Ребенок сангвиник: что нужно для воспитания неугомонного весельчака?

Ребенок сангвиник: что нужно для воспитания неугомонного весельчака?

Ребенок сангвиник: что нужно для воспитания неугомонного весельчака?

Темперамент сангвиника: быстрые дети

Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирождёнными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов…
Если дело идёт о природном типе нервной системы, то необходимо учитывать все те влияния, под которыми был со дня рождения и теперь находится данный организм.
И. П. Павлов.

В статье из старого журнала «Семья и школа» (1957 год) дается характеристика темперамента детей-сангвиников с примерами поведения, перечислены особенности и черты характера сангвиников, разбираются трудные моменты в их воспитании, названы педагогические приемы и рекомендации по воспитательной работе с «быстрыми» детьми. Информация, безусловно, будет полезна педагогам, воспитателям и родителям.

Хотя темперамент — наиболее устойчивое свойство личности, его черты могут изменяться под влиянием окружающей обстановки и воспитания. Известный отпечаток на темперамент накладывает возраст. Всё это затрудняет определение темперамента у того или иного ребёнка. К тому же разные темпераменты имеют некоторые сходные черты. Так, медлительные дети (флегматики) противоположны так называемым быстрым детям (сангвиникам), но и те и другие неутомимы, выносливы, то есть схожи между собой по проявлениям силы нервной системы. Отличаются же они по скорости протекания и смены психических процессов. Подвижные школьники, в противоположность медлительным, быстро отвечают на всё новое, быстро переходят от одной деятельности к другой, от сна к бодрствованию, от шалости к серьёзности. Учителя нередко говорят о таких детях, что они «всё схватывают на лету». Это, конечно, ещё не характеризует способностей, потому что можно схватить быстро, но поверхностно или неправильно. Речь идёт лишь об известной быстроте реакции и перехода от возбуждения к торможению.

Среди изучавшихся нами школьников черты сангвинического темперамента особенно характерно проявлялись у двух старшеклассниц — Вали Г. и Людмилы С. Остановлюсь на первой из них.

Сангвиник: особенности, черты характера

Показателями силы нервных процессов являются прежде всего энергичность и неутомимость Вали. В раннем детстве, по отзывам родителей, она отличалась решительностью и инициативностью. Девочка не боялась далеко отходить от матери, разговаривать с незнакомыми людьми, она без страха подходила к животным, например к собакам, гладила их. Валя смело купалась в речке, весело бегала по лужам, а её ровесница, двоюродная сестра, боялась идти по большой луже, если в ней отражалось небо. Темнота не пугала Валю.

Способность к продолжительной умственной работе Валя проявляла уже в 1—2-м классах. После школы она была способна отдохнуть в короткий срок и готовить уроки, а потом снова играла, находила себе разные дела. Ещё нагляднее это сказалось в 6—7-м классах.

— Из школы приду,— рассказывает Валя,—немного отдохну и учу уроки, а потом что-нибудь читаю. Усталой я не бываю.

О силе нервной системы Вали отчасти свидетельствует легко выработанная ею привычка сосредоточиваться в различных и трудных условиях. Валя может учить уроки когда угодно и где угодно: дома, у товарищей, в школе.

Другая черта темперамента Вали — уравновешенность .

— Мы не видели её капризной, порывистой,— говорят родные,— хотя она считалась бойкой. Даже будучи сердитой, дочь сделает то, что требуешь, она не бросит дела, у неё не бывает срывов.
— Эта ученица быстро загорается,—рассказывает классная руководительница,— но при этом не выходит из равновесия, баз резких эмоциональных вспышек. В спорах с подругами она не выходит из себя. Её и в других случаях не легко вывести из равновесия.

Третья черта темперамента Вали — подвижность .

Валя легко переключается от одного занятия к другому. Например, она увлечённо читает интересную книгу. Но подходит время готовить уроки — девочка быстро закрывает книгу, берёт учебник и сразу учит, как бы позабыв о прочитанном интересном месте в книге. Выучив один урок, Валя легко принимается за другой.

Её отличает лёгкость перехода от побуждения к поступкам. Различные чувства быстро сменяют друг друга . После сильного переживания — ссоры с отцом — Валя уже на следующее утро была бодрой и живой. Она и с девочками, «если ссорится, то на пять минут».

— Что-нибудь я сначала очень переживаю,— говорит Валя,— но потом всё быстро забываю. Если я стою с человеком, который чем-то расстроен, то я, конечно, переживаю с ним, но, отойдя, могу снова быть весёлой.

В другой раз она сказала:

— В дождь у меня бывает пасмурное настроение, но стоит выглянуть солнцу — моей пасмурности как не бывало.

Из сказанного о Вале может сложиться впечатление, что дети-сангвиники доставляют меньше хлопот взрослым, чем другие дети. В известном смысле это действительно так.

Однако было бы неправильно видеть в тех или иных особенностях темперамента готовые качества характера. Эти особенности могут привести к образованию не только положительных, но и отрицательных черт, как, например, склонности «разбрасываться» . Эта черта представляет собой отрицательное проявление одной из особенностей сангвинического темперамента — подвижности нервных процессов.

Так, у Вали и Людмилы нередко наблюдается то, что учителя образно называют «порханием по верхам». Быстрота восприятий и лёгкость, с какой они переключаются от одного на другое, порождают известную поверхностность самих восприятий. Поэтому, если не принять специальных мер, сангвиник может вырасти человеком без глубоких знаний и устойчивых интересов.

Сангвиник довольно легко может менять привычки , навыки и установившиеся отношения с окружающими. Обычно Валя систематически и в определённое время готовит уроки. Но эта привычка порой легко «расшатывается», когда родители ослабляют контроль за девочкой. Если Валя попадала в среду недисциплинированных учениц, с ней приходилось начинать всё сначала.

— Сколько я слёз пролила с дочерью,— вспоминает мать Вали.— Вот она кажется уже совсем хорошей, послушной, вежливой. Проходит некоторое время. Я на Валю надеюсь, а она опять нарушает дисциплину, разговаривает и вертится на уроках, опять получает двойки.

Подвижность сангвиника порождала и другой недостаток в поведении девочек. Если новизна обстановки, новые события, как правило, стимулировали активность девочек, то сравнительно однообразная обстановка и занятия легко вызывали у них вялость, сонливость.

Сангвиники охотно берутся пусть за сложное, но новое дело . Для флегматиков, наоборот, большую трудность представляют новые, даже простые дела, а повторяющиеся, хотя и сложные, занятия они выполняют легко.

Для сангвиника характерна известная эмоциональная неустойчивость, некоторая мимолётность переживаний, что может проявиться как отрицательное качество во взаимоотношениях с другими людьми. Про Людмилу говорят, что она «не всегда выдерживает характер: вчера только возмущалась девочкой, а сегодня разговаривает с ней, как будто ничего и не было», а Валя иногда бывает «непостоянной в дружбе, без глубокого душевного общения».

В воспитании таких детей необходимо учитывать не только положительные, но и указанные отрицательные возможности их темпераментов.

Воспитание детей-сангвиников: каким должен быть подход

О том, каким должен быть подход к сангвиникам, покажем, главным образом, на примере воспитания Людмилы. Её родные вовремя обратили внимание на отрицательные возможности темперамента девочки.

Как приохотить сангвиника к будничным делам? Прежде всего, для них особенно полезен и необходим чёткий режим и определённый ритм работы . Режим формирует усидчивость, выдержку и терпение, воспитывает серьёзное отношение к своим обязанностям и умение доводить дело до конца. А это особенно трудно даётся детям-сангвиникам.

Родители Людмилы строго следили за тем, чтобы дочь своевременно выполняла домашние поручения: ежедневно мыла посуду, вытирала пыль, поливала цветы.

Энергичность сангвиника в однообразных условиях может быть также вызвана примером других (подруг, старших в семье). В детстве Людмила любила вместе с бабушкой поддерживать порядок в доме, работать на огороде, во дворе.

— Если я в огороде копала,— рассказывает бабушка,— то и Людмила просила дать ей маленькую лопаточку. Она окучивала со мной картофель, полола морковь, старалась не отставать от меня. Посуду мыть, постель убирать внучка начала с пяти лет. Помню, она с трудом натягивала покрывало на кровать, даже залезала на неё, пыхтя. Я хвалила: «Молодец! Замечательно!».

Несмотря на то, что сангвиники легко справляются с поручениями, важно не снижать требовательности к ним . Людмила, например, охотно начала утренние занятия по гимнастике, но отец постоянно проверял, как она их выполняет. Однажды Людмила поленилась делать зарядку: причёсываясь перед зеркалом, она переступала с ноги на ногу, делая вид, будто выполняет упражнения. Отец пристыдил её. С тех пор девочка свой день начинала с зарядки. После отъезда отца в командировку привычка к утренней гимнастике поколебалась. Но отец часто звонил домой, спрашивал обо всём, и Людмила не решалась нарушать его требования. Бабушка любила внучку, но была не менее требовательна к ней.

Читай также
Эрозия шейки матки после родов: причины и особенности патологии, возможные последствия заболевания

Большое внимание родители Людмилы обращали на нравственное воспитание дочери, особенно на то, чтобы делаемые внушения оставляли более глубокий и прочный след в девочке. Желая предупредить быструю изменчивость в привязанностях дочери, родители внушали ей:

— Люся, недопустимо так легко бросаться друзьями. Где твоё уважение к ним и к себе?

Людмила снова налаживала прервавшиеся было отношения с подругой, приучала себя к выдержанности и постоянству, правильно выражала свои чувства по поводу тех или иных явлений. Родители старались продлить её переживания, чтобы они оставляли в ней более глубокий след. Таким подходом родители Людмилы добились того, что она избавилась от многих недостатков, находивших почву в её темпераменте.

Нередко трудности в воспитании детей-сангвиников вызываются смешением особенностей их темперамента с характером и моральными качествами. Так, живость и общительность сангвиника одни оценивают как отзывчивость, чуткость, а другие — как легкомыслие, непостоянство, как стремление показать себя. Это порождает, порой, недоразумения и конфликты.

Подруга Вали пишет: «При первом знакомстве с ней мне показалось, что она очень ветреная, но постепенно я отошла от этой мысли. Однако то, что многим людям она доверяла так же, как мне, часто заставляло настороженно относиться к ней и даже не доверять ей».

Валя о своих отношениях с подругой, с которой дружит более трёх лет, отзывается так: «Она меня считает непостоянной в дружбе. На самом деле это не так. Я, по-моему, сильно привязываюсь к человеку, но быть всё время с одним и тем же не могу. Когда я нахожусь в обществе, то иногда разговариваю не со Светой, что, наверное, кажется ей оскорбительным».

Как видим, сангвиники сами замечают неправильную оценку их поведения. Часто они обижаются на это и действительно отходят от своих друзей. Лишь некоторые понимают, что причина недоразумения в особенностях их темперамента, и тактично стараются устранить недоразумения. Вот почему так важно взрослым понимать особенности ребенка-сангвиника и воспитать у него самого правильное отношение к этим особенностям.

Познать себя очень важно для самовоспитания, играющего большую роль в моральном развитии подростка и юноши. Неумение разобраться в неправильных оценках своих особенностей приводит нередко к отрицательному внушению. Валя, которую подруга упрекала в непостоянстве и легкомыслии, признавалась, что ей самой очень трудно было преодолеть взгляд на себя как на человека «несерьёзного».

Она не всегда могла противостоять этому взгляду, и это наложило определённый отпечаток на её поведение. Она порой и сама не решалась положиться на себя, боясь своего «легкомыслия», часто не верила в свои силы.

Таковы некоторые особенности воспитательной работы с «быстрыми» детьми. Умение учитывать темперамент детей — постоянное и важное условие успеха воспитателя. Знание каждого темперамента и умелый подход к нему обеспечат формирование правильных форм поведения и полноценного характера.

Л. Ильина, журнал «Семья и школа», 1957 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Шпаргалка для родителей детей-сангвиников

Содержание:

Когда родители задумываются о воспитании своего чада, они часто упускают из вида тип его темперамента, хотя от него весьма зависимо гармоничное развитие его личности. Например, воспитание сангвиника характеризуется некоторыми особенностями, требующими особой внимательности от старших.
Под темпераментом понимают индивидуальные врождённые свойства психики индивида, выражающиеся в динамике его поведения. Темперамент обусловлен силой или слабостью нервной системы, уравновешенностью и лабильностью процессов возбуждения и торможения. Изменить темперамент невозможно, разве только немного его скорректировать. Когда ребёнок вырастет, то ему часто приходится маскировать и контролировать свой темперамент. Вот почему, занимаясь воспитанием отпрыска, важно сразу же выявить, каким он обладает темпераментом, чтобы вовремя под него подстроиться. Далее шпаргалка для родителей детей-сангвиников.

Сангвиник – неугомонный весельчак

Вот как выглядит подробное описание ребёнка-сангвиника:

  • весёлый, шустрый, эмоциональный;
  • дружелюбный и общительный с детства;
  • любит человеческое общество, быстро заводит новые знакомства;
  • притягивает к себе других детей, становясь душой компании;
  • способен заряжать окружающих своей энергией;
  • легко преодолевает неудачи, адаптируется к изменившимся условиям (например, когда впервые приходит в детский сад), работоспособен и вынослив.

Кажется, что о таком ребёнке мечтают любые родители. И на самом деле, у такого типа людей много плюсов.
Но есть у сангвиников и слабые стороны:

  • они способны усердно что-то делать лишь до тех пор, пока это им интересно, а после утраты интереса моментально остывают к своему занятию, часто бросая его незавершённым;
  • не имеют достаточной усидчивости и терпения;
  • также недолговечны и не глубоки часто бывают и их чувства – имея массу приятелей и знакомых, они могут не иметь ни одного настоящего друга;
  • им не следует поручать однообразной скучной работы, которую они моментально забудут, занявшись более интересным для себя делом, либо бросят его без всякого стеснения, если им предложат нечто более интересное;
  • среди его многочисленных приятелей будет много таких, которые не будут соответствовать привычному кругу семьи.

Если судить поверхностно, то ребёнок-сангвиник покажется удачей, дающей родителям массу возможностей. Сангвиники стрессоустойчивы, в меру быстры, чаще являются жизнерадостными людьми. Ещё до того, как научились говорить, дети-сангвиники являются весьма контактными, хотя их контактность не похожа на ту, которой обладают холерики. Несмотря на готовность идти на контакт они настроены на обратную связь, с раннего детства чувствуют реакцию другого человека. Ответственными сангвиники становятся раньше детей с другими видами темперамента, поскольку обладают высокой чувствительностью к социальным взаимодействиям. Большую часть дня они радостные, но их радость не бьёт через край, как у холерика, скорее напоминает ровный огонёк.
Сангвиники особенно выносливы, на таких сколько не наваливай – всё потянут. Тянут даже тогда, когда холерик впал бы в истерику, флегматик давно бы успокоился и встал, а меланхолик залил бы всё вокруг слезами. Отсюда и опасность для него в виде системной перегрузки, которая начинается с детства. Сангвиники посещают музыкальную школу и несколько кружков, в их расписании нет ни свободной минуты. Но постепенно они начинают чувствовать повышенные ожидания, которые в их отношении витают в семье. От этого у них возникает гиперответственность. Если перегрузка длится долго, то сангвиник становится холериком – более возбудимым, склонным к истерикам.
Поэтому родителям сангвиников важно научить своих детей самим чувствовать перегрузку и уметь отдыхать. Как ему понять, что ему уже хватит? В норме сангвиник выглядит словно солнышко – тёплый, радостный, не колючий. А если свет из его глаз чуточку потускнел, появилась нервозность, закрытость, он менее готов идти на контакт, то это даёт себя знать перегрузка. Все лучшие качества сангвиника при этом словно тускнеют. Его усталость не будет выпирать наружу, пока он полностью не истощится. Такие дети будут бегать, пока не повредят ногу или не свалятся от системной перегрузки. Зная такую выносливость и устойчивость сангвиника важно позволить ему быть несовершенным, чтобы он не сломался.
Современная школа рассчитана на детей-сангвиников, которые могут быть в ней наиболее успешными. Выносливые, быстрые, они легко переключаются, без проблем следят за многозадачными процессами, не устают от большого шумного коллектива. Сангвиникам комфортно в школе. Если в семье есть несколько детей школьного возраста, среди которых сангвиник и представители других темпераментов, то им всем лучше объяснить, что успехи первого в школе не обязательно являются только его личной заслугой, результатом его особых стараний. В значительной степени успешность сангвиника определяется его типологией, и лишь в остальном им зарабатывается. Сангвиники часто становятся «мягкими» лидерами класса (не диктаторами и тиранами), принимают активное участие во внешкольной деятельности.
Сангвиники наполнены оптимизмом, их не расстраивают ситуации, которые расстроили бы большинство других детей. Они постоянно окружены группой поддержки, которую сами же и создают из своих фанатов. Но детям-сангвиникам следует объяснять, что такую их успешность без видимых усилий не всем легко переносить. Вот, например, одноклассник сангвиника старается, учит, зубрит, но больше четвёрки получить не может, в то время как сангвиник разок прочитает и преспокойно получает пятёрку. Первому очень трудно это принять. Благодаря своей контактности сангвиники легко смогут это понять.

Дети – радость и гордость родителей. Но с возрастом их непосредственность и общительность могу .

Что необходимо для воспитания сангвиника?

Хотя дети-сангвиники имеют много преимуществ благодаря своему темпераменту, но их родителям всё же не стоит расслабляться при их воспитании. Им важно делать следующие вещи:

  • бурную энергию сангвиника направлять в правильное русло;
  • заинтересовывать его личным примером, игрой, делами;
  • развивать упорство и старательность, умение довести до конца начатое;
  • создавать подходящие условия для воспитания;
  • вовремя подметить талант и способности ребёнка;
  • стать для него авторитетом, выдерживая равновесие между самостоятельностью и контролем.

Чтобы ребёнок-сангвиник получал гармоничное развитие, родителям полезно придерживаться ряда рекомендаций по их воспитанию. Ведь у них есть слабые стороны, которые необходимо контролировать:

  • Развивать целеустремлённость в ребёнке, постоянно ставить перед ним такие задачи, в которых самым важным является результат. Пусть он что-нибудь нарисует, смастерит (фигурку, игрушку), выучит песню, научится чему-то новому, наконец, уберёт за собой вещи. Вначале нужно ставить перед ним простейшие задачи, но с течением времени постепенно их усложнять. Важно, чтобы они в любом случае были выполнимыми. С помощью этого сангвиника можно приучить доводить до конца начатое дело, что для его темперамента является непростым моментом. Такой навык станет очень ценным помощником для него в дальнейшей жизни и работе.
  • За успешно выполненную работу нужно не скупиться на похвалы, ведь это будет мощным стимулом для желания усердно трудиться и продолжать двигаться к своей цели.
  • Нужно обращать внимание сангвиника на качество выполненной им работы, чтобы в ней не проявлялась небрежность, которая также может быть ему свойственна. Его нужно приучать к основательности и аккуратности, говорить с ним на эту тему, спрашивать, нравится ли ему самому результат своей работы или он что-то хотел бы исправить.
  • Действия сангвиника нужно постоянно контролировать и направлять его.
  • Важно приучать его к порядку: есть аккуратно и в одно и то же время, всегда убирать свои игрушки, расставляя их по местам, бережно обращаться с предметами.
  • Можно воспитывать сангвиника и в строгости, но при этом крайне нежелательно прибегать к жёстким ограничениям и крику. Лучшим вариантом тогда будет ставить свои условия уверенным и спокойным тоном.
  • Ребёнка-сангвиника нужно поощрять к разговору на тему чувств, делиться с ним своими переживаниями в отношении него. Читая вместе с ним книги и рассматривая картинки, на примере показанных простых эмоций нужно попытаться раскрыть перед ним внутренний мир персонажей.
Читай также
10 правил закаливания ребенка в домашних условиях: полезные советы и рекомендации родителям

Родительские ошибки

Жизнерадостные, легко идущие на общение и быстро улавливающие учебный материал сангвиники так радуют и успокаивают в отношении себя родителей, что те часто не обращают внимания на его поверхностность, перестают присматриваться к его внутреннему миру и контролировать его. За привычным весёлым и дружелюбным тоном подростка могут скрываться его переживания и создаваемые близкими людьми проблемы. Неумение доводить до конца дело, небрежность в учёбе, невнимательность к мелочам способны ухудшить его успехи в школе, а позднее – и в будущей работе.
Укрепляйте сильные качества при воспитании сангвиника

В психологию развития входит кажущаяся парадоксальной, но очень важная концепция покоя. Для психоэмо .

  • При общении с ребёнком нужно быть энергичным и эмоциональным, поскольку так его будет легче заинтересовать чем-либо, привлечь к себе внимание, повлиять на поведение, стать примером для него.
  • С улыбкой рассказывать ему смешные истории, стремиться, чтобы дома он чаще пребывал в хорошем настроении.
  • Поощрять артистизм ребёнка, разыгрывать совместные сценки, стать его благодарным зрителем.
  • Пусть ребёнок всё время чем-то занимается: лепкой, рисованием, подвижными играми, танцами, чтением с мамой. Все эти виды деятельности должны постоянно сменять друг друга.
  • Не стоит перехваливать сангвиника, чтобы он не «зазвездился». Хвалить можно только за конкретные дела и достижения.

Следите за окружением ребёнка

  • Важно замечать то, с кем играет и дружит ребёнок, как к нему относятся прочие дети.
  • Его нужно учить уважению старших, не допуская панибратства с его стороны.
  • Отношения ребёнка с незнакомыми людьми нужно обязательно контролировать. Он легко поддаётся чужому влиянию, поскольку открыт для окружающих. Поэтому ему сызмала нужно закладывать в сознание, что нельзя разговаривать с незнакомцами, что-то у них брать и, тем более, куда-то с ними идти.

Важные для существования в обществе качества человека формируются на основе темперамента. Поэтому воспитание должно быть направлено на сдерживание негативных сторон личности и раскрытие положительных. Своего ребёнка нужно чувствовать, отзываться на его потребности, создавая для развития комфортные условия. А чтобы разобраться во всех премудростях воспитания было проще, мы и написали шпаргалку для родителей детей-сангвиников.

Как воспитывать ребенка с учетом его типа темперамента.

В воспитании очень важно учитывать то, к какому типу темперамента относится ваш ребёнок: сангвиник, холерик, флегматик он или меланхолик? Темперамент – это индивидуальные свойства психики, выражающиеся в скорости мыслительных процессов и динамике поведения. Свойства эти врождённые, поэтому изменить их практически невозможно, только если слегка подкорректировать или маскировать от окружающих.

Особенности характера детей формируются на основе темперамента. Чем раньше родители поймут, к какому типу темперамента относится ребёнок, тем эффективнее смогут общаться с ним, понимать его реакции и направлять поведение в нужное русло.

В чистом виде типы темперамента встречаются нечасто, но у каждого человека какой-то один всё же оказывается доминирующим. Приведём характеристики детей с разными типами темперамента.

Ребёнок-холерик: какой он?

Холерики очень активны, общительны, неугомонны. Им сложно усидеть долго на одном месте, необходима смена деятельности. Такие дети любят шумные, подвижные игры. Настроение их часто неустойчиво: они могут резко заплакать, а уже через минуту-две – неожиданно засмеяться. Холерики склонны к обидчивости и вспыльчивости, могут проявлять агрессию. И вместе с тем большинству из них присущи лидерские качества, решительность и способность быстро адаптироваться в новой обстановке. Одна из самых слабых сторон холериков – неумение доводить начатое до конца.

Воспитание холерика

Рассмотрим, как правильно воспитывать ребёнка-холерика.

  1. Важно стать для холерика настоящим авторитетом, иначе крайне сложно будет заставлять его вас слушаться. Родителям следует проявлять умеренную требовательность и твёрдость в общении с ребёнком. Но завоёвывать авторитет нужно не наказаниями и жёсткими командами, а умением заинтересовать «бунтаря», демонстрацией своей силы воли и деловых качеств, чутким пониманием его потребностей и настроения.
  2. Не пытайтесь подавить бьющую ключом энергию холерика, направляйте её в нужное русло. Всегда занимайте его подвижными играми (особенно на свежем воздухе), ставьте перед ним разноплановые задачи. Лучше всего будет отдать такого ребёнка в спортивную школу, чтобы его энергия выплёскивалась мирным путём.
  3. С раннего возраста важно формировать у холерика усидчивость и развивать желание доводить начатые дела до конца. Проводите сами занятия по подготовке к школе, читайте ребёнку книги (длинные книги растягивайте на 2-3 дня, чтобы у малыша сохранялся интерес к содержанию и ожидание продолжения). Давайте ему задания, в которых важен результат. Контролируйте не процесс их выполнения ребёнком, а именно доведение дела до конца. Стимулируйте также к тому, чтобы дети сами ставили цели и достигали их.
  4. Учите своё чадо правилам вежливости и этикета, с ранних лет обращайте его внимание на то, как нужно вести себя в общественных местах.
  5. Говорите с ребёнком негромким, спокойным голосом, но уверенно и решительно, не позволяя ему чувствовать себя хозяином положения.
  6. Больше общайтесь с маленьким холериком, позволяйте выражать ему свои чувства, помогайте переживать трудности, чтобы избегать вспышек гнева.
  7. Чётко соблюдайте режим дня. Пусть ребёнок просыпается, кушает и ложится спать в одно и то же время. Призывайте его к порядку и аккуратности: всегда собирать игрушки, беречь свои вещи и т. д.

Таковы особенности воспитания ребёнка с холерическим темпераментом.

Характеристика ребёнка-сангвиника

Сангвиника по праву можно назвать душой компании и «энерджайзером». С раннего возраста дети, принадлежащие к этому типу темперамента, жизнерадостны, очень подвижны, эмоциональны, общительны. У них много друзей, окружающие к ним тянутся. И сангвиники охотно знакомятся с новыми людьми. Они уверены в себе, легко справляются со стрессом и привыкают к новым условиям. Слабые стороны: могут быстро охладевать к выполняемой деятельности (если теряют к ней интерес), чувства их часто поверхностны.

Особенности детей-флегматиков

Флегматики спокойны, уравновешены, усидчивы и зачастую медлительны. Они стремятся доводить начатые дела до конца, последовательны и рассудительны. Чаще всего дети с таким типом темперамента послушны, соблюдают порядок и дисциплину. Обычно они малообщительны и неэмоциональны, могут играть в одиночестве. Интересы флегматиков устойчивы. Они с трудом переключаются с одного дела на другое, им нелегко привыкнуть к новым людям и новой обстановке. Обычно дети-флегматики хорошо спят и практически не доставляют проблем своим родителям.

Как воспитывать флегматиков?
Особенности развития и воспитания детей-флегматиков в том, чтобы последовательно и терпеливо учить их необходимым жизненным навыкам и слегка стимулировать к проявлению активности и инициативы.

  1. Разбавляйте спокойные занятия и игры подвижными упражнениями, «паузами активности», песнями, танцами. Занимайтесь гимнастикой.
  2. Хвалите ребёнка, если у него получается быстро выполнить какое-либо дело.
  3. Способствуйте тому, чтобы маленький флегматик больше взаимодействовал с другими детьми, особенно подвижными и весёлыми. Бывайте чаще на детских площадках, в парках, в людных местах. Запишите малыша в кружок с учётом его интересов и его согласия. Там необходимо будет общаться с ребятами и выполнять задания разной сложности.
  4. При чтении сказок, просмотре мультфильмов, фильмов, спрашивайте ребёнка о том, что он чувствует и думает: «Интересно ли тебе?», «Нравится ли этот герой? Почему?», «Как ты думаешь, почему он так поступил?» и т. д. Стимулируйте флегматика к высказыванию своего мнения, учите излагать свои мысли.
  5. Тренируйте разные варианты поведения в играх. Например, у дочери или сына не получается начать с кем-то общение, выйти на уроке к доске или ответить достойно обидчику. Создайте игровую ситуацию и помогите ребёнку выбрать успешный способ действия, чтобы он перестал бояться в реальной ситуации.
  6. Общайтесь с ребёнком эмоционально, старайтесь заразить его своим позитивом, рассказывайте интересные и смешные истории, чтобы расшевелить малыша.
  7. Делитесь примерами из собственного детства о том, как вам удавалось справляться с трудностями, как приходилось проявлять активность, браться за новые незнакомые дела. Ставьте акцент на том, что в итоге вам это понравилось и вы много чему научились.
Читай также
Восстановление фигуры после родов — как быстро прийти в форму в домашних условиях?

Ребёнок-меланхолик: особенности темперамента

Меланхолики очень ранимы, тревожны и эмоционально чувствительны. Внешне они обычно выглядят спокойными, но в душе могут о чём-то сильно переживать, бояться, обижаться. С детства меланхолики вежливы и тактичны, но тяжело сходятся с новыми людьми. Друзей у них немного, но среди них обычно есть один-два близких. Сильные стороны этого типа темперамента – это развитая интуиция, эстетический вкус и творческие способности. Меланхолики могут продуктивно работать, но быстро утомляются. К себе и окружающим они предъявляют высокие требования.

Особенности воспитания меланхолика

Воспитывать ребёнка-меланхолика следует с помощью чуткого отношения к его внутреннему миру, поддержки и признания достоинств.

  1. Старайтесь лишний раз не критиковать маленького меланхолика, не сравнивать с другими детьми, не оскорблять его. Это очень ранит его сердце.
  2. Поддерживайте старания ребёнка с помощью похвалы, подчёркивайте его сильные стороны, почаще напоминайте ему о них.
  3. Разговаривайте с малышом тепло и эмоционально. Способствуйте тому, чтобы он делился с вами внутренними переживаниями, помогайте выражать свои мысли. Внимательно его слушайте и поддерживайте зрительный контакт. Учите малыша не прятать взгляд, чтобы он чувствовал себя увереннее.
  4. С пониманием относитесь к страхам ребёнка меланхолического темперамента. Не заставляйте насильно их преодолевать, не высмеивайте его и не называйте «трусом». Вместо этого, помогайте своему чаду словами выражать отношение к страху, изображайте его рисунками, придумывайте сказки о том, как какой-то герой тоже боялся, но ему удалось справиться с этим. Делитесь примерами из собственного опыта о том, как вам успешно удалось преодолеть определённые трудности и страхи. Всегда показывайте малышу, что вы на его стороне и понимаете его переживания.
  5. Развивайте навыки общения меланхолика, знакомьте с детьми, почаще бывайте в гостях, в людных местах.
  6. Следите за его творческим потенциалом, присмотритесь к тому, что у него хорошо получается и к чему лежит душа. Вероятно, эти навыки нужно развивать дальше, записавшись в кружок или студию. Возможно, это окажется делом жизни меланхолика и будет заряжать его положительной энергией.
  7. В семье дети с таким типом темперамента должны чувствовать себя комфортно. Создайте для них такие условия, чтобы они вам доверяли и не замыкались в себе. Проявляйте к ним интерес, поддерживайте и подбадривайте в трудных ситуациях.
  8. Поддерживайте любые проявления меланхоликом инициативы, хвалите за самостоятельно выполненные дела.
  9. Помогайте ребёнку с помощью смоделированных дома ситуаций тренировать уверенность в себе, настойчивость, смелость и умение высказывать своё мнение. Будьте наставником и другом для него.

Индивидуальные особенности вашего крохи должны стоять на первом месте при построении системы воспитания. Если вы будете замечать и учитывать их, то сможете направить его развитие в нужное русло.

Темперамент ребенка и воспитание. Дети-сангвиники

Есть ли какие-то особенности в воспитании маленького сангвиника?

Образ сангвиника практически у всех вызывает положительные эмоции. «Общительный, веселый, активный», — говорят о нем. Но у каждого вида темперамента есть свои «подводные камни». Знаете ли вы о них? Есть ли какие-то особенности в воспитании маленького сангвиника? Эти и другие вопросы предлагаю рассмотреть в нашей статье.

Ребенок-сангвиник? Вам повезло!

Впервые в детский сад! Волнуется мама, а малыш уже смело отпустил ее руку и показывает свою машинку шумным мальчишкам. И не обернулся вслед маме. И не заплакал. Он же сангвиник! Переживать некогда, еще столько нужно узнать и успеть. Правда, воспитателю придется быть начеку: спокойно сидеть на стульчике маленький сангвиник не будет.

Его любознательность, активность и отзывчивость покоряют воспитателей, а потом и учителей. Это они, дети-сангвиники, первые тянут руку на вопрос учителя. Это они участвуют во всех школьных мероприятиях. Это они всегда приветливы и улыбчивы, врожденный оптимизм не дает им унывать. Это сангвиников выбирают старостами класса, а позже, во взрослой жизни, назначают на вышестоящие должности.

Обидеть такого малыша трудно, а если и получится, долго дуться он не будет. И сам, если виноват, легко попросит прощения. Только долгого раскаяния не ждите: опять же некогда – нужно наслаждаться жизнью.

Собрались позвать гостей? Ребенок будет только рад, даже если среди них будут незнакомые. Маленький непоседа очарует всех своей непосредственностью.

Нужно приготовиться к урокам? Нет проблем: убиваем сразу несколько зайцев: слушаем аудиокнигу, делаем поделку, пока подсыхает клей или краска, решаем математику. А потом спешим к друзьям, и, спускаясь по лестнице, доучиваем стихотворение.

Отрицательные черты маленьких сангвиников

И этот же школьник-сангвиник вроде и встанет утром пораньше, а все равно опоздает на урок, потому что перед самым выходом замешкается в поисках второй рукавички. А она, рукавичка, окажется в той самой горе книг и тетрадей на письменном столе. Но ребенок совсем не виноват в таком беспорядке: столько всего навалилось, не до уборки ему!

— Да, к сожалению, дезорганизованность – характерная черта больших и маленьких сангвиников. Такими они родились и винить их в этом равносильно тому, что ругать за курносый нос или длинные ноги.

Будем спасать и приучать к порядку.

Начнем с малышей. Главная проблема (и не только сангвиников) – уборка игрушек.

* С 1,5 до 5 лет учим своим примером, вместе убираем предметы и проговариваем: «Мы игрушками играли и в коробку убираем!»

* Приучаем к режиму, в котором обязательно выделено время на операцию «ЧИП» (чистота и порядок). Следуем традиции: перед прогулкой или сном складываем все по местам.

* Играем в «Индейца Джо», правила просты: «К нам едет индеец Джо! Те игрушки, которые не успели попрятаться по своим домикам, индеец берет в плен на месяц». Через назначенное время в комнате появляется Джо в лице папы (а чаще мамы) с коробкой, в которую попадают глупенькие машинки и куклы. Месяц им бедным приходится жить на балконе.

* Игру можно продолжить и предложить договор обмена: меняем одну пленную игрушку на три свободных. Так дети освободят комод от ненужных вещей.

* Когда игра в пленных надоест, можно применить гонки «Поймай сбежавшие игрушки», или поиски детективов: собирать вещи по заданному цвету, форме и др.

* Мало сказать ребенку: «Убери книги на столе». Лучше поставить перед фактом: «Нужно срочно убрать книги на столе». А потом и алгоритм действий добавить: куда, что и в какой последовательности складывать.

* У меня есть одни знакомые. Обычная семья с двумя детьми, но у них всегда порядок. И не потому, что они часто убираются. Они просто не наводят беспорядок. У каждой вещи свое определенное место, на которое они почему-то сразу ее помещают.

* Наведение порядка дети воспринимают как наказание и поэтому так не любят все это мероприятие. А вот если б они знали, что в итоге их приласкают и похвалят, может настрой был совсем другой?

* Тут есть и еще одна сторона: психологи напоминают, что дети непослушны тогда, когда ждут нашего внимания. Они, несчастные, готовы и на наш негатив, лишь бы встретить наш взгляд. Поэтому мы будем чаще хвалить своих маленьких сангвиников.

* Приучить к порядку можно закреплением за чадом определенных зон: его комнаты или, если ее нет, стола, полки, шкафа и др.

— Беспорядок у сангвиника еще и в голове. Творческий, конечно. Он, как восприимчивая и эмоциональная натура, с увлечением берется за какой-нибудь проект (а то и два), но быстро остывает к нему и ищет уже другое дело. Сформировать привычку концентрироваться на работе и доводить ее до конца желательно до подросткового возраста. В помощь родителям обычный контроль качества и завершения выполняемой работы. Хорошо бы еще и участвовать в увлечениях своего чада, подогревать тем самым его интерес.

— Еще одна особенность сангвиников, которая им часто мешает – излишняя эмоциональность. Дело в том, что они сначала говорят, а потом думают. Это их слово-воробей «вылетит – не поймаешь». Это они позже оправдываются: «А я передумал!» Психологи в этой ситуации советуют говорить медленнее (наверное, чтобы успевать подумать) или вообще выдержать паузу перед ответом. Но кто знает, сколько лет понадобится нашим детям, чтобы научиться контролировать свою речь.

— Другая слабость ребенка сангвиника – им часто овладевает разочарование в людях, делах. Тогда ему очень нужна поддержка, сочувствие других людей. Правда, благодарности он долго испытывать к своим помощникам не будет. Также относится он и к многочисленным друзьям: забывает о них, встречает новых. Возможно, дает им какие-то обещания и не всегда сдерживает их.

Вот такой образ яркой бабочки получился: яркой, легкой и беззаботной. Только вот и дождь может пойти, и ветер подуть. Остается только подготовить маленьких сангвиников к такой непредсказуемой «погоде».

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector