Развитие речи у детей 3-4 лет: как определить задержку и упражнения для профилактики развития

Развитие речи у детей 3-4 лет: как определить задержку и упражнения для профилактики развития

Содержание

Развитие речи у детей 3-4 лет: как определить задержку и упражнения для профилактики развития

Задержка речи

Задержка речевого развития у ребенка

развития у ребенка — это отставание от возрастной нормы Речевое развитие детей в возрасте до 4 лет. Дети с развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводузадержки речевого развития речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

Причиныречевого развития у детей :

  • Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами
  • Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)
  • Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
  • Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.

Нормы речевого развития у детей в возрасте до 3-х лет.

Отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно.

Нормы речевого развития: первый год жизни.

  • 2 месяца. Ребенок произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
  • 3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
  • 4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
  • 5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
  • 6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.
  • 7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
  • 8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
  • 9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.
  • 10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
  • 11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
  • 12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.

Нормы речевого развития на второго году жизни.

Стадия активной речи – автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» — кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель».

Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.

К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).

Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.

Речевое развитие на третьем году жизни

Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).

Задержка речи после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на речевые способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Т.е. идет задержка развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.

На что необходимо обращать пристальное внимание?

Произношение звуков ребенком в первые восемь месяцев жизни (малыши произносят различные звуки «а-а-а», «м-м-м»). Если малыш упорно молчит, есть повод задуматься и своевременно обратиться к невропатологу.

Понимание слов обращение к ребенку в возрасте 10-14 месяцев. Если малыш не оборачивается, когда к нему обращаются, и для привлечения внимания к себе использует плач.

Узнавание предметов на слух. В возрасте 14-18меясцев дети различают на слух предметы и могут показать на картинке предметы («Где мишка?», «Где ушки?», «Где кукла?»)

Выполнение простейших команд. В возрасте 18-24 месяцев малыш способен удовлетворить просьбу взрослого («Возьми мяч и дай его мне», «подними кубик и да его мне»).

Произнесение слов и фраз. В возрасте 2-3 лет дети произносят отдельные слова и формируют фразы («мама дай, пойдем гулять»).

Произношение звуков и слов. В возрасте 3-4 лет дети могут произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения («папа пошел на работу», «я иду гулять»). Особенно необходимо обратить внимание, если большинство звуков произносится неправильно и в возрасте 4 лет ребенок неспособен формировать предложения.

Диагностика и лечение развития

Диагностика речевого развития происходит в тот период, когда речь должна быть уже развита, то есть в три — четыре года, чаще всего такой диагноз ставится в тот период, когда упущено время для наверстывания и коррекции этого состояния. Поэтому родителям не стоит ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению речи надо уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания).

Диагноз развития у ребенка ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.

Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла задержка развития.

Если проблема психологическая (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре) то лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция речи. Родители должны уделять максимум внимания и вносить эмоциональный аспект в отношения с ребенком. Также должны проводиться занятия с логопедами и логопедами-дефектологами.

Читай также
Храп при беременности: причины появления, методы избавления, профилактические действия

Если проблема неврологического характера, и развития происходит в результате мозговых дисфункций, лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты ноотропного действия (ноотропил, цинаризин, кортексин, энцефабол и др.), их действие направлено на улучшение кровообращения мозга, на улучшение интегративной функции мозга.

Также развития неврологического характера лечится методом транскраниальной микрополяризации. Участки головного мозга, отвечающие за развитие речи, подвергают воздействию постоянного электрического тока слабой силы (в 10 раз меньше чем при электрофорезе), это активизирует деятельность этих участков, нормализует развитие речи, а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и внимания).

Если у ребенка развития вследствие нарушения слуха (глухота), то ребенка определяют в специализированный детский

Речевое развитие ребенка в 3–4 года: нормы и особенности, рекомендуемые упражнения

Оксана Бельмас
Речевое развитие ребенка в 3–4 года: нормы и особенности, рекомендуемые упражнения

В этом возрасте малыши уже научились логически мыслить и делать собственные выводы о предметах, с которыми познакомились в процессе игровой деятельности. Главной особенностью развития речи 3-4-летних детей является способность активному общению с людьми. Они говорят даже тогда, когда им сложно выговаривать предложения, состоящие из длинных конструкций. Трудности с произношением слов (гласных, шипящих звуков) присущи многим детям данного возраста, поэтому не считаются отклонением от общепринятых медицинских норм. Однако если есть подозрения, что речевые навыки нарушены, тогда нужно проконсультироваться у детского педиатра или логопеда.

Особенности развития речи ребенка 3-4 лет

Речевое развитие детей 3 и 4 лет проходит определенные стадии коммуникативного общения. Поначалу ребенок обучается речи с родителями, а затем усовершенствует свои навыки в дошкольном заведении.

На четвертом месяце жизни многие малыши хорошо выговаривают односложные фразы, и даже учатся выстраивать речь из сложных предложений. Бывает, что кроху очень трудно понять, так как речевые функции еще плохо развиты. Особо это заметно, когда произнося слова, трехмесячный ребенок делает паузы, пропускает предлоги, неправильно ставит окончания или ударения.

Характерными особенностями развития речи большинства детей 3-4 лет, которые являются нормой, являются такие показатели:

в активном лексиконе появляется много вопросов: почему? зачем? что будет?;

мальчики и девочки стараются проговаривать предложения, состоящие из 3-4 слов;

в норме словарный запас ребенка на 3 году насчитывает около 1500 слов, а в четыре года – более 2500 слов;

ребенок пытается запомнить и логично пересказать услышанные звуки, стишки, потешки, речь взрослых.

Речь ребенка в 4 года постоянно усовершенствуется и становится более понятной. Он уже достаточно освоил грамматику, правильно составляет фразы и даже может ответить без ошибок связанным предложением. Появляется больше частей речи и сложносочиненных фраз. При разговоре используются имя прилагательные, местоимения, предлоги и союзы. Заметно улучшается артикуляция и употребление глаголов по числам, лицам.

Нормативы речевого развития детей

Развитие речи у детей 3-4 лет в пределах нормы предполагает четкое понимание мамой и папой своего ребенка. Однако этот показатель сугубо индивидуален. Согласно статистическим данным, коммуникативные способности у большинства мальчиков формируются позже, чем у девочек. Период задержки персональных навыков может достигать двух-трех месяцев.

Речевой аппарат ребенка развивается по мере его взросления. Он имеет свои особенности, которые зависят от ряда факторов – социально-бытовых и физиологических. К первым относят, хорошая атмосфера в семье (отсутствие ссор между родителями) и ежедневные занятия с малышом. К физиологическим факторам причисляют – периферические и мозговые механизмы. Эти центры речи расположены в коре мозга и хранят «речевые образы», которые накапливаются в процессе обучения.

Несмотря на индивидуальные показатели, нужно учесть и общепринятые нормы оценки развития речи у ребенка 3-4 лет. Заинтересованность родителей в том, чтоб кроха правильно овладел речью, позволит избежать многих препятствий в будущем.

В 4 года речь ребенка должна отвечать определенным нормативам. Отклонения от норм в психологическом развитии возможны, но не значительные.

Желательно чтобы в этом возрасте малыш умел:

рассказать про себя (проговорить имя, фамилию, адрес проживания);

описать предложенную картинку, пересказать любимый «мультик» или сказку;

точно повторять слова и предложения, которые услышал;

разговаривать на пониженных и повышенных тонах;

произносить большую часть звуков, за исключением сонорных («р», «л») и шипящих («с», «ш», «щ»);

хорошо понимать, о чем идет речь.

называть действия домашних животных – «кошка лежит», «собачка гавкает».

При обнаружении несоответствия по нескольким вышеуказанным пунктам обратитесь за помощью к педиатру. Возможно, что малышу попросту не хватает родительской поддержки и внимания, которые являются препятствием в обучении навыков и умений. В случае выявления более серьезных нарушений в задержке развития речи, врач может назначить ребенку комплексное обследование, с привлечением других специалистов (психиатра, логопеда, невролога).

Как научить малыша говорить правильно?

Даже когда с малышом 3 лет все в порядке, его словарный запас нужно развивать постоянно. Для коррекции речи ребенка желательно привлечь логопеда, который подберет правильную методику обучения, учитывая его индивидуальные особенности. Такие тренинги способствуют логическому мышлению и улучшению артикуляции.

Речевое развитие детишек в три года протекает в динамической форме. В этот период очень важно соблюдать предельную осторожность, не спешить усложнять занятия и вскоре проблемы развития речи у вашего ребенка останутся позади.

Какие же занятия необходимо проводить с детьми на дому, чтоб они быстрее освоили такие навыки? Детские логопеды дают несколько проверенных методических рекомендаций:

Проговаривайте вслух все действия. Например, «Аня идет гулять на улицу», «принеси теплую кофточку», либо «сейчас мы сядем за столик кушать кашку».

Вносите коррективы в свою речь. Во время общения с ребенком используйте разные способы интонации (громкость, интенсивность, протяжность).

Используйте дидактические материалы и логопедические пособия, направленные на коррекцию речевых нарушений.

Учите малыша выражать свои мысли с помощью общения. Старайтесь меньше жестикулировать, когда объясняете новые предметы.

Просите кроху выразительно озвучивать его любимых персонажей («мишку косолапого», «зайчика», «белочку», девочку «Машу» из мультфильма).

Стремитесь расширить словарный запас путем скороговорок и ежедневных повторений фраз. Это научит ребенка лучше говорить и больше запоминать информации.

Приучайте к разным формам речи – от двухстороннего диалога до описания конкретного объекта.

Следите за правильным синтаксическим построением предложений (число, падеж, род).

Во время прогулок давайте ребенку возможность выговориться. Задавайте как можно больше вопросов, учите отвечать развернуто на предметы. Делайте подсказки, если ему сложно ответить. Поощряйте за добрые дела.

Речь четырехлетнего малыша не должна быть слишком громкой или тихой. Пытайтесь научить его разговаривать в определенном темпе и следите за тем, чтоб он не «тараторил» и не тянул слова.

Улучшить работу центров головного мозга и произношение связанных слов помогает мелкая моторика. Давайте ребенку лепить пластилин, собирать пазлы. Увлекайте его в мир игровых занятий, от этого он получит только пользу. Обобщайте назначение предметов: Краски и фломастеры – ими рисуют», «полочки в шкафу – на них складывают детские вещи», «из чашек – пьют чай, молоко и другие напитки».

Постоянно развивайте органы, участвующие в воспроизведении звуков (язык, губы, лицевые мышцы). Дефекты речи у детей можно исправить с помощью артикуляционной гимнастики. Главное – это не перенасытить 3- 4 летнего ребенка упражнениями. Постарайтесь составить программу так, чтоб разбить занятия по укреплению артикуляционного аппарата на несколько дней.

Упражняемся с помощью игр

Всем известно, что игры и игрушки являются интересным и увлекательным видом деятельности для многих детей. С помощью «забав» маленький дошкольник тренирует память, внимание и учится логически мыслить. В процессе игровых занятий ребенок даже не замечает, как самостоятельно развивает речь, обогащая ее новыми, более сложными словоформами. Плюсом будет, если родители 2-3 годовалого малыша будут ему помогать в освоении лексического богатства. Хорошим примером может послужить: чтение книжек, разучивание стихов либо песен из мультфильмов.

Речевую практику детей целесообразно расширять и другими полезными играми и упражнениями, среди которых:

Развиваем логику». Расставить кастрюли и крышки по размеру, от большего к меньшему, пускай малыш учится правильно складывать «шляпки». Заставить его подумать поможет упражнение, когда нужно вычесть из нескольких предметов один ненужный. Например, расставить на столе 6 карандашей и один фломастер, после спросить: «какой предмет здесь будет лишний?» Не менее полезными для логического развития являются занятия, при которых ребенок учится собирать конструкторы, делать лепки, объединять предметы по форме (шершавые, ребристые, гладкие) или общим признакам (синий, красный, желтый).

«Тренируем память». Например, такое упражнение: назвать с закрытыми глазами, что нарисовано на листе бумаги, а потом указать, какие появились изменения на картинке (дорисованные одним из родителей). Еще вариант, пускай ребенок запомнит разложенные перед ним игрушки и отвернется в сторону. В это время добавьте один предмет и попросите его назвать. Во время таких занятий следите за тем, как он выговаривает звуки и не коверкает ли свою речь.

Читай также
Шалфей при планировании беременности: как принимать правильно, мнение врачей и безопасность настоя

«Учимся правильно употреблять формы слов». Цель – употребление предлогов («на», «под», «перед», «около»). Игра заключается в перемещении предметов и проговаривания их места нахождения. К примеру, «кошка сидит на столе», «попугайчик залетел в клетку», «пупсик упал под стульчик». Полезным будет упражнение на угадывание ребенком предметов. Из нескольких игрушек мама выбирает одну и описывает ее признаки, а кроха должен догадаться, о чем идет рассказ.

«Упражнения на силу произношения голоса». Цель игры – называть предметы выразительно и громко. Тренировать силу голоса можно при помощи ролевых игр. Отличным помощником здесь станут народные сказки. Мама читает сказочный материал («Маша и Медведь», «Царевна лягушка», меняя интонацию и выразительность речи, затем просит ребенка озвучить одного из героев.

Развитие диалоговой речи. Цель методики – научить малыша выстраивать разные связные предложения. Этого можно достичь при непосредственном общении с крохой, путем развернутых вопросов-ответов. Ребенку легче строить речевые формы, если он будет повторять рассказ за вами. Чаще задавайте вопросы: «что он сейчас делает», «кто говорит мяу-мяу», «найди отличие на картинке», «какое изображение он видит на рисунке».

Речь детей необходимо развивать последовательно, учитывая их возрастные особенности и уровень общего развития 3-4 летних малышей. Все проводимые игры должны быть не сложными, чтоб не утомлять и не раздражать кроху. Желательно отдать ребенка в садик, где среди ровесников, ему легче развить навыки речи и научиться разговаривать правильно.

Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКААктивная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи.

Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Консультация для родителей. «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу.

Консультация «Как стимулировать речевое развитие ребенка?» Как стимулировать речевое развитие ребенка? Если ребенок в 2—2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов — это вызывает тревогу у.

Консультация «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со.

Консультация «Познавательное и речевое развитие ребенка» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Извлечение из ФГОС ДО. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,.

Речевое развитие детей 4-го года жизни (выступление на родительском собрании) Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения Для социальной адаптации в обществе и дальнейших.

Речевое развитие ребенка. Ошибки семейного воспитания Консультация для родителей «Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания.» Роль родителей в развитии ребенка. У.

Речевое развитие детей от 3 до 4 лет

Дети 3-4 лет имеют навыки самообслуживания и представление об окружающих их предметах. Они начинают произносить осмысленные словосочетания и предложения. Развитие речи у ребенка 3 лет способствует устранению сложностей в применении некоторых звуков и построении фраз.

Особенности развития речи детей 3-4 лет

Речь в 4 года продолжает совершенствоваться. Появляются рассуждения о предметах и явлениях. Дошкольник интересуется окружающим миром, заводит новых друзей и общается с родственниками. Ребенок начинает формулировать вопросы, ответы на которые он не может получить самостоятельно.

Активный и пассивный словарь

Речь развивается настолько, что количество произносимых слов увеличивается в 2 раза. Активный лексикон включает до 2 тыс. наименований предметов и явлений. Ребенок не только запоминает произносимые взрослыми фразы, но и пытается создавать собственные. Усвоение понятий происходит в игровой форме (дети пробуют переставлять местами слоги и буквы). Словарный запас включает:

  • названия предметов (ребенок различает предметы, выполняющие одинаковые функции, например вилку и ложку);
  • названия животных (дошкольник должен знать, какие звери являются дикими, а какие могут проживать в домашних условиях);
  • названия явлений природы (ребенок отличает снег от дождя, облако от тучи).

При освоении новых слов дошкольники выявляют связи между предметами, явлениями и их наименованиями. Дети начинают осмысленно воспринимать компоненты родного языка.

Для нормального общения имеющегося запаса недостаточно, поэтому с пересказом длинного текста могут возникать трудности. Ребенок не может правильно описывать происходящие с ним события.

Грамматика речи трехлетних детей

Речь в 3-4 годика содержит словосочетания и короткие предложения. К концу четвертого года формируются сложные конструкции, например, предложения, содержащие несколько подлежащих и сказуемых. Например, «начался дождь, поэтому я взял зонтик». Появляются прилагательные, с помощью которых дошкольник описывает признаки предметов. Активно используются числительные, местоимения и другие речевые средства, ранее не применявшиеся.

Речь нельзя считать совершенной. Могут возникать проблемы при использовании падежей и множественного числа. Допускаются ошибки в согласовании существительного и прилагательного. Неправильно производится склонение глаголов по лицам и числам.

Звукопроизношение

По мере роста ребенка укрепляется мышечный аппарат лица и гортани, произношение звуков улучшается. Дошкольнику удается воспроизводить слова, состоящие из 6-8 букв и имеющие двойные согласные. В 3-4 года могут наблюдаться такие ошибки в произношении звуков:

  • использование свистящих согласных вместо шипящих (език-ежик, сиска-шишка);
  • неправильное произношение звуков ч и ц (тяска — чашка);
  • выпадание звуков р и л или их замена другими звуками (выба-рыба, вожка-ложка).

Заметив подобные нарушения, родитель должен обратиться к логопеду. Специалист расскажет о возрастных особенностях речи и способах их коррекции. Звукопроизношение некоторых детей старше 3 лет не имеет выраженных нарушений. Допускается перестановка слогов в длинных словах. Эти трудности исчезают к 5 годам.

В речи малыша присутствует интонация, наблюдается подражание взрослым. Ребенок может выразительно прочитать стихотворение или рассказ. Темп речи дошкольник регулировать неспособен, он может говорить слишком тихо, громко или торопливо.

Ребенок внимательно подбирает слова и прислушивается к произносимому окружающими. Он может заметить нарушения, допускаемые сверстниками.

Связная речь

Малыш не может составить полноценный рассказ о произошедшем с ним событии, пересказать прочитанное или запомнить длинное стихотворение. Монолог строится с помощью задаваемых взрослыми наводящих вопросов.

Высказывания состоят из простых словосочетаний и несвязанных по смыслу предложений. Проблемы возникают и при составлении текстов по предложенным изображениям. Ребенок последовательно перечисляет действия и предметы. Например, «Здесь кошка. Она пьет молоко. Рядом собака. Она грызет кость.»

Возможно запоминание коротких стихотворений и сказок. Многократно услышав рассказ, ребенок кратко пересказывает содержимое. Смысла незнакомых слов трехлетний ребенок не понимает, поэтому задает вопросы взрослым.

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на различия в уровнях развития детей одной возрастной категории, существуют общепринятые критерии оценки речи. Родители должны обращать внимание на такие признаки:

  • улучшение произношения согласных;
  • знание названий окружающих ребенка предметов;
  • увеличение количества используемых прилагательных, местоимений, числительных;
  • способность склонения речевых компонентов (допускается наличие ошибок);
  • возможность запоминать небольшие тексты;
  • стремление к общению с окружающими с помощью речи.

Кто быстрее — мальчики или девочки?

Так как головной мозг девочки развивается быстрее, развитие речи детей женского пола начинается раньше. Количество произносимых слов оказывается в 2 раза больше, чем у мальчиков того же возраста.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет?

К косвенным признакам задержки речевого развития можно отнести поведенческие нарушения:

  • неловкость движений, неспособность удерживать равновесие;
  • нарушение мелкой моторики, невозможность совершения точных действий;
  • снижение концентрации внимания;
  • гиперактивность или заторможенность.

Присутствие вышеуказанных признаков может свидетельствовать о наличии неврологических патологий. В других случаях отставание в развитии вызывается неблагоприятными условиями проживания и неправильным воспитанием. К явным признакам нарушения речи относятся:

  • невозможность составления фраз;
  • отсутствие согласованности существительного и прилагательного;
  • неправильное произношение большинства звуков (ребенок переставляет буквы и слоги в простых словах);
  • отсутствие предлогов, местоимений, наречий;
  • полная невозможность регулирования темпа речи;
  • невозможность составления сложных фраз (предложения содержат только глаголы и существительные).

Некоторые дети осознают наличие нарушения речи. Задержка развития мешает общению с друзьями и родственниками. Ребенок становится раздражительным, замкнутым.

Самостоятельная диагностика

Наиболее часто родителями используется метод наблюдения. Он позволяет примерно определить количество произносимых слов, отметить уровень развития произношения. В игровой форме проводится тестирование, позволяющее оценить способность к построению фраз и предложений. Определить степень развития речи помогают такие задания:

  • просьбы называть собственные части тела;
  • составление рассказов по картинкам;
  • простые поручения, требующие выполнения нескольких действий;
  • изучение свойств предметов (например, просьба назвать цвет тарелки или размер чашки);
  • ответы на вопросы, касающиеся содержания прочитанного ранее текста.
Читай также
Как ребенку обращаться к отцу: на «ты» или на «вы»?

Нужно обращать внимание на правильность произношения звуков, перестановку слогов и букв. Оценивают и уровень развития моторики. Для этого используют такие критерии:

  • возможность сохранения равновесия при ходьбе;
  • способность перешагивать через препятствия;
  • сохранение равновесия при снижении площади опоры;
  • способность удерживать мелкие предметы;
  • возможность совершения точных действий.

Некоторые дети осознают наличие нарушения речи. Задержка развития мешает общению с друзьями и родственниками. Ребенок становится раздражительным, замкнутым.

Упражнения для профилактики речевого развития

Развить речь и не запустить имеющиеся нарушения помогает внимательное отношение к воспитанию ребенка. Родители должны отвечать на вопросы, описывать свойства новых предметов, рассказывать о происходящих явлениях. Помогают в развитии речи такие занятия:

  • сравнение предметов, поиск отличий;
  • чтение сказок, рассказов, стихотворений (необходимо задавать ребенку вопросы о содержании текста, изучать иллюстрации);
  • обращение внимания ребенка на допущенные ошибки;
  • развивающие игры.

Укрепить мышечный аппарат лица и гортани помогают следующие упражнения:

  • цоканье языком с растягиванием губ;
  • открывание и закрывание рта;
  • вытягивание языка;
  • сворачивание языка трубкой.

Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Воспитывая ребенка, родители могут допускать такие ошибки, мешающие речи активно развиваться:

  1. Отказ от общения. Взрослые не должны угадывать желания ребенка без слов. Неблагоприятно на развитии дошкольника может сказаться и завышение требований. Родители не должны наказывать за неправильность произношения.
  2. Намеренное искажение слогов. Допускать подобных речевых ошибок взрослые не должны. Ребенок запоминает произносимые звуки, в дальнейшем воспроизводя их.
  3. Монотонная или слишком быстрая речь родителя. Взрослые должны использовать интонации, паузы и другие средства выражения эмоций.
  4. Попытки ускорить развитие. Интенсивные нагрузки могут вызывать переутомление и негативное отношение к занятиям.

Когда нужно обратиться к логопеду?

Поводами для обращения к специалисту должны стать такие признаки:

  • скудность лексического запаса (ребенок произносит не более 20 простых слогов);
  • отсутствие понятных названий предметов в лексиконе (если вместо нормальной речи наблюдается детский лепет, не стоит пытаться устранить проблему самостоятельно);
  • смягчение некоторых звуков (дошкольник плохо произносит слова, содержащие буквы с, ч, ц);
  • искажение структуры речевых компонентов;
  • наличие заикания (многократного повторения первых слогов).

Особенно внимательно нужно относиться к речи детей, изучающих иностранные языки.

Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы
методическая разработка на тему

представлены игры и способы общения с неговорящими детьми

Скачать:

Вложение Размер
neskolko_sposobov_obshcheniya_s_negovoryashchim_rebenkom.doc 646 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3-4 лет.

Ваш малыш не говорит. Вы в растерянности. Это еще одна проблема, а у Вас их итак достаточно. Мы спешим помочь Вам.

Медикаментозное лечение, квалифицированную логопедическую и психологическую помощь, лечебную физкультуру и массаж.

Ваше участие родители в этом сложном процессе ускоряет и облегчает реабилитацию ребенка. С этой целью мы разработали систему домашних заданий, благодаря которой у родителей формируется правильное отношение к интеллектуальному и речевому дефекту ребенка, раскрываются пути его преодоления, создаются условия для полноценного общения с ним.

Дети с диагнозом « Задержка речевого развития », как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность – на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.

Чаще дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координировано выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.

Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т.е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий. Активный словарь состоит из 5-10 слов модели СГ (согласный звук + гласный звук (НА), СГ-СГ (МА-МА).

Иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный. Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например, «КИ» — киска, мех, волосы.

Дети с задержкой речевого развития затрудняются передавать акцентно-просодическую модель слова. При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с задержкой речевого развития может включать до 100 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок.

Если при нормальном речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряды слов, то при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец. Поэтому их речь изобилует аграмматизмами неограниченное время. Характерная особенность речи детей с задержкой речевого развития — неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется неопределенно долгий срок.

Предлагаемые нами способы общения с неговорящими детьми, помогут родителям в домашних условиях стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволит постепенно, естественно пройти ступени речевого развития. Сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

Игровое упражнение «Поем гласные звуки с длительным плавным движение рук».

— «А»: широко разводим руки вперед – в стороны;

— «У»: плавное движение обеих рук вперед;

— «О»: плавное движение обеих рук в стороны – вверх;

— «И»: плавное движение обеих рук в стороны;

— «Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях;

— «Э»: плавное движение рук в стороны вниз.

Игровое упражнение «Колобок»

Цель: Развитие мелкой, артикуляционной моторик.

Мама читает сказку (выполняет движения руками и поет гласные звуки А, О, У, И – ребенок повторяет).

Жили-были дед и баба.

Испекла баба колобок.

Лежал колобок, лежал,

Навстречу ему зайка:

«Колобок, колобок, я тебя съем»

«Не ешь меня, я тебе песенку спою. А-а-а», — и покатился.

Навстречу ему волк:

-поднять указательный палец левой руки, правой руки;

-соединить указательный и большой пальцы одной руки, изобразив колечко;

-потряхивая кистью руки, изображающей колобок, выставить вверх указательный и средний пальцы свободной руки, остальные пальцы в кулачке;

«Колобок, колобок, я тебя съем»

«Не ешь меня, я тебе песенку спою. О-о-о», — и покатился.

Навстречу ему медведь:

«Колобок, колобок, я тебя съем»

«Не ешь меня, я тебе песенку спою. У-у-у», — и покатился.

Навстречу ему лиса:

«Колобок, спой мне песенку».

Колобок запел песенку:

«И-и-и-и», — а лиса его – ам» — и съела.

-ладонь ребром, 4 пальца свободной руки, кроме большого соединены, большой выставлен вверх.

-попеременные движения вперед указательным и средним пальцами свободной руки.

-ладонь ребром, 3 пальца (мизинец, безымянный и средний) соединены. Указательный прижат к ладони, большой выставлен вверх.

-рука, изображающая лису, хватает руку, изображающую колобка.

Игры на классификацию «Цветные лепестки» № 1.

Инструкция: выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки.

Игровые задания на понимание действий.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

— Кто это? (Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания или звукокомплекса).

— Покажи картинку, где ТАТА (девочка) «ляля»рисует?

— Покажи картинку, где ТОЛЯ (мальчик) «ляля» ест, пьет?

— Угости «лялю», который(ая) (ест, пьет) побуждать ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, ляля» и «На ТОЛЯ»)

— Что делает этот мальчик? Покажи (Взрослый указывает на определенную картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям)

— Спрятать (накрой рукой), того кто (пьет, ест, рисуют)

— Найди ребенка, который пьет. Дай ему одну фишку (это могут быть кружочки 4-х цветов (синий, красный, зеленый, желтый)

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ «АУ», «УА»

Инструкции и вопросы к ребенку:

1 . Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «АУ».

2 . Покажи малыша. Он плачет: «УА» (взрослый побуждает ребенка к отраженному звукопроизношению)

3 . Спрячь девочку (малыша). Как он кричит? (побуждать ребенка закрывать ладошкой картину).

— Кто спрятался? Как он кричит? (одна из картинок закрыта листом бумаги);

— Видишь девочку (малыша)? (взрослый побуждает ребенка к произнесению слов «да», «нет»);

4 . Положи девочке игрушку! (использовать мелкую игрушку).

— Как она зовет? (побуждать к произвольному или отраженному звукопроизношению);

5 . Пальчики побежали к (малышу/девочке) (побуждать ребенка к произвольным или совместным движения рукой в заданном направлении).

6 . Девочка позвала малыша? Как? Проведи малыша к девочке? Малыш позвал девочку. Как? Проведи девочку к малышу?

7 . Учить ребенка включать отработанные звукопроизношения в стихи.

8 . Наш малыш кричит с утра: УА – УА, УА – УА!

9 . Заблудились мы в лесу, закричали все: «АУ – АУ – АУ!

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector