Обучение моделированию и конструированию детей: преимущества и недостатки, возможные варианты, этапы процесса

Обучение моделированию и конструированию детей: преимущества и недостатки, возможные варианты, этапы процесса

Обучение моделированию и конструированию детей: преимущества и недостатки, возможные варианты, этапы процесса

Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ

Юлия Ахтырская
Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ

Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности, которое способствует становлению важнейшего умственного действия наглядного моделирования, развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать и некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функции, создавать новые, оригинальные образы.

Термин конструирование (от. Латинского -построение) обозначает определенное взаимоположение различных частей, элементов, где предмет предстает как единое целое.

Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов). При этом особенно важно развитие пространственного воображения (Б. М. Ребус) и образного мышления (Н. Н. Поддьяков, И. С. Якимаская).

Наблюдая за детьми, использующими наглядный материал, с ясельной группы, можно заметить, что сначала дети учатся правильно складывать кубики, создавая устойчивые и ровные постройки; учитывая форму различных элементов строительного материала (кубиков); понимать, что сооружения могут выглядеть по-разному. Потом постепенно они научатся «читать» планы построек (сначала в одной плоскости, а позднее в трех, что позволит им более четко ориентироваться в реальных предметах, учитывать их пространственную многомерность, но самое главное создавать новые, сложные собственные конструкции и правильно воплощать свои замыслы конструктивной деятельности (воплощение которой можно найти в различных стилях архитектуры, что в свою очередь обогатит их фантазию и будет способствовать развитию творческих способностей.

Проведенное в группе наблюдение показало, что при самостоятельном выборе центра активности из 23 детей средней группы чаще выбирают для игры Центр «Строительства и конструирования» 8 мальчиков, что составляет 67% и 3 девочки 27%. Если суммировать показатели, то получится половина группы.

С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом. Учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются ориентировки. Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяжности, объемности предметов, а также из структурных единиц: частей и деталей.

В своих исследованиях Л. А. Венгер указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира. Применении графического моделирования в конструировании позволяет включить в самостоятельную творческую деятельность.

Виды конструкторов:

Рынок детских товаров представлен огромным выбором конструкторов для детей различного возраста. Причем с каждым годом появляются все новые и новые идеи, расширяя их ассортимент:

• Кубики. Это самый первый конструктор для ребенка. Кубики бывают как мягкие, так и пластмассовые и деревянные. С их помощью малыш сможет сооружать первые постройки в виде башен.

• Строительный набор – это разновидность кубиков. Они бывают разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства как отдельный деталей, так и целого замка. Строительный набор может быть деревянный или пластмассовый, он приятный на ощупь и безопасен для крохи. Ребенок может играть таким конструктором даже до школы.

Конструкторы типа Лего. Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений. Каждый родитель может выбрать для своего ребенка конструктор, подходящий для его возраста: для начинающих строителей – крупные детали, для детей постарше – более мелкие.

• Тематические наборы. Это конструкторы, в которых есть блоки, скрепляющиеся между собой и детали, объединенные одной темой. Например: «Ферма», «Пожарная часть», «Загородный дом» и т. д.

• Болтовые конструкторы. Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.

• Магнитные конструкторы – состоят из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу. Предназначен для детей после трех лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.

• Контурные конструкторы – такие конструкторы состоят из множества трубочек, которые легко сгибаются, принимая различные положения. В состав входят крепежи и палочки, разные по цвету и размеру. С их помощью создаются причудливые модели. Такой конструктор подойдет ребенку от 6 лет.

Конструктор – трансформер, когда одна модель может превращаться в другую. Это различные фигурки супергероев или животных.

• Суставные – соединительные элементы, словно суставы.

• Мягкие конструкторы – материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.

Конструкторы-лабиринты. Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город. По «дорожкам» скатываются мячики, развивая мышление малыша.

Формы, методы и приемы обучения детей конструированию из строительного материала

У детей 2-3 лет можно выделить форму конструирования: по образцу. А методы и приемы используемые педагогом одинаковы для детей разного дошкольного возраста (от 2 до 7 лет, единственное, что их отличает это:

Использование образца для детей 2-3 лет, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса возведения постройки.

Перед этим необходимо:

• знакомство детей с реальным объектом (целиком, потом показывает, из каких частей он состоит, объясняет их практическое назначение. Например, «Горка» во время прогулки. Такое целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их потом в своих постройках.

«Домик» у домика — стены, окна, дверь, крыша и т. п., объясняет, какова их форма и пространственное расположение по отношению одна к другой. Далее педагог останавливается на деталях, из которых состоят эти части, и их пространственном расположении (крыша состоит из призм, поставленных в ряд). Порядок обследования должен соответствовать последовательности возведения постройки. Это облегчит детям конструирование впоследствии.

• воспитатель показывает ребенку образец постройки, а затем учит приемам создания простых конструкций из ограниченного количества деталей. Это конструирование включает действия на основе подражания, действиям воспитателя, собственные усилия ребенка в сочетании с действиями самоконтроля, а также прямую помощь со стороны воспитателя.

• воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.

• педагог должен вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать. Эта помощь может быть выражена в повторном показе постройки образца, включенного в сюжетную канву игровой задачи, в том, что воспитатель поправляет постройку, достраивает ее сам в случае, если ребенок затрудняется в ее завершении или огорчен неудачей.

• немаловажно наблюдение педагога за точностью выполнения по образцу, дети должны научиться правильно отбирали материал и правильно его использовать. Если же педагог замечает ошибки, общие для многих детей, то прибегает к повторному объяснению и показу тех или иных способов и приемов.

• педагог показывает малышам, как использовать данную постройку для игры с игрушками, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин) -это является «сюжетным конструированием»

Совместное моделирование по карте-схеме объектов из 2-5 элементов. В данном возрсте можно попробовать применять карты-схемы, для посторойки объектов из небольшого количества элементов (2-5, домик, машину, гараж, скамейку, стол и др.

Читай также
Последствия эпидуральной анестезии при родах

У детей 5-7лет, более старшего возраста можно выделить формы конструирования: по образцу (карте-схеме, по условиям, по теме, по замыслу. Они уже научены работать по образцу в более младшем возрасте, способны к более сложной конструктивной деятельности: по рисунку, по пооперационной карте, по схемые.

В процессе конструирования по картам-схемам у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов. В процессе конструирования по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше, но и функциональные свойства.

Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу — они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.

В данном возрасте выбор предмета постройки зависит от тематики проекта, проводимого в данной группе в это время или от задумки самого ребенка.

По тематике проекта педагогами подготавливается подборка образцов-рисунков и пооперационных карт, выбрав Центр «Строительства и конструирования» на утреннем сборе, или в вечерней самостоятельной деятельности дети переходят в него конструировать, используя при этом образец-рисунок или пооперационную карту-схему.

Немаловажно, что дети, более старшего возраста способны самостоятельно обыгрывать сконструированные предметы с помощью игрушек.

вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в которых у детей было такое же настроение;

пояснения – широко применяется при использовании детьми незнакомых схем во время конструирования;

сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение;

акцентирования на деталях – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь;

рассказ, может использоваться в различных ситуациях;

визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении построенного объекта со схемой;

композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание постройки или сконструированного материала ;

мысленного создания объекта по названию, данному педагогом. В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, что, какого цвета и какого размера ты возьмешь вначале?

– Что будет построено потом?

– Что у тебя особенно хорошо получится?

«узнавания» по описанию. Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает предмет, не говоря его название. Возможно применение загадок;

игровых элементов, стимулирующих желание ребёнка рассказать (поговорить) «Кто расскажет лучше, интереснее?», «Определи на что похоже», «Сочини историю»;

— Построим дорогу к бабушке в деревню;

— Создадим объемную аппликацию для мамы;

создания игровой ситуации «Построим дом для черепашки», «Мост через речка для мышонка» и др. ;

использование литературных произведений. Большой интерес к конструктивной деятельности у детей возникает в тех случаях, когда воспитатель использует хорошо знакомые малышам стихотворения, сказки «Сделаем стульчик и кроватку для Мишутки из сказки «Три медведя»;

Таким образом использование наглядного моделирования в конструктивной деятельности влияет на развитие дошкольников памяти, воображения, логического мышления, речи, моторики, а так же развивает у детей способности к моделированию пространственных отношений, социальных, научных и математических навыков. Развивает представление о социальном окружении. Использование схем дает возможность сформировать у детей умение строить чертежи, а это в свою очередь формирует более полноценные модельные способности.

«Моделирование в учебной деятельности дошкольников» Консультация для педагогов МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД № 42.

Консультация для педагогов «Развитие психических процессов у детей» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ» Подготовила: педагог-психолог первой квалификационной категории.

Обучение моделированию и конструированию детей: преимущества и недостатки, возможные варианты, этапы процесса

При обучении школьников конструированию учитель объясняет им сущность и потребность данного процесса, его роль в сфере производства, народного хозяйства. Учитель показывает учащимся различные виды технологической документации (технологическая карта, маршрутная карта, операционная карта), объясняет назначение каждой из них.

По мере накопления знаний и умений учащихся изменяется содержание их деятельности в процессе конструирования. Регламентация действий школьников со стороны учителя постепенно уменьшается, возрастает их самостоятельность в решении технических задач, возникающих в процессе конструирования.

Обучение учащихся конструированию может осуществляться в три этапа:

1) по исчерпывающей технической документации;

2) по сокращенной технической документации;

3) по техническим условиям либо по собственному замыслу.

Особенность первого этапа обучения конструированию заключается в том, что в технологической документации подробно описан используемый инструмент для изготовления изделия, чертежи изготавливаемых деталей, перечислены выполняемые операции, перечислены примечания к выполняемой работе, а также могут присутствовать различные технологические рекомендации (скорость резанья (v=Пdn/1000 м/мин), глубина резанья (t=D-d/2 мм), подача (s мм/об), количество проходов (i), машинное время (Tм )), т.е. учащиеся получают все исходные данные, необходимые для выполнения задания.

Это вовсе не означает, что при этом нет условий для проявления творчества учащихся. Так, даже при наличии чертежа, технических условий на объект и технологической карты учащимся приходится проявлять определенную самостоятельность. Прежде всего они должны разобраться в технической документации: прочитать чертеж, изучить технологию. Для самостоятельного решения остаются такие вопросы, как рациональный выбор заготовки в соответствии с чертежом, выбор способа крепления заготовки и др.

Второй этап обучения моделированию характеризуется тем, что учащиеся получают не все данные, необходимые для выполнения задания. Часть данных они должны найти самостоятельно, пользуясь справочной литературой, проявляя творческое отношение к разработке конструкции изделия, технологии его изготовления и т. д. В сокращенной технической документации рекомендуется предусматривать одновременно задания как по чтению и разработке чертежей, так и по конструированию и составлению технологического процесса. Таким образом, для нахождения недостающих данных учащиеся должны творчески применять определенные знания по черчению, а также из области конструирования и технологии. Сокращенная техническая документация строится с таким расчетом, чтобы ученикам приходилось решать постепенно все более сложные задачи (рекомендации, основанные на изучении опыта работы передовых учителей труда, будут рассмотрены в следующих параграфах данной главы).

Третий этап обучения моделированию — это самостоятельная работа ребят, которая направляется их творческим воображением либо техническими условиями на изделие.

Смоделировать изделие по заданным техническим условиям значит обеспечить соответствие его определенным требованиям. Такие требования в условиях производства задаются, как правило, заказчиком. На занятиях в мастерских технические условия обычно устанавливаются учителем.

Четвертый этап — моделирование по собственному замыслу (оно близко к изобретательству). Говоря о моделировании по собственному замыслу на занятиях в мастерских, нужно иметь в виду, что учащиеся не всегда умеют соразмерять свои замыслы с реальными возможностями. Поэтому, разрешая детям, которые к этому подготовлены, заниматься конструированием по собственному замыслу, учитель знакомится с их планами и вносит в них коррективы с учетом индивидуальных способностей каждого, материальной базы и т. д.

В процессе моделирования особенно заметны индивидуальные различия учащихся. Объясняется это в значительной мере тем, что некоторые из них занимаются моделированием в кружках, увлекаются конструированием и изготовлением различных технических устройств. Эти дети оказываются более подготовленными и могут выполнять более сложные задания, чем те учащиеся, которые встречаются с моделированием на занятиях в мастерских впервые. Это приходится учитывать учителю труда.

Как уже отмечалось, в процессе обучения моделированию учащиеся должны читать и составлять чертежи, применяя графические знания и умения, а также активно использовать конструкторские и технологические знания. Реализация обучения моделированию обеспечивается органическим сочетанием названных видов знаний. Однако с точки зрения методики обучения целесообразно рассматривать отдельно, как происходит формирование графических, конструкторских и технологических знаний и умений.

1) технологическое планирование по готовой документации; (см. приложение 1, стр. 31-33)

2) технологическое планирование по сокращенной документации; ( см. приложение 2, стр. 34-39)

3). технологическое планирование по собственному замыслу;

Технологическое планирование по собственному замыслу заключается в том, что учащиеся самостоятельно выбирают для изготовления необходимое им изделие.

Характеристика трудностей, которые возникают перед учителем при обучении школьников конструированию и технологическому планированию.

Читай также
Как выбрать игрушку для ребенка: параметры подбора, общие рекомендации

При обучении школьников конструированию и техническому планированию у учителя возникают различные трудности.

Опыт работы школ и специальные исследования показывают, что сама постановка трудового обучения в школе наилучшим образом способствует трудовому воспитанию школьников. Например, некоторые учащиеся, приходя впервые в мастерскую, чувствуют себя неуверенно, боятся подходить к станкам, сомневаются, что им удастся выполнить задание. Бывает и наоборот, когда отдельные учащиеся проявляют самоуверенность, которая, нужно сказать, очень быстро исчезает и на смену ей приходит все та же неуверенность. В обоих случаях очень важно правильно подобрать задания с тем, чтобы они не были слишком простыми (и не породили самоуверенности) или слишком сложными. Успешное выполнение задания рождает веру в свои силы, пробуждает интерес к работе, который нужно поддерживать постепенным усложнением заданий. Благодаря этому учащиеся приучаются преодолевать трудности, вырабатывают необходимую настойчивость.

Успешному формированию поддается и такое качество, как самоконтроль. Приступая к занятиям в мастерских, учащиеся, как правило, очень слабо владеют этим умением. Из опыта известно, например, что довольно часто учащиеся V—VI классов стремятся прежде всего придать заготовке внешнюю форму в соответствии с тем, что изображено на чертеже. Если, например, на чертеже не проставить размеры, то многие учащиеся и не обратят внимание на необходимость соблюдения этих требований чертежа. Лишь постепенно школьники убеждаются в необходимости самоконтроля, приучаются к нему. При правильном построении учебного процесса учащиеся самостоятельно проверяют точность размеров заготовки на отдельных операциях, правильность выполнения трудовых приемов.

На занятиях в мастерских у учащихся воспитывают положительное отношение к труду. Известно множество примеров того, как постепенно в результате трудового обучения изменяется отношение учащихся к физической работе.

Если некоторые учащиеся вначале неохотно приходят на занятия в мастерские, то постепенно хороший учитель настолько увлекает их работой, что они просят его назначить дополнительные занятия во внеурочное время. При этом учащиеся стремятся не просто поработать, но стараются изготовить качественную продукцию, проявляют бережливое отношение к расходу материалов, хранению инструментов, оказывают помощь товарищам в работе.

Основой развития качеств личности, необходимых для успешного участия в трудовых процессах, служит производительный характер труда учащихся.

Творческий труд — характерная особенность нашего общества. С каждым годом растет число рабочих-новаторов, которые своими изобретениями и рационализацией производственных процессов неустанно изыскивают пути повышения производительности труда.

Роботы Образование Творчество

  • Министерство образования и науки РФ
  • Дошкольное образование
    • Конструирование
      • Конспекты
      • Программы
      • Дневник педагога
      • Метод копилка
    • Робототехника
      • Программы
      • Конспекты
      • Метод копилка
    • Исследовательская деятельность
      • Программы
      • Конспекты
      • Метод копилка
    • Руководителям ДОУ
    • Кейс конспектов «ЖУРАВЛЁНОК»
  • Основное образование
    • На уроках физики
    • На уроках технологии
      • Современный урок технологии
        • Материалы к августовским совещаниям
        • Проектная деятельность на уроках
        • Методическая копилка
        • Анонс
        • Прошу слова!
        • Интервью
    • На уроках информатики
    • На других уроках
    • Начальное образование
      • Личный взгляд
      • Уроки
      • В центре внимания
  • Дополнительное образование
    • Техническое творчество
    • Водородный клуб
    • Художественное творчество
      • Декоративно-прикладное искусство
      • Изобразительное искусство
      • Шитье и вязание
      • Дизайн
    • Сборка роботов
    • Программы
    • Дневник педагога
    • Новости дополнительного образования
  • Инклюзивное образование
    • Реабилитационная робототехника
    • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)
    • Дети с задержкой психического развития
    • Дети с нарушением речи (логопаты)
  • Соревновательная робототехника
    • РОБОФЕСТ
    • Всероссийская робототехническая олимпиада
    • Word Robot Olimpiad
    • ИКаР
    • ИКаРёнок
    • Документы в помощь педагогу-робототехнику
    • Документы к соревнованиям
    • «РОБОСПОРТ»
  • Дистанционные конкурсы

Подробности Опубликовано : 19.12.2018 12:31 Просмотров: 839

Конструктивная деятельность в ДОО: разбираем достоинства и недостатки существующих вариантов

Продолжаем серию публикаций в рамках новой рубрики «Методический час». И сегодня мы попробуем разобраться, какая форма организации конструктивной деятельности эффективнее: специально организованная непосредственно образовательная деятельность или совместная деятельность в повседневной жизни ребенка.

Для начала давайте обратимся к примерным образовательным программам дошкольного образования и посмотрим, как предлагают авторы организовать конструирование: в процессе непосредственно образовательной деятельности или в совместной деятельности с педагогом, а может быть вынести конструктивную деятельность в блок самостоятельной деятельности?

Анализ примерных программ позволил сделать следующие выводы. Единого мнения по вопросу не наблюдается. В одних программах конструирование вынесено в совместный блок деятельности, в других – в образовательную деятельность, наряду с видами деятельности художественно-эстетического развития (лепкой и аппликацией). В то же время авторы отмечают, что конструирование организуется в совместной деятельности детей и педагога, где создаются условия для самостоятельной конструктивной деятельности.

Отметим преимущества каждой формы организации конструирования. Обратимся сначала к непосредственно образовательной деятельности. Что предполагает данная деятельность? Во-первых, четко формулируется цель, направленная на решение задач обучающих, развивающих, воспитательных. Исходя из поставленной цели, педагог продумывает содержание, определяет методы и приемы работы с детьми на каждом этапе работы.

Непосредственно образовательная деятельность предполагает организацию всех детей группы либо фронтально, либо по подгруппам, т.е. в любом случае, каждый ребенок задействован в ней. Для достижения поставленной цели, педагог заранее готовит необходимое оборудование, т.е. подбирает конструктор или отдельные его детали, продумывает, как будут мотивированы дети на деятельность и как будет обыграна постройка в итоге.

Совместная деятельность педагога и детей также предполагает решение задач обучения конструированию, подбор необходимого материала, определение содержания, исходя из задач. Также предполагает соблюдение некой структуры, включающей в себя мотивацию детей, основную часть и подведение итогов.

Но давайте разберем не только плюсы, но и те трудности, с которыми могут столкнуться педагоги. Непосредственно образовательная деятельность, даже если она организуется с подгруппой детей, предполагает наличие достаточного материала либо для каждого ребенка, либо для работы в паре. Это можно рассмотреть как трудность для педагогов, ведь педагогу приходиться продумывать такие варианты работы с конструктором, при которых все дети будут задействованы, с учетом того количества материала, который есть в группе. Совместная деятельность, с одной стороны не требует наличие большого количества конструкторов (на каждого ребенка), так как она может осуществляться даже индивидуально, но с другой стороны, может ли педагог найти время для каждого ребенка и быть уверенным в том, что все дети группы овладели необходимыми навыками?

Следующий момент, на который хочется обратить внимание, связан с тем, что совместная деятельность педагога с ребенком в повседневной жизни воспринимается ребенком более комфортно, нежели чем деятельность на занятиях. Поэтому, организуя непосредственно образовательную деятельность, педагогу нужно приложить больше усилий, чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в ней.

Так какая же форма является в данном случае преимущественной? На этот вопрос можно, на наш взгляд, ответить так. Конструирование не стоит исключать из регламента непосредственно образовательной деятельности, решая в ней общие задачи по развитию конструктивных умений для всех детей, возможно наиболее сложные задачи, но и в совместном блоке конструирование не исключается, где каждый ребенок как раз сможет проявить и закрепить сформированные конструктивные умения и навыки. Кроме того, конечно, мы организуем предметно-развивающую среду в группе по конструированию для самостоятельной деятельности детей. На наш взгляд, это оптимальный вариант. А как в вашем детском саду решается этот вопрос?

Рейтинг:
/ 1

uchutrudu.ru

Сайт учителя технологии — просто о сложном!

Техническое конструирование и моделирование

Конструирование техническое – создание различных изделий определенного назначения с составлением их проектов (графических изображений, технических и экономических расчетов и т.п.), проработкой и сопоставлением возможных различных вариантов конструкций и способов изготовления деталей, изготовлением образцов, исследованием их соответствия техническому заданию и оценкой качества.

Мыслительная и практическая деятельность здесь направлена на то, чтобы сделать вещь, предметы, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.

Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом будущего творческого проекта.

Конструирование ведется по определенному техническому заданию, которое формулирует конкретные условия и требования качеству готового изделия при его использовании по назначению.

Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей. Затем подбирают необходимые материалы.

Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению. Перед разработчиком (конструктором) в процессе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его внешнему виду — дизайну. (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн — это задача добиваться, чтобы изделия имели красивый внешний вид, красивую, рациональную отделку и были удобны в пользовании.

Читай также
Компания «СВ-Сервис» — незаменимый помощник молодых родителей

Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и безопасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышенный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее подходящий. Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изделий из древесины.

Наконец, изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным.

Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.

Прочное изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения.

Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока.

Экономичным считают изделие с малым расходом материалов, которое при использовании не требует дополнительных расходов.

Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами конструирования, изготовления и эксплуатации изделий.

Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество. Качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации. При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответствовало всем предъявляемым к нему требованиям.

Обучение учащихся элементам технического конструирования имеет целью сообщение учащимся первоначальных знаний о содержании и особенностях организации разработки устройства (конструкций), способов и приемов изготовления несложных изделий из распространенных материалов, простейшая механическая обработка которых доступна детям указанного возраста. В процессе обучения элементарному техническому конструированию происходит развитие конструкторских способностей детей, совершенствуются общетрудовые политехнические умения и навыки, трудовая культура учащихся, растет их интерес к самостоятельному решению доступных им задач конструирования различных изделий.

Работа по техническому конструированию, так же как и работа по техническому моделированию способствует расширению политехнического кругозора школьников развитию их пространственных представлений, обогащает их речь. Особенно большое значение имеет работа младших школьников по техническому конструированию для подготовки их к урокам технологии в последующих классах школы.

Чтобы научиться создавать конструкции изделий учащиеся должны упражняться в конструировании, учиться решать конструкторские задачи. Эффективнее идет процесс конструирования, технического моделирования, если учитель разрабатывает требуемую конструкцию вместе с детьми, наглядно показывая все основные этапы поисков рациональных решений, проверки и сопоставления вариантов, отбора наилучшего по ряду качественных показателей.

Конструирование изделий на уроках труда может организовываться и производиться различно. Наиболее распространенные формы организации работы учащихся по созданию новых для них конструкций изделий следующие:
Конструирование под диктовку учителя. Учитель показывает поочередно конструкции деталей изделия, демонстрирует приемы их изготовления и соединения, порядок отделки, изготовленного изделия, приемы его наладки, регулирования, использования по назначению. Учащиеся в данном случае занимаются репродуктивной деятельностью, воспроизводят, копируют действия учителя. Такая работа мало способствует развитию самостоятельности, активности инициативы, творчества.
Конструирование по аналогии. После того как учащиеся под руководством учителя изготовили учебное изделие, им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по конструкции или несколько более сложного, но подобного по конструкции изделия. Например, учащиеся выполнили модель куба из тонкого картона, а затем им дается задание изготовить модель параллелепипеда (изготовить развертку, провести склеивание и оклеивание моделей).
Конструирование по образцу , который демонстрируется в готовом виде. Учащиеся анализируют конструкцию этого образца, выясняют из каких деталей она состоит, выясняют порядок и приемы выполнения отдельных операций, в сборке и отделке изделия.
Конструирование по устным, письменным или графическим описаниям изделия , включающим общее технические требования к готовому изделию (его назначение, условия использования, габариты, предлагаемый для изготовления материал, общие требования конструкции и пр.).
Конструирование по собственному замыслу на основе самостоятельного рассмотрения задания на конструирование изделия, для изготовления которого требуется применить известные учащимся материалы, имеющийся у них инструменты и усвоенные ранее приемы труда.
Конструирование на свободную тему с соблюдением единственного условия: ограничением времени проведения работы (например, один урок).
Конструирование в коллективе из двух-четырех человек с распределением обязанностей по созданию конструкции и ее воплощению в материале, испытанию в действии.

Конструкция – общая схема устройства и действия работы конкретной машины, сооружения, отдельного узла или их модели, макета, дающая представление о форме, величине и взаимном расположении их частей, их взаимодействии, способах и порядке сборки и разборки, материалах, из которых они изготовлены, и т.п. Знание конструкции изделия, его назначения и способов, условий использования – непременные условия успешности его изготовления.

На уроках технологии ознакомление учащихся с конструкциями учебных изделий проводится по образцам, графическим изображениям, устным и письменным описаниям или по совокупности этих видов инструктажа, объяснения задач изготовления изделия. Изучение конструкций изделий проводится в неразрывной связи с изучением технологических операций, приёмов изготовления деталей, их сборки и проверки качества, соответствия полученному заданию.

Конструкция изделия – форма, размеры, способы соединения и особенности взаимодействия отдельных деталей и узлов изделия. Конструкция изделия определяет его соответствие назначению: удобство пользования изделием, его габариты (размеры), массу, надёжность и долговечность в эксплуатации, внешний вид, возможность выполнения ремонта. В зависимости от назначения и условий использования изделия эти показатели могут изменяться в значительных пределах. Для одних изделий важно, чтобы они были максимально портативными, удобоносимыми и лёгкими. Другие изделия должны быть особо прочными, и для их изготовления подбирают материалы соответствующей прочности. Конструкции третьих изделий должны предусматривать возможность быстрой замены отдельных деталей с целью ремонта износившихся. К изготавливаемым ёлочным игрушкам и украшениям нет смысла предъявлять требование прочности – они должны быть затейливые по форме, нарядные.

Конструкции макетов должны давать представление о внешнем виде соответствующего объекта, а конструкции технических моделей – о принципах действия.

Конструкторы детские – наборы стандартных деталей, предназначенные для изготовления детьми различных изделий: моделей машин и механизмов, приборов, аппаратов, макетов сооружений, предметов домашнего обихода и т.п.

Используя наборы этого типа, манипулируя деталями, проводя работу по сборке тех или иных конструкций, учащиеся совершенствуют элементарные умения и навыки сборки и разборки, выполнения их наладки, использования их в игровой деятельности. Кроме того, они получают общее представление о содержании и организации сборочных операций на производстве. Одновременно дети в интересной и увлекательной форме, в процессе активной деятельности практически знакомятся с назначением, особенностями устройства и действия наиболее распространённых машин, механизмов, инженерных сооружений, игровых аттракционов. Всё это способствует общему и техническому развитию учащихся, активизации их интереса к технике, производству, трудовой деятельности людей.

По содержанию и назначению в трудовой и игровой деятельности детей детские конструкторы подразделяют обычно на три группы:

сборно-разборные модели определённых конструкций (например, автомашина, часы, жилой дом);

тематические конструкторы , предназначенные для сборки нескольких моделей на одну тему (например, авиаконструктор, автоконструктор, электроконструктор, архитектурно-строительный конструктор);

схематические общетехнические наборы деталей , из которых можно монтировать бесконечное количество моделей и макетов машин, механизмов, сооружений, предметов быта, игрушек. Особенность последней группы наборов состоит в том, что при конструировании и изготовлении различных объектов из деталей наборов учащиеся имеют возможность дополнять свои модели самодельными деталями из бумаги, картона, тонкой жести, листовой пластмассы, плёнок. Это создаёт дополнительные стимулы и возможности совершенствования умения конструировать, разрабатывать приёмы изготовления недостающих деталей, порядок сборки изделий.

Каждый набор включает печатный альбом – руководство, в котором приводятся сведения о номенклатуре, внешнем виде, назначении и количестве деталей, составляющих набор, об инструментах, которые используются при проведении сборочных работ, представлены примеры типичных конструкций элементарных соединений деталей и более или менее сложных узлов, а также краткие рекомендации по приёмам выполнения трудовых операций монтажа и демонтажа изделий.

Основную часть каждого альбома составляют рисунки рекомендуемых к изготовлению моделей. Объекты, предлагаемые для изготовления, располагаются на страницах альбома в порядке постепенного возрастания сложности их выполнения.

Моделирование — вид конструирования. В результате процесса конструирования и моделирования получаются готовые объекты — изделия, модели, макеты. Любой объект может быть смоделирован с использованием самых различных материалов и техник. Изготовление модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Абсолютное подобие не обязательно, но модель должна отражать (имитировать) существенные черты объекта-оригинала. Модели могут быть:

— полные (полное подобие);

— неполные (неполное подобие);

— приближённые (некоторые стороны объекта не моделируются совсем).

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector