Рисование пальцами: необходимые материалы, цели и рекомендуемая продолжительность занятий

Рисование пальцами: необходимые материалы, цели и рекомендуемая продолжительность занятий

Содержание

Рисование пальцами: необходимые материалы, цели и рекомендуемая продолжительность занятий

Рекомендации к проведению занятий по изобразительной деятельности
материал

Хорошо иметь иллюстрации, рисунки, выполненные в разной манере, чтобы по возможности показать детям выразительные средства, используемые художниками. Подбираются открытки, диапозитивы и др.

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_k_provedeniya_od_po_izo_deyatelnosti.docx 27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации к проведению занятий по изобразительной деятельности

Весь материал готовится заранее.

1. В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т.п.).

2. Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны, для того, чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком.

Для занятия с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки, чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой смоченными водой.

3. Воду для промывания кистей наливают в прозрачные стаканчики, или небьющиеся баночки.

В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Банок может быть больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере загрязнение воды поменять банку с водой. Это целесообразно делать и в старших группах, чтобы дети не отвлекались и не нарушали творческий процесс.

4. Бумагу для рисования необходимо подписать: в нижнем правом углу карандашом написать имя ребенка и начальную букву фамилии.

5. Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцевой кистью среднего размера, а в старшей и подготовительной к школе группах дети рисуют двумя кистями: толстой и тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.

6. Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, подставки, позже предлагать в открытой коробке для карандашей; в средней группе карандаши даются в коробке. Для рисования карандашами в старших группах необходимо использовать 18 – 24-цветные коробки карандашей. В этой же коробке или отдельно у старших дошкольников должен быть простой карандаш.

7. Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушения кистей, поставки для кистей) выставляются на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом рисования. Туда же ставят чистые банки, кисти, салфетки. Следует помнить о том, что часть изобразительных материалов хранится в столах у детей, поэтому до занятия необходимо вместе с детьми проверить в каком состоянии эти материалы.

8. Особое внимание необходимо уделить размещению наглядного дидактического материала для занятия, подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или несколько натур.

9. По окончании занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены рисунки (на специальном столе, на мольбертах, на доске и т.п.).

10. Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности детей: с игровой, музыкальной, речевой, театрализованной, поэтому педагог не говорит, что занятие закончено, он создает условия для перехода к другому виду деятельности.

Основной пластический материал, который используют в обучении детей лепке – это глина.

1. Глину готовят задолго до занятий для того, чтобы она выстоялась, загустела и была в таком состоянии, когда она не прилипает к рукам. Готовую глину хранят в полиэтиленовом ведре с крышкой или закрывают мокрой тряпкой, полиэтиленовой пленкой; можно хранить глину во влажной тряпке в полиэтиленовом пакете.

В младшей группе глину формируют в столбик величиной чуть больше детской ладони.

В средней группе на общий стол выставляют форму с глиной и плоскую лопатку, приучают детей брать глины столько, сколько необходимо для того, чтобы вылепить предмет или несколько предметов.

2. Дети младшей и средней групп могут лепить на пластиковых досках. В средней группе необходимо использовать поворотные станки, на которых удобно не только обследовать предмет (народную игрушку, скульптуру малой формы), но и лепить его, не нарушая форму, обрабатывать поверхность предмета и т.д.

3. Для лепки глиной необходимо ставить на стол небольшие блюдца с водой или влажную тряпочку, которой дети пользуются при примазывании одной части предмета к другой, при сглаживании поверхности формы.

4. Пластилин можно использовать во всех возрастных группах.

Для лепки в младшей группе его до занятия слегка разогревают (в сушильной камере, на батарее), старшие дошкольники способны разогреть, размять пластилин руками в момент объяснения задания педагогом.

Сглаживать поверхность предмета, вылепленного из пластилина труднее. Дети делают это пальцами, иногда применяется влажная тряпочка.

5. После лепки глиной дети могут вытереть стол, дощечку влажной тряпочкой и помыть руки.

После лепки пластилином необходимо вытереть руки сухой тряпочкой или бумажной салфеткой и только после этого вымыть руки горячей водой.

6. Во всех возрастных группах дети используют стеки – специальные палочки из пластмассы, деревянные или металлические. Можно использовать те, которые имеются в коробке с пластилином, а также разнообразить их набор петлей из алюминия или меди, широкой лопаткой из легкого металла или пластика, палочки с заточенным концом, которую можно сделать из сломанной или не пригодной для рисования кисти.

7. Для обработки и украшения поверхности вылепленного предмета используют разнообразные по форме и материалу печатки.

1. Во второй младшей группе дети выполняют коллажи из готовых форм, которые получают на подносе или в конверте.

2. В средней группе дети учатся вырезать ножницами части, из которых изображаются предметы, поэтому получают заготовки на подносе.

3. В старшей группе детям дают заготовки цветной бумаги, а в подготовительной к школе группе детям предлагают набор цветной бумаги для самостоятельного подбора цвета бумаги и формата.

4. В качестве основы для коллажа используют цветной картон и полукартон.

5. Бумагу-основу можно тонировать в нужный цвет таким образом, чтобы бумага при пользовании клеем не пачкалась.

6. Для приклеивания изображения используют только клейстер, только работа с частями сухих растений, с поролоном и тканью допускает использование синтетического клея, но в этом случае педагог проводит индивидуальную работу и оказывает помощь и контроль.

7. Все материалы для занятия аппликаций: кисти, салфетки, подкладки под бумагу должны быть чистыми.

8. Материалы, в том числе и ножницы, выставляются на отдельный стол и дети самостоятельно готовят столы к занятию, а после занятия каждый из детей моет кисть, собирает обрезки и выбрасывает в корзину для мусора. Розетка для клея и салфетки могут помыть и постирать дежурные.

9. Ножницами дети работают под руководством воспитателя, который обязан следить за правильным пользованием ими и контролировать технику безопасности.

10. Обрезки бумаги, которые можно использовать повторно в качестве мелких деталей следует собирать в красивую коробку и выставлять ее как на занятии, так и для творческой деятельности вне занятий.

В каждом детском саду подбирается наглядный материал, который используют на занятиях по изобразительной деятельности или в свободное время для выставок и т. д. Таким образом, создается своеобразный фонд, в который входят репродукции картин художников, скажем, иллюстрации, отражающие времена года (по 3—4), натюрморты, иллюстрации художников-графиков: В. Лебедева, Е. Чарушина, Е. Рачева, Л. Токмакова, В. Сутеева, М. Скобелева, О. Зотова, А. Пахомова, Ю. Васнецова — на темы, которые могут найти отражение в рисунке, лепке, аппликации детей.

Хорошо иметь иллюстрации, рисунки, выполненные в разной манере, чтобы по возможности показать детям выразительные средства, используемые художниками. Подбираются открытки, диапозитивы и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения занятия по изобразительной деятельности в средней группе Тема: “У Лукоморья дуб зеленый” (ниткопись, рисование клеевой кистью, поролоном).Программное содержание:учить детей рисоват.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИРисованиеВесь материал готовится заранее.1. В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (м.

Конспект проведения занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе на тему: «Хохломские ложки&quot.

Целью данного занятия является знакомство детей с новым способом лепки в технике барельеф.

Целью занятия является знакомство детей с технологией изготовления оригинальных хлебобулочных изделий: булки, кренделя, ватрушки.

Пальчиковая живопись

Пальчиковая живопись. Рисуем пальцами

Намеренно испачкаться в краске – это очень весело, неожиданно и интересно для любого ребёнка. А превратить это пачкание в художественное занятие – тем более. Когда ребёнок ещё мал, ему бывает ещё трудно справиться с карандашом или кистью. Рисовать пальчиком для него легче и естественнее. И это не только игра, но и подготовительный этап перехода к традиционному рисованию, на котором малыш учится чувствовать границы листа, смешивать и изучать цвета, тренирует своё образное мышление.

Множество интересных мастер-классов, конспектов занятий и НОД с применением пальчиковой живописи собрано для Вас в этом тематическом разделе.

Пальчиковое рисование – ступенька к настоящей живописи.

Показаны публикации 1-10 из 615 .
Все разделы | Пальчиковая живопись. Рисуем пальцами

Конспект ОД по нетрадиционному рисованию пальчиками «Осьминожки» Тема: «Осьминожки». Интеграция областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования. Задачи: – Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования.

Конспект НОД по рисованию пальчиками «Грибочки» Цель: обучить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук; развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих объектов природы; закреплять знание названий цветов (белый, зеленый, красный); учить ритмичному нанесению пятен, точек;.

Пальчиковая живопись. Рисуем пальцами – Конспект НОД по нетрадиционному рисованию пальчиками в первой младшей группе «Украсим шапочку для куклы Маши»

Публикация «Конспект НОД по нетрадиционному рисованию пальчиками в первой младшей. » Цели: Способствовать формированию навыка рисовать пальчиками на ограниченном пространстве Задачи:  Вызвать интерес к рисованию.  Развивать воображение, эстетический вкус.  Развивать движение руки в рисовании пальчиком. .

Читай также
10 правил закаливания ребенка в домашних условиях: полезные советы и рекомендации родителям

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию пальцами «Шарик» в младшей группе Цель : развитие творческих и познавательных способностей ребенка. Задачи: Образовательные: Закреплять знания основных цветов (синий, красный, желтый) Формировать умение рисовать в нетрадиционной технике – рисование пальчиками Актуализация представлений о геометрической фигуре.

«Ягодки рябины». Конспект занятия по аппликации в технике «рисование пальчиками» в первой младшей группе Конспект по рисованию (нетрадиционная техника – рисование пальчиками) «Ягодки рябины» Воспитатель: Чирва Евгения Анатольевна Цель: -познакомить детей с нетрадиционным способом рисования (пальчиками. Задачи: – формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Конспект занятия по рисованию пальчиками и ватными палочками «Нарядим ёлочку» в группе раннего возраста (1.5–2 года) На тему: «Нарядим елочку» Коллективная работа. Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование пальчиками и ватными палочками. Задачи: • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками и ватными палочками; • Формировать.

Пальчиковая живопись. Рисуем пальцами – Конспект ОД по рисованию пальчиками в первой младшей группе «Осеннее дерево»

Статья «Конспект ОД по рисованию пальчиками в первой младшей группе «Осеннее. » Конспект ОД по художественно – эстетическому развитию рисование пальчиками в I младшей группе «Осеннее дерево» Кузьмина Татьяна Цель: познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – “рисование пальчиками”. Познакомить детей с красками. Задачи: Образовательные: 1. Учить.

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования ладонями и пальчиками «Рыбки в аквариуме» Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования «Рыбки в аквариуме» Программные задачи: продолжать знакомить детей с техниками рисо-вания пальцеграфией и ладоневой живописью. Закрепить умение детей нано-сить краску ладонями и пальцами по всему листу бумаги, используя разные.

Рисование ладошкой и пальчиками открытки к Новому году «Ёлочка с шарами» в младшей группе Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в младшей группе «Елочка» Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками) познакомить с аппликацией. -Знакомить детей с навыками передавать в.

Конспект урока с применением нетрадиционного рисования пальчиками «Моя любимая чашка» Тема: «Моя любимая чашка» Цель: Совершенствовать умение рисовать пальцем, стараясь равномерно расположить рисунок (горошинки) по кружечке. Задачи: Формировать умения равномерно наносить кружочки- горошки на чашку пальчиком; Развитие мелкой моторики, внимания, памяти; Воспитывать.

Тестовые задания «Теория и методика развития детского ИЗО творчества»
тест на тему

Целью тестирования являлось выявление уровня знаний педагогов по методике и теории развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
test_po_izo_dlya_pedagogov_dou.docx 19.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Т еория и методика развития детского ИЗО творчества»

Обведите кружком тот ответ, который Вы считаете правильным.

1. В какой возрастной группе, каждый ребенок должен готовить себе рабочее место и полностью убирать его по окончании работы?

а) в средней группе

б) в старшей группе

в) в подготовительной к школе группе

2. Кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге, получается отпечаток – этот приём называется…

3. Процесс занятия по рисованию…

а) не делится на части

б) состоит из 2 частей

в) состоит из 3 частей

г) состоит из 4 частей

4. Обычно в детских садах раздача материала и мелкого оборудования для занятия…

а) возлагается на дежурных детей

б) возлагается только на помощника воспитателя

в) возлагается только на воспитателя

г) возлагается на воспитателя и помощника воспитателя

5. Освоение изобразительных умений детьми начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий…

а) при рисовании по точкам

б) при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем

в) при рисовании по контуру

г) при закрашивании силуэта рисунка

6. Дети учатся представлять себе, что такое ритм и симметрия знакомясь…

а) с предметным рисованием

б) с сюжетным рисованием

в) с декоративным рисованием

г) с нетрадиционными техниками рисования

7. В какой группе во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с ритмично расположенными ветвями?

а) в 1 младшей группе

б) во 2 младшей группе

в) в средней группе

г) в старшей группе

8. Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс…

а) с первой младшей группы

б) со второй младшей группы

в) в средней группе

г) в старшей группе

9. В какой возрастной группе к концу учебного года дети могут правильно пользоваться карандашом, кистью, красками?

а) в старшей группе

б) в подготовительной к школе группе

в) в 1 младшей группе

г) во 2 младшей группе

10. Целью обучения изобразительной деятельности детей является…

а) подготовка руки к письму

б) формирование знаний о приёмах рисования

в) формирование умений и навыков в рисовании

г) развитие творческих способностей детей

11. В декоративном рисовании во всех группах используется только…

12. Кто является автором программы “Цветные ладошки”?

13. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону – эти признаки передаются детьми…

а) подготовительной группы

б) старшей группы

в) средней группы

г) младшей группы

14. В каком возрасте детям доступно для понимания и передачи в рисунке человека в движении?

а) в младшем дошкольном возрасте

б) в старшем дошкольном возрасте

в) в среднем дошкольном возрасте

г) только в младшем школьном возрасте

15. Коллективные работы создаются с детьми…

а) начиная со средней группы

б) только в подготовительной к школе группе

в) начиная со старшего возраста

г) начиная с младшего возраста

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Результаты тестовых заданий:_____________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду».

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду».

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у.

Тема 1 – Теории творчества в психолого-педагогическом наследииТема 2 – Виды творчества детей.Тема 3 – Музыкальное творчество дошкольниковПрактическое задание.

Тема 1Тема 2Тема 3Практическая работа.

Тема 1: Развитие песенного творчества детей Тема 2: Музыкально-ритмическое творчество дошкольниковТема 3: Творчество в игре на музыкальных инструментахПрактическая работаИтоговый тест 5 дисциплин.

Целью тестирования являлось выявление уровня знаний педагогов по методике и теории развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Методическая структура занятия по рисованию

Описание разработки

Изобразительная деятельность – это важное условие для развития психических и физических процессов ребёнка. Поэтому у детей лучше развивается мышление, глазомер, зрительно – моторная координация, также они учатся планировать свои действия, подбирать необходимые материалы для своих работ.

На занятиях рисования решается одновременно несколько задач – повторение пройденного материала, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений. Решение этих задач используется на основе накопления познавательных способностей.

Структура занятия рисования состоит из следующих частей:

1. Предшествующая работа:

Знакомство детей с предметом через беседы, экскурсии, просматривание слайдов, чтение художественных произведений (стихи, загадки, рассказы, скороговорки, пословицы, прослушивание музыкальных произведений), элементы сюжетно – ролевой игры (обыгрование).

2. Подготовительная часть:

В подготовке к занятию по изодеятельности дети принимают активное участие (раздают бумагу, карандаши, краски, розетки, непроливайки, подставки для кисточек, промокашки для сушки кисточек). Помогают воспитателю вывешивать образцы работ, схемы построения рисунка, выставлять модели для рисования с натуры.

Воспитатель готовит игровой момент, который заинтересует детей и настроит их эмоционально для работы на занятии. Вся подготовительная работа проводится под контролем воспитателя. Такая совместная работа позволяет закрепить элементарные правила этикета, прививает навыки трудолюбия, учит общению.

Общая игра – проводится игра в соответствии с темой занятия, можно использовать атрибуты, музыкальное сопровождение.

Вводная беседа – желательно ввести обыгрывающий сюрпризный момент, чтобы вызвать эмоциональный настрой. Что позволяет повысить интерес к занятию и воплотить свои желания, мысли, представления в работах.

Необходимо дать ребёнку возможность самостоятельно проявить своё творчество. Воспитатель сообщает детям тему занятия, рассказывает о предстоящей работе на занятии. Педагог предлагает работы детей подарить, украсить помещение, сделать выставочный альбом, оформить панно.

3. Основная часть:

Выделение составных частей предмета, их формы, цвета, расположения.

Обратить внимание на наиболее значимые моменты в работах детей. Желательно, чтобы дети принимали активное участие в обследовании предмета.

Объяснение воспитателем поэтапного хода работы:

Выполнение ритмического, дидактического упражнения, динамической паузы, пальчиковой гимнастики.

Поэтапный показ и объяснение с помощью детей выполнение работы.

Проведение техники безопасности на занятиях.

Самостоятельная деятельность детей (индивидуальная помощь педагога детям на своём листе бумаги). Напоминает правила рисования. детям, которым первыми выполнили работу предлагается проявить свою фантазию, воображение творчество (нарисовать солнце, рамку, какое – либо украшение).

4. Заключительная часть:

Обыгрывание своих работ.

Выставка детских работ.

Защита своих работ. Дети совместно с педагогом отмечают свои успехи и ошибки, которые допустили. Этот этап работы учит детей осознано подходить к выполнению творческих заданий, а также защищать свою позицию, быть открытым, эмоционально раскрепощённым, учит не обижаться на замечания.

Данная структура занятий формирует у детей эстетический вкус, развивает интеллектуальную деятельность и всестороннее развитие, учит детей способам изображения предметов – явление окружающей действительности сказочных персонажей, закрепляет технические навыки рисования также учит совместной коллективной работе, умению преодолевать трудности, видеть прекрасное.

Методические рекомендации к проведению занятий кружка «Юный художник» (нетрадиционные способы рисования на бумаге и ткани «Батик»)

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных — дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, — немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Читай также
Какие делать прививки ребенку: выбор вакцины и возможные побочные действия

Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования не только на бумаге, но и на ткани – техникой «Батик».

Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых как дома, так и в условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он приходит, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке.

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Приложение 4

Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится. » или «почему не нравится. » с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

— обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
— формирование творческого начала в личности ребенка;
— развитие его индивидуальности;
— формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
— сотрудничество с детьми.

Отбор детей в изостудию достигается следующими мероприятиями:

  1. Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность или только один из ее видов /рисование, лепка, аппликация/.
  2. Из определения воспитателя, кого в группе он считает наиболее способным по изобразительной деятельности.
  3. Из беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.
  4. Желание родителей и детей.
  5. Способности детей к изобразительной деятельности.

Наиболее эффективным является разделение детей на три группы, это позволяет использовать индивидуальный подход.

  1. Дети, проявляющие интерес к изобразительной деятельности. У них хорошие навыки, их интересует результат деятельности. Они легко определяют содержание рисунка, находят интересные решения, способы изображения, всегда дополняют чем-то интересным даже предложенную тему. Чаще всего это эмоциональные дети, которые любят заниматься с воспитателем,.
  2. Дети, проявляющие интерес к изобразительной деятельности под влиянием взрослого или товарищей из первой группы. У детей навыки могут быть лучше или хуже, они менее эмоциональны.
  3. Дети, не имеющие четкой реакции на деятельность «нравится» — «не нравится». Иногда проявляют интерес к деятельности или к одному из видов, особенно если заинтересовало содержание. У них часто слабые навыки, боятся рисовать.
  4. Детям первой или второй группы рекомендуется посещать кружок «Юный художник»
  5. Детям третьей группы предлагаются индивидуальные занятия по специально — разработанной программе в помощь по овладению навыками и умениями изобразительного искусства.

Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

1. Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Использование техники росписи по ткани «Батик» и его видов, с применением нетрадиционных способов рисования на бумаге.

Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:

1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.
6. Обучать детей различным приемам преобразования ткани и бумаги, посредством нетрадиционных способов.
7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
9. Познакомить с новым видом прикладного искусства «Батик», закрепить полученные знания и навыки.
10. Дать возможность понять его преимущества, особенности, почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:

1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

— Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
— Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
— Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
— Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
— Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
— Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
— Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
— Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
— Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
— Принцип интегративности (синтез искусств).

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная.
4. Пастель, сангина, уголь.
5. Гуашь.
6. Восковые мелки.
7. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Рамы разных размеров или пяльцы.
13. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
14. Клей ПВА.
15. Фен.
16. Соль, сода.
17. Аптечный парафин или восковые свечи.
18. Специальные краски для батика.
19. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
20. Кнопки.

Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий). Первый этап рассчитан на детей 5-6 лет (старшая группа), второй – на детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

1 этап – (первый год обучения – старшая группа) «Каждый ребенок – художник». Приложение 1

Обучающая:

  1. Сформировать технические навыки и умения использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию;
  2. Познакомить с разнообразными изобразительными материалами;
  3. Дать основы живописи;
  4. Показать нетрадиционные способы рисования.

Развивающая:

  1. Активизировать интерес к занятиям рисования;
  2. Формировать положительное отношение к различным видам искусств;
  3. Обогащать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитывающая:

  1. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему и развитие творчества.

2 этап – (второй год обучения – подготовительная группа) «В мире творчества».

Обучающая:

  1. Знакомство с художественными особенностями батика и его видами.
  2. Приобретение умений и навыков работы в разных видах декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, художественная обработка ткани);
  3. Применение различных видов декоративно-прикладного искусства в оформительской практике.

Развивающая:

  1. Развивать творческое воображение;
  2. Уметь пользоваться знакомыми способами изображения по бумаге и на ткани.

Воспитывающая:

  1. воспитание и развитие эстетической культуры;
  2. приобщение к организации предметно-пространственной среды и приобретение художественных навыков в разных видах декоративно-прикладного и оформительского искусства.

В качестве основных тем выступают времена года: “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”, на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы. Разбивка перспективного плана по тематическим блокам позволяет прослеживать динамику в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении техники рисования. Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге и ткани («Батик»). Приложение 2

Программа рассчитана на 32 занятия в год (16 академических часов).

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий в старшей группе — 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Примерный перспективно — тематический план занятий кружка «Юный художник». 1 год обучения

Рисование в детском саду. Виды, задачи, методы рисования

    Валерия Одоевская 2 лет назад Просмотров:

1 Рисование в детском саду Виды, задачи, методы рисования

2 В детском саду рисование включает три вида: сюжетное,предметное, и декоративное

3 Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Читай также
Омега-3 для детей: обзор препаратов, их плюсы и минусы, рекомендации по употреблению

4 Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.

5 Младшая группа Совершенствовать умение держать кисть, карандаш. Развивать умение наносить ритмично линии, штрихи, пятна, мазки -научить изображать предметы округлой и прямоугольной формы; -применять нескольких цветов для раскрашивания рисунка; -формировать умение набирать краску на кисть, снимая лишнюю краску о край баночки, лёгким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде, чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о салфетку. — формировать умение сочетать нескольких форм в одном предмете снеговик из 2-3 кругов, домик из квадрата и треугольник. приобщать к декоративной деятельности украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.

7 Средняя группа — развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа; -совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками; -Учить передавать в рисунке соотношение предметов по величине: дерево высокое, кусты ниже; новое в обучении — вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены; формировать умение получать светлые и тёмные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш Учим рисовать филимоновские узоры. Знакомим с городецкими узорами

9 Старшая группа — совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения; — научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей; -Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом; — научить передаче в рисунке несложных движений; -развивать и совершенствовать чувство цвета; -развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками. Усложнение заданий связано с дальнейшим развитием детей, расширением опыта, приобретением новых знаний. В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов.

10 -Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков; -В сюжетном рисовании развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга. -Декоративное рисование познакомить с росписью Полхов Майдана, гжельской росписью.

12 Подготовительная группа Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве. -научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению; -научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы; -развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета); -развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета); -накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета). В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.

14 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

15 Карандаш твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании неотрывное движение туда обратно). Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим более светлый цвет, сильный нажим более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения.

16 Правила рисования карандашом: 1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не близко к отточенному концу. 2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия. 3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз. 4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше. 5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки. 6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно. 7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой. 8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета. 9. Закрашивать рисунок нужно без просветов. 10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо если нужно закрасить посветлее.

17 Так как карандаш позволяет более четко выделить линию контура, точнее всего передать форму и конструкцию, нужно больше использовать карандаш для изображения различных предметов прямолинейной формы или предметов, состоящих из этих прямолинейных форм (здания, строительство, транспорт). Мягкость кисти больше соответствует изображению пластичных форм: птиц, животных.

18 Кисть мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом, поэтому при рисовании кистью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения, что затрудняет формирование отчетливых представлений о движении, а следовательно, и самих движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп одного, лучше всего среднего размера, с 10 по 14 номер; для детей подготовительной группы двух размеров: маленькие (2 6 номера) и большие (12 16 номера). Для закрашивания больших плоскостей (земля, трава, небо и т. п.) можно использовать флейц (кисть с плоским ворсом в отличие от обычной круглой кисти).

19 Давая детям акварель, следует сразу показать правильные приемы работы ею. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую (чтобы они стали мягче), не касаясь их при этом ворсом кисти, т. к. иначе краска остается на ворсе, при последующем обмакивании кисти вода загрязняется, и загрязняются краски, которые смачиваются ею. Перед тем как начать рисовать, нужно попробовать цвет. В акварели он зависит от того, сколько воды добавлено в краску, а не постоянен, как в приготовленной к занятию гуаши.

20 Правила рисования краской. 1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами. 2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому руке с кистью движется впереди линии. 3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге. 4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти. 5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом). 6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз. 7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

21 Нужны также тряпочки, чтобы осушить кисть после промывания и проверить, чисто ли она вымыта и можно ли набирать краску другого цвета. Для кистей следует иметь подставки. Ни во время рисования, ни после не нужно оставлять кисти в банке с водой: мягкий ворс быстро меняет форму, и рисовать кистью становится трудно. Для рисования хороши и фломастеры. Пока еще они мало доступны для детских учреждений, но использование их в младших группах было бы желательным: фломастеры дают яркий сочный цвет, рисовать им легко стоит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Держать фломастер надо так же, как карандаш, но рисовать им легче, и рисунок получается ярким. Восковые мелки можно использовать в старшей и подготовительной группах. Мелки рисуют мягко и дают широкую фактурную линию. Их можно использовать и для декоративных, и для сюжетных рисунков. Держать палочку-мелок нужно тремя пальцами чуть ниже середины, чтобы видеть, как рисует конец мелка. Не следует сжимать его пальцами и сильно надавливать на него при рисовании: согреваясь в руке, мелок ломается.

22 гуашь Гуашь кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила.

23 Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада. Во второй младшей группе вначале детям даются 2 3 краски, а к концу года их может быть 4 6. Такое же, а в некоторых случаях и большее, количество красок необходимо готовить л для рисования в средней группе (конечно, есть занятия, требующие меньшего количества красок). Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета. В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 4 6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать белую тарелку). Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно. По окончании занятия оставшуюся чистую гуашь нужно слить из розеток в пустые флаконы (по цветам) и хорошо закрыть. Детей старшей и подготовительной групп нужно учить работать и акварелью.

24 Рисование по замыслу Рисование по собственному замыслу детей дает выход потребности ребенка изобразить все, в том числе и то, что не вошло в занятия предметным и сюжетным рисованием. В большей мере, чем предметное и сюжетное рисование, рисование по собственному замыслу развивает самостоятельность и инициативу детей, способствует проявлению их индивидуальности.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector