Тактильное развитие детей первого года жизни — идеи по тактильным занятиям с малышом

Тактильное развитие детей первого года жизни — идеи по тактильным занятиям с малышом

Тактильное развитие детей первого года жизни — идеи по тактильным занятиям с малышом

Тактильное восприятие у детей: развиваем с помощью упражнений

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь. Дошкольникам в освоении действительности помогают все каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный. Работают они в тесной связке, «считывая» актуальную информацию присущим им способом. Выясним, как задействуется тактильное восприятие у детей.

Тактильное восприятие как познавательный процесс

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.

Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.

Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.

Развитие тактильного восприятия у детей

Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.

В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки. Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.

Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.

Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.

Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.

Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется. Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя. Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку. Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком.

Роль тактильных ощущений в восприятии формы

Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.

Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.

Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.

Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.

Упражнения на развитие ощущений и осязания

Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей.

В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки.

Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.

Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает мама или другой значимый взрослый. Более того, они пробуют их на зуб, в чем нет никакой необходимости для продвижения в развитии осязательных навыков.

Достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи. Например, «это желудь – сам он гладкий, но имеет шершавую «кепочку».

Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность. А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности. Интересно проходит игра, когда предметы находятся за ширмой или в мешочке, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования. Лучше, если в такой игре участвуют 2-3 человека.

Читай также
Как научить ребенка ползать: все о пользе этого навыка и упражнениях для его тренировки

Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.

Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.

Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.

Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.

Развитие тактильных ощущений у детей

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 26.09.2015

Статья просмотрена: 8576 раз

Библиографическое описание:

Шокурова Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 84-86. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8776/ (дата обращения: 20.02.2020).

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность. Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности».

В качестве основных видов ощущений различают:

— кожные ощущения — прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);

— органические ощущения — голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т. д.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование. Под тактильным восприятием подразумевают — получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

Читай также
Метеоризм у детей: признаки болезни, медикаментозные и народные способы терапии

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

лепка из глины, пластилина, теста;

аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

конструирование из бумаги (оригами);

макраме (плетение из ниток, веревок);

рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Известно, что почти 18 % тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

1. Козлова С. А., Куликова Т. А., «Дошкольная психология» 2007 год.

Тактильное развитие ребёнка

Елена Самарина
Тактильное развитие ребёнка

Тактильное развитие ребёнка

В развитии мелкой моторики мы особое внимание уделяем сенсорному восприятию, тактильным ощущениям, ведь это благоприятно сказывается на общем состоянии ребёнка, активизирует работу мозга. Сегодня на прилавках наших магазинов можно встретить огромное количество разнообразных игрушек, дидактических игр, книг для развития сенсорики, но хотелось бы вспомнить наши старые упражнения, которые можно делать как в детском саду, так и дома, особо к этому не готовясь и не затрачивая средства для покупки новомодных игр.

Тренинг творческих тактильных восприятий.

1. Упражнение «Пальчики-узнавальчики»

На стол ставятся 2-3 предмета, разные по форме. Ребёнок, закрыв глаза трогает пальчиками предметы и определяет, что это.

2. Упражнение «Узнай, кто подошёл?»

Ребёнок закрывает глаза, к нему подходит другой ребёнок. Первый ребёнок пальчиками исследует форму головы, одежду, причёску определяет кто перед ним стоит, мальчик или девочка, как зовут ребёнка.

3. Упражнение «Видящие пальцы»

Дети закрывают глаза. Проводят подушечками пальцев по ткани рубашки или блузки. Слегка, чуть-чуть касаясь. Затем открывают глаза и опять проводят. Повторяют опять движения с закрытыми глазами. Выполняя это действия, вспоминайте вид ткани. Погладьте поочерёдно ткань рубашки и брюк. Уловите отличие ткани.

4. Упражнение «Что внутри?»

В мешочек из неплотной ткани (например, ситец) положить предмет, ребёнок пальчиками определяет, что лежит в мешочке.

5. Упражнение «Ищем клад»

В кастрюльку ложем небольшие предметы (ложечку, кусочек сахара, конфетку, засыпаем всё гречкой. Просим малыша опустить руки в кастрюльку и найти нужный предмет.

6. Упражнение «Найди по описанию»

В большую коробку кладутся предметы разные по форме, материалу.

Ребёнок закрывает глаза, опускает руки в коробку обследует предметы пальчиками и по описанию достаёт предмет (например, круглый, гладкий, резиновый).

Консультация для воспитателей «Влияние тестопластики на развитие ребёнка» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Дидактическая игра «Изучаем цвета и тактильное восприятие» Дидактическая игра. Наш детский сад работает не очень давно, дидактического материала мало я решила сделать игру-пособие своими руками.

Дидактическая игра «Тактильное домино» .

Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка 3–4 лет» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «Развитие речи ребёнка 3 – 4 лет» В возрасте 3 -4 лет речь ребёнка развивается очень активно. Речь становиться.

Развитие социально-коммуникативных компетенций ребёнка дошкольного возраста. Социально-коммуникативные компетенции включают в себя 2 направления понятий: социализация и коммуникация. Социальная компетентность ребенка.

Сенсорное развитие ребёнка посредством дидактических игр 1 СЛАЙД — «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжать его во весь период обучения, который подготавливает.

Тактильное пособие «Домашние животные и их детёныши» (для детей 2-х — 3-х лет) Задачи: развивать тактильные ощущения, знакомить с домашними животными и их детёнышами, учить отвечать на вопрос.

Развитие творческого потенциала личности ребёнка РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВЫПОЛНИЛА БОЛОТОВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА Музыкальный руководитель.

Влияние типа темперамента на развитие ребёнка-дошкольника У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет.

Эмоциональное развитие ребёнка посредством театрализованных игр По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. Педагоги.

Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни
методическая разработка (младшая группа) по теме

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность.

Ощущение – это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие окружающего мира.

Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности».

В качестве основных видов ощущений различают:

— кожные ощущения – прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);

Читай также
Гормоны при планировании беременности: список гормонов и к какому врачу обратиться с результатами?

— органические ощущения – голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т.д.

Тактильные ощущения – это форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов:

— нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы;

— рецепторов, состоящих из клеток соединительной ткани капсул.

Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на 4 различных вида:

— прикосновения и давления.

Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает специфическими рецепторами, особой афферентной системой (постоянным потоком нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств).

Кожно-кинестетическая или общая чувствительность занимает особое место среди различных видов чувствительности. Являясь одной из самых древних, она может быть представлена, как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование. Под тактильным восприятием подразумевают – получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами.

В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. По словам Ананьева, на первом году жизни «доминирование тактильной рецепции и кинестезии над зрением и слухом – есть возрастная особенность».

Два фактора определяют становление тактильных функций, которые в онтогенезе неразрывно связаны и находятся в постоянном взаимодействии:

— закономерности биологического созревания мозга;

— развитие предметной деятельности.

Ухтомский А.А. убедительно показал, что тактильные ощущения являются сигналом активно-двигательных рефлексов: хватания, удержания, манипулирования.

Все вышеперечисленные научные факты доказывают важность развития тактильных ощущений с первых дней жизни малыша.

Доказано, что детям грудного возраста необходимо находиться у мамы на руках. Это его физиологическая потребность, необходимая для полноценного физического, психического и эмоционального развития. Благодаря прикосновениям ребенок учится жить в новом мире, получает о нем информацию. Если малыш недополучает тактильных ощущений, он испытывает дискомфорт и начинает капризничать.

Ученым удалось доказать зависимость уровня интеллекта от количества тактильных ощущений. Дело в том, что каждое прикосновение к коже посылает в мозг импульс, стимулируя умственные процессы, поэтому, чем чаще прикасаться к малышу, ласково с ним разговаривать, обнимать его, тем выше будет его двигательная активность и эрудиция, тем раньше он начнет говорить и лучше усваивать информацию.

Для развития тактильных ощущений я предлагаю группы пособий, которые можно изготовить самостоятельно. Эти пособия могут быть полезны в использовании родителям и воспитателям домов ребёнка. Они рассчитаны на детей от 2-3 до 12 месяцев. Всех их объединяет принцип схожести по одному-двум признакам и отличие по другим.

1. Мобили:

— с кольцами пяти цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый), закрепленных на кольце-основе;

— с плоскими кругами пяти цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый), закрепленных на кольце-основе;

— разноцветными узкими, атласными лентами, капроновыми лентами, закрепленными на кольце-основе;

— с плоскими квадратами из лакированной кожаной ткани восьми цветов, закрепленных на кольце-основе;

— с кусочками тканей разной фактуры, закрепленных на кольце-основе;

— с прозрачными подвесными коробочками с цветными прозрачными камушками внутри.

— подвесные погремушки на эластичной тесьме.

2. Разные по форме и фактуре тканевые мешочки с различными наполнителями:

— атласные узкие мешочки разные по цвету и с разными наполнителями;

— мешочки из разных по фактуре тканей и с разными наполнителями;

— небольшие плоские квадратики из лакированной кожаной ткани 8 цветов;

— банка с лоскутами разных по фактуре тканей, сшитых между собой для вытягивания.

3. Плоские пособия из различных материалов:

— овальной и квадратной формы, различные по величине и отделочной окантовочной тесьме, изготовленные из пакетиков от молочных смесей;

— в виде изображений фруктов из плотной и мягкой прозрачной пленки с разноцветной окантовкой по краю;

— в виде изображений цветков, животных. Изготовленных из цветных стеганых тканей на синтепоне с прозрачным мешочком-окошечком внутри, в котором находится прозрачный камушек в тон изделия.

4. Валики:

— из веревок различных по толщине, цвету;

— деревянных бусин, цилиндров;

— с разными по фактуре кистями на концах.

5. Мягкие книжки:

— книжки – листалки разные по фактуре, цвету, размеру;

— книжки – раскладушки разные по фактуре, цвету, размеру.

6. Развивающие планшеты, закрепляющиеся к стенкам манежа:

— 2 вида с завинчивающимися и развинчивающимися различными крышками;

— 2 вида с различными по цвету и размеру коленчатыми валиками;

— 2 вида с различными застежками (пуговицами, крупными молниями), карманами, коробочками с секретами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

«Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста».

ОТЧЕТПО САМООБРАЗОВАНИЮГончаровой Анны АнатольевныВоспитатель (Должность)«Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста».

Сборник игр на развитие тактильных ощущений для детей младшего дошкольного возраста.

С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Во всех возрастных группах всё чаще появляются.

Инновационный подход к развитию тактильных ощущений у детей с патологией зрения.

laquo;Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». В.А. СухомлинскийТактильные ощущения – один из самых главных способов познания ребёнком окружающего мира. Это пособие можно и.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector