Как отучить ребенка кусаться в детском саду: причины и варианты решения проблемы, советы психолога

Как отучить ребенка кусаться в детском саду: причины и варианты решения проблемы, советы психолога

Содержание

Как отучить ребенка кусаться в детском саду: причины и варианты решения проблемы, советы психолога

Ребёнок кусается в детском саду: советы психолога

Детский сад для ребенка – это первое серьезное испытание в жизни, первая ступень к взрослой жизни. Здесь он учится жить в коллективе, знакомится со сверстниками, познает навыки социального поведения. Однако есть дети, которым времяпровождение в детском саду дается с трудом. Одним из самых странных и обидных проявлений этого некомфортного поведения является привычка кусаться. Кусачесть нередко начинает проявляться еще дома, а в условиях детского садика достигает своего «апогея». Так почему же ребенок проявляет столь «животный» тип агрессии? Что движет им? Может он таким образом пытается завоевать свое «место под солнцем» или же такая реакция может иметь скрытый подтекст. Попробуем разобраться вместе.

Причины детской «кусачести»

Если привычка кусаться появляется до того, как ребенка отдают в детский сад, то это может говорить о неблагополучной обстановке в семье. Родителям следует присмотреться к себе и к тому, как они относятся к своему карапузу. В «тяжелой» семье ребенок постоянно подвергается стрессам, чувствует страх и даже ненависть.

Раннее детство вообще должно быть периодом положительных эмоций, ведь дети только начинают «присматриваться» к окружающей обстановке; самые первые впечатления – наиболее глубокие, чаще всего они остаются на всю жизнь и формируют личность человека. В некоторых религиях дети до года (или чуть больше) даже объявляются «безгрешными»; если исключить мистику, то в этом есть определенная доля правды.

И что происходит, если первыми впечатлениями маленького ребенка становятся злоба, агрессия, ругань и прочий негатив? Маленький человечек, естественно, пробует отвечать тем же. Вот так дети и начинают кусаться, а также драться и вообще набрасываться на людей.

Бывает, что внешне семья – вполне благополучная, даже любящая. Однако методы воспитания в ней специфические: ребенку постоянно все запрещают, часто наказывают за мелкие провинности и шалости (которых он порой сам еще не понимает и не осознает, за что именно его наказывают).

Такое отношение к себе малыш воспринимает точно так же, как и поведение окружающих в неблагополучной семье (в которой родители – алкоголики, наркоманы и т. д.), а иногда и сильнее, ведь он сталкивается с настоящим лицемерием – на словах родители как будто любят его, но на деле показывают обратное. Кусаться в такой обстановке ребенок начнет с не меньшей вероятностью.

Но бывают и «гиперактивные» дети, которых родители, наоборот, слишком сильно балуют. Очень маленький ребенок может кусаться, так сказать, инстинктивно, мать с отцом умиляются этому и позволяют ему кусаться дальше. Таким образом малыш выражает самые разные чувства, порой даже положительные, и со временем, если его не отучать, он не понимает, что укус – это больно. Неопытные родители, кстати, тоже могут не заметить, что у их ребеночка зубы уже окрепли и теперь укусить он может «по-настоящему». Подобный способ общения он переносит и в детский сад.


Обобщая причины детской «кусачести», можно выделить следующие:

  • Тяжелая атмосфера в семье
  • Реакция на боль или аллергические проявления
  • Обида или злость на кого-то из домочадцев или детей в коллективе
  • Много запретов
  • Неумение выражать свои чувства другим способом
  • Дурной пример сверстников
  • Излишняя активность, гиперактивность детей.

Но ребенок может не «принести» в садик привычку кусаться из дома, а сформировать ее уже находясь в детском коллективе. В данном случае дело состоит в том, что дети очень быстро друг у друга учатся, как хорошему, так и плохому. И кусаться чадо начинает под воздействием влияния сверстников.

Почему ребенок кусается в детском саду

Итак, ребенок пошел в садик и по каким-то причинам начал кусаться там. Делает он это либо потому, что «вышел из себя», либо просто потому, что избалован и не считает подобное поведение дурным.

В первом случае воспитатель может легко отреагировать, пообщавшись с ребенком, утешив его или похвалив за что-то хорошее. Во втором случае бороться с вредной привычкой сложнее. Кроме того, если родители само не понимают того, что ребенок ведет себя неподобающим образом, да еще могут высказать свои претензии воспитателю – мол, наш ребенок самый хороший, самый лучший и т. д. и имеет право вести себя так, как ему захочется, то проблема усугубляется. Помимо перевоспитания ребенка, приходится вести воспитательные беседы и с родителями.

Если разъяснительная беседа с родителями ребенка не помогает, свое слово могут сказать родители остальных детей в группе. Для этого пишется коллективное обращение к руководству детского сада с просьбой об исключении кусающегося ребенка из учреждения. Конечно, для исключения хулигана родителям нужно быть настойчивыми, ведь не всегда заведующая прислушивается к их мнению, но защитить свои малышей все родители имеют полное право. В определенных случаях помогает обращение в прокуратуру и органы опеки.

Когда привычка перерастает в болезнь

Если своевременно не бороться с данной вредной привычкой, впоследствии она может перерасти в полноценную болезнь. Это происходит по мере взросления ребенка. Можно сказать, что при поступлении в школу, кусающийся ребенок уже является психически больным.

С одной стороны, к началу первого учебного года он должен уже многое понимать, однако повзрослевший «малыш» продолжает кусаться. С другой стороны, сама «привычка» с возрастом только развивается, и в первые учебные годы из «кусаки» получится ущербная личность с девиантным поведением.

В это время бороться с «кусачеством», неконтролируемой агрессией и всеми остальными «прелестями» должны уже врачи – психиатр, невролог, детский психолог, — но даже для специалистов справиться с болезнью – задача непростая.

Одна из причин развития детской жестокости – уверенность ребенка в том, что ему все будет сходить с рук, ведь до сих пор окружающие только умилялись его шалостям.

Что делать, если ребенок кусается: советы психолога

Из всего вышесказанного понятно, что начинать бороться с привычкой кусаться нужно как можно раньше. При этом в воспитательном процессе должна быть строгость, но не раздражительность или озлобленность.

Прежде всего нужно прекратить умиляться и улыбаться, увидев, что малыш пускает в ход зубки. Следует приложить ладонь к его рту, как бы закрывая его, и объяснить, что кусаться нельзя.

Не стоит воспитывать в ребенке безвольность. Однако необходимо его научить отвечать на обиду другими способами, в первую очередь речевым. В этом малышу должны помогать и родители, и воспитатели.

Хорошим методом развития речи являются ролевые игры. Научившись отвечать словами, ребенок вскоре откажется от привычки кусаться и драться. В ролевых играх воспитатель (или родители, другие взрослые) разыгрывает с ребенком сценки, в которых он должен ответить отказом. Например – «тебя обидели», «у тебя отобрали игрушку», «ты испугался».

Если ребенок кусается в садике по причине того, что он перенервничал, его следует отвести в спальню, дать успокоиться и поговорить с ним. Но нельзя силой «запирать» ребенка в комнате и изолировать от окружающих – он должен чувствовать, что ему хотят помочь.

Если малыш кусается оттого, что ему страшно или он не уверен в себе, его нужно подбодрить, похвалить (но в разумных пределах, конечно), показать, что ничего страшного не произойдёт и для этого совсем не нужно кусаться. Бояться и нервничать он начинает, например, при переходе в другой садик, при появлении новой воспитательницы. Ко всему этому родители должны быть подготовлены заранее и по каждому случаю беседовать со своими детьми.

Родители должны понимать, что укусы ребенка в детском саду могут обернуться серьезными проблемами. Были случаи, когда одному ребенку пришлось накладывать швы после того, как его покусал товарищ по группе.

Читай также
Развитие ребенка 4 месяца: социальные и речевые навыки, физические показатели

Может оказаться, что ребенка побуждает нервничать и кусаться неспокойная обстановка в самом детском саду.

В первую очередь это справедливо для муниципальных учреждений; хотя есть немало частных садиков, работа в которых организована далеко не лучшим образом. Государственных и муниципальных садов постоянно недостаточно, группы переполнены, а новые воспитатели приходят нечасто – не устраивают условия работы и зарплата.

Всё это приводит к тому, что вместо надлежащего воспитания и надзора дети получают либо агрессивные, чуть ли не «лагерные» порядки, либо, наоборот, халатность и безразличие – они предоставлены сами себе.

Стоит присмотреться к учреждению, которое посещает ребенок, и при необходимости перевести его в другой садик. Однако нежелательно ругаться и воевать с персоналом и руководством злополучного детского сада, поскольку работники и так напряжены.

Вместо заключения

Родителям нужно присмотреться и к самим себе. Все ли они делают правильно, не испытывает ли малыш какого-либо дискомфорта.

Нужно помнить, что ребенок в первые годы жизни активно подражает взрослым, учится у них буквально всему на свете. И, воспринимая окружающее некритично, нормой поведения признает именно те действия, которые наблюдает в своей семье.

Если родители ругаются, то и ребенок начнет ругаться, думая, что это хорошо и правильно, и винить его за это нельзя. Естественно, и баловать малыша не нужно: необходимая строгость со стороны родителей развивает у ребенка строгость к самому себе.

Грамотный подход к воспитанию приведет к тому, что ребенок раньше становится «взрослым» и быстрее и лучше начинает понимать, что делать можно и чего нельзя.

Что делать воспитателю, если ребёнок кусается… Консультация психолога для воспитателей

Любовь Кабурова
Что делать воспитателю, если ребёнок кусается… Консультация психолога для воспитателей

Увидеть, что ребенок обижает других детей, заметить, что он стал агрессивным: кусает и бьет других – ситуация неприятная. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие и ребенок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия. С подобным сталкиваются многие воспитатели. А причин может быть несколько.

1. Ребенок переживает сильный стресс. В данный момент он привыкает к новому для него образу жизни (пример: адаптация к детскому саду). Смена образа жизни – это стресс. В ситуации стресса одни дети плачут, замыкаются в себе, другие становятся неуправляемыми, агрессивными. В любом случае изменения в поведении ребенка служат призывом о помощи.

2. Ребенок охраняет «свою территорию». В 2 – 2.5 года малыш считает себя центром Вселенной. Из этого следует: «Все, что есть вокруг меня, привлекает меня, должно безраздельно принадлежать мне» (а кому же еще). В детском саду ребенок столкнулся с новой для себя ситуацией – есть не только он и помогающие ему взрослые, но и другие дети. Для малыша потребность в заботе со стороны «своего взрослого» — одна из ключевых, и в большой группе детского сада именно эту потребность труднее всего реализовать. Приходится бороться за «свою воспитательницу», а еще за игрушки, книжки, возможность побыть одному или в приятной компании. Эта ситуация ставит ребенка перед необходимостью постоянно быть начеку: вдруг кто-то отнимет что-то необходимое? «Лучшая защита – нападение», — может подумать ребенок, обнаружив, что укусить конкурента – верный способ избавиться от него и к тому же привлечь внимание воспитателя.

3. Ребенок выражает свое недовольство. Если человек (неважно, взрослый или ребенок) чем-то недоволен, он оказывается в трудной ситуации. Недовольство рвется наружу, и приходится решать, как предъявить его миру. Взрослые пытаются взвешивать последствия, подбирать нужные слова и поступать адекватно. Ребенок еще не столь искушен в общении, а порой и не в полной мере владеет речью. На самом деле у ребенка не такой уж богатый выбор – можно или отступить и проглотить обиду, или отстаивать свои желания, нападая на обидчика.

4. Ребенок плохо говорит, а кусаться – значит общаться. Неспособность донести свои желания до окружающих – настоящая пытка. Возможно, малыш еще не научился хорошо говорить. Непонимание окружающих, неспособность получить желаемое (например, попросить игрушку) вызывают его обоснованное недовольство. Укус оказывается эффективным средством привлечь к себе внимание и, дезориентировав противника, получить желаемое. Плюс – выразить свое недовольство.

5. У детей чуть старше двух лет желание укусить может объясняться слабостью мышц языка и щек. Малыш нуждается в дополнительной стимуляции области рта. (игрушка-грызунок)

Что делать?

Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили и то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешить того, кого укусили и достаточно резко сказать «кусаке»: «Это же больно!». Лицо должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Обязательно нужно выяснить причину «кусачести». Если удастся, попробовать его поймать в тот момент, когда он еще только вознамерился укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно».

Если ребенок готов кусаться от отчаянья, остановите его и помогите «озвучить» нужду, то желание, которое он не может высказать: «Скажи ему: «Дай», «Катя не хочет кушать», «Хочу поиграть с тобой»» и т. д.

Если ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться – подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.

Если ребенок кусается в какое-то определенное время – перед сном, обедом, — подумайте, что можно изменить в режиме.

Если ребенок начал кусаться, не наказывайте его, а помогайте малышу справляться с трудностями.

Почему малыши кусаются?

Верите вы или нет, но кусанье является нормальной частью развития детей раннего возраста. Младенцы и малыши кусаются по целому ряду причин, таких, как, например, прорезывание зубов или изучение новой игрушки, предмета или если сильно возбуждены. Когда они начинают понимать причинно-следственную связь, тогда дети могут укусить человека, чтобы убедиться в том, что на их действие отреагировали.

Укусы для малышей также могут быть способом, чтобы привлечь внимание или выразить свои чувства. Разочарование, гнев и страх являются сильными эмоциями, и у детей еще не хватает языковых навыков, чтобы выразить их. Так что, если они не могут найти слов, чтобы объяснить, что они чувствуют, они могут прибегнуть к кусанию, пытаясь тем самым сказать: «Обратите на меня внимание!» или, например, «Мне не нравится это!». Такое поведение чаще все-таки встречается у мальчиков, и, как правило, возникает наиболее часто между первым и вторым годом жизни. Необходимо развивать языковые навыки, чем лучше у ребенка развита речь, тем меньше вероятность, что ребенок будет кусаться.

Важно как можно раньше обратить внимание на поведение ребенка и начать его корректировать. В следующий раз ребенок может укусить другого малыша. Попробуйте сделать следующее:

Шаг Первый: Будьте спокойны и четко произнесите простую, понятную для ребенка фразу типа: «не кусать!» или «кусаться больно!» Дайте ясно понять, что кусать это неправильно, но избегайте длительных объяснений пока ваш ребенок недостаточно взрослый, чтобы понять все то, о чем вы хотите сказать. Если вы будете спокойны, то разрешить проблему получится намного быстрее.

Шаг Второй: Предложите альтернативу. Когда все успокоились, расскажите ребенку, который кусается, как с помощью слов «нет», «хватит», и «это мое», можно общаться с другими людьми.

Шаг Третий: Отвлечь внимание. Этот метод способен творить чудеса с детьми этого возраста. Если эмоции и энергия кипят, целесообразно помочь перевести внимание ребенка на более позитивную деятельность, например, предложение потанцевать под музыку, или поиграть в игры.

В наказании, как правило, нет необходимости в этом возрасте, так как большинство детей не понимают, что их действия каким -то образом могут причинить вред другим.

Если вы уже пробовали описанные выше действия, но поведение не улучшается, то могут быть эффективными более строгие меры. Уведите ребенка в отдельную комнату и оставьте его одного. Как правило, одной-двух минут (не дольше) для этого вполне достаточно. Увеличение длительности времени такого наказания может сыграть против вас, поэтому не пренебрегайте этим условием, дабы не усугубить сложившуюся ситуацию.

Если вы чувствуете, что добились какого-то прогресса с привычкой ребенка кусаться, то продолжайте в том же духе. Не останавливайтесь на достигнутом. Если проблема все еще существует, пусть даже в меньшей мере, значит, все еще существует необходимость в ее решении.

Читай также
Профилактика стоматита у детей — перечень мер и действий для предотвращения болезни

• Будьте решительны и последовательны в своих действиях. Они описаны выше.

• Всегда хвалите ребенка за хорошее, примерное поведение. Ребенок нуждается во внимании. И важно, чтобы он понял, что привлекать внимание можно и хорошим поведением и, к тому же, это намного приятней. Удачи Вам!

Анкета для родителей младшей группы в конце года Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, анкету, нам важно знать ваше мнение. 1. С каким настроением ваш ребенок пошел первый раз в детский.

Что должен уметь ребенок, поступающий в школу Консультация для родителей Всегда актуальная консультация для родителей Родители всегда торопятся, и мы решили сделать вот такую коротенькую,.

Что делать, если ребенок начал кусаться в детском саду: советы опытного психолога

Для каждого ребенка первый поход в детский сад – огромнейший стресс, ведь с этого момента малыш вынужден делать первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. В садике ребенок приобщается к социуму, учится контактировать со сверстниками, жить в коллективе, познает навыки поведения в социуме. Но далеко не всем детям легко влиться в новые условия жизни. Некоторым малышам настолько некомфортно, что свои негативные ощущения они проявляют самым необычным, несколько жестоким способом. Например, ребенок начинает кусаться. Причем «кусачесть» может проявляться только, когда кроха посещает садик, но чаще подобное поведение прослеживается и дома, а вот в саду оно достигает своего «апогея». Но почему ребенок кусается в детском саду? Какова причина этого типа детской агрессии? Как решить проблему без вреда для детской психики?

Причины детской «кусачести»

Если речь идет о детях в возрасте до 3 лет, то, как утверждает психолог, кусать других он может из-за банального неумения выражать свои эмоции, любовь, или же у него просто растут зубки. Поведение ребенка, который кусается в возрасте от 3 лет, нормой назвать нельзя. Что же нужно делать в этом случае? Первое действие – найти причину такого поведения. Второе – решить проблему, опираясь на советы психолога, так как «кусачесть» детей – это чаще психологическая проблема.

Внимательно наблюдая за малышом, который начал кусаться дома или в садике, достаточно легко определить причину его агрессивного поведения.

Причина Описание Что делать?
Плохой пример Дети часто подражают не только взрослым, но и сверстникам. Поэтому, если в детском саду кто-то из детей кусает ровесников, ваш малыш вполне может перенять эту манеру защиты или агрессии. Ни в коем случае не ругать ребенка. Нужно в дружелюбной форме объяснить, что кусаться нельзя, что таким образом малыш делает больно своим друзьям. А подражать плохим поступкам – значит, стать хулиганом, а не порядочным человеком.
Защитная реакция Ребенок может начать кусаться, если его часто обижают в детском саду – отбирают игрушки, толкают, не берут к себе в игру. Поскольку дети в возрасте 3 лет еще неспособны разобраться в сложившейся ситуации из-за отсутствия жизненного опыта и недостаточного развития психоэмоциональной сферы, на обиду они отвечают укусом. Объяснить, что отвечать на обиды кусанием нельзя. Научить контактировать с детьми, делиться игрушками. Если возникают ситуации, когда малыша обижают, научить просить помощи у взрослых, решать конфликт не зубками, а речью.
Недостаток внимания Ребенок может кусаться в детском саду, если родители уделяют ему мало внимания, мало проводят с ним времени. Кусая других детей, он привлекает внимание взрослых и сверстников, и в эти моменты ему абсолютно все равно, чье и какое оно: положительное или отрицательное. Главное то, что его заметили. К тому же в силу своих возрастных особенностей ребенок плохо понимает, что своими действиями он делает кому-то больно. Больше времени проводите с ребенком: играйте, читайте книги, гуляйте на улице, рисуйте, лепите, разговаривайте, в конце концов! Обнимайте своего малыша, говорите о своей любви, рассказывайте о том, как сильно и долго вы его ждали, целуйте, хвалите, поддерживайте.
Доказательство собственной значимости Попадая в детский сад, где все чуждо и рядом нет родных, которые защитят и пожалеют, ребенок начинает кусаться, чтобы завоевать авторитет среди сверстников. Желание стать лидером настолько бывает сильным, что малыш попросту не может контролировать его. Поэтому и пытается «подчинить» сверстников достаточно агрессивным методом. Объяснить посредством ролевых игр, что искусанным быть очень обидно, и вряд ли таким способом он добьется расположения со стороны сверстников.
Чувство тревоги Кусать других детей (и даже взрослых) ребенок может потому, что ему некомфортно в условиях, где он пребывает в данный момент, или ему страшно, он чувствует себя беззащитным и одиноким. Следует окружить ребенка еще большей заботой и любовью, по возможности дать больше ему личного пространства. Если чувство тревоги у крохи возникает во время адаптации к детскому саду, разрешите взять ему с собой любимую игрушку.
Неурядицы в семье Частые ссоры родителей, их развод и конфликты нарушают душевное равновесие ребенка. В ответ на семейные неурядицы ребенок начинает кусать сверстников, взывая таким способом о помощи. Постарайтесь наладить обстановку в семье. Если и происходят какие-либо конфликтные ситуации, старайтесь их решать в отсутствие ребенка.
Агрессия со стороны родителей Причем не всегда это побои и крики. Некоторые родители угнетают своих детей чрезмерной строгостью, множественными запретами, авторитаризмом, неуважением. Поэтому у малышей возникает ответная реакция – кусать других, так как морально повлиять на обидчиков он не может. Начните работу с себя. Пересмотрите воспитательные методы, будьте мягче, уважайте мнение своего ребенка, пересмотрите запреты.
Как средство коммуникации Ну кто из родителей ни разу не покусывал крохотные пяточки или бока своего малыша?! А ведь мы так проявляем свою любовь к детям. И если делать это часто, впоследствии кроха может определить для себя эти действия, как выражение положительных чувств – дружбы, уважения, любви, привязанности. Не позволяйте себе кусать ребенка, даже играя. Невинная игра может обернуться серьезной проблемой.
Гиперактивность Чрезмерно активные дети чаще норовят укусить своих сверстников, нежели малыши с нормальной активностью. Гиперактивные дошкольники часто не успевают в течение дня использовать накопившуюся энергию, которая впоследствии находит выход через кусания. Распланируйте день ребенка так, чтобы на шалости у него не оставалось времени. Больше гуляйте на улице, обеспечьте ему больше подвижных игр, запишите в спортивную секцию. Однако активность лучше планировать на первую половину дня. После обеда должны преобладать спокойные занятия – рисование, лепка, чтение, конструирование.
Усталость Далеко не каждый ребенок может выдержать продолжительный шум, гам, большое скопление людей в одном помещении. От такой суеты спокойные дети (или же, наоборот, нервозные) быстро устают. Психологи утверждают, что укусы в таком случае – это скрытая просьба малыша оставить его в покое, поскольку он слишком устал. Если видите, что ребенок устал, — не трогайте его, обеспечьте ему отдых.

Каждую из причин можно определить внимательным наблюдением за ребенком. Если малыш в это время посещает детский сад, попросите педагогический коллектив проследить за вашим крохой, в каких ситуациях он начинает кусать сверстников, что способствует такому его состоянию. Со своей стороны начните уделять малышу больше внимания, интересуйтесь его жизнью, успехами, чаще обнимайте и говорите, как сильно он вам дорог.

Милая шалость или серьезная болезнь: где грань?

Несвоевременная борьба с милой детской привычкой может обернуться тяжкими последствиями – серьезной психической болезнью, самостоятельно справиться с которой невозможно. В дошкольном возрасте с «кусачеством» бороться легче – ребенок подрастает, взрослые прививают ему правильные нормы поведения, он многое понимает и умеет контролировать свои эмоции.

Однако если ребенок продолжает кусаться, поступив в школу, психологи позволяют себе назвать такое поведение следствием психической болезни. Привычка кусаться со временем не пройдет, а, наоборот, будет только развиваться. Так ребенок превратится из милого «кусаки» в ущербную личность с девиантным (нетипичным, ненормальным для социума) поведением. На помощь школьнику могут прийти психолог, невролог и психиатр. Но даже врачам будет сложно решить проблему ребенка, ведь главной причиной прогрессирования детской агрессивности и жестокости является полная уверенность в безнаказанности.

Общие советы психолога

Отучать ребенка кусаться нужно, как только были замечены первые попытки проявления подобного поведения. При этом взрослые должны оставаться максимально спокойными, терпеливыми и доброжелательными. Любое проявление агрессии, раздражительности и озлобленности все старания сведет на нет.

  1. Не умиляйтесь и не поощряйте ребенка улыбкой или смехом, если он кого-то укусил.
  2. Не кусайте ребенка даже во время игр.
  3. Научите малыша добиваться желаемого другими альтернативными методами – словами, жестами.
  4. Учите кроху делиться со сверстниками игрушками, сладостями. Хвалите за то, что он предлагает угощения другим.
  5. Разыграйте конфликтную ситуацию, в которую попал ранее малыш, на примере игрушек: «Две козочки столкнулись на мосту. Что они будут делать – бодаться, кусаться? А может лучше уступить дорогу?».
  6. Если проблема заключается в недостатке родительского внимания, найдите возможность проводить с ребенком больше внимания: сходите в парк, посетите спектакль, детскую игровую площадку и пр.
  7. Если ребенок кусается из-за того, что ему страшно или он не уверен в себе, подбодрите его, похвалите, разговаривайте со своим малышом.
  8. Если причина «кусачести» в неспокойной обстановке детского сада, лучше перевести кроху в другое учреждение.
  9. Подавайте своему крохе хороший пример: не ругайтесь в его присутствии, не сквернословьте. Помните, что дети очень быстро перенимают поведение взрослых и подражают им.
  10. Если проблема не исчезает, следует обратиться за помощью к специалистам.
Читай также
Дыхание при родах: общие рекомендации и пошаговые техники

Реакция родителей на «кусачесть» ребенка должна основываться на причинах такого поведения. Главное спокойно и сдержанно реагировать на агрессию малыша и не оставлять решение проблемы «на потом», ведь «потом» может быть поздно. Берегите своих детей!

Маленький ребёнок кусается в детском саду: причины и советы психологов

Посещающий садик ребенок часто преподносит родителям множество неприятных сюрпризов. Это и постоянные болезни, и истерики перед утренним отправлением в учреждение, и попытки покусать всех вокруг. Именно последняя проблема часто становится неразрешимой, как для мам и пап, так и для воспитателей.

Если ребёнок кусается в детском саду, советы психолога помогут безболезненно для всех, устранить такой изъян в поведении малыша.

Почему дети кусаются в садике?

Причины, по которым ребенок кусается в садике, могут зависеть от целого ряда факторов, но основной — естественная потребность.

В младшем возрасте рот является главным органом, при помощи которого дети изучают окружающий мир. На том или ином этапе развития кусаются 9 из 10 мальчишек и девчонок. Кто-то начинает делать это в 6 месяцев, а кто-то — в 3 года.

Расскажем подробнее о возможных причинах:

  1. потребность выразить эмоции. Особенно это касается тех малышей, которые пошли в садик до 2 лет. Словарный запас таких детей мал, а некоторые вовсе не разговаривают, а эмоций — целая масса. Поскольку выразить их так, как делают взрослые, кроха пока не может, он прибегает к хорошо знакомому способу взаимодействия с миром — он использует «инструмент» под названием рот;
  2. способ отстоять свои права. Если кроху обидели или отняли у него игрушку, едва ли он может решить конфликт по-взрослому. Он прибегает к тому методу, который ему доступен;
  3. борьба со стрессом. Когда ребенок начинает посещать сад, происходит резкая смена обстановки, что вызывает определенный бунт. Маленький человек начинает пробовать границы, чтобы понять, какие из них можно нарушать, а какие — нет. У одних малышей адаптация происходит быстро, а другие даже через год чувствуют себя в саду плохо (скучают по маме, боятся или не любят воспитательницу и т.д.), что и приводит к регулярным попыткам покусать всех вокруг;
  4. желание привлечь внимание. Когда ребенок кусается, все смотрят на него, ругают, кричат или проявляют другой интерес. Если чаду не хватает любви и внимания в семье, он, скорее всего, попытается привлечь его другими способами, например, регулярным покусыванием всех вокруг;
  5. психическое заболевание. Это касается старшей возрастной группы (4-7 лет), когда другие факторы уже не имеют существенного влияния;
  6. неблагополучная ситуация в семье. Если дома ребенок наблюдает драки, ругань и постоянные конфликты, его психика страдает. Свой страх, недоумение, обиду и прочие негативные чувства он пытается выразить через укусы окружающих;
  7. эмоциональное или физическое перенапряжение. Если кроха устал, он может начать кусаться, чтобы выразить недовольство своим состоянием. К подобным действиям может привести и скука, например, когда на улице неблагоприятная погода, и дети вынуждены долго находиться в замкнутом пространстве;
  8. неправильное воспитание. В основном, дети начинают кусаться когда родители впадают в крайности: либо разрешают абсолютно все, либо, наоборот, держат в чрезмерной строгости.

Что делать, чтобы искоренить дурную привычку?

Но на самом деле, далеко не все зависит от семьи, ведь ребенок проводит в саду довольно много времени. Для начала важно понаблюдать за малышом — это поможет понять, почему он начинает кусаться.

Если к этому приводят конфликты с другими детьми, значит, взрослые должны вовремя вмешиваться: помочь успокоить участников, пожалеть пострадавшего, дать возможность инициатору ссоры загладить свой проступок и т.д. Успокаивать обиженного нужно на глазах виновного.

Если кроха кусается в период адаптации в саду, значит, родители и воспитатель должны приложить усилия, чтобы ее облегчить. Материалов о том, как безболезненно отдать ребенка в сад — масса. Их нужно изучать и применять на практике.

Если проблема укусов вызвана плохим отношением к ребенку в садике, а воспитатели применяют строгие меры — кричат, шлепают, ставят в угол, громко и публично стыдят и т.д., то родителям следует задуматься о смене детского дошкольного учреждения.

Также необходимо обеспечить ребенку достаточный уровень физической активности — кто бегает, прыгает и скачет, едва ли успевает еще и кусаться.

Вне зависимости от возраста юного агрессора, важно настойчиво и доходчиво объяснять, что его действия вызывают боль. К сожалению, это один из самых сложных моментов. Кроха просто не способен понять, что его укусы болезненны — это приходит лишь с возрастом.

Категорически запрещено кричать, шлепать или иным образом показывать свою агрессию по отношению к ребенку или ситуации, в целом. Если мама, папа или другой взрослый сами не могут справиться со своими эмоциями, то ребенку это нанесет еще больше вреда — дальше он начнет драться или вести себя иным неподобающим образом.

Советы психолога, как отучить ребенка кусаться

У специалистов накоплен достаточно большой опыт, в части практических рекомендаций для родителей и малышей.

Расскажем о нескольких популярных вариантах:

  1. если ребенок излишне эмоционален от природы, его необходимо научить выражать свои чувства. «Я счастлив, потому что…», «Мне обидно, т.к….», «Я не хочу идти на площадку сегодня, поскольку…» — с самых ранних лет ребенок должен уметь выразить себя. А этому нужно учиться, причем, упорно;
  2. нельзя пробовать метод «укуси его в ответ, чтобы почувствовал». От такого способа воспитания, дети начинают грызть всех с удвоенной силой;
  3. важно научиться останавливать агрессивное поведение на самой начальной стадии. Если заметны признаки, что малыш вот-вот начнет выходить из себя и кусаться, нужно срочно переключать его внимание любыми способами. Фразы: «а какой мультик мы сегодня будем смотреть?», «пойдем на прогулку», «давай сделаем то-то» и т.д. обычно отлично работают;
  4. обращения: «Мне больно», «никогда так больше не делай», «ты кусаешься, это плохо», «так поступать нельзя ни с кем» — должны звучать каждый раз, когда малыш пускает в ход зубы. Говорить нужно четко, громко, но без раздражения, агрессии и только спокойно. Крайне важно при этом смотреть провинившемуся в глаза;
  5. Нельзя ругать ребенка-кусаку, называя его плохим, злым и т.д. Внимание нужно акцентировать на том, что отрицательна именно привычка, а не сам кроха;
  6. Рекомендуется устраивать простые сюжетно-ролевые игры на темы: «Что я сделаю, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Как я поступлю, если другие дети не хотят со мной играть?». Такие проблемы лучше научиться решать дома;
  7. Если ребенок уже достаточно большой, можно научить его извиняться — это нравится далеко не всем.

В каких случаях нужно посетить специалиста?

Рекомендуется обращаться к психологам, если есть явные признаки агрессии у малыша (мучает животных, ломает и швыряет игрушки и т.д.), укусы регулярны после достижения возраста 3 лет, в семье сложилась неблагоприятная ситуация либо ранее произошел случай, который мог травмировать психику, ребенок очень плохо спит или имеет другие явные отклонения в поведении.

Видео по теме

О том, что делать если ребенок кусается и дерется, в видео:

Мальчик или девочка не смогут побороть плохую привычку без помощи окружающих его взрослых. А последние часто допускают ошибки, которые еще сильнее усугубляют ситуацию.

Если ребенок кусается, подход должен быть комплексным, ответственным и разумным. Основное, что нужно сделать — выявить причину подобного поведения. Когда ее удастся найти, способ борьбы окажется на поверхности.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector