Сенсорное развитие детей раннего возраста: виды сенсорных ощущений и примеры простейших игровых упражнений

Сенсорное развитие детей раннего возраста: виды сенсорных ощущений и примеры простейших игровых упражнений

Содержание

Сенсорное развитие детей раннего возраста: виды сенсорных ощущений и примеры простейших игровых упражнений

Сенсорное развитие детей раннего возраста – лучшие средства и методы для познания окружающего мира

Находясь еще в утробе матери, ребенок реагирует на все события, происходящие извне, и все раздражители по-разному. Смена эмоциональной окраски звуков или громкие шумы заставляют пузожителя вздрагивать и пугаться. Как только кроха появляется на свет, сенсорные способности малыша активируются и начинается долгая работа по познанию своего тела и окружающей реальности.

Что такое сенсорное восприятие?

Сенсорное восприятие – это совокупность принятые представлений о предметах окружающих нас каждый день и их свойствах: цвете, форме, размере, вкусе, запахе. Как только ребенок осознается, он начинает изучать себя и мир посредством тактильных ощущений и визуальных образов, и то, насколько многомерно будет восприятие пространства, зависит только от родителей. Самостоятельно ребенок так или иначе изучит этот мир, но с привитием сенсорной культуры, ему будет проще и интереснее. Специалисты полагают что сенсорное воспитание детей является фундаментом для умственного развития.

Виды сенсорных ощущений

Сенсорные ощущения делятся на 5 основных видов:

  • органы слуха;
  • визуальные;
  • вкусовые;
  • осязательные;
  • обоняние или нюх.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Родители должны понимать, что то, насколько быстро ребенок воспримет сенсорное воспитание, зависит только от его личностных, возрастных особенностей и типа темперамента. Если развитие идет поэтапно и без задержек, то до шести месяцев малыш наблюдает за перемещениями предметов и развивает хватательные навыки. У него появляется интерес к звукам и ярким игрушкам.

С 1 года до 3-х лет ребенок уже имеет понятие о качественных характеристиках окружающих предметов – цвете, размере, вкусе и запахе. В 4 года у него появляется понимание признаков предметов и в это же время он закрепляются в памяти сенсорные эталоны. Малыш начинает чувствовать этот мир через аналитическое восприятие. Поэтому так важно кропотливо заниматься с ребенком и не скупясь проговаривать истины.

Этапы развития сенсорных способностей в младенчестве

Сенсорные способности младенца должны вмещать в себя следующие эталонные знания:

  • основные цвета спектра – 9 названий;
  • пять геометрических фигур – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал;
  • три размерные величины – маленький, средний, большой;
  • звуки языка, на котором разговаривают родители;
  • четыре вида вкусовых качеств – соленый, сладкий, горький, кислый;
  • два вида температурных определений – холодно, тепло;
  • пять запахов – легкий, тяжелый, горький, сладкий, свежий.

С полутора лет до 2-х, сенсорное развитие детей раннего возраста должно включать в себя:

  • возможность назвать 3-4 цвета;
  • ориентирование в размерах предметов и их величинах и умение собрать и разобрать матрешку (трех размерную);
  • способность правильно собрать 4-6 размерную пирамидку;
  • умение правильно соотносить объемные и плоские фигуры;
  • навыки рисования простых вертикальных и горизонтальных линий.

Дети в возрасте 2-4-х лет должны уметь:

  • называть до 6 цветов и правильно подбирать их по образцу;
  • знать 3-4 контрастных величин и размеров;
  • уметь собирать и разбирать пирамидку из 6-8 колец разных размеров;
  • уметь различать плоские и объемные предметы и называть их;
  • иметь навыки рисования длинных, коротких, толстых, тонких линий;
  • уметь собрать расформированный объект из 4-х частей.

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей ставит перед собой такие цели:

  • формирование правильных эталонных сенсорных понятий;
  • развитие правильных чувственных реакций и восприятия (перцептивных реакций);
  • развитие навыков самостоятельного применения эталонных понятий и правильного реагирования на процессы.

Как развить сенсорные способности?

Начинает развиваться сенсорика для детей с первых тактильных ощущений, и помочь малышу быстрее освоиться можно с помощью следующих практик:

  • фокусирование взгляда на предметах;
  • восприятие образа;
  • слежение за передвижениями предмета;
  • массажи, тактильные ощущения и изучение возможностей тела;
  • стимулирование интереса игрушками;
  • песни, звуки (удары предметами друг о друга);
  • классическая музыка (в течение 5-10 минут);
  • разговор с малышом, проговаривание всех состояний и действий.

Методы развития сенсорных способностей

Сенсорное воспитание детей раннего возраста начинается с:

  • умения различать формы и величины предметов;
  • навыка располагать несколько форм в правильной постановке для получения узора;
  • развития чувства стиля и цвета;
  • освоения навыка вырезания (круглого и прямого);
  • развития творческого потенциала и воображения.

Средства для развития сенсорных способностей

Сенсорное развитие в раннем возрасте подразумевает усвоение и запечатывание в памяти сенсорных эталонов – общепринятых свойств предметов и их описания. Эталонами выступают: цвет, форма, величина. В качестве средств так же используются дидактические игры и упражнения. Этот вид игр учитывает возрастные особенности ребенка и помогает ему учиться.

Дидактические игры позволяют детям:

  • правильно воспринимать окружающие предметы и их свойства;
  • сравнивать и соотносить сенсорные эталоны;
  • группировать предметы по свойствам;
  • выстраивать чувственное впечатление, исходя из названий предметов и их характерных свойств.

Не менее полезны для развития сенсорного восприятия у детей раннего возраста процессы обучения конструированию или занятие изобразительным искусством. Первое позволяет целенаправленно обследовать игрушки, а второе занятие развивает образное мышление и эстетический вкус. Маленькие дети, в силу возрастных характеристик, быстро переходят от продуктивной деятельности к игре и обратно. Поэтому важно осуществлять обучение в виде интересной, активной деятельности.

Игры по сенсорному развитию детей раннего возраста

Игры по сенсорике подразумевают использование предметов и вовлечение малыша в процесс игры. Учеными доказано, что раннее сенсорное воспитание ребенка положительно влияет на уровень его интеллекта и во много раз повышает качество умственного развития. Поэтому начинать развивать сенсорику необходимо с раннего детства, а проще всего это делать посредством игры.

Игры на сенсорное развитие для детей от 1 года до 2-х лет:

  1. Расставьте перед ребенком предметы разной формы, цвета, текстуры и попросите его отсортировать их по форме или цвету.
  2. Наглядно улыбнувшись покажите ребенку как выглядит добрый человек и проговорите слово «добрый». А после сделайте злую гримасу и объясните, что это называется – «злой». Попросите малыша повторить мимику и назвать качественную характеристику.
  3. Положите в непрозрачный пакет несколько знакомых малышу фруктов и овощей различной формы, цвета и текстуры. Попросите ребенка запустить руку в пакет и поочередно называть фрукты, попадающие ему в руку. После описания малыш должен достать предмет и убедиться в правильности своего ответа.

Игры на развитие сенсорики для детей от 2-х до 4-х лет:

  1. Покажите ребенку как правильно собирать несложный пазл и попросите малыша повторить за вами. Постарайтесь помогать ему лишь словами, все действия доверяя ребенку.
  2. Развивайте ассоциативные навыки ребенка. Для этого необходимо назвать слово, а после перечислить несколько ассоциативно привязанных к нему слов и попросить малыша проделать такое же действие. Например: зима (снег, мороз), лето (жара, солнце).
  3. Наполните несколько непрозрачных мешочков попарно различными крупами и предложите малышу рассортировать на ощупь предметы, найдя для них соответствующую пару с одинаковым содержанием.

Сенсорика для детей своими руками

Развитие психомоторики и сенсорных процессов может осуществляться при помощи игр, сделанных своими руками:

    Многофункциональная доска из дерева. Вариантов развития событий на такой доске огромное множество. Самая простая, легкая и интересная игра – «Крестики-нолики». Диагностика сенсорных способностей

    Сенсорные способности диагностируются тестами для измерения степени восприятия ощущений и особенностей сенсорной психики. Показателями для измерения выступают: чувствительность, острота зрения, восприятие глубины цвета и умение различать цвета, острота слуха, тембр голоса, частоты звука и шумовой фон. Каждый показатель определяется при помощи специализированного теста.

    Сенсорное развитие детей раннего возраста проводится по следующим тестам:

  • тест проверки зрения;
  • тест проверки слуха;
  • таблица Снеллена;
  • метод Орто-Рейтера;
  • тест музыкальной одаренности (Сишора).
Читай также
Лучшие способы профилактики простудных заболеваний у детей и взрослых

Сенсорные игры и упражнения для развития детей

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного восприятия детей, т.е. от того:

  • насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее;
  • насколько качественно он может оперировать этой информацией;
  • насколько точно он эти знания может выразить в речи.

Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Содержание:

Роль сенсорного развития

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.

Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы.

Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а также зрительно-моторная координация.

Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.

Упражнения для детей от рождения до года

Поговорим об осязании, то есть о развитии тактильности.

Упражнение 1. «Ладошки»

  • Положите ребёнка на спинку, лицом к себе. Возьмите в свои руки ручку малыша и нежно погладьте.
  • Затем постучите ею о свою ладонь.
  • Потом снова нежно погладьте ручку.
  • Проделайте это упражнение с обеими руками малыша.
  • Затем каждым пальчиком ребенка нежно стучите по своей ладошке, комментируя свои действия. Напоследок нежно погладьте ручки малыша.

Упражнение 2. Массаж

Делайте массаж каждого пальчика в отдельности, разминая их от кончиков к основанию, слегка постучите пальцами своей руки по подушечкам его пальцев.

Эти простые на первый взгляд упражнения активизируют все энергетические каналы организма малыша, так как большинство из них берет начало именно в пальцах человека. Таким образом улучшается кровообращение во всем организме ребёнка, в том числе и мозговое.

Упражнение 3. «Колечко»

Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта, развитие моторики.

Материалы: сенсорная пирамидка, кроватка.

Мама располагает ребенка в кроватке, сама стоит напротив него. Сначала она привлекает внимание малыша шуршащим кольцом от пирамидки. Затем надевает его ему на ручку — так, чтобы кольцо было в поле зрения малыша. Если кроха не пытается ухватиться за кольцо или свою руку, мама помогает ему сделать это. Когда малыш освоит упражнение, кольцо нужно надеть ему на ножку и проделать то же самое, как с ручкой.

Упражнение 4. «Вынимаем предметы»

Цели: развитие кинестетического анализатора, обогащение сенсорного опыта.

Материалы: сенсорная емкость (это может быть тканевый непрозрачный мешочек), водяной матрас.

Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе напротив друг друга. Мама достает какой-либо предмет из сенсорной емкости. Затем она побуждает ребенка самому вынимать предметы оттуда, комментируя, что именно он достал, например, шершавый брусок, гладкий мячик, колючую щетку и т.д.

Малыш должен научиться различать поверхности предметов по ощущениям.

Упражнение 5. «Ощупывание»

Цели: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Материалы, сенсорная емкость, водяной матрас.

Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе или просто на мягком коврике напротив друг друга. Мама достает предмет из сенсорной емкости, проводит им по ручке малыша, комментируя свои действия, например: «Я провожу колючим шариком по твоей ручке». Затем она дает ребенку данный предмет для ощупывания. Когда малыш его изучит, мама проделывает действие со следующим. Предметами из сенсорной емкости можно проводить и по другим частям тела ребенка (ножкам, спинке, животику).

Сенсорной ёмкостью может стать коробка или мешочек.

Сенсорные упражнения для детей от 1 года до 5 лет

Упражнение «Оставим след»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало. Она просит его посмотреть на свое отражение, потрогать его. После того как ребенок дотронется до зеркала, мама обращает его внимание на след, оставленный на поверхности. Затем она предлагает ребёнку оставить след красками. Ребёнок выбирает краски, «печатает» следы на стекле пальчиком, кистью, ладошкой. Мама обращает внимание ребёнка на то, что отпечатки краски на зеркале светятся в темноте. Потом включает свет.

Упражнение «Кто в зеркале»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, самосознания.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и просит его посмотреть на свое отражение, потрогать его. Затем она рисует на лице ребенка точки: на носике, щечках, подбородке — и снова предлагает посмотреть ребёнку на свое отражение в зеркале.

Упражнение «Нарисуем себя»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания.

Мама обращает внимание ребенка: «Посмотри на себя в зеркало, потрогай свое отражение». Затем она дает малышу краски и просит нарисовать на стекле себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует глаза, брови, губы и т.д. После этого малыш рассматривает результат без света и при свете.

Упражнение «Рисуем эмоции»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и просит его посмотреть и потрогать свое отражение. Затем она показывает веселую улыбку и спрашивает у малыша, какая это эмоция. Назвав эмоцию, ребенок должен изобразить ее на зеркале красками.

В ходе упражнения дети рисуют одну какую-либо эмоцию. Затем следует усложнить задачу — изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние мамы.

Упражнение «Нарисуй фигуру»

Цели: активизация зрительного, тактильного восприятия, закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и краски. Она предлагает ему изобразить на поверхности: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д. При повторении упражнения следует усложнить задачу — нарисовать круг красный, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.

Упражнение «Мишка растерялся»

Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет».

Мама обращает внимание малыша на расстроенного Мишку. Обращается к ребенку: «У Мишки все бусинки перемешались, и он не может их рассортировать по цветам. Давай поможем Мишке!». Ребенок сортирует бусинки по цветам, а мама помогает ему, проговаривая их названия. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постепенно увеличиваться.

Упражнение «Подари мишке бусы»

Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет»; развитие мелкой моторики.

Мама обращается к ребенку: «Мишка собрался в гости, а подарка у него нет. Но мы можем помочь ему собрать бусы». Она показывает малышу, как нанизывать бусинки на нитку, леску (бусы собираются из однородных цветов.)

Упражнение «Выложи бусы»

Цели: формирование умения упорядочивать объекты по цвету, устанавливать закономерность в последовательности цветных элементов, достраивать ряд в нужной ритмической последовательности; развитие мелкой моторики.

Мама показывает ребенку изображение цепочки, состоящей из бусинок, следующих друг за другом в определенной последовательности (например: красная — синяя, красная — синяя). Она обращает внимание крохи на чередование цветов и предлагает продолжить цепочку, соблюдая заданный алгоритм. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постепенно увеличиваться.

Читай также
Диета для беременной в 1 триместре: особенности питания на ранних сроках

Упражнение «Найди по описанию»

Цель: развитие всех модальностей.

Мама описывает каждый предмет. Ребенок должен найти его и повторить описание. Малыш закрывает глаза. Мама дает ему потрогать предмет. Ребенок должен назвать, что это после ощупывания. Если при выполнении задания у него возникают затруднения, мама знакомит малыша с предметом и его свойством, а через некоторое время предлагает попытаться распознать ощущение еще раз.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: развитие зрительной памяти, тактильной памяти.

На глазах у ребёнка мама помещает в мешочек различные предметы из сенсорной емкости, называя их свойства. Малыш повторяет тактильные ощущения предметов. Ребенок достает по одному предмету, на ощупь определяя, что именно он достал. Затем мама просит найти такой же предмет, не подглядывая в мешочек.

Упражнение «Сравнилки»

Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, мышления, памяти.

Мама предлагает ребенку поочередно вспомнить названия своих ощущений. Затем представить, с каким предметом связано каждое ощущение, что или кто обладает такими свойствами (колючие — ежик, спица; мягкие — котенок, рука мамы и т.п.).

Упражнение «Эмоциональный рассказ»

Цель: развитие всех сенсорных каналов, эмоционального мира детей.

Мама вместе с ребёнком составляет рассказик с помощью тактильных предметов на основе сопоставления их поверхностей. Мама говорит, а ребенок выкладывает предметы один за другим по ходу рассказа, ассоциируя эмоциональное описание главного героя с характером поверхности предмета.

Например: «Летела злая Баба-Яга» — ребенок выкладывает колючий предмет (ассоциация: колючий — злой).

Упражнения на сенсорное развитие ребенка

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фальгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.

Подробнее об играх с песком и землей можно прочитать по ссылкам:

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Подробнее об играх с водой читайте по ссылке:

Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

«Отгадай цифру» (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. Более подробное описание этого упражнения см. по ссылке >>>>

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную букву», «Покажи букву». Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.

Читай также
Как найти общий язык с бабушкой: комментарии психолога, советы родителям

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Автор: Анна Пономаренко

Другие публикации по теме данной статьи:

«Развивающие пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Предпосылка к успешному обучению

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» — это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие — главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

  • восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
  • восприятие величины;
  • цветовое восприятие;
  • восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
  • временное восприятие;
  • восприятие телесных манипуляций;
  • восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
  • и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Роль сенсорного развития для малышей

Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.

В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх.

Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон формы – простейшие фигуры.

Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.

Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки

Начальные знания и умения малыша в различных сферах складываются в результате наблюдений за характерными признаками предметов и должны использоваться в последующей деятельности.

  1. Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.
  2. Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца постройки.
  3. Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их изменения дает знания о природных явлениях.
  4. Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует первоначальные математические представления.

Сенсорное развитие детей раннего возраста позволяет познакомить малыша с основными цветовыми признаками предметов, различая их по форме и величине. Их усвоение дает толчок к формированию способностей к определенным видам творчества.

Этапы сенсорного познания

У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные цели для их дальнейшей реализации.

В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии.

Когда малышу исполняется год, сенсорные задачи значительно усложняются. Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение терминов «форма», «цвет» и «такой же».

В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической последовательности нарисовать рисунок, соорудить элементарные конструкции из кубиков. Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет, объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету, величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре голоса, узнавать знакомые мелодии.

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector