение. Что было бы если человек не обладал бы этими качествами? Мы просто лишились бы научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

Игры помогают овладеть прекрасным даром — даром слова, в играх дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением.

В эмоционально-психологическом развитии ребенка большую роль, едва ли не основную играет развитие тактильной памяти.

Легкое дуновение ветерка, нежные, ласковые прикосновения рождают в душе ребенка положительные эмоции, чувство душевной

комфортности. В свою очередь отрицательное воздействие (болевое* грубое) оказывает негативное влияние на чувства ребенка.

Занимаясь этой темой хочу сказать, что эта тема очень обширна, группа игр, проводимых с детьми безгранична и разнообразна, ведь детская фантазия неиссякаема. Важно не только научить ребенка чему- то, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою точку зрения.

Игра на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики «Волшебный цветочек» Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мысленных процессов головного мозга, развитию творческих способностей и формированию.

Читай также
Естественные роды: мнения за и против, используемая анестезия

Игры на развитие слухового внимания и памяти Родители зачастую жалуются на рассеянность своих детей. Многие думают, что их малыши просто не хотят слушаться и проявляют свой характер.

НОД с элементами экспериментирования в средней группе «Воздух вокруг нас» Цель: формировать у детей понятие «воздух» и его свойства (невидимый, лёгкий) Задачи: — сформировать у детей любознательность, логическое.

Перспективный план работы «Развитие тактильной памяти у детей с помощью специальных дощечек» Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста.

Развитие двигательной памяти на уроках физкультуры «Физические упражнения и спорт не только укрепляют те или иные органы, но и содействуют умственному развитию человека…» Н. А. Семашко В наше.

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений Развитие речедвигательного и речеслухового анализатора является очень важными для формирования речи. На правильное формирование речи оказывает.

Развитие навыков рефлексии, эмоционального состояния, чувств, ощущений Слайд№1 Ощущения и восприятия Слайд№2 — это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства.

Развитие памяти у детей Когда и зачем нужно развивать память? Этот вопрос возникает всё чаще и чаще. Память формирует личность человека, поэтому развивать память.

Развитие памяти в дошкольном возрасте У дошкольников главным видом памяти является образная. Развитие и перестройка образной памяти связаны с изменениями происходящими в жизни.

Развитие внимания и памяти у детей с ТНР Особую тревогу педагогической общественности вызывает рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Трудность в работе с детьми.

Игры и упражнения для развития памяти детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. С помощью простых игр и упражнений Вы сможете научить малыша легко запоминать и воспроизводить информацию.

Виды памяти

Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.

Критерий

Виды памяти

По сроку хранения информации

Мгновенная (0,1 – 3 сек.)

Кратковременная (3 -30 сек)

Долговременная (может храниться годами)

По объекту запоминания

По форме хранения информации в памяти

По участию воли в процессах памяти

Произвольная (необходимы усилия)

Непроизвольная (информация запоминается сама по себе)

По участию мышления в процессах памяти

Механическая (простое заучивание)

Логическая (запоминание смысла)

У каждого из нас одни виды памяти развиты лучше, а другие хуже. Например, кто-то хорошо воспринимает информацию на слух, а у кого-то фотографическая память. Занимаясь с малышом, нужно стараться уделять внимание всем видам памяти, так как в дошкольном возрасте психические процессы пластичны и развиваются легче, чем у взрослых.

Особенности памяти дошкольников

У детей младшего дошкольного возраста преобладает образная память. Малыши могут запоминать лица людей, голоса, мелодии, вкусы и запахи. Информация запоминается ими, в основном, механически, непроизвольно. То есть маленький ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи информации. С развитием речи увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. В дошкольном возрасте также активно развивается двигательная память. Многократно повторяя одни и те же действия (например, разучивая танец или работая с ножницами), ребенок постепенно запоминает их.

Не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому информацию, которую необходимо запомнить, лучше преподносить малышу в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать. Произвольная память развивается активнее, если побуждать малыша воспроизводить накопленный опыт: спрашивайте у ребенка, что происходило в течение дня, просите его рассказывать сказки по картинкам и так далее.

Игры для развития зрительной памяти

  • «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
  • «Вспомни и нарисуй». На 1 минуту покажите крохе картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
  • «Опиши соседа». Эта игра подходит для группы детей. Малышам дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.

Чтобы ребенку было интересней, в этой и других подобных играх можно предложить ему «побыть фотоаппаратом». Малыш может жестами изображать, как он делает снимки, а также озвучивать щелчок затвора. Игровая ситуация должным образом мотивирует ребенка и мобилизует его способности.

  • «Дорога домой». Во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
  • «Мемори». Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры — набрать как можно больше парных фишек.

Упражнения для развития слуховой памяти

  • «Слова». Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.
  • «10 слов». Предложите малышу запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.
  • Пересказы.
  • Заучивание песен и стихотворений.
  • «Вспомни, как прошел день».

Развиваем ассоциативную память малыша

  • «Я знаю пять…». Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».
  • «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите малыша вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.

Игры для развития двигательной и тактильной памяти

  • «Руки помнят». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
  • «Графический диктант». Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте малышу чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.
  • «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.

Подробно о развитии двигательной памяти смотрите на видео:

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Перечисленные нами игры и упражнения, безусловно, приносят большую пользу малышу. Но не стоит забывать о простых жизненных правилах, которые следует регулярно соблюдать:

  • Правильное питание;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Физическая активность;
  • Соблюдение режима дня;
  • Здоровый сон.

Эти факторы благотворно влияют не только на развитие памяти детей дошкольного возраста, но и на их познавательные способности в целом.

Выводы

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами игры, Вы сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.

Заключение

В детском Монтессори-клубе «Созвездие» к каждому малышу относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Наши педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Развитие тактильной памяти у детей через дидактические игры
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.

Скачать:

Вложение Размер
doklad.docx 26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие тактильной памяти у детей через дидактические игры.

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.

Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Биологическая значимость её более важна, чем специальные виды чувствительности — зрение, слух, обоняние, вкус. Если представить себе существо, лишённое способности воспринимать мир через кожно-кинестетическую рецепцию, то оно просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных и опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения.

Читай также
Зарядка при тазовом предлежании — польза и эффективность упражнений

Следует отметить, что для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Осязательная память – является подвидом образной памяти, связанная с деятельностью тактильного анализатора. Осязательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавших предметов и явлений. Тактильная или осязательная память, помогает запоминать, что называется на ощупь. Как отмечают исследователи, дети с высокоразвитым восприятием реже испытывают трудности в обучении.

Развитие осязательной памяти так же способствует развитию познавательных процессов -внимания, мышления, речи и мелкую моторику в этом помогают различные дидактические игры. При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Игры с пальчиками, мелкими предметами (мозаикой, различными конструкторами, волчками, бусами, ниточками и верёвочками и т.д. ), ощупывание специально подобранных по форме и качеству предметов развивают речевую активность детей, способствуют развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулируют фантазию.

Это такие игры как: «Тактильные дощечки», «Найди нужный предмет», «Волшебный мешочек».

I. «Тактильные дощечки»

Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности;

учить обследовать сектора в дощечке подушечками пальцев и всей ладошкой;

обогащать словарный запас качественными прилагательными;

развивать внимание, способность работать не спеша, сосредоточенно.

Координация зрительных тактильных анализаторов;

Развитие восприятия и воображения;

Стимуляция зрительных и тактильных ощущений;

Развитие мелкой моторики

Активация развития познавательных процессов

  • Рассмотреть и ощупать сектора в лабиринте — провести птичек к фруктам.
  • Охарактеризовать свойства секторов в лабиринте (мягкая, пушистая, тёплая, жёсткая, шершавая, холодная, ворсистая, твердая, колючая, гладкая и т.д.).
  • Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами :

(пушистый, как снег, а вы как думаете?. колючий, как? (ежик, елочка, цветок) гладкий, как? (мамина ладошка, лед, стекло) .

нахождение дощечки по описанию , например, я назову качество, а вы назовите материал : шероховатая, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех.

Задание 3. « Найди пару»

Цель игры : совершенствовать тактильное восприятие .

Предложить детям рассмотреть дощечки , потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

Детям предлагают найти пушистую дощечку , колючую дощечку .

На что или кого похожа данная дощечка ?

Cравнить колючую и пушистую дощечки . Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую дощечку , до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую дощечку ?

Задание 4. «Найди непохожие дощечки »

Цель : Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы .

Предложить детям найти противоположные сочетания : пушистые — гладкие, колючие – мягкие и т. д.

Учить соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.

Найди такую же дощечку . Найди дощечку , похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка ? Какую вещь? Найди самую злую дощечку , самую добрую, самую грустную и т. п.

Какая дощечка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?

Учить составлять рассказы с опорой на « тактильные дощечки » и тактильные ощущения , давать оценку своему эмоциональному состоянию.

Жил-был пушистый зайчик (подбирается дощечка ) под колючей елкой ( дощечка ) . А рядом росла мягкая, шелковистая трава ( дощечка , в которой ползали маленькие муравьи ( дощечка ) . В гости к пушистому зайчику иногда приходили пушистая белка ( дощечка ) и колючий ежик ( дощечка ) . И они все вместе шли гулять по ровной дорожке ( дощечка ) .

Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.

Жил-был пушистый зайчик ( дощечка ) под старым дубом ( дощечка ) .

А под дубом росла мягкая, шелковистая трава ( дощечка ), в которой ползали маленькие муравьи ( дощечка ) .

В гости к зайчику, иногда проходили пушистая белка ( дощечка ) и колючий ежик ( дощечка ) и тогда они все вместе : зайчик, еж и белка начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве, где ползали маленькие муравьи под могучим дубом .

Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по « тактильным дощечкам » .

1) Был теплый, солнечный денек ( дощечка ) . Солнышко на небе улыбалось ( дощечка ) . На поляне веселились цыплята ( дощечка ) . Вдруг солнышко нахмурилось ( дощечка ) . Оно увидело что-то нехорошее ( дощечка ) . Оказывается, в кустах пряталась хитрая лиса ( дощечка ) . Но цыплята увидели лису и убежали к маме-курице. Хитрая лиса ( дощечка ) и ушла голодная. Какое у нее было настроение? Солнышко снова улыбалось ( дощечка ) . А веселые цыплята вернулись на полянку ( дощечка ) .

2) Злой волк ( дощечка ) крадется по лесу ( дощечка ) на поляну ( дощечка , где прыгают, веселятся пушистые зайчата ( дощечка ) .

3)«Кошка на прогулке в лесу» .

Однажды пушистая кошка решила пойти в лес на прогулку. Она надела на ножки гладкие туфельки и вышла на улицу. Сначала кошка шла по ровной дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда кошка пришла в лес, пошел дождь и дорожка стала скользкая.

Составление рассказов о себе.

Я добрый ребенок ( дощечка ) . Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня такое настроение ( дощечка ) . Про добрых людей я думаю, что они такие ( дощечка , а про злых думаю, что они вот какие ( Дощечка ) . Когда я играю в любимую игру, то у меня вот такое настроение ( дощечка ) . Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение ( дощечка ) .

Показать детям картинку, на которой изображен волк. Волк какой? Злой (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку ). Какие зубы у волка? Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку ). Какой нос у волка? Гладкий, холодный (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку ). Затем опираясь на тактильные дощечки , дети могут дать простейшее описание медведю.

На занятиях с использованием « тактильных дощечек » необходимо выяснять, почему ребенок выбрал именно ту или иную дощечку . Это даст возможность определить, понимает ли ребенок данное задание, а также оценить его эмоциональное состояние (в семье, детском саду, в разные временные отрезки, разных ситуациях) . Можно предложить детям выложить сюжет «Моя семья» . И выяснить, почему каждому члену семьи соответствует именно эта дощечка . Можно предложить ребенку выложить дощечки , которые соответствуют его друзьям, выбрать ту дощечку , которая подходит к его настроению, когда он утром пришел в детский сад и т. д.

Но необходимо учитывать, что однократные тесты не дают полной картины психологического состояния ребенка : сегодня себя или своих близких он сопоставляет с одними тактильными ощущениями , а в следующий раз – с другими. Следовательно, проводить тесты с использованием « тактильных дощечек » необходимо многократно или в совокупности с другими тестами.

Наборы предметных картинок

Поверхность оклеена натуральным или искусственным мехом

Кошка, лиса, шуба, меховая шапка, ковёр, мягкая игрушка, окутанное инеем дерево

Поверхность оклеена наждачной бумагой

Дорога, песок, тёрка, кирпичи, кактус, роза, ржавая труба, репейник

Ворсистая фланель (байка)

Фетровая шляпа, одуванчик, вата, лист герани, персик, абрикос, маленький ребёнок

Застывшие капли воска со свечи

Облака, сосулька, капли мёда, пуговицы, камешки, мозаика, лужа, клякса

Тонкая верёвка или толстый шнурок

Дорога, река, змея, червяк, скакалка, горы, верблюд, волны

Очищенные от серы спички

Забор, дерево, пила, мостик, плот, лестница, костёр

Поломанные спички (без серы)

Хворост, кочки на болоте, вермишель, костёр, солома, бусы, кубики, снежинки

Поверхность абсолютно гладкая (целлофан, клеёнка, фольга)

Зеркало, каток, арбуз, утюг, стол, вода, стекло, диск, паркет

Бархатная ткань (бархатная бумага)

Трава, кисточки, верба, косы (волосы), полотенце, платье, лепестки розы

Рубчатая ткань (вельвет)

Щётка, ребристая доска, карандаши, ручейки, рельсы, струнный инструмент, грядки

II. «Найди нужный предмет»

  • Цель: учить детей на ощупь узнавать, запоминать и соотносить предметы друг с другом, формировать обобщающие понятия на основе логической цепочки: животное, продукт питания, место обитания. Развивать образную осязательную память. Оборудование: Маски-шапочки зайца, белки, ежика, собаки; игрушки-животные; муляжи моркови, ореха, гриба, косточки, картинки с изображением моркови, гриба, ореха, косточки. Мешочек (или сундучок, или ширма).
  • Возраст: 3-8 лет.
  • Ход игры: перед началом игры педагог рассказывает сам (а в более старшем возрасте привлекает к рассказу детей), с предъявлением картинок, кто из зверей чем питается. Каждому ребенку предлагается роль кого-нибудь из зверей, на них надевают соответствующие маски-шапочки. Дети, подходят к столу, определяют на ощупь соответствующую игрушку, вспоминают, чем питается это животное и в другом мешочке ( или как вариант игры — на предметной картинке) выбирает то, чем питается его персонаж.
  • Примечание: чем старше дети, тем большее количество персонажей можно вводить. Если играют старшие дети, то к оборудованию добавляются рисунки с изображением конуры, дупла на дереве, куста, норки в земле. Детям предлагается установить логическую цепочку слов: животное – продукт питания – место обитания. Педагог спрашивает детей, где живут их герои. После обсуждения ответов, им предлагается выбрать соответствующие логическим цепочкам картинки: собака – косточка – конура; заяц – морковка – куст; ежик – грибок – норка; белка – орех – дупло.

III. «Волшебный мешочек»

  • Эта удивительная игра поможет вам развить и зрительную, и тактильную, и даже слуховую память ребенка. Самый простой вариант: возьмите две пары сильно отличающихся друг от друга предметов: два кубика и два шарика; два мишки и две куклы и т. д. Положите в мешочек по одному предмету из каждой пары.
  • Покажите малышу один предмет, например, мишку. Потом уберите его и попросите найти такой же на ощупь. Если у малыша не получается, возьмите его ручку в свою и действуйте сообща. Важно, чтобы малыш почувствовал связь между зрительным и тактильным образом предмета, а сумеет он сделать сам или с вашей помощью – пока не так уж и важно. Постепенно, только не слишком быстро, увеличивайте количество предметов. Эта игра развивает связь между зрительной и тактильной памятью.
  • Теперь предложите малышу с завязанными глазами ощупать предмет правой рукой, а потом найти его в мешочке левой. Этот вариант игры хорошо развивает тактильную память и укрепляет связь между полушариями.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
"
×
×
"
Adblock
detector