Плавание детей до года: подготовка и методика обучения, общие принципы занятий

Плавание детей до года: подготовка и методика обучения, общие принципы занятий

Плавание детей до года: подготовка и методика обучения, общие принципы занятий

Методика обучения детей плаванию

Методика обучения детей плаванию [ править | править код ]

При организации и проведении начального обучения детей спортивному плаванию необходимо всегда учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детского организма. Методика начального обучения спортивному плаванию взрослых и детей не имеет особо принципиальных различий. Но несмотря на это, преподаватель плавания, занимающийся с детьми, должен применять методические приемы сообразно с возрастными особенностями и возможностями детей.

Метод показа и объяснения особенно широко используется при обучении плаванию детей. В занятиях с детьми младшего возраста показ должен сопровождаться популярным и образным объяснением. Занимаясь с детьми среднего и старшего возраста, нужно объяснять полнее и глубже, используя при этом фотографии и другие наглядные пособия. Необходимо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к показу. Поэтому показ должен быть точным и высококвалифицированным. От качества показа во многом зависит и качество овладения занимающимися техникой спортивного плавания и спортивное будущее учеников.

Метод упражнений также используется в занятиях с детьми всех возрастов. Для обучения плаванию детей также применяется метод раздельного и целостного изучения техники плавания, однако количество повторений для детей младшего возраста должно быть меньше, так как им нужны более продолжительные и частые паузы для отдыха. При этом необходимо предлагать различные варианты упражнений, так как однообразные упражнения утомляют психику детей, у них ослабевает интерес к ним, что приводит к неряшливому их выполнению.

Дети среднего и старшего возраста большинство учебных плавательных упражнений могут с успехом выполнять без поддерживающих средств, в то время как дети младшего возраста в начальной стадии обучения большую часть упражнений могут выполнять только с помощью поддерживающих средств или при поддержке и непосредственной помощи преподавателя. Во время исполнения упражнений не следует допускать того, чтобы дети неряшливо или неверно выполняли технику плавательных движений. После того как дети овладеют техникой плавания в общей, грубой форме, необходимо повседневно совершенствовать и оттачивать каждое плавательное движение в процессе выполнения упражнения.

Дети 5 — 6-летнего возраста, как правило, не умеют плавать, и многие из них не могут решиться самостоятельно войти в воду и тем более выполнить даже простое упражнение. При попытках плавать самостоятельно на резиновых плавательных кругах они начинают применять движения ногами и руками, сходные с движениями при ходьбе, поднимая при этом голову высоко над водой. В результате этого ноги глубоко погружаются в воду, тело принимает почти вертикальное положение, и продвижение в воде становится почти невозможным.

Дети дошкольного возраста плохо воспроизводят движения, показанные им в воде, и слабо понимают словесное объяснение. Упражнения или отдельные плавательные движения они делают с большим трудом. В этот период обучения они особо нуждаются в непосредственной помощи и моральной поддержке преподавателя. Поэтому до тех пор, пока дети не научатся самостоятельно и уверенно входить в воду и выполнять плавательные упражнения, преподаватели должны быть особенно внимательны. Они должны ободрять их своим непосредственным присутствием и помогать им правильно выполнять плавательные движения ногами и руками. При этом желательно, чтобы преподаватель был в воде вместе с детьми.

Прежде чем приступить к изучению техники спортивного плавания, необходимо применить комплекс специальных подготовительных упражнений, направленных на освоение с водой.

Эти упражнения значительно отличаются от подготовительных упражнений, выполняемых при начальном обучении взрослых и детей среднего и старшего возраста. Подготовительные упражнения по освоению с водой для детей дошкольного возраста выполняются в определенной последовательности.

1. Окунать ребенка в воду (вначале по грудь, затем до плечевого пояса и после этого с головой), держа его на руках и погружаясь вместе с ним в воду. При этом необходимо обучать ребенка задерживать дыхание на вдохе во время погружения под воду.

2. Выполнять то же, держа ребенка руками, но не погружаясь в воду.

3. Плавать брассом на груди или ходить по дну, погрузившись до шеи в воду, с ребенком, который держится за плечи преподавателя и находится у него за спиной.

4. Плавать на спине или ходить по дну, погрузившись до шеи в воду, с ребенком, лежащим на груди, держа его за руки, и с лежащим на спине, держа его за подмышечные впадины или поддерживая за голову.

5. Приучить детей принимать и сохранять горизонтальное положение (на груди и на спине) при помощи преподавателя, который их поддерживает: под спину и живот; за руки, прижатые к туловищу; за туловище в области поясницы; за трусы, при различных положениях рук: а) прижаты к туловищу, б) вытянуты вперед, в) одна рука вытянута вперед, другая прижата к туловищу, г) ладони прижаты к затылку, локти развернуты в стороны (только в положении на спине).

Эти упражнения выполняются вначале на месте, а затем с перемещением преподавателя по дну.

6. Научить детей сохранять горизонтальное положение на воде (на груди и на спине, с различным положением рук) в скольжении от одного преподавателя к другому от преподавателя к бортику и от бортика к преподавателю, используя скорость скольжения, сообщенную преподавателем (легкое подталкивание) или полученную ребенком за счет отталкивания ногами от борта. Упражнения выполняются с постепенным увеличением расстояния между преподавателями и преподавателем и бортиком бассейна.

Упражнения 3, 4, 5 и 6 проводятся вначале без движений, а затем с движениями ногами кролем на груди и на спине, которые изучаются в процессе освоения подготовительных упражнений. Упражнения 5 и 6 в положении на груди выполняются с задержкой дыхания на вдохе, а в положении на спине с произвольным дыханием.

Детей младшего возраста следует вначале обучать способу плавания кроль на спине, так как при плавании на груди они не могут быстро освоить ритмичное дыхание. При плавании же на спине в начальной стадии обучения вполне допустимы некоторые нарушения в ритме дыхания.

Технику плавательных движений и их согласование следует изучать в такой последовательности:

  • изучение движений ногами способами кроль на груди и на спине, с поддерживающими средствами у бортика, и в скольжении при помощи преподавателей и самостоятельно;
  • плавательные движения ногами при выполнении упражнений 3 и 4 из серии подготовительных;
  • то же, при выполнении упражнения 5 из серии подготовительных;
  • то же, при выполнении упражнения 6 из серии подготовительных;
  • то же, держась руками за палку, с которой преподаватель идет по борту бассейна (палку, прижатую к туловищу, можно держать под мышкой);
  • то же, скользя поперек бассейна в сопровождении преподавателя, идущего рядом по дну бассейна;
  • плавание поперек и вдоль бассейна на спине с помощью ног, с различными положениями рук в сопровождении преподавателя, плывущего рядом с ребенком;
  • то же, в сопровождении преподавателя, идущего по борту и страхующего ребенка с помощью палки, за которую в случае необходимости ребенок может взяться рукой и восстановить устойчивое положение и продолжать плыть;
  • то же, в сопровождений преподавателя, идущего по борту без страховочной палки. Время от времени преподаватель дает ребенку необходимые указания голосом и жестикуляцией, все время подбадривая и поощряя его на проплывание всего бассейна без остановки;
  • то же, под наблюдением преподавателя, стоящего на месте, откуда начал плыть ребенок;
  • групповое плавание поперек и вдоль бассейна на спине с помощью ног (с различными положениями рук) под наблюдением и руководством преподавателей, находящихся на бортах бассейна, дающих детям необходимые указания, направленные на соблюдение ими правильного положения тела в воде и правильного выполнения плавательных движений ногами и дыхания.

Когда дети научатся уверенно плавать на спине за счет выполнения плавательных движений ногами, при различных положениях рук, следует перейти к изучению плавательных движений руками и согласования их с движениями ногами и дыханием в такой последовательности:

  1. изучение плавательных движений руками при поддержке и помощи преподавателя, идущего по дну бассейна сбоку или впереди ребенка, плывущего на спине за счет движений ногами. Преподаватель берет одну или обе руки ребенка в области локтевых суставов и помогает ему выполнять движения руками;
  2. плавание на спине поперек бассейна в сопровождении преподавателя, идущего по дну бассейна рядом с ребенком и показывающего ему движения руками и выполнение вдоха и выдоха;
  3. плавание на спине вдоль бассейна при страховке преподавателя, плывущего рядом с ребенком;
  4. то же, в сопровождении преподавателя, идущего по борту бассейна (со страховочной палкой или без нее) и показывающего ребенку движения руками и согласование их с дыханием;
  5. групповое плавание на спине поперек и вдоль бассейна под наблюдением и руководством преподавателей, находящихся на бортах бассейна и показывающих детям движения руками и согласование их с дыханием.

Перечисленные упражнения делают:

  • с раздельным выполнением плавательного движения отдельно каждой рукой с остановкой ее в исходном положении, другая рука прижата к туловищу или вытянута вперед;
  • с раздельным выполнением попеременных чередований плавательных движений руками (во время движения одной рукой и остановки ее в исходном положении (вытянутой впереди) производится полное движение другой рукой) и т.д.;
  • с одновременными движениями рук остановкой их в исходном положении (одна рука вытянута вперед, другая вдоль туловища), т.е. в то время, когда одна рука делает гребковое движение, другая движется над водой.

После того как дети научатся легко проплывать на спине длину бассейна, сохраняя правильное положение тела и правильно выполняя плавательные движения ногами и руками в согласовании с дыханием, необходимо периодически включать в урок упражнения на освоение безостановочного проплывания, постепенно увеличивая расстояние (до 200 м), п на овладение навыками скоростного проплывания коротких отрезков без учета времени с оценкой техники плавания.

После того как дети научатся легко и уверенно плавать на спине, следует перейти к изучению способа плавания кроль на груди, выполняя соответствующие упражнения в той же последовательности. В урок включают также упражнения, направленные на изучение дыхания, согласование дыхания с движениями ног и рук, на согласование движений рук и ног с задержкой дыхания н согласование движений рук, ног и дыхания.

После овладения техникой способов плавания кроль на спине и груди изучается техника способа плавания брасс, а затем баттерфляй.

В специальном мелком детском плавательном бассейне или на детском пляже с ровным мелким дном обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится в той же последовательности. Многие упражнения дети выполняют самостоятельно под руководством и наблюдением преподавателя. Температура воды в зимнем бассейне должна быть 27 — 29 °С и 23 26 *С в открытом водоеме в солнечную погоду.

В процесс обучения плаванию включаются соскоки и прыжки ногами в воду, а также спады головой вперед с бортика и стартовой тумбочки.

  1. Соскок в воду по направлению к стоящему на дне преподавателю. который подхватывает ребенка, окунает его в воду, а затем подталкивает к борту.
  2. То же, но преподаватель подхватывает ребенка после того, как он погрузится и воду.
  3. То же, при страховке преподавателем, но ребенок сам выбирается из воды и подплывает к борту.
  4. То же, по когда преподаватель стоит на бортике со страховочной палкой.

Вначале упражнения проделывают с резиновым плавательным поясом, а затем без него.

Спады в воду головой вперед выполняются в такой последовательности:

  • из положения сидя на борту, упираясь стопами в пенное корытце. Туловище до отказа наклонено вперед. Руки сомкнуты над головой;
  • из положения глубокого приседа, ухватившись пальцами ног за край борта. Туловище наклонено вперед. Руки сомкнуты над головой;
  • то же, из положения наклона вперед. Туловище наклонено вперед до горизонтального положения. Hоги прямые, руки сомкнуты над годовой;
  • то же, из положения согнувшись. Туловище наклонено до отказа вперед вниз. Руки опущены вниз и касаются ладонями голеностопных суставов.
Читай также
Аппендицит у детей разного возраста: причины заболевания и характерные признаки, методы диагностики и лечения

После успешного овладения перечисленными спадами можно перейти к изучению стартового прыжка вначале с борта, а затем со стартовой тумбочки.

Обучение поворотам проводится при непосредственной помощи преподаватели, который находится в воде, демонстрирует детям поворот и помогает им выполнять его.

Обучение нырянию с доставанием предметов со дна мелкого бассейна также проходит при непосредственной помощи преподавателя, который находится в воде, показывает детям, как нужно нырять, находить и доставать предметы со дна. Помогает им овладеть этим навыком, вначале ныряет вместе с каждым ребенком, а затем наблюдает, как они по очереди ныряют без его помощи.

Процесс обучения плаванию детей в возрасте 7— К) лет в основном аналогичен процессу обучения детей среднего и старшего возраста и взрослых. Однако в первой стадии обучения при проведении общих подготовительных упражнений по освоению с водой и изучению техники движений ногами преподаватели должны находиться в воде, чтобы показывать и помогать детям выполнять изучаемые упражнения, а также поддерживать и страховать их.

Применение игровой формы проведения уроков с различного рода играми и развлечениями в каждом занятии на суше и в воде создает жизнерадостную обстановку, повышает эмоциональное состояние детей и вызывает у них повышенный интерес к последующим занятиям в бассейне.

Преподаватель должен мобилизовать весь свой опыт, изобретательность и смекалку, чтобы с первых же занятий с малышами организовывать и проводить посильные и доступные игры и развлечения в воде (с использованием поддерживающих средств и без них), различного рода хороводы и передвижения в воде, игры с мячами и игрушками, игры в пятнашки и т.д.

На начальных этапах обучения с детьми применяются игры, включающие элемент соревнования, которые проводятся на материале подготовительных упражнений по освоению с водой. В дальнейшем используются сюжетно-образные игры, которые требуют предварительного разъяснения на суше. Игры плодотворно сказываются на успешном овладении детьми умением плавать.

6. Плавание. Игра и техника обучения плаванию детей от 4 лет и старше.

Адрес для связи: kidsport@narod.ru

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, под час представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может проходить в игровой форме.

В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.

С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию, которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три последовательных этапа:
1. Этап начального обучения плаванию — стадия, на которой формируются основы, или предпосылки умения.
2. Этап углубленного обучения плаванию — стадия, на которой образуется собственно умение в его целостных контурах и деталях.
3. Этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.
И поэтому в каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения позволяющие освоить скольжение и т.д.) мы будем различать три фазы:
а. игры для начального обучения
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью — формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.
В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде.
Существуют следующие советы для обучения плаванию:
1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.
2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится под водой.
3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза в воде и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.
4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик (или другой устойчивый предмет).
5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении «стрелочка» (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать руки вытянутыми на ширине плеч и даже немножко расставить ноги.
6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т.к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.
7. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким.
Вся эта подготовка должна познакомить новичков с условиями плавучести и равновесия своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины возникновения чувства страха.

Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других. Например: «У Васи были самые большие брызги — молодец!
А у Тани лопасти винта (руки) работали быстрее всех!
А Саша, наверно был подводной лодкой, он плыл тихо-тихо, чтобы его не заметили!»
и т.д. Желательно похвалить каждого ребенка. Если вы занимаетесь с одним ребенком, сравнивайте его достижения с аналогичными на прошлых уроках: «Сегодня ты плыл намного лучше, чем вчера, я даже не успевал следить за тобой глазами. Ну настоящая торпеда!». Применяйте количественные сравнения — много, мало, больше, меньше, сильнее, слабее и т.д.

Таким образом, процесс обучения сводится к последовательному выполнению игровых упражнений от пункта 1а до пункта 7в. Если ребенок уже умеет выполнять в воде какие-либо упражнения, например, лежать на воде или скользить, мы все равно рекомендуем выполнять упражнения из этой группы, но начинать не с начального обучения (все пункты «а») а игр для повторения старого материала (все пункты «в»).
1. Игры по ознакомлению со свойствами воды.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала
2. Игры, обучающие погружению и всплытию.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала
3. Игры, способствующие выработке навыка лежания на воде.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала
4. Игры, способствующие выработке навыка скольжения.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала
5. Игры, обучающие дыханию.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала
6. Игры, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала
основы техники плавания кролем на груди
основы техники плавания кролем на спине
7. Игры по овладению простейшими прыжками.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала

Распределении времени между разделами обучения плаванию:

В среднем вся программа рассчитана на 24 занятия по 30-45минут. К этому времени ребенок должен научиться лежать на спине и на груди, скользить по воде после толчка от борта бассейна без работы ног, проплывать 25м при помощи работы ног кролем на спине или кролем на груди, находится некоторое время под водой без дыхания, прыгать с бортика бассейна. Такие способы плавания, как брасс и баттерфляй являются сложными для детей в возрасте до 7 лет и в данной методике не рассматриваются.

Предполагаемое распределение игр на 24 занятия:

занятие подготовительная часть урока (5мин) основная часть урока
(20-30 мин)
заключительная часть урока (5-10 мин)
1 1а, 2а
2 1б, 2а, 2б
3 1в, 2а 2а, 2б
4 1в, 2б 2б, 2в
5 2в, 3а 3а, 1в
6 3б, 2в
7 3б, 2в 3в, 4а
8 2в, 3б
9 4б, 2в
10 4б, 3в 4в, 3в
11 5а, 4б
12 3в, 5б
13 3в, 4в
14 6а, 2в
15 6а, 3в
16
17
18 6б, 4в
19 6б, 3в
20 2в, 3в
21
22 6в, 7б
23 6в, 7в
24 5в, 4в, 3в


Если у вас нет возможности или желания учить ребенка плавать в течение 24 занятий — выбирайте любые игры из любых разделов и просто играйте!

Для иллюстрации методики использованы рисунки Н.П.Лобанева из книги Осокиной Т.И. «Обучение плаванию в детском саду» — Москва: Просвещение, 1991г. -159с.

Ещё на эту тему 1. Совместимость плавания с другими видами спорта 2. Тренер о раннем плавании 3. Обзор методик обучения малышей плаванию 4. Развитие силы и выносливости. Дыхание. 5. Плавание для грудничков. Советы родителей. 6. Игра и обучение плаванию 7. Игры по ознакомлению со свойствами воды. 8. Игры, обучающие погружению и всплытию. 9. Игры, способствующие выработке навыка лежания на воде. 10. Игры, способствующие выработке навыка скольжения. 11. Игры, обучающие дыханию. 12. Игры, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения. 13. Основы техники плавания кролем на груди 14. Основы техники плавания кролем на спине 15. Игры по овладению простейшими прыжками. 16. Психологические, физиологические и социальные особенности развития ребенка 4-7 лет.

Искусство плавания было известно людям с незапамятных времен. Наши предки, добывая пищу охотой и рыболовством, должны были уметь преодолевать водные преграды. Преследуя добычу или спасаясь от зверей, человеку приходилось бросаться в воду. Тот, кто не мог плыть, погибал. Умение передвигаться в воде передавалось из поколения в поколение.
Плавание такой же доступный для людей навык, как бег, ходьба, прыжки. Бескрайние просторы рек, озер, морей и искусственных водоемов в нашей стране создают неограниченные возможности для развития плавания. Плавание — вид спорта, которым можно заниматься с раннего детства до глубокой старости. Оно укрепляет организм, способствует его гармоничному развитию. Известно, что вода (температура которой всегда ниже температуры тела человека), её механическое воздействие, своеобразные условия дыхания и особенности движений в горизонтальной плоскости при плавании, оказывают положительное влияние на организм человека. Нагрузка с позвоночника и суставов переходит на мышцы спины, поэтому регулярные занятия плаванием устраняют сутулость и искривление позвоночника. Активизируется биохимические процессы, связанные с выделением тепла, укрепляется миокард сердца. Мягко обтекая тело, вода, массируя нервные окончания, успокаивает центральную нервную систему, снимает явление монотонии.
Плавание, купание, игры в воде способствуют оздоровлению детей. Поэтому, чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее окажется положительное воздействие плавания на развитие детского организма. Если детей с ранних лет научить владеть собой в водной среде; уметь свободно держаться на поверхности воды, проплывая небольшие расстояния, то многие тысячи детских жизней будут ограждены от возможного несчастья.
Игры в воде являются наиболее эффективным средством начального обучения плаванию. Они формируют у детей самые первые, необходимые для плавания движения, дают начало развитию физических качеств. С помощью игр у детей воспитываются воля, характер, чувство товарищества, коллективизма. Важнейшее значение этих игр состоит в том, что они одновременно развивают и моторную и психическую сферы деятельности ребенка.

Игра является основным видом деятельности дошкольника и занимает большое место в жизни детей младшего и среднего школьного возраста. Она оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. В хорошо организованных играх совершенствуются функции организма, упражняются и развиваются жизненно важные качества и способности, накапливается опыт применения своих возможностей. Игровой метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Применение игр в начальном обучении плаванию помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игра на воде помогает быстрее освоиться с водой, избавиться от страха, изучить плавательные движения.
Разнообразные по своему двигательному содержанию игры содействуют совершенствованию навыков основных движений, развитию двигательных качеств.
Нужно учитывать, что дети в этом возрасте, увлекшись двигательной деятельностью, плохо контролируют свои силы, возможности и поэтому могут играть и бегать до полного изнеможения. Поэтому педагог должен чередовать интенсивные, эмоциональные упражнения и игры с более спокойными и менее утомительными занятиями.
Температурные, осязательные, мышечные ощущения, чувство давления, упражнения разнообразных мышц, первые представления об удельном весе тел — весь этот большой и разнообразный опыт при умелом руководстве может быть получен детьми в игровом процессе.

Методики раннего плавания.
Безопасные и не очень

Раннее развитие всегда вызывало интерес, но на сегодняшний день наблюдается настоящий ажиотаж. Сейчас родители хотят отдать ребёнка в бассейн как можно раньше. Спрос на занятия с младенцами в бассейне растёт из года в год. А, как известно, спрос рождает предложение. Но в погоне за предоставлением услуг порой страдает качество, отследить которое родитель, не знакомый с теорией и практикой, не в силах.
С грудничками берутся заниматься спортивные тренеры, медики при поликлиниках, которые не имеют ничего общего с понятием «раннее развитие», и даже просто любители! Некоторые «специалисты» выбирают не безопасные методики в обращении с детьми в воде.

Мы хотим вам рассказать и показать наглядно на видео, какие есть методики обучения плавания до года и почему мы выбрали только одну из них.

Младенцы и дети до 3 лет нуждаются в особом подходе. И дело не только в физическом развитии ребёнка. Важно учитывать и психологический аспект. К сожалению, если с малышом занимается дилетант или тренер, не имеющий соответствующей квалификации, возможны негативные последствия. В лучшем случае ребёнок просто не получит никаких навыков. В худшем случае — разовьётся страх. Нелюбовь к купанию может сохраниться вплоть до взросления. Не исключено и психологическое травмирование крохи, зарождение фобии.

В «Батискафе» мы взяли курс на раннее плавание. Это основа занятий в бассейне акваклуба. Мы выбрали зарубежные методики, по которым работаем с малышами до года. Могли бы выбрать то, что было безумно популярно в советское время (и продолжает жить до сих пор). Но нам это не подходит. Потому что мы любим детей и следим за современными исследованиями.

Основные методики грудничкового плавания в России:

1. Метод Фирсова З.П. – существует с советских времен, официально признан Министерством здравоохранения. Методика напоминает аквагимнастику. Простые упражнения можно делать даже в ванной. Основная цель – оздоровление.

2. Метод Чарковского И.Б. – основан на «концепции стресса», которая была популярна еще в прошлом веке. Методика Игоря Борисовича именуется также методом проныривания. Ребенка насильно погружают в воду много раз подряд с большой скоростью, игнорируя плач. Младенцы инстинктивно задерживают дыхание, если дуть им в лицо или опустить под воду с головой. Это исключает риск наглотаться воды. Когда малыш выныривает над поверхностью воды, также вынужденно и инстинктивно он делает глубокий вдох.

Почему нам, инструкторам раннего плавания акваклуба «Батискаф», не подходят такие методы для занятий с малышами?

Метод Фирсова.

Главный минус — это авторитарность взрослого по отношению к ребенку. Представьте себя на месте малыша. Он чувствует себя неуверенно в воде – новой для него среде. Он не умеет плавать, он беспомощен и беззащитен. И тут появляется чужой взрослый человек, который имеет абсолютную власть над ребенком. Попробуйте представить себя на его месте. Вы в воде с нависшим над вами огромным тренером, крутящим вас за подмышки из стороны в сторону. Иногда тренер — родитель, а иногда — чужая тетя или дядя. В лицо ему брызгают водой или сильно дуют, а потом окунают. Это называется ныряние.
Дискомфорт, который испытывает малыш во время такого «плавания», не имеет ничего общего с оздоровлением организма. Ребенок лишён общения с родителями и положительных эмоций. Из-за стресса, который переживает кроха при погружении в воду без родителей, польза такой аквагимнастики сходит на нет.

Революционная методика Игоря Борисовича Чарковского изначально разрабатывалась для недоношенных и ослабленных детей. Согласно его теории, вынужденная задержка дыхания (или даже гипоксия — кислородное голодание) во время проныривания активизирует работу мозга. Благодаря занятиям слабые и больные детки догоняли и даже перегоняли в развитии своих здоровых и крепких сверстников.

«Концепция стресса». Нормально ли это для грудного ребёнка? Когда появляется угроза нашей жизни или жизни наших близких, обычно откуда ни возьмись появляются невиданные ранее возможности организма. Когда вам грозит опасность, мозг словно работает в ускоренном режиме. А когда ваш ребенок выбегает за мячиком на проезжую часть, вы бежите к нему с такой скоростью и проворностью, какой обычно за вами не наблюдается. Но. Взрослые способны справиться со стрессом, взрослые понимают, что то, что происходит «здесь и сейчас», — не навсегда. А что дети? Дети не понимают слова «скоро», «потом». Для них «здесь и сейчас» — целая жизнь. И если им прямо сейчас очень страшно, малыши впадают в шоковое состояние, которое может вылиться в дальнейшем в психическую травму.

Только представьте: ребёнка несколько сотен раз опускают под воду. Ребёнок кричит и вырывается, но проныривание продолжается. И так длится около получаса. В конце концов, малыш мирится с тем, что ему не помогут, и перестает реветь. Но согласитесь, как это печально, осознавать крохе, что родители стоят рядом и не хотят ему помочь? Депривация (то есть лишение, потеря), возникшая в детстве откладывает отпечаток на дальнейшую жизнь человека в силу того, что в депривационных ситуациях неправильно формируется психика ребенка, формируется различное отклоняющееся поведение, закладываются неправильное восприятие и понимание окружающего мира.

Авторы вышеперечисленных методик – мужчины. А что мужчины могут знать о новорожденных детях, об их потребностях, страхах и чувствах? Даже самый образованный и самый чуткий мужчина не понимает детей так, как это делает женщина. Такое чутье дано женщине самой природой. Женщина интуитивно понимает, что нужно малышу.
Методика Birthlight диаметрально противоположна методам Фирсова и Чарковского. Отличия не только в том, что автором инновационной методики стала женщина (что немаловажно). Миссис Фридман – врач-антрополог, доктор наук и мать четверых детей. В отличие от отечественных ученых, она рассматривала плавание не только с точки зрения медицины, но и с точки зрения материнства.

Фридман долго искала универсальный рецепт человеческого счастья и наконец нашла его. Американка считает, что человеку необходим эмоциональный контакт и тактильные ощущения. Такая потребность проявляется у человека с самого рождения и на протяжении всей жизни.

Основное для маленьких детей – это любовь. Своей теорией Фридман опровергла теорию Чарковского. Американский доктор считает, что ребенку ни к чему стресс, тем более искусственно созданный. Если малыш не тратит энергию на выживание, он направляет ее на развитие и обучение. Так заложено самой природой.
Не нужно насильно вводить ребенка в состояние стресса, чтобы добиться от него процветания и успехов. Гармоничное развитие ребенка возможно только тогда, когда хорошо развит эмоциональный интеллект. А эмоциональный интеллект, в свою очередь, требует в процессе обучения участия мамы и папы малыша.
Кстати, эмоциональный интеллект напрямую влияет не только на умственные способности малыша, но и на его психологическое здоровье. Если у нас цель вырастить психически здоровых и уравновешенных людей, мы должны заботиться о комфорте и спокойствии наших детей! Но никак не создавать искусственно стрессовые ситуации.

Бережный подход – основа методики раннего плавания Birthlight. Родителям предлагается комплекс упражнений в воде. Все они выглядят как игра.
В процессе обучения малыш контактирует с мамой, он не только привыкает к воде и учится определенным приёмам – он наслаждается общением с самым близким человеком. И это, безусловно, самое ценное.

Занятия не едины для всех детей. Для каждого возраста – свой набор упражнений. Учитывается и состояние здоровья ребенка, его навыки, физическая подготовка. Не нужно грести всех детей под одну гребёнку. Мы понимаем, что каждый малыш – пусть еще совсем кроха – это уже личность. Таким образом, вторая составляющая методики – это индивидуальный подход к каждому ребенку.

Вода – не совсем новая среда для младенца. Ведь весь срок беременности малыш находился именно в воде. Но сложно сравнивать околоплодные воды в матке с бассейном. Это заблуждение — считать, что ребёнку с рождения нравится вода и поэтому его можно окунать в воду без подготовки. До рождения малышу в околоплодных водах было тесно, тепло, уютно и спокойно, он слышал стук маминого сердца. Погружение в воду бассейна – это стресс для ребёнка. Наша задача – смягчить этот стресс, помочь ребёнку адаптироваться, познать водную среду заново, развить любовь к воде. Третья составляющая методики — любовь к процессу.

Занятия плаванием до года в «Батискафе» – это погружение в радость. Это совместные игры с родителем в воде, общение, близкий контакт. Мы развиваем эмоциональный интеллект детей, а также мягко и бережно закаливаем их организм, учим нырять и быть смелее, показываем, что родитель рядом, а значит всё безопасно. Обучение нырянию младенцев возможно без стресса, слёз и негативного опыта!

Настоящая Политика конфиденциальности» (далее – «Политика») представляет собой правила использования OOO «Акваклуб» персональной информации Пользователя, оставленной путем заполнения форм на сайте www.batiskaf-kids.ru и его поддоменов .batiskaf-kids.ru и batiskaf-kids.ru/*

Настоящая Политика является неотъемлемой частью Публичной оферты, размещенной в сети Интернет по адресу: www.batiskaf-kids.ru, а также иных заключаемых с Пользователем договоров, когда это прямо предусмотрено их условиями.

Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными.

Заключая Соглашение об использовании персональных данных, Пользователь свободно, своей волей и в своих интересах дает ООО «Акваклуб» письменное согласие на следующие способы обработки персональных данных: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Под персональными данными в настоящей Политике понимаются:
1) Информация, предоставляемая Пользователем самостоятельно: Фамилия, имя, отчество, контактные данные (электронная почта, телефон), почтовый адрес, фотографии и другая информация.
2) Данные, которые передаются в автоматическом режиме.

ООО «Акваклуб» принимает необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивает их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных, а также принимает на себя обязательство сохранения конфиденциальности персональных данных субъекта. «Акваклуб» вправе привлекать для обработки персональных данных субподрядчиков, а также вправе передавать персональные данные для обработки своим аффилированным лицам, обеспечивая при этом принятие такими субподрядчиками и аффилированными лицами соответствующих обязательств в части конфиденциальности персональных данных.

Методики раннего плавания.
Безопасные и не очень

Раннее развитие всегда вызывало интерес, но на сегодняшний день наблюдается настоящий ажиотаж. Сейчас родители хотят отдать ребёнка в бассейн как можно раньше. Спрос на занятия с младенцами в бассейне растёт из года в год. А, как известно, спрос рождает предложение. Но в погоне за предоставлением услуг порой страдает качество, отследить которое родитель, не знакомый с теорией и практикой, не в силах.
С грудничками берутся заниматься спортивные тренеры, медики при поликлиниках, которые не имеют ничего общего с понятием «раннее развитие», и даже просто любители! Некоторые «специалисты» выбирают не безопасные методики в обращении с детьми в воде.

Мы хотим вам рассказать и показать наглядно на видео, какие есть методики обучения плавания до года и почему мы выбрали только одну из них.

Младенцы и дети до 3 лет нуждаются в особом подходе. И дело не только в физическом развитии ребёнка. Важно учитывать и психологический аспект. К сожалению, если с малышом занимается дилетант или тренер, не имеющий соответствующей квалификации, возможны негативные последствия. В лучшем случае ребёнок просто не получит никаких навыков. В худшем случае — разовьётся страх. Нелюбовь к купанию может сохраниться вплоть до взросления. Не исключено и психологическое травмирование крохи, зарождение фобии.

В «Батискафе» мы взяли курс на раннее плавание. Это основа занятий в бассейне акваклуба. Мы выбрали зарубежные методики, по которым работаем с малышами до года. Могли бы выбрать то, что было безумно популярно в советское время (и продолжает жить до сих пор). Но нам это не подходит. Потому что мы любим детей и следим за современными исследованиями.

Основные методики грудничкового плавания в России:

1. Метод Фирсова З.П. – существует с советских времен, официально признан Министерством здравоохранения. Методика напоминает аквагимнастику. Простые упражнения можно делать даже в ванной. Основная цель – оздоровление.

2. Метод Чарковского И.Б. – основан на «концепции стресса», которая была популярна еще в прошлом веке. Методика Игоря Борисовича именуется также методом проныривания. Ребенка насильно погружают в воду много раз подряд с большой скоростью, игнорируя плач. Младенцы инстинктивно задерживают дыхание, если дуть им в лицо или опустить под воду с головой. Это исключает риск наглотаться воды. Когда малыш выныривает над поверхностью воды, также вынужденно и инстинктивно он делает глубокий вдох.

Почему нам, инструкторам раннего плавания акваклуба «Батискаф», не подходят такие методы для занятий с малышами?

Метод Фирсова.

Главный минус — это авторитарность взрослого по отношению к ребенку. Представьте себя на месте малыша. Он чувствует себя неуверенно в воде – новой для него среде. Он не умеет плавать, он беспомощен и беззащитен. И тут появляется чужой взрослый человек, который имеет абсолютную власть над ребенком. Попробуйте представить себя на его месте. Вы в воде с нависшим над вами огромным тренером, крутящим вас за подмышки из стороны в сторону. Иногда тренер — родитель, а иногда — чужая тетя или дядя. В лицо ему брызгают водой или сильно дуют, а потом окунают. Это называется ныряние.
Дискомфорт, который испытывает малыш во время такого «плавания», не имеет ничего общего с оздоровлением организма. Ребенок лишён общения с родителями и положительных эмоций. Из-за стресса, который переживает кроха при погружении в воду без родителей, польза такой аквагимнастики сходит на нет.

Революционная методика Игоря Борисовича Чарковского изначально разрабатывалась для недоношенных и ослабленных детей. Согласно его теории, вынужденная задержка дыхания (или даже гипоксия — кислородное голодание) во время проныривания активизирует работу мозга. Благодаря занятиям слабые и больные детки догоняли и даже перегоняли в развитии своих здоровых и крепких сверстников.

«Концепция стресса». Нормально ли это для грудного ребёнка? Когда появляется угроза нашей жизни или жизни наших близких, обычно откуда ни возьмись появляются невиданные ранее возможности организма. Когда вам грозит опасность, мозг словно работает в ускоренном режиме. А когда ваш ребенок выбегает за мячиком на проезжую часть, вы бежите к нему с такой скоростью и проворностью, какой обычно за вами не наблюдается. Но. Взрослые способны справиться со стрессом, взрослые понимают, что то, что происходит «здесь и сейчас», — не навсегда. А что дети? Дети не понимают слова «скоро», «потом». Для них «здесь и сейчас» — целая жизнь. И если им прямо сейчас очень страшно, малыши впадают в шоковое состояние, которое может вылиться в дальнейшем в психическую травму.

Только представьте: ребёнка несколько сотен раз опускают под воду. Ребёнок кричит и вырывается, но проныривание продолжается. И так длится около получаса. В конце концов, малыш мирится с тем, что ему не помогут, и перестает реветь. Но согласитесь, как это печально, осознавать крохе, что родители стоят рядом и не хотят ему помочь? Депривация (то есть лишение, потеря), возникшая в детстве откладывает отпечаток на дальнейшую жизнь человека в силу того, что в депривационных ситуациях неправильно формируется психика ребенка, формируется различное отклоняющееся поведение, закладываются неправильное восприятие и понимание окружающего мира.

Авторы вышеперечисленных методик – мужчины. А что мужчины могут знать о новорожденных детях, об их потребностях, страхах и чувствах? Даже самый образованный и самый чуткий мужчина не понимает детей так, как это делает женщина. Такое чутье дано женщине самой природой. Женщина интуитивно понимает, что нужно малышу.
Методика Birthlight диаметрально противоположна методам Фирсова и Чарковского. Отличия не только в том, что автором инновационной методики стала женщина (что немаловажно). Миссис Фридман – врач-антрополог, доктор наук и мать четверых детей. В отличие от отечественных ученых, она рассматривала плавание не только с точки зрения медицины, но и с точки зрения материнства.

Фридман долго искала универсальный рецепт человеческого счастья и наконец нашла его. Американка считает, что человеку необходим эмоциональный контакт и тактильные ощущения. Такая потребность проявляется у человека с самого рождения и на протяжении всей жизни.

Основное для маленьких детей – это любовь. Своей теорией Фридман опровергла теорию Чарковского. Американский доктор считает, что ребенку ни к чему стресс, тем более искусственно созданный. Если малыш не тратит энергию на выживание, он направляет ее на развитие и обучение. Так заложено самой природой.
Не нужно насильно вводить ребенка в состояние стресса, чтобы добиться от него процветания и успехов. Гармоничное развитие ребенка возможно только тогда, когда хорошо развит эмоциональный интеллект. А эмоциональный интеллект, в свою очередь, требует в процессе обучения участия мамы и папы малыша.
Кстати, эмоциональный интеллект напрямую влияет не только на умственные способности малыша, но и на его психологическое здоровье. Если у нас цель вырастить психически здоровых и уравновешенных людей, мы должны заботиться о комфорте и спокойствии наших детей! Но никак не создавать искусственно стрессовые ситуации.

Бережный подход – основа методики раннего плавания Birthlight. Родителям предлагается комплекс упражнений в воде. Все они выглядят как игра.
В процессе обучения малыш контактирует с мамой, он не только привыкает к воде и учится определенным приёмам – он наслаждается общением с самым близким человеком. И это, безусловно, самое ценное.

Занятия не едины для всех детей. Для каждого возраста – свой набор упражнений. Учитывается и состояние здоровья ребенка, его навыки, физическая подготовка. Не нужно грести всех детей под одну гребёнку. Мы понимаем, что каждый малыш – пусть еще совсем кроха – это уже личность. Таким образом, вторая составляющая методики – это индивидуальный подход к каждому ребенку.

Вода – не совсем новая среда для младенца. Ведь весь срок беременности малыш находился именно в воде. Но сложно сравнивать околоплодные воды в матке с бассейном. Это заблуждение — считать, что ребёнку с рождения нравится вода и поэтому его можно окунать в воду без подготовки. До рождения малышу в околоплодных водах было тесно, тепло, уютно и спокойно, он слышал стук маминого сердца. Погружение в воду бассейна – это стресс для ребёнка. Наша задача – смягчить этот стресс, помочь ребёнку адаптироваться, познать водную среду заново, развить любовь к воде. Третья составляющая методики — любовь к процессу.

Занятия плаванием до года в «Батискафе» – это погружение в радость. Это совместные игры с родителем в воде, общение, близкий контакт. Мы развиваем эмоциональный интеллект детей, а также мягко и бережно закаливаем их организм, учим нырять и быть смелее, показываем, что родитель рядом, а значит всё безопасно. Обучение нырянию младенцев возможно без стресса, слёз и негативного опыта!

Настоящая Политика конфиденциальности» (далее – «Политика») представляет собой правила использования OOO «Акваклуб» персональной информации Пользователя, оставленной путем заполнения форм на сайте www.batiskaf-kids.ru и его поддоменов .batiskaf-kids.ru и batiskaf-kids.ru/*

Настоящая Политика является неотъемлемой частью Публичной оферты, размещенной в сети Интернет по адресу: www.batiskaf-kids.ru, а также иных заключаемых с Пользователем договоров, когда это прямо предусмотрено их условиями.

Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными.

Заключая Соглашение об использовании персональных данных, Пользователь свободно, своей волей и в своих интересах дает ООО «Акваклуб» письменное согласие на следующие способы обработки персональных данных: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Под персональными данными в настоящей Политике понимаются:
1) Информация, предоставляемая Пользователем самостоятельно: Фамилия, имя, отчество, контактные данные (электронная почта, телефон), почтовый адрес, фотографии и другая информация.
2) Данные, которые передаются в автоматическом режиме.

ООО «Акваклуб» принимает необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивает их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных, а также принимает на себя обязательство сохранения конфиденциальности персональных данных субъекта. «Акваклуб» вправе привлекать для обработки персональных данных субподрядчиков, а также вправе передавать персональные данные для обработки своим аффилированным лицам, обеспечивая при этом принятие такими субподрядчиками и аффилированными лицами соответствующих обязательств в части конфиденциальности персональных данных.

О плавании
Влияние игры на процесс обучения

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector