Какие должны быть условия развития ребенка в семье: все о воспитании с рождения

Какие должны быть условия развития ребенка в семье: все о воспитании с рождения

Содержание

Какие должны быть условия развития ребенка в семье: все о воспитании с рождения

Воспитание и развитие детей с рождения до 1 года: психология младенческого и раннего возраста

Молодым родителям следует начинать воспитывать новорожденного с первого месяца его жизни. Об этом даже есть старинная притча – воспитывать дитя надо еще тогда, когда оно «лежит не вдоль лавки, а поперек». Каковы особенности раннего формирования привычек малыша? От 0 до 1 года малышу можно привить многие полезные навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Воспитание новорожденного ребенка правильно будет начать с первых дней. Не стоит недооценивать важность этого самого трудного и самого главного периода – именно в первые месяцы жизни закладывается будущий характер крохи, манеры его поведения и отношение к правилам гигиены.

Физическое воспитание малышей

Для своего полноценного роста и профилактики простудных заболеваний кроха должен с первых дней получать закаливающие процедуры. Для этого можно, обтерев тельце и личико ребенка куском мокрой ваты, оставить его на несколько минут голеньким. В теплое время года можно устраивать малютке воздушные ванны 2-3 раза в день и продлевать их продолжительность до получаса.

Читай также
Чем опасен отёк Квинке у детей, как его вовремя распознать и лечить?

Пока малыш лежит голеньким на пеленальном столике, приучайте его к гимнастике и массажу. Как массажировать грудного ребенка? Рассмотрим несколько простейших приемов:

  1. Поглаживание. Таким приемом начинайте массаж, им же и заканчивайте. С конца первого месяца нежными скользящими движениями рук поглаживайте тельце малыша в направлении от периферии к центру (ножки – от стоп к ягодичкам, ручки – от кистей к плечикам), спинку и животик – круговыми движениями по часовой стрелке. Незатейливое действие расслабит и успокоит ребеночка первого-второго месяца жизни.
  2. Поколачивание. Прием не рекомендуется худеньким детишкам. Легонько поколачивайте ребром ладони все мягкие местечки на тельце крохи: верхнюю часть ножек, попку, спинку.
  3. Растирание. Начиная с 4-го месяца одними кончиками пальцев растирайте кожицу и мышцы грудничка. Растирание мышц приводит их в тонус, побуждает к работе и развитию.
  4. Разминание. Легкими надавливающими движениями помассируйте все крупные мышцы малыша – от этого к ним усилится приток крови и кислорода. Прием рекомендуется деткам с 3-месячного возраста.

Нужно ли брать ребенка на руки, если он плачет?

Маленькому человечку очень трудно и страшно жить на свете свой первый месяц. Все что он умеет – плачем привлечь к себе внимание. Так он просит о помощи. Часто неопытные родители теряются и не знают, что им делать, когда малыш заходится плачем. Что младенец хочет сказать, о чем попросить, на что пожаловаться? Спустя некоторое время заботливые мамы уже умеют по характеру детского плача определять, голоден ли ребенок, мокрый ли, или у него что-то болит.

Иногда между родителями разгораются споры о том, брать или не брать малыша на руки, успокаивать или нет, если он плачет. Некоторые из них считают, что не нужно подходить к плачущему ребенку, что от этого он разбалуется и потом вообще с рук не слезет – нужно подождать какое-то время, пока малыш сам успокоится.

Читай также
Причины появления и методы лечения дисплазии тазобедренных суставов у детей

Какое же материнское сердце это выдержит? Родители, придерживающиеся современных методов воспитания детей раннего возраста, убеждены в том, что они должны все силы приложить для спокойствия ребенка. Просто подойдите и возьмите дитятко на руки. Особенности психологии ребенка до года состоят в том, что ребенок должен чувствовать материнское тепло и защиту, знать, что он не один в этом новом для него мире, его никогда не бросят на произвол судьбы (рекомендуем прочитать: здоровое и гармоничное развитие ребенка в 1,5 года).

Как воспитывать в ребенке самостоятельность?

Многие малыши грудного возраста категорически не желают отпускать от себя маму даже на ночь, просятся на руки, плачут и успокаиваются только тогда, когда она берет кроху к себе в постель. В этом вопросе всех родителей можно разделить на 2 лагеря:

  1. Сторонники традиционных методов воспитания ребенка до 1 года считают, что малыша как можно раньше нужно приучать к самостоятельности. У годовалого малыша точно должна быть отдельная комната, где он один спит в своей кроватке, а если ему скучно, он должен уметь самостоятельно играть и развлекаться. Так ребенок раньше станет самостоятельным. Тем не менее, подход не пойдет на пользу душевому состоянию самого маленького члена семьи. Взрослым он будет почти всю жизнь, а ребенком – лишь несколько лет, так дайте же ему сполна насладиться детством, почувствовать родительскую любовь и заботу.
  2. Родители, которые практикуют современное воспитание детей до года, стараются находиться около малыша по возможности дольше. Они берут его к себе в кровать, спят с ним вместе, много с ним играют. Если малютка плачет по какой-либо причине, они сразу берут его на руки, успокаивают.

Какой подход для развития своего ребенка вы бы ни выбрали, во всем нужно соблюдать разумный предел. Нельзя допускать, чтобы грудничок часами плакал – это может серьезно травмировать детскую психику. Ребенок не должен чувствовать себя заброшенным и одиноким. Если ему страшно одному – возьмите его к себе в постель, а когда заснет, осторожно переложите в кроватку.

Читай также
Халязион у ребенка: как определить и что делать в домашних условиях?

Как воспитывать детей до 1 года по Комаровскому?

Существует множество методик воспитания маленьких детей. Врачами, педагогами и психологами со всего мира разработаны разные методы: одни специалисты считают, что ребенка уже на первом году жизни можно учить читать и считать, другие – что в каждом ребенке заложены музыкальные способности и он может их развивать чуть ли не с рождения. Третьи рекомендуют как можно раньше выявить склонность малыша к какой-либо деятельности, обеспечить его нужной информацией и помогать его развитию в выбранном направлении.

Что же говорит о воспитании маленьких детей до 1 года добрый доктор Комаровский? Этот авторитетный детский врач в своих трудах по психологии раннего возраста подчеркивает, что воспитание ребенка до года должно происходить в здоровой эмоциональной атмосфере. Если малыш с рождения видит, что родители любят и уважают друг друга и остальных членов семьи, всегда готовы помочь друг другу, в семье царит доброжелательность и понимание, то он будет копировать манеру их поведения и расти психически здоровым уравновешенным человеком.

Если же дома гнетущая тяжелая обстановка, ребенок ежедневно слышит грубые окрики и ругань, папа пьет или, боже упаси, бьет маму – о каком нормальном развитии здоровой психики маленького человечка может идти речь? Дети, растущие в таких семьях, часто страдают аномалиями психического и физического развития, неадекватным поведением, нервными расстройствами.

Также Комаровский утверждает: помимо здоровой психологической обстановки в семье, для раннего развития крохи много значит:

  • соблюдение режима сна и прогулок;
  • гигиена помещения и окружающей обстановки – оптимальная температура воздуха в детской комнате – 18-22 градуса, влажность – 60-70%;
  • закаливание детского организма – солнечные и воздушные ванны, ежевечернее купание не в маленькой детской ванночке, а в большой взрослой.

Годовалому ребенку предлагайте возможность выбора блюд, которые он будет кушать, или места, куда с ним пойти гулять.

Таким образом, воспитание грудничка – это сложный, но интересный процесс. Родителям важно с самого рождения вырабатывать у ребенка хорошие привычки и пресекать плохое поведение. Образцом должна стать семья.

Влияние семьи на развитие ребенка

Кононок Валерия Александровна,
педагог-психолог городского центра
психолого-педагогической помощи МГДДиМ

Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:
неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в педагогическом отношении;

противоправное поведение взрослых.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Как правильно воспитывать ребенка с рождения? 5 этапов взросления

Родительство — это достаточно сложный труд, который требует от отцов и матерей участия в жизни своих детей. Одним из самых частых задаваемых вопросов семейному психологу, является — как правильно воспитывать ребенка с рождения? Воспитание включает в себя взаимодействие родителя и ребенка на протяжении всей его жизни. Когда ребенок проходит этапы развития, родители также проходят этапы воспитания, которые требуют соответствующего внимания и определенных обязательств. Эти этапы связаны с изменениями в процессе взросления ребенка. Существует 5 этапов взросления ребенка, подробно о каждом поговорим в этой статье.

5 этапов взросления ребенка

  1. До рождения малыша.

Когда ребенок еще не родился, но уже в планах либо в животике у мамы. В это время мамы и папы много мечтают о будущем и рисуют красивые картинки своего родительства. Как правило, они вспоминают свое детство, планируют бюджет, читают детскую литературу, советы детских психологов, знакомятся с особенностями воспитания и ухода за малышом.
Воспитание (период взросления малыша от рождения до 18 месяцев).

У каждого ребенка есть конкретные желания и потребности, безусловно воплотить которые без участия родителей не получится. Удовлетворяя потребности ребенка, вы выстраиваете теплые взаимоотношения, которые строятся на любви и поддержке. Прислушиваясь к своему малышу, к его идеям, чувствам, проблемам и трудностям, включая доброту и сочувствие, вы поможете ему почувствовать себя в безопасности. Если вы проявите мудрость и терпение то он осознает свою принадлежность к миру, и вы сумете построить доверие в ваших отношениях с малышом. Итак, вспомним основные потребности маленького ребенка. Это прежде всего пища, сухой подгузник, безопасность, контакт глаз, ласковые прикосновения и речи. Доверие к родителям, как надежный источник, формирует основу и закладывает прочное основание для будущих отношений на всю оставшуюся жизнь.
Авторитет (период взросления малыша от 18 месяцев до 5 лет).

Это период взросления ребенка, когда он начинает самостоятельно ходить и разговаривать. Он уже прекрасно понимает своих родителей, которые становятся для него авторитетом. Вам необходимо внести определенные правила в уклад жизни ребенка. Он должен знать как себя вести, что можно, а что нельзя, какое поведение приемлемо, а какое нет. Ребенок должен осмыслить то, чего от него ожидают, поэтому избегайте двусмысленность в воспитании и старайтесь поддерживать дисциплину.
Толкование (период взросления малыша от 5 до полового созревания).

Это достаточно интересный период, когда детский вопрос из «что?» превращается в «почему?» и «как?». Количество таких вопросов растет, по мере роста языковых навыков у вашего малыша и расширяется понимание. Задача родителей – дать утвердительные ответы, и удовлетворить любопытство ребенка, ведь в этом возрасте он как губка впитывает в себя информацию. Пользуйтесь моментом и уделяйте особое внимание развитию. Ребенок экспериментирует с правилами и социальными нормами. Этот этап воспитания, играет важную роль, и от качества проделанной родителями работы, зависит то, каким вырастит ваш ребенок. Принятие, признание и привязанность, которую вы выражаете по отношению к нему, формируют положительное отношение и подход к жизни. Именно на этом этапе дети делают радикальные выводы и суждения о родительских намерениях и действиях. Этот этап требует от родителей взаимодействовать с ребенком. Ребенок может проявить особую заинтересованность в материальных ценностях. Родители должны стараться изменить негативные модели поведения, которые возникают путем внесения соответствующих возрасту правил, изменением ожиданий, когда это необходимо, и, выступая в качестве примера для подражания. Дети очень часто повторяют за родителями, возьмите этот момент на заметку старайтесь быть хорошим примером.

  • Подготовка к независимости (подростковые годы).
  • Родители подростков сталкиваются с проблемами, они перестают быть авторитетом для своих детей. Подростки стремятся к самостоятельному принятию решений, часто, они перестают делиться с родителями личным пространством.
    Подростки стараются показать нам, что они «повзрослели» и способны регулировать сложные ситуации сами. Они считают, что отличаются от своих родителей во многих отношениях, и что их проблемы и потребности не поняты родителями. В такие периоды дети-подростки нуждаются в родительской помощи в принятии решений как никогда. Дети подражают родителям или другим взрослым, кем они восхищаются и кого они уважают. Поэтому старайтесь стать настоящим другом для своего ребенка, хорошо будет, если вы отдадите его на спортивную секцию, если он еще никуда не ходит, максимально старайтесь привить тягу к здоровому образу жизни. Будет прекрасно, если в компании вашего ребенка будут дети, которые также поддерживают ЗОЖ. На самом деде очень многое зависит от компании, в которой проводит время ваш ребенок.
    Ниже поговорим о методах воспитания, соблюдая которые, вы вырастите достойных людей.

    Стили и методы воспитания ребенка

    • Разрешительный стиль воспитания
      Родители дают слишком много свободы своему ребенку, нет рамок и границ, отсутствует дисциплина, просьбы родителя обычно игнорируются. Наказание в такой семье исключено полностью. Родители, обычно, мало времени проводят со своими детьми, ссылаясь на стресс и работу. Они разрешают своим детям самостоятельно разрешать различные проблемы, в которых у них мало или нет опыта и мастерства. Как правило дети, которые воспитываются в такой семье растут агрессивными и безответственными, и зачастую имеют низкую самооценку.
    • Авторитарный стиль воспитания

      Родители, которые придерживаются этого стиля воспитания, как правило , требовательные, строгие, и используют наказания в жесткой форме в воспитании, не оставляя своему ребенка выбора и свободы самовыражения. Они не любят расспросов и устанавливают очень высокие стандарты, требуют во всем соблюдения порядка и неукоснительного подчинения их правилам. Эти родители любят послушание и традиции. Но это препятствует развитию независимости и индивидуальности. При таком стиле воспитания у вас вырастет неуверенный в себе человек, с заниженной, благодаря вам, самооценкой, в его жизни будет отсутствовать любознательность и креативность. При таком воспитании, ребенок будет испытывать трудности в принятии решений.

  • Демократический стиль воспитания
    Родители, которые придерживаются такого стиля, соблюдают «золотую середину». Они охотно помогают ребенку при столкновении с трудностями, обсуждают интересующие темы и рассуждают с ним о жизни. Они балансируют свой стиль воспитания с помощью наказаний и поощрений надлежащим образом. Наказание никогда не бывает суровым или физическим (побои). Вместо этого они решают ребенка подарка, либо чего-то запланированного и желанного. Кроме того, наказание применяется только тогда, когда достаточно доказательств вины ребенка, когда ребенок демонстрирует правильное поведение, делает что-то очень хорошее, одерживает победу, то обязательно его ждет приятное вознаграждение. Если родители воспитывают своего ребенка в таком стиле, то ребенок обладает самоконтролем и высокой самооценкой. Такие дети уверены в себе, ответственны, независимы и умеют контролировать свои эмоции.
  • Отправить ответ

      Подписаться  
    Уведомление о
    Adblock
    detector