Формируем правильное отношение детей к деньгам: как научить финансовой грамотности и не разбаловать?

Формируем правильное отношение детей к деньгам: как научить финансовой грамотности и не разбаловать?

Содержание

Формируем правильное отношение детей к деньгам: как научить финансовой грамотности и не разбаловать?

Как научить ребенка основам финансовой грамотности?

Поделиться:

Умение правильно обращаться с деньгами — один из навыков, без которых невозможно добиться успеха во взрослой жизни. И даже если вы не планируете вырастить нового Стива Джобса или Дональда Трампа, основы финансовой грамотности помогут ребенку избежать многих проблем.

Не секрет, что, вырастая, вчерашние дети зачастую набирают кучу кредитов и быстро оказываются банкротами. Затем либо воруют, либо впадают в депрессию. И, на мой взгляд, это вина родителей, которые не научили свое чадо с детства разумно и рационально относиться к финансам.

1. Выделяйте ребенку карманные деньги

Если ребенок научился писать, считать и читать, пора выделять ему небольшие суммы на карманные расходы. И не важно, в четыре года он начал читать или в шесть лет. Главное — предпринять первые шаги к финансовой грамотности.

2. Научите считать расходы

Чтобы научить считать деньги и правильно их распределять, сначала нужно деньги выдать. Заведите привычку раз в неделю давать ребенку определенную сумму. Делайте это только после заполнения таблицы с доходами и расходами.

Пусть вас не пугает это «взрослое» задание. Простейший «бухгалтерский баланс» под силу вести даже ребенку!

В качестве примера приведу таблицу приходов и расходов, которую ведет 8-летняя дочь моего клиента. Деньги девочка получает раз в неделю.

Такое элементарное задание, как ведение таблицы:

  • отвечать за свои финансовые решения;
  • разрушает иллюзию, что деньги берутся из ниоткуда;
  • учит разумно и ответственно обращаться с финансами;
  • объясняет, что клянчить деньги не получится.

Ребенок привыкает к тому, что у него есть свои деньги, которые нужно расходовать с умом.

3. Позвольте подростку заработать самостоятельно

Для подростка идеальный способ научиться ценить деньги и правильно ими распоряжаться — пойти и самому заработать. По закону дети могут работать с 16 лет (в некоторых случаях — с 14 лет). Это не значит, что они не в состоянии выполнять элементарную работу в более раннем возрасте.

Вы можете стать для ребенка первым работодателем. На официальной основе установите оплату за некоторые виды работ по дому, дайте ему простые поручения или привлеките к собственной работе.

Детям помладше вполне под силу:

  • помочь с домашними обязанностями;
  • сходить за продуктами в магазин;
  • выгулять соседскую собаку;
  • оказать любые другие мелкие услуги знакомым.

Ребенок прикладывает усилия, за что получает вознаграждение в виде денег. Благодаря этому он обретает уверенность в себе и своих силах, чувствует себя способным. Согласитесь, заработать деньги самостоятельно куда интереснее, чем выпрашивать их у родителей или бабушек!

4. Дайте право на ошибку

Самый лучший способ научить подростка разумно относиться к покупкам — позволить ему совершать ошибки. Не ругайте и не критикуйте его, иначе добьетесь обратного эффекта. Помните, что в данном случае опыт намного важнее денег.

Формируйте у ребенка правильные стереотипы и не прививайте ненужных страхов. Например, подросток купил дешевые наушники, которые сломались через 2 дня. Он и сам чувствует себя подавленным, что зря потратил деньги. Еще больше его беспокоит, что родители ругают его за бесполезную покупку.

Каково ему в этот момент? Подросток и так расстроен, его уверенность в себе близится к нулю. Так что не ругайте его, лучше посочувствуйте. Ведите себя как его друг, а не как ростовщик, ссудивший деньги под проценты. В следующий раз он и сам подумает, прежде чем тратить деньги на подделку.

Пусть ребенок в 10 лет неудачно потратит тысячу рублей и получит ценный опыт. Зато потом, в 30 лет он не пустит по ветру миллион рублей, а сто раз взвесит все «за» и «против». Не забывайте: в 10 лет последствий потери денег нет. В 30 лет, если у него будет семья, миллион ударит по бюджету и эмоциональному состоянию не только вашего подросшего чада, но и всех его домочадцев.

Мои дети составляют свой еженедельный бюджет. Учитывают приход на начало недели, сколько получено и от кого (от мамы, папы, бабушки, могут быть еще какие-то доходы), итого получено столько-то. Заполняют колонку расходов и подводят итог: сколько потрачено, а сколько осталось.

Понятно, что при таком навыке позже можно и бухгалтером идти работать: составлять баланс они умеют с детства. Но главное — у ребенка вырабатывается умение планировать свои расходы.

5. Дайте детям представление о круговороте денег в мире взрослых

Дайте ребенку почувствовать, как работают деньги. Чтобы заработать деньги, вы взаимодействуете с клиентами, коллегами, партнерами. Пусть и подросток тренируется общаться с людьми. Пусть сам контактирует с обслуживающим персоналом (конечно, где это уместно):

  • пусть сам оплачивает покупки на кассе, проверяет сдачу и чек;
  • пусть сам сделает заказ у официанта в кафе, сам оплачивает счет и решает, оставлять ли чаевые за обслуживание.

Навыки общения в любом случае пригодятся в будущем. Так почему бы не осваивать их прямо сейчас? Вы можете привлечь подростка к своей работе в офисе или договориться о бесплатной стажировке. Он будет под присмотром, научится полезным вещам, поймет, как именно деньги попадают в кошелек родителей и иначе посмотрит на многие из своих покупок и желаний.

Не забывайте: научить ребенка обращаться с деньгами, зарабатывать деньги и планировать свой бюджет — задача родителей. Во многом от вашего воспитания зависит, совершит ли ваше чадо финансовые ошибки в будущем.

Из книги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия. Для раздумывающих и начинающих».

Отвечает эксперт: как обучить своего ребёнка финансовой грамотности

Отвечают предприниматели и специалисты в финансовой сфере.

Материал подготовлен при поддержке банка для малого бизнеса «Сфера»

Мы обновили подсайт «Вопросы» вместе с банком «Сфера». Теперь в нём можно задавать вопросы о бизнесе не только читателям vc.ru, но и экспертам.

Задать свой вопрос можно здесь, а мы продолжаем отвечать.

Вопрос

Как обучить своего ребёнка финансовой грамотности?

Ответы

На меня в свое время произвела впечатление одна английская пословица: «Перестаньте воспитывать своих детей. Воспитывайте себя. Потому что дети станут такими же как вы».

Я долго размышлял и пришел к выводу, что так оно и есть. Когда дети маленькие, их мир крутится вокруг родителей, они внимательно наблюдают, копируют, хотят стать, как папа и мама. Родители для них — идеал и центр вселенной. Я отец троих детей. У нас в семьей 2 дочки (8 и 1,5 года) и сын (4 года).

Для детей надо быть примером: знать основные принципы финансовой грамотности, уметь как себя вести себя с деньгами, использовать правильные инструменты.

Деньги — это универсальное средство обмена. Дети сразу улавливают, что за деньги можно много чего получить. Они видят, как родители реагируют, когда в семье появляются деньги, или когда денег не хватает, какие при этом испытывают эмоции.

Каких правил я придерживаюсь:

1. Рекомендую вместе с ребенком прочитать книгу Бодо Шефера «Мани или азбука денег». Она написана в формате детского рассказа про собаку по имени «Мани», которая учит девочку обращению с деньгами.

2. Фокусирую внимание, что денег всегда достаточно и на всё хватает. Не использую такие выражения, как: «Это очень дорого» или «Нам это не по карману». Вместо этого использую выражения: «Сегодня для нас это не в приоритете, есть более важные расходы».

Акцент смещается со слабой позиции «Я не могу ничего с этим сделать» на сильную «Для меня сегодня это не в приоритете. Завтра я с этим смогу что-то сделать, если мне будет интересно».

Читай также
Лечение косолапости у детей: консервативные способы и показания для хирургического вмешательства, роль правильной обуви

3. Нужно всегда зарабатывать больше, а тратить меньше. Всегда должно оставаться. Не все деньги, которые зарабатываешь, нужно сразу тратить. Как и в бизнесе — компания должна быть прибыльной. Если компания работает в ноль или в убытки, то она разорится.

4. У детей есть карманные расходы и возможность зарабатывать. Дочка поставила себе цель — заработать себе на поездку в Диснейленд.

Сегодня для неё способ заработка — это отличные результаты в школе или в секциях. Например, за каждую пятерку в четверти начисляется 1000 рублей, четверку — 500 рублей. Но если тройка — минус 500 рублей. Если в секции на соревновании заняла 1 место — 3000 рублей, 2 место — 2000 рублей, 3 место — 1000 рублей.

5. У дочки есть свой накопительный счёт. После начисления денег она принимает решение, как их распределить: на расходы, цель и накопления. Основную часть заработка она направляет на накопления.

Вот одни из основных принципов, правил и инструментов, которые заведены у нас в семье. Конечно, в каждый период возраста надо разговаривать на разные темы более детально. Ближе к 17 годам нужно учить вести личный финансовый план, и использовать этот инструмент для роста благосостояния семьи.

Общаясь со своими клиентами, у которых есть уже взрослые дети, я заметил такую тенденцию: нередко молодые люди не ценят деньги и относятся к ним довольно беспечно. Эта проблема появляется потому, что в раннем возрасте не были воспитаны базовые принципы обращения с деньгами.

На мой взгляд, финансовое воспитание следует ставить в один ряд с обучением в школе или с творческим образованием. А поскольку отдельного предмета на подобную тему в школе нет, родители должны сами заниматься этой историей, и лучше всего, просто общаясь с ребенком, объяснять ему в доступной форме какие-то азы и финансовые правила, в идеале, конечно, на собственном положительном примере.

Начинать обучать детей надо с самого раннего возраста, буквально с 2-3 лет. Во-первых, дети копируют поведение родителей на подсознательном уровне, и важно, чтобы родители контролировали свои финансы, вели учет, делали накопления. И не надо скрывать разговоры о финансах от ребенка под предлогом, что он еще маленький, наоборот, пусть слушает.

Во-вторых, на примере денег можно учить ребенка цифрам, учить считать и складывать. Обыкновенная игра в магазин может превратиться в познавательный и увлекательный урок.

Мне кажется, что задача взрослых заключается в том, чтобы доступно все объяснять и заинтересовывать ребенка в финансах, а проще всего это делать в игровой форме.

Конечно, ребенку необходимо объяснять, что такое деньги, для чего они нужны, откуда берутся и на что тратятся. Ему легко объяснить, что папа уходит на работу, чтобы принести деньги, а если ты сломаешь телефон, то папе придется дополнительно работать. И если бы ты не сломал игрушку и не попросил новую, то на эти деньги можно было бы покататься на аттракционах. Такие элементарные вещи дети понимают в самом раннем возрасте и начинают ценить вещи, деньги, время.

В игровой форме можно привить ребенку и навыки учета. Не нужно читать нотации, лучше покажите на собственном примере, что финансовый учет – занятие отнюдь не скучное и полезное.

Главное — показывать ребенку выгоду от этого процесса, к примеру, рассчитать время, в течение которого ребенок сможет накопить на новый велосипед. Занимайтесь учетом вместе, ведь самое мудрое воспитание — основанное на личном примере.

Ребенок должен понимать, что вещи возникают не просто так — они стоят денег, которые появляются не по волшебству. Сделайте привычными финансовые беседы с детьми в своем доме.

Еще очень помогают игры в кругу семьи, например знаменитая «Монополия». Она ненавязчиво учит ребенка распоряжаться денежными средствами: он начинает понимать, как можно покупать, продавать, копить и так далее.

Ещё одна важная вещь, которую необходимо обсуждать с ребенком — проблема бездумного потребления. Реклама навязывает нам массу ненужных вещей, и чтобы не вестись на уловки, надо четко осознавать насколько целесообразна та или иная покупка.

Можно обсуждать различные вещи из рекламы. Если ребенок просит что-то купить, подумать вместе, насколько эта вещь необходима, а не просто запрещать, запретный плод сладок.

Можно на примере предыдущих покупок обсудить, насколько они были важны, стоило ли покупать. Также стоит обсуждать свои ошибки, если купил что-то ненужное и публично признавать их, тогда и ребенок не будет бояться сказать о том, что ему не стоило покупать.

Здорово, если родители могут завести ребенку банковскую карту, обговорив с ним еженедельный или ежемесячный бюджет и установив лимит трат. Потому что это, пожалуй, лучший современный способ приучить ребенка к финансовой дисциплине.

В таком случае у ребенка появляется необходимость регулировать свои траты, а поскольку многие дети любят копить, большинство из них это мотивирует откладывать деньги на какую-то значимую вещь, мечту.

Главное, чтобы не только ребенок, но и родители соблюдали заранее утвержденный финансовый план, что для них может быть не так просто.

Зато ребенок, который научился обращаться со своими карманными деньгами, спустя годы (распоряжаясь уже более солидными суммами) будет чувствовать себя уверенно, инвестировать с умом, не превратится во взрослого, который тратит бездумно и умеет копить только вещи и кредиты.

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

31 октября — Международный день экономии. Распоряжаться деньгами нужно учиться с малых лет. Почему нельзя платить за хорошие отметки, оценивать будущую профессию по зарплате и контролировать все детские траты? Мы собрали 10 ошибок взрослых, которые мешают детям становиться финансово успешными.

Ошибка № 1. Считать деньги запретной темой

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат — вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет. Разговоры о семейном бюджете — это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

Ошибка №2. Не давать карманных денег

Собственные деньги — ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6−7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет. Желательно, чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

Ошибка № 3. Контролировать все детские траты

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги — это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Ошибка № 4. Пускать все на самотек

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Совет. Обсудите с ребенком важные правила, касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

Ошибка № 5. Платить за хорошие оценки

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника — учиться!

Читай также
Лечение кашля у детей народными средствами: эффективные и безопасные рецепты

Совет. Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.

  • Детская энциклопедия «Деньги» от издательства «Росмэн»: истории о том, как деньги прошли путь от древних вавилонских «талантов» до современных пластиковых карточек.
  • Катерина Демина «Дети и деньги». Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться»: полезные советы.
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»: первые шаги в финансовом планировании для детей и подростков.
  • Бодо Шефер «Пес по имени Money»: теория финансового успеха изложена простым и понятным языком и доступна даже малышам.

Ошибка № 6. Оплачивать помощь по дому

На первый взгляд, неплохая мотивация: домашние дела сделаны, ребенок доволен. На самом же деле это довольно коварный путь: а что, если ребенок решит, что можно ничего не делать, или просто откажется помогать бесплатно? Между прочим, ни мама, ни папа не платят друг другу за ужин или стирку: живете вы все вместе, значит, и об общем доме заботитесь вместе.

Совет. Если подросток в свое свободное время регулярно привлекается к помощи — посидеть с младшим братом или закупить продуктов для бабушки, стоит подумать о какой-либо компенсации или дополнительных привилегиях.

Ошибка № 7. Внушать принцип главенства денег

Между убеждениями «деньги — это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым. С другой стороны, обеспеченность совершенно не означает безграничных возможностей или безнаказанности. Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство — далеко не единственный ключ к успеху.

Совет. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям. На помощь придут, например, книги и фильмы, рассказывающие о добре, дружбе и взаимопомощи, любви, красоте окружающего мира.

Ошибка № 8. Забирать у подростка все им заработанное

Многие дети с 14−15 лет находят возможность подработки. Не стоит забирать всю зарплату в «семейный котел» — даже если ваши мысли о том, как распорядиться заработанным, кардинально не совпадают. Можно и нужно поощрять стремление поделиться: например, получив зарплату, подросток может купить угощение для всех.

Совет. Расскажите тинейджеру о принципах инвестирования и предложите помощь в составлении финансового плана: например, откладывать 10% заработанного на сберегательный счет. Разумеется, нужно сказать и о возможных рисках, финансовых пирамидах и кризисах, повлиявших на экономику страны.

Ошибка № 9. Оценивать будущую профессию по зарплате

К сожалению, есть множество профессий, не предполагающих гарантированного обогащения. Но, если ребенок намерен стать ветеринаром или художником, стоит уважать его выбор. Процесс зарабатывания денег важен, но не важнее самореализации, удовлетворенности жизнью.

Совет. Чаще разговаривайте с подростком о его планах на будущее: как он представляет свою жизнь после окончания института? Еще через пять лет? Но самый убедительный аргумент — личный пример. Если ребенок видит, что родителям действительно важна и интересна их сфера деятельности, они с радостью ходят на работу, увлеченно рассказывают о своих идеях и достижениях, его выбор будет более осознанным.

Ошибка № 10. Использовать деньги как средство манипуляции

Задача карманных денег — заложить основы будущей финансовой грамотности и дать ребенку почувствовать себя самостоятельным, но это не должно становиться способом влиять на его поведение или отношение к вам. Появление денег должно быть предсказуемым процессом, а действия родителей — последовательными, а не стихийными или зависящими от их настроения.

Совет. Пусть система поощрений и наказаний будет очевидной и прозрачной. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества — в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены за детский счет.

Финансовая грамотность или как научить детей правильно относиться к деньгам?

Финансовая грамотность или как научить детей правильно относиться к деньгам?

Деньги играют важную роль в жизни общества, и о том, как правильно обращаться с ними, нужно знать с самого детства. О том, как научить подрастающее поколение правильному отношению к финансовым вопросам, узнавал UBR.ua.

Деньги – неотъемлемый атрибут жизни общества, обойтись без которого невозможно. Более того, деньги, как известно, любят счет, а, значит, и относиться к ним нужно бережно и правильно. Во взрослом возрасте мы каждый день сталкиваемся с необходимостью разрешения финансовых вопросов, привыкли к этому и прекрасно знаем, как принимать решения о важности или ненужности покупок. Но как вести себя в ситуациях, когда цену денег нужно объяснить ребенку? Мы постарались разобраться в этом и попросили совета у специалистов в вопросах финансовой грамотности подрастающего поколения.

Зачем это нужно?

Несмотря на всеобщую «продвинутость», доступность интернета и прочих средств информации, многие родители на сегодняшний день все еще не задумываются о том, что детям не только можно, но и нужно рассказывать о деньгах, а также о том, как правильно с ними обращаться и как зарабатывать. До тех пор, пока чадо полностью обеспечивают родители, ребенок не задумывается над тем, откуда берутся финансовые возможности, но как только он вступает во взрослую жизнь, появляются первые проблемы. «Мы совершаем различные покупки, оплачиваем товары и услуги, школьные занятия и кружки, планируем путешествия, пользуемся услугами банков, покупаем товары в кредит. Ежедневно, по несколько раз в день, у нас возникает вопрос, который касается денег в том или ином формате. Но, не смотря на это, обсуждать тему денег, а тем более обучать правильному распоряжению личными финансами, в нашем обществе не принято. В связи с этим, к огромному сожалению ни в школе, ни в ВУЗах не учат детей тому, как правильно обращаться с деньгами. Очень часто для детей остается загадкой, как и откуда появляются деньги, как родители зарабатывают, какие существуют в семье обязательные расходы, как формируется семейный бюджет. В результате дети не знают ценность деньгам, что влечет за собой непонимание и конфликты с родителями. Кроме того, не зная элементарных правил финансовой безопасности, дети, повзрослев, попадают иногда в неприятные ситуации – начиная от кредитной зависимостью и заканчивая потерей денег в финансовых пирамидах«, — рассказывает Ирина Шевченко, финансовый эксперт, соучредитель проекта Школа финансовой грамотности для детей «АзБУкА ДеНеГ».

Другими словами, стоит сказать, что финансовые проблемы, которые возникают во взрослой жизни, иногда, могут быть родом из детства и являться следствием погрешностей воспитания. Ребенок должен расти с пониманием того, что деньги, как и все другие блага, нужно зарабатывать только собственным трудом. «Современный ребенок с детства должен осознавать, что во взрослой жизни он может получить все, что пожелает – славу, карьеру, спокойную жизнь, путешествия, дома или яхты, лошадей или крокодилов, фабрику или художественную мастерскую, общежитие или дворец. Но все это необходимо заработать своим трудом или удержать и приумножить, если оно приходит по наследству. Что легко приходит — так же легко уходит«, — поясняет психолог Алла Чайковская.

Оптимальный возраст

Специалисты, которые занимаются вопросами финансового воспитания детей, в один голос утверждают, что учить ребенка правильно относиться к деньгами нужно с того самого возраста, когда он сталкивается с ними впервые. Как правило, это дошкольный и ранний школьный период: 6-7 лет. «Начинать финансовое образование желательно уже с дошкольного возраста. Уже в дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности — игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Уже в дошкольном возрасте дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов», — поясняет Алла Чайковская.

Стоит также отметить, что затягивать с вопросами правильно отношения детей к финансам родителям категорически не стоит, поскольку с каждым годом взросления донести нужную информацию до ребенка и исправить его привычки становиться все сложнее. «Идеальный возраст для старта, если это не произошло раньше, 6-7 лет, когда ребенок пошел в школу. У него появляются первые карманные деньги, он начинает самостоятельно совершать покупки, у него возникают первые взаимоотношения с деньгами. И сейчас самое время давать ребенку базовые финансовые знания, которые помогут ему сформировать картину мира финансов, научат правильно распоряжаться деньгами. Однако, если ребенку больше 6-7 лет, родителям будет несколько сложнее, т.к. у ребенка уже существует определенный опыт, некоторые уже сформированные навыки и привычки. Тем не менее, родители обязательно должны уделять этому вопросу должное внимание, поскольку, если они не дадут ребенку необходимых знаний, он получит их в другом месте, и неизвестно, каков будет результат и в какие нестандартные ситуации попадет ребенок, прежде чем самостоятельно, методом проб и ошибок, получит необходимые знания. Безусловно, исправлять привычки гораздо сложнее, и чем старше ребенок, тем больше усилий родителям придётся прикладывать, чтобы направить его в нужное русло. Но, в любом случае, это делать нужно, если родители хотят благополучного финансового будущего для своего ребенка«, — комментирует этот вопрос Ирина Шевченко.

Читай также
Как выбрать посуду для ребенка — практические советы при покупке

Читайте также:

  • 25 недорогих способов занять детей на все лето
  • Как дети развлекали себя задолго до компьютерных игр
  • В каких условиях живут дети в разных уголках мира

Что стоит делать?

Для того, чтобы ребенок хорошо усваивал правила финансовой грамотности, родителям стоит подходить в решению этого вопроса с долей креатива и ни в коем случае не настаивать. Подойдут игры и всевозможные развивающие активности. При правильном подходе все необходимые знания усвоятся сами собой. По мнению Аллы Чайковской существует ряд инструментов и методик, которые могут быть полезными.

  1. В самом раннем возрасте, когда ребенок еще не умеет считать, за каждый успех, например, новое сказанное или выученное слово, его можно поощрять. Так ребенок поймет, что для получения благ и выгод, нужно трудиться. Важно, чтобы награждение назначалось не за процесс выполнения задания, а за сам результат. «Никогда не думайте, что ваши дети маленькие и еще чего-то не понимают. Дети очень легко приспосабливаются и манипулируют взрослыми. Приучайте детей к зарабатыванию и бережливости с раннего детства, когда они воспринимают это еще в форме интересной игры».
  2. «Используйте игру «в работу», предлагайте ребенку помочь вам – сложить бумагу, что-нибудь перенести, посчитать, поискать в интернете, систематизировать на компьютере, приучайте ребенка к своему бизнесу с детства. Не ждите, когда он закончит университет! Тогда будет уже поздно! И обязательно оплачивайте его труд, иначе он научится работать, но не научиться зарабатывать и ценить деньги. Подсказывайте ему, каким способом и на что можно разумно использовать свой заработок. Заведите копилку».
  3. Постарайтесь на наглядных примерах объяснить ребенку, что деньги можно не только заработать или получить, но и потерять. В том числе, в азартных играх.
  4. Поощряйте подработки во время каникул и следите за тем, чтобы часть своего дохода ребенок отдавал в семью и на благотворительность.
  5. Не бойтесь поручать ребенку покупки. «Чаще отправляйте ребенка в магазин, чтобы он мог оценивать стоимость товаров и продуктов и понимать реальную ценность денег. Предлагайте выбор между «котлетой и игрушкой», но сдержитесь и не давайте котлету, если ребенок выберет игру».
  6. «Никогда не навязывайте детям профессию, которая им не нравится – они не добьются в ней успеха, это только может их сломать».

В свою очередь, Ирина Шевченко также советует обратить внимание на следующие моменты:

  • не бойтесь давать ребенку средства на карманные расходы. Для того чтобы научить чадо бережно относится к финансам, нужно дать возможность иметь и тратить деньги. «Существуют различные методы определения суммы карманных денег, она зависит от многих факторов – начиная от возраста ребенка и заканчивая его окружением. Однако сумма карманных денег играет не главную роль. Самый важный момент заключается в том, что ребенок самостоятельно учится планировать, распределять и тратить. И задача родителя в данной ситуации держать руку на пульсе, помогать ребенку и направлять его. Контроль должен быть обязательно, однако делать это нужно незаметно для ребенка и максимально тактично»;
  • поощряйте чтение книг по финансовой грамотности для детей. В них на примерах вымышленных персонажей показано и рассказано, как стоит и не стоит себя вести, как собирать деньги и принимать решения о покупках;
  • используйте развивающие игры. «Существует ряд специальных финансовых игр, которые формируют у ребенка правильное финансовое мышление – Монополия, Крысиные бега, Cash Flow. Игры в ненавязчивой форме помогают понять ребенку круговорот денег в реальной жизни и получить определенный опыт взаимодействия с деньгами».

Несколько замечаний

Обучение детей правильному обращению с деньгами – вопрос достаточно сложный, требующий терпения и специального подхода. Главное – не допустить ошибок, которые могут преподать неправильный урок. Поэтому, прежде всего, начните с самих себя и проследить за собственными финансовыми привычками. Откладываете ли вы деньги? Обдумываете покупки? Разбираетесь ли в элементарных определениях и системах? «Существует замечательное высказывание: «Не нужно воспитывать детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя!» Что касается отношения к деньгам, это выражение – в самое яблочко! Дети – это наша копия, они повторяют все то, что делаем мы. Поэтому прежде чем учить ребенка, проанализируйте свое поведение и отношение к деньгам. Если вы будете учить ребенка одному, а своим примером показывать совершенно иное, вы получите совершенно противоположный результат», — говорит Ирина Шевченко.

Кроме того, не стоит поощрять ребенка за работу по дома и обычные повседневные дела. Под запретом и азартные игры, а также действия, которые могут иметь отрицательные последствия в будущем. «Не давайте денег без труда, это только приучит к легким деньгам, и вы будете содержать ребенка всю жизнь. Сколько бы он не «заработал» требуйте от него часть отдать вам на семейный бюджет – не жалейте его. Такое уменьшение прибыли будет только стимулировать его в дальнейшем зарабатывать больше. Никогда не поощряйте детей за те действия, которые вы не приветствуете у взрослых (азартные игры, мошенничество, компьютерные игры, обман и т.д.) Все это может обернуться против вас, когда ребенок вырастет. Действия, закрепленные наградой, запоминаются втрое сильнее», — дополняет Алла Чайковская.

Зарубежный взгляд

Иностранные издания и специалисты уделяют достаточно много внимания вопросам правильного и своевременного финансового образования детей с самого раннего возраста. Например, порталы Huffington Post и Business Insider, советуют, среди прочих, также придерживаться следующих стратегий, касающихся сферы финансового воспитания:

  • разрешайте детям платить и тратить, но убедитесь в том, что они точно понимают, почему и насколько уменьшились их средства после совершения покупки;
  • учите копить и поощряйте каждую заработанную или сохраненную, а не растраченную сумму, которую ребенок положил в копилку;
  • в более старшем возрасте ребенку вполне можно открыть счет в банке, на который будут зачисляться его поступления. Учет операций по счету подросток должен вести самостоятельно, но под присмотром родителей. Не забудьте также объяснить, что ребенок сам должен будет платить банку за обслуживание счета и покрывать прочие расходы;
  • не умалчивайте о кредитах, а посвятите ребенка в их основные аспекты, объяснив при этом, что накапливать долги нельзя, и это чревато проблемами. Ребенок должен понять, что заем – это не лучший выход из ситуации, и средства рано или поздно придется возвращать. Кроме того, сами старайтесь пользоваться кредитной картой как можно реже;
  • чтобы не превратить ребенка в импульсивного покупателя, при походах в магазин, старайтесь не отходить от списка и не покупать то, что душе угодно именно в этот момент;
  • делайте покупки обдуманно или только после тщательного анализа цен, предложений и рынка – ваши дети начнут поступать также;
  • не поддавайтесь на уговоры ребенка купить вещь или игрушку только потому, что такой же подарок родители сделали его другу. Учитесь контролировать себя и рассказывайте об этом детям.
  • вовлекайте детей в процесс планирования семейного бюджета, поясняйте им все нюансы.

Напоследок стоит сказать, что финансовое воспитание детей любого возраста – задача не из простых. Родителям стоит рассказывать и учить на собственном примере или обращаться за помощью к специализированным изданиям или играм, которые доходчиво смогут объяснить, как правильно относиться к материальным благам и накапливать их. Такие активности помогут сформировать правильное восприятие подрастающего поколения и уберечь от серьезных проблем во взрослой жизни.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector