Почему полезно носить ребенка на руках и что происходит при тактильном контакте?

Почему полезно носить ребенка на руках и что происходит при тактильном контакте?

Содержание

Почему полезно носить ребенка на руках и что происходит при тактильном контакте?

Положительные эффекты слингоношения или почему полезно для ребенка находиться на руках у мамы и в слинге?

У людей дети рождается незрелыми, беззащитными и нуждающимися в заботе. Органы ребенка и его системы не способны работать автономно от мамы. Фактически мы говорим о том, что период эмбрионального развития длится не 9, а 18 месяцев в течение которых организм ребенка должен дозреть и научиться функционировать независимо от мамы. В этот период наиболее важно создать для ребенка условия, максимально схожие с условиями внутриутробного существования.

Всемирной организацией здравоохранения разработано руководство по уходу за недоношенными, и доношенными новорожденными по методу кенгуру, суть которого заключается в ношении ребенка в контакте «кожа к коже» с матерью с помощью тканевого приспособления для ношения ребенка.
Согласно «Брошюре ВОЗ о методе кенгуру» продолжительный контакт кожа к коже между матерью и ее ребенком, обеспечивает эффективную тепловую защиту и уменьшает риск гипотермии. Обеспечивает тепловую защиту и улучшает метаболизм ребенка. Частота сердечных сокращений, частота дыхания, оксигенация, потребность в кислороде, уровень глюкозы в крови, модель сна и поведения у детей, которые находились в контакте кожа к коже лучше, чем у детей, которые разделены с матерями. Если ребенок находится в слинге, то тепло и комфортный сон ему обеспечены.

До своего рождения ребенок получал питание непрерывно и сразу после рождения ребенок не готов перейти на питание по часам — это может привести к отрицательным последствиям. Известно, что если ребенок не получает питание более двух часов, то происходит некий дисбаланс в желудочно-кишечном тракте. Перевес вредной микрофлоры над полезной, а также падает уровень глюкозы в крови. Кроме того, длительные перерывы между кормлениями не способствуют хорошей лактации. Если мама использует слинг, то грудь для ребенка всегда в зоне доступа, и принцип кормления по требованию осуществить проще. Согласно «Брошюре ВОЗ о методе кенгуру» контакт «кожа к коже» оказывают положительное влияние на грудное вскармливание. Ученые придерживаются убеждения, что программа питания не может функционировать одновременно с поведением протес. отчаяния, появляющимся при разлуки младенца с матерью. При отсутствие тактильного контакта с матерью резко замедляется выработка гормонов роста, хуже усваивается еда, без контакта младенцы плохо набирают вес.

Известный факт, что ношения ребенка на руках и в слинге вертикально по принципу «кожа к коже» помогает избавиться от таких явлений как колики, газы, запоры. Животик ребенка в этом положение прогревается, что способствует опорожнению и отхождению газов. Вертикальное положение помогает выйти лишнему воздуху, при этом взрослый находится в постоянном движении, что создает массажный эффект.

Если говорить коротко, то ношение ребенка в слинге способствует тепловой защите и улучшению метаболизма, оказывает положительное влияние на грудное вскармливание и запускает программу питания, облегчает дефекацию и испражнения ребенка.

Исследователями сделан вывод о наличии связи между увеличением времени ношения и сокращении длительности плача ребенка. Например, Исследователи центра Университета МакГилл при Монреальской детской больнице (The McGill University — Montreal Children’s Hospital Research Institute), Монреаль, Квебек, Канада сделали вывод о том, что увеличение времени ношения ребенка связано с уменьшением детского плача и беспокойного поведения у первенцев, находящихся на грудном вскармливании на протяжении первых трех месяцев жизни.
Матери в контрольной группе носили ребенка на руках около 2,5-3 часов в день, а матери из группы с дополнительным ношением носили своих детей в среднем 4,5 часа. В день разница в продолжительности ношения между двумя группами составила около 2 часов. На основе дневников был сделан вывод о том, что в пиковый период плача 8 недель в обеих группах дети плакали с одинаковой частотой, однако продолжительность плача у детей, проводивших больше времени на руках была ниже на 43% в течении дня и на 51 % в вечернее время, в сравнении с контрольной группой, т.е. продолжительность плача практически в половину ниже. Кроме того, частота кормлений на протяжение всего эксперимента в среднем была выше в группе дополнительного ношения по сравнению с контрольной группой. При этом опрос показал, что соской пользовались 70% родителей в контрольной группе и 47% в группе дополнительного ношения. Результаты этого исследования показывают, что в группе дополнительного ношения уменьшение детского плача связанно с увеличением ношения на руках.

В вышеописанном эксперименте матерей из группы дополнительного ношения поощряли к ношению детей на протяжении всего дня в независимости от состояния младенца, и выяснилось, что если носить ребенка не только в ответ на плачь, но и в период спокойного бодрствование, то такое дополнительное ношении имеют опережающее воздействие на беспокойство ребенка, которое может случиться позднее. Этот принцип опережающего воздействия ношения на руках может быть особенно важным в период детских колик.
Наблюдая за поведением младенцев, исследователи установили, что успокаивающий эффект связан не столько с ношением на руках, сколько со своевременным и последовательным откликом мамы на потребности и нужды ребенка. А эффективность ношения в большей степени объясняется его продолжительностью нежели самим фактом его применения. Родители, которые чаще и дольше носят ребенка на руках имеют больше возможности последовательно и своевременно реагировать на нужды ребенка. Мама, носящая своего ребенка буквально становится ближе к нему, больше чувствует и понимает его и реагирует в соответствии с его запросом.
Тактильные контакт с матерью делает работу стрессовых гормонов ребенка более стабильной, т.е. при стрессовой ситуации у ребенка уровень гормона кортизола подскакивает, но спустя некоторое время снижается до нормального уровня, а у детей без контакта с матерью уровень гормона плохо регулируется, т.е. кортизол долго еще остается высоким. Почему важно, чтобы стрессовые гормоны в крови не преобладали у ребенка? Потому что гормоны стресса вмешиваются в работу различных органов и систем организма, при этом происходит торможение или нарушение процессов развития ребенка.

На фото руководитель одной из крупнейших клиник в Милане (до 2009 г.), депутат Европарламента (с 2009 г.) Личия Ронцулли на работе со своей новорожденной дочерью в слинге.

Носите ребенка с любовью на расстоянии поцелуя!

Почему полезно носить детей на руках

Ношение детей на руках – неотъемлемая часть родительства. Способ родоразрешения, метод вскармливания, следование той или иной педагогической или оздоровительной системе могут быть разными; логично, что у каждого варианта есть свои сторонники и противники.

И только ношение на руках остается привычно необходимым, обязательным и неизбежным.

Постоянное присутствие ношения детей в повседневной жизни ставит под сомнение саму необходимость изучения этого феномена. Исследования, посвященные ношению детей на руках или в тех или иных переносках, многочисленны, однако в большинстве своем они принадлежат нерусскоязычным авторам, что затрудняет их распространение в нашем обществе. Ситуация отягощается популярным в России мнением о том, что ношение на руках вызывает чрезмерную привязанность ребенка к родителям. Пожалуй, самая частая рекомендация, которую получают матери – «не приучай ребенка к рукам». Также распространено мнение о вреде ранней вертикализации младенцев и возможном вреде для развития детородных органов.

Данная статья представляет краткий обзор исследований о ношении детей на руках и в переносках.

Дети рождаются для того, чтобы их носили

Существует определенное количество исследований о незрелости новорожденного, основывающихся на сравнении морфологических типов млекопитающих. Б. Хассенштайн выделяет три типа: altricial young (гнездовые: коты, зайцы и т.д.), nidifygous young (выводковые: слоны, лошади и и т.д.) и clinging young (носимые: сумчатые, приматы и т.д.)[1].

Человеческий новорожденный появляется на свет относительно беспомощным, но с развитыми рефлексами (хватательный, Моро, защитный рефлекс поворота головы и т.д.). Они, а также слабая способность к терморегуляции, быстрое переваривание грудного молока, не развитое до конца зрение, пищеварение, моторные навыки и т.д. – говорят о том, что ребенок рождается в промежуточной стадии развития и нуждается в постоянной близости взрослого (обычно матери).

Существует гипотеза, что так проявился своеобразный эволюционный компромисс, связанный с началом прямохождения: у женщин сузились кости таза, ребенок вынужден рождаться по сути недоношенным, поэтому дозревает снаружи, вне матери. Частое ношение дает возможность ребенку ощущать привычный ритм дыхания, шагов и биения сердца матери и стабилизироваться, подстраиваться под них.

Метод кенгуру

Пожалуй, лучшим подтверждением необходимости ношения является общемировое признание «метода кенгуру». Этот метод выхаживания недоношенных, хоть и возник из-за недостатка жизнеобеспечивающей аппаратуры, успешно используется во многих больницах, в том числе и в России. «Исследования и опыт показывают, что метод кенгуру по меньшей мере является эквивалентом традиционному инкубатору с точки зрения безопасности и термальной защиты, если измерять показателем смертности, обзор Lawn et al 2010 продемонстрировал, что МК снижает смертность детей

Многочисленные исследования показали, что метод кенгуру имеет положительные последствия как для детей, так и для матерей. Одна из первых исследователей ношения Мария Блуа приводит целый ряд доказательств.

«Результаты исследований показали, что метод «Матери-кенгуру» позволяет добиться лучших результатов физиологического развития ребенка и стабилизации организма в целом, чем при терапии с использованием инкубаторов (Бергман и др., 2004); дети лучше набирали вес, их раньше выписывали из больницы, они дольше пребывали на грудном вскармливании (Раманатхан др., 2001); данный метод оказывал положительное влияние на развитие материнского инстинкта и способствовал установлению привязанности матери к младенцу (Тессье др., 1998).

Анализ результатов трех исследований (Конде-Агудело др., 2003) в которых приняли участие 1362 ребенка, родившихся с недостаточным весом, показал, что метод «Матери-кенгуру» снижает риск развития внутрибольничных инфекций, возникновения тяжелых заболеваний нижних дыхательных путей на протяжении 6 месяцев наблюдений и способствует сохранению исключительно грудного вскармливания после выписки. Группа исследователей Фельдмана (Фельдман и др., 2002a) обнаружила, что к трем месяцам жизни ребенка метод «Кенгуру» способствует установлению родительской заботы и лучшего семейного микроклимата. Шесть месяцев спустя после родов матери, практиковавшие метод «Кенгуру», были более нежными в обращении с детьми, а их полугодовалые дети отличались более высоким уровнем умственного и психомоторного развития».[3]

Авторы других исследований (Андерсон и др в 2003 г, Фербер и др. в 2004 г, Хуанг и др в 2006 г) пришли к выводу, что использование метода «Кенгуру» при выхаживании доношенных новорожденных детей позволяет быстрее стабилизировать физиологическое состояние организма и обеспечить необходимую двигательную активность, способствует температурной адаптации доношенных новорожденных с гипотермией. В других исследованиях было установлено, что метод «Кенгуру» значительно уменьшает продолжительность плача доношенных детей (Кристенсон др., 1995, Грей и др., 2000). В результате недоношенные дети быстрее набирали вес, а у доношенных быстрее устанавливались циркадные ритмы (Фербер др., 2002a) и необходимый уровень секреции мелатонина (Фербер и др., 2002b).

Ношение помогает развиться взаимной привязанности

«Жизнь и деятельность новорожденного неразрывно связана с жизнью и деятельностью ухаживающего за ним взрослого» (Л. Выготский). Фактически мать является учебником общения для младенца, контактный плач, призывающий взрослого, превращается в лепет, а затем и речь, направленную к матери. Первичная привязанность к родителям определяет дальнейшие социальные отношения. События первого года жизни формируют у ребенка базу для восприятия внешнего мира.

Читай также
Как определить темперамент ребенка дошкольного возраста: варианты тестов, характеристики разных типов

Уход, основанный на сепарации ребенка и родителей, а, следовательно, дефицит общения и тактильного контакта, может вызвать нарушения в развитии ребенка: психические и физические задержки развития, дефект познавательной функции, речевого и эмоционального развития (Р. Спитц, Дж. Боулби, А. Джерсилд, Анна Фрейд, Э. Пиклер, М.Лисина, Л.Выготский)[4]. Нейропсихолог Джеймс Прескотт совместно с Национальным институтом здоровья ребенка и развития человека (США) изучил и обнаружил прямую взаимосвязь между обществами с низким уровнем насилия по отношению к детям и принятым в данной культуре контактом с ребенком «кожа к коже».

Оптимальное положение для ношения

Те или иные переноски для детей существовали во всех культурах. Первый зафиксированный источник использования тканевой переноски относится к 14 веку до н.э. (барельефы из гробницы Хоремхеба, фараона Древнего Египта). Характерно, что на преобладающем большинстве изображений дети находятся в одном и том же положении: вертикально, с согнуто-разведенными ногами.

Начало изучения этого положения было положено немецким ортопедом Бюшельбергером в 1961 году. Он установил, что это «наиболее анатомически удачное положение бедренной кости по отношению к вертлужной составной впадине. Бедренная кость располагается наилучшим образом внутри вертлужной впадины, когда бедренные кости находятся под углом 40° к центру тела и симметрично разведены под углом 100°. Эти значения приближены к углам, которые образуются, когда ребёнок сидит на бедре».

«В моменты, когда человек, заботящийся о ребёнке, приближается к малышу, можно наблюдать интересный рефлекс — реакцию сгибания и разведения. Это означает, что ребенок сгибает и разводит ноги в стороны. Этим он готовится к тому, что его будут носить на бедре. В таком положении мать и ребёнок представляют собой слаженный идеальный механизм, как ключ и замок». (Kirkillionis)

Исследования, проведенные в 1950-х годах, показали вредное воздействие традиционного пеленания и положительные эффекты слингоношения для профилактики и лечения дисплазии тазобедренного сустава. Доктор C. Стюарт Хьюстон, выпустил документальный фильм на эту тему в 1954 году: https://www.youtube.com/watch?v=sI52Q_qolYw В настоящее время изучением и распространением информации о дисплазии ТБС активно занимается IMDI (Международный институт дисплазии) hipdysplasia.org/.

Долговременные последствия ношения

Некоторое количество исследований посвящено влиянию ношения на продолжительность грудного вскармливания. Так, исследование 2012 года в Италии собрало информацию о 200 матерях здоровых доношенных детей. Часть из них получили переноски и обучились их использованию, а часть только информацию о грудном вскармливании. «Из 100 матерей, получивших приспособления для переноски, 69 использовали их по крайней мере один час в день в первый месяц жизни ребёнка, в то время как 31 мать не использовала их вовсе. В то время как при выписке из родильного отделения в обеих группах грудное вскармливание протекало одинаково, матери и дети из группы исследования, получили значительное преимущество в сравнении с контрольной группой через 2 (72% и 51%) и через 5 месяцев (48% и 24%) после родов. Детей из группы исследования значимо чаще кормили грудью, чем детей из контрольной группы».[5]

В 2016 году в журнале Pediatrics опубликовано исследование о влиянии выхаживания через контакт кожа-к-коже спустя 20 лет. «С 1993 по 1996 год в Колумбии проводилось рандомизированное контролируемое исследование (РКИ), которое оценивало краткосрочное и среднесрочное (спустя один год) влияние активного вынашивания малышей на руках на их выживание, развитие нервной системы, кормление грудью и связь с родителями… Спустя 20 лет результаты были проанализированы конкретно для 229 участников прежнего исследования, которые весили при рождении 1800 г и меньше и выхаживались по методу кенгуру, по сравнению с 204 из контрольной группы.

Выяснилось, что ношение преждевременно родившихся крох в контакте кожа-к-коже дает очень долгосрочный результат: даже спустя 20 лет наблюдались стойкие защитные социальные и поведенческие эффекты. Это очень важно, поскольку недоношенные дети весьма уязвимы и имеют повышенный риск неврологических и поведенческих нарушений; в школьном возрасте они (а заодно и их родители) чаще страдают от гиперактивности, синдрома дефицита внимания, плохой успеваемости. Но к людям, за кем во младенчестве ухаживали по методу кенгуру — который включает в себя частый контакт кожа-к-коже, исключительно грудное вскармливание и раннюю выписку домой с последующим наблюдением врачами — это относится в гораздо меньшей степени. В группе кенгуру уже 20 лет спустя наблюдалась небольшая, но статистически значимая разница с контрольной группой в уровне интеллекта (IQ-тесты), которая подтверждалась исследованиями мозга: люди, которых малышами много носили на руках и кормили грудью, имели значительно более развитые области серого вещества и более зрелую кору головного мозга. В школьном возрасте «дети кенгуру» показывали пониженную гиперактивность и агрессивность, лучшую моторную координацию, хороший контакт с родителями и лучшую успеваемость, а во взрослом возрасте — более высокую почасовую оплату.»[6]

Еще одно долговременное исследование 192 детей (Kirkilionis) не выявило никакой связи между переносом в вертикальном положении и увеличением постурального повреждения. Не наблюдалось увеличения числа спинальных аномалий у детей, которые проводили от 2 до 2 1/2 часа в день в переносках, а также среди младенцев, которых носили в течение 4, 5, 6 или более часов в день — некоторые из них уже с первой недели жизни. Ни один из детей позже не показал отклонения, которые можно было бы связать с ношением в переносках. Количество постуральных аномалий у детей исследования не превышает процент таких аномалий у детей в начале обучения в школе. Это показывает, что нет необходимости бояться повреждения позвоночника у детей.

Итак, мы рассмотрели исследования, посвященные ношению детей на руках и в переносках. Преимущества, получаемые ребенком и родителями при ношении, делают ношение жизненно необходимой потребностью. Необходимо поддерживать ношение и предоставлять родителям объективную информацию, основанную на достоверных источниках.

«Ручной» ребенок

Еще каких-нибудь пятнадцать-двадцать лет тому назад молодым родителям внушали, что новорожденного ребенка вредно приучать к рукам — и родителям это осложняет жизнь, и малышей портит, приучает их капризничать.

Ольга Майорова
врач-педиатр, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, к.м.н.

Отношение человека к жизни, к окружающей его реальности является одной из важных характеристик личности. И основы мировосприятия любого человека закладываются в первые годы жизни. Для правильного развития ребенка очень важно, в частности, осознание им собственной значимости, которую обеспечивает уверенность в том, что он нужен своим родителям. И самым главным доказательством искренней любви близких для младенца является немедленная реакция на его желания.

Психическое развитие новорожденного

Новорожденный в основном только ест и спит. На втором и тем более третьем месяце в жизнь ребенка входят периоды бодрствования, которые все больше увеличиваются. Сидеть малыш еще не умеет, но желание созерцать окружающий мир у него очень велико, и кроха сообщает вам об этом настойчивыми «просьбами» взять его на руки. Психическое развитие новорожденного ребенка сопровождают следующие очень важные процессы:

  • социальная адаптация — поэтому для полноценного, гармоничного развития малышу необходимо общение с людьми);
  • импринтинг — запечатлевание в памяти младенца впечатлений и образов, воспринятых в первые минуты после рождения наиболее важных объектов;
  • эмоциональное развитие: маленькому ребенку особенно необходимы положительные эмоции
  • они стимулируют развитие его психики, тогда как отрицательные, наоборот, тормозят;
  • интеллектуальное развитие: следует удовлетворять огромную потребность ребенка в новых впечатлениях ненасыщаемость в получении новых впечатлений (остановить этот процесс может только переутомление);
  • необходимость в получении все более усложняющейся информации

Существует очень простой способ, удовлетворяющий практически всем этим требованиям: ЧАЩЕ БРАТЬ РЕБЕНКА НА РУКИ.

Чудодейственный физический контакт

Ношение ребенка на руках способствует развитию у него тактильной чувствительности (чувства прикосновения, осязания). Для малыша эти чувства являются едва ли не главными. Об этом свидетельствует, например, раннее внутриутробное (на 5-6 неделе беременности) формирование тактильных рецепторов (нервных клеток, передающих в головной мозг информацию о прикосновении и осязании), опережающее развитие всех других органов чувств. Тактильные рецепторы не собраны в один орган, как глаз или ухо, а рассеяны по всему телу, особенно их много на кончиках пальцев и губах, меньше всего — на плечах, бедрах и спине. Выделяют несколько видов и типов таких нервных клеток. Одни быстро передают в мозг информацию о касании и отключаются (например, мы быстро перестаем ощущать давление ремешка от часов на руке), другие работают медленнее, но зато длительно посылают сигналы в мозг, где осуществляется их обработка. При этом, ваши действия должны начинаться с одного — подойти к ребенку и взять на руки, что бы переодеть, накормить, укачать, спеть колыбельную песенку (при этом малышу совсем не важно есть ли у вас музыкальный слух) и пр.. Прижавшись к матери, малыш успокаивается, согревается, не тратит время и энергию на крик и плач, а начинает присматриваться и прислушиваться ко всему, что происходит вокруг. Кроме того,

  • Ношение на руках тренирует вестибулярный аппарат (особенно если мама периодически будет ходить по кругу, например, вокруг стола, одновременно совершая плавные движения из стороны в сторону, вверх-вниз и вперед-назад).
  • Наблюдая за артикуляцией матери, слушая ее, ребенок готовится к самостоятельному освоению речи.
  • Малыш может улавливать интонации знакомого с внутриутробного периода жизни голоса, перенимать эмоциональное состояние матери.
  • У молодой мамы снижается тревожность и улучшается настроение (что особенно важно при депрессивном состоянии, наблюдающемся у некоторых женщин после родов).
  • Практический опыт наглядно демонстрирует, что недоношенные дети быстрее догоняют сверстников в развитии, если растут, находясь постоянно в непосредственной близости от матери -на руках: даже ее дыхание способствует стабилизации дыхательного ритма младенца.

Берем на руки — балуем?

Можно ли, часто беря малыша на руки, избаловать его? Если потребности ребенка не игнорируют, не отказывают ему в ласке и тактильном контакте, то это вовсе не означает, что его балуют и плохо воспитывают. Любовь -это не синоним плохого воспитания, тем более, если мы говорим о малыше, которому всего несколько недель. Существует мнение, что до 12 месяцев избаловать ребенка нельзя -до этого возраста все его «капризы» обоснованы потребностями, поэтому взрослый должен во всем потакать малышу. И только по достижении малышом года родители должны выборочно относиться к его запросам -исходя из того, чем они вызваны. С этого возраста малышу уже можно прививать понятие о том, что потребности есть не только у него, но и у окружающих его людей. Во что выливается наша сдержанность Жесткие методики воспитания, согласно которым брать ребенка на руки означает баловать его, игнорируют естественную потребность малыша в постоянном присутствии матери (или того, кто за ним ухаживает). Пропагандируя принцип раннего формирования «самостоятельности», они имеют существенные отрицательные черты. Во-первых, у ребенка, сознательно отлучаемого от матери, не формируется доверительное, доброе отношение к миру, и это непременно негативно скажется в его взрослой жизни. Во-вторых, ограничение телесного контакта между матерью и малышом не способствует возникновению между ними взаимных чувств. Неудивительно, что ребенок в подобных случаях воспринимается как помеха для привычного образа жизни и обычных дел. А кроха постоянно нуждается в общении и его плач -это призыв ко всем и в первую очередь к маме: «Я голоден!», «У меня грязный подгузник!», «Мне трудно уснуть!». Ведь даже в тех случаях, когда, казалось бы, нет никаких причин для слез, малыш может разразиться обиженным или сердитым плачем -потому что он еще не готов к одиночеству, слишком сильна еще его биологическая связь с мамой. В-третьих, следует иметь в виду, что строгое отношение к ребенку, когда взрослые стараются не показывать своих чувств и эмоций по отношению к чаду, не является залогом хорошего воспитания малыша и его дальнейшей успешности. Конечно, чаще всего у молодой мамы очень много хлопот по дому. Поэтому если она будет часто брать малыша на руки, придется пожертвовать какими-то делами. К тому же носить ребенка на руках еще и физически не очень легко. В общем, при желании причин для сведения телесного контакта с ребенком к минимуму можно найти множество. Здесь необходимо расставить приоритеты и решить, что для вас важнее -ежедневная рутина или развитие ребенка. Если же вы хотите как следует заниматься ребенком и одновременно не запустить быт, поищите себе помощников-союзников, с которыми можно все успеть.

Читай также
Ацетонемический криз: провоцирующие факторы и проявления у взрослых и детей, методы терапии в домашних условиях

Держим ребенка правильно

Итак, если вы осознали важность непосредственного физического контакта с ребенком и решили применить его на практике, вам осталась самая малость -научиться носить кроху на руках правильно. Как держать ребенка на руках, чтобы не причинить ему вреда? Ведь длительное пребывание крохи в неправильной позе может стать причиной формирования у него в дальнейшем дефектов осанки и искривления позвоночника. Положение малыша на руках у матери (или другого взрослого) прежде всего зависит от его возраста, а также и от того, будет ли он спать или «гулять» вместе с мамой.. До 2-2,5 месяцев (а иногда и дольше) головку малыша обязательно нужно поддерживать, поэтому в горизонтальном положении (лицом вверх) устройте ребенка на вашей руке так, чтобы его затылок лег вам на локоть, спинка -на предплечье, а ваши кисти должны поддерживать попу и бедра малыша. Можно положить малыша на ваше предплечье и животом. В этом случае голова малыша должна оказаться в сгибе локтя, а ваши кисти сомкнутся на животе крохи, и одна рука пройдет между ножками карапуза. Если вы хотите подержать ребенка в вертикальном положении, например для того, чтобы он срыгнул лишний воздух, то поддерживайте ему голову и спинку: одну свою ладонь положите на затылок малыша, предплечьем плотно прижмите его тело к себе. Второй рукой фиксируйте ягодицы крохи. Внимание! Ни в коем случае не присаживайте ребенка себе на руку до уверенного овладения им навыка сидения, что происходит в среднем в возрасте 6-ти месяцев. С 2,5-3 месяцев уже можно носить малыша, повернув его лицом от себя, одной рукой придерживая его на уровне груди, другой -на уровне бедер.

Как облегчить «свою ношу»

Малыш растет, увеличивается масса его тела, и носить кроху долго на руках становится тяжело (особенно после 3-месячного возраста, когда вес ребенка достигает в среднем 6 кг). Здесь могут выручить вас на какое-то время вспомогательные приспособления для ношения детей, например беби-слинг и рюкзачок-«кенгуру». Беби-слинг -это современная модификация лоскута ткани, которым подвязывают ребенка к матери в некоторых азиатских и африканских странах. ). Беби-слинг обеспечивает тесный физический контакт матери и ребенка и все уже перечисленные преимущества такой близости. Кроме того, с ним при необходимости проще покормить ребенка грудью, находясь на улице или в другом общественном месте, -широкий лоскут ткани укроет от нескромных взглядов; удобно укачивать и убаюкивать ребенка. Носить младенца в лоскуте можно начиная с его рождения и дополутора лет. Все зависит от веса малыша и ваших физических возможностей . Еще очень важно найти оптимальную позицию для ребенка и для мамы, которая обеспечивала бы обоим максимальный комфорт. Основными положениями малыша в беби-слинге являются горизонтальное, с поддержкой позвоночника, и (для более старших детей) приподнятое вертикальное или сидячее, когда ребенок плотно притянут к вам тканью. Рюкзак-«кенгуру» можно использовать только после того, как малыш научится уверенно держать голову и у него окрепнут мышцы. Предпочтение следует отдать рюкзакам с жесткой спинкой. Но все же слишком увлекаться беби-слингом и рюкзаком-«кенгуру» не стоит. Во-первых, малышу все же полезнее лежать на жестком матрасе кроватки или коляски. Во-вторых вряд ли ребенку понравится спать сидя в рюкзаке. И в-третьих, длительное нахождение ребенка в одной и той же позе, обуславливающей неравномерную нагрузку на различные отделы позвоночника, может спровоцировать патологию опорно-двигательного аппарата. Поэтому не рекомендуется держать малыша в Бэби-слинге и «кенгуру» более 40 минут в сутки. Когда ребенок немного повзрослеет, можно практиковать позу, когда малыш сидит на мамином боку, лицом к ней. Преимущества такого положения: у мамы свободна одна рука, а у ребенка отличный обзор. Если маме по состоянию здоровья не рекомендуется брать малыша на руки, то можно чаще класть его к себе на живот, сажать его на колени или поручить эту почетную обязанность папе. Периодически следует оставлять малыша одного в кроватке или манеже -вы ведь тоже устаете от излишнего общения даже с самым приятным вам человеком. Но при этом мама не должна надолго пропадать из поля зрения крохи, Дайте ребенку возможность самостоятельно любоваться или играть игрушками, ощупывать одеяло, изучать собственные кулачки… Это также очень важно для полноценного развития малыша -вряд ли он научится ползать, а затем и ходить, если все время будет находиться на маминых руках. Естественное отлучение от рук Чем ближе возраст полутора -двух лет, тем реже мы носим ребенка на руках. Дети этого возраста все больше стремятся к самостоятельности, активно и неутомимо исследуют окружающий мир. Но все равно они найдут время, чтобы удобно устроиться на коленях родителей, а устав от долгой прогулки, с удовольствием залезают к папе «на ручки» или на шею. В этом возрасте (как и в гораздо более позднем) им все так же необходимы любовь и ласка, внимание и забота, и все так же они нуждаются в физическом контакте с родителями. Причем это в одинаковой степени важно как для девочек, так и для мальчиков. Воспитание мужественности вовсе не должно сопровождаться отсутствием родительской ласки. Ребенок любого пола и любого возраста нуждается в поцелуе мамы перед сном и после пробуждения, в ласковом и успокаивающем объятии. Конечно, воспитание каждого ребенка -это сугубо индивидуальный процесс. Уже в раннем возрасте заметна разница между малышами: одни с удовольствием возятся с игрушками в одиночестве, другие требуют постоянного присутствия матери. Такое поведение обусловлено как особенностями темперамента, характера малыша, так и педагогическим мастерством (или промахами) родителей. Улыбайтесь своему ребенку, будьте внимательны к нему -это позволит вам лучше чувствовать друг друга. Наградой за ваше терпение и любовь будет счастливый, любящий малыш и в дальнейшем ваш «ручной» ребенок сможет стать опорой для вас и собственной семьи.

Чего нельзя делать взрослым, общаясь с ребенком?

  • Постоянно тормошить и тискать ребенка, не считаясь с его состоянием и желанием.
  • Подбрасывать ребенка вверх (часто это делают отцы и дедушки), так как можно уронить малыша и травмировать его.
  • Целовать лицо ребенка, особенно на первом году жизни, чтобы не заразить кроху какой-нибудь инфекцией, например герпесом.

Полезный совет

Для выхаживания новорожденных или маловесных, недоношенных детей особенно хороша «тактика кенгуру», когда во время дневного сна малыша укладывают маме на грудь (животиком вниз). При этом женщине надо устроиться поудобнее, принять полугоризонтальное положение в кровати или на диване, подложив под спину две-три подушки. В таком положении ребенку комфортно, уютно и проспать он может гораздо дольше. Мама в это время тоже может подремать или почитать книгу.

Ученые утверждают

Американские ученые установили, что прикосновения к телу способствуют лучшему формированию иммунитета, стимулируют центральную нервную систему, выработку гормонов и даже повышают уровень гемоглобина в организме человека. Психологи располагают данными, что те дети, которым не давали плакать в первые месяцы жизни, вовремя устраняли причины дискомфорта, впоследствии выросли более спокойными, чем те, которым предоставляли возможность «наплакаться».

Это интересно

Известно, что уровень психомоторного развития детей, постоянно находящихся «на маме», выше, нежели у тех их сверстников, телесный контакт с матерью у которых ограничен (правда, это касается лишь первых лет жизни). К таким выводам пришли исследователи, изучавшие детей в африканских странах, где малыши с рождения находятся на спине у мамы, привязанные к ней платком или куском материи. Причем матери настолько хорошо «чувствуют» своих детей, что даже не пользуются пеленками: в нужный момент они просто достают чадо из лоскута, «высаживают» и после отправления ребенком физиологических потребностей помещают обратно.

Телесный контакт с ребенком

Сколько вопросов возникает у новоиспеченных родителей! В педагогических трудах написано одно, бабушки советуют другое, а «продвинутые» подруги – третье. Носить ли, к примеру, малыша на руках? А вдруг он тогда вырастет избалованным, как говорит бабушка? Вам хочется обнять и приласкать кроху, но до каких пределов допустимы «телячьи нежности»? Спать ли вместе с ребенком или лучше по отдельности? В каком возрасте малышу необходим максимально близкий контакт с мамой, а когда пора учиться самостоятельности?

Носить ли, к примеру, малыша на руках? А вдруг он тогда вырастет избалованным, как говорит бабушка? Вам хочется обнять и приласкать кроху, но до каких пределов допустимы «телячьи нежности»? Спать ли вместе с ребенком или лучше по отдельности? В каком возрасте малышу необходим максимально близкий контакт с мамой, а когда пора учиться самостоятельности?

Носить ли малыша на руках?

Об этой весьма серьезной проблеме знаменитый доктор Спок пишет следующее: «Ребенок хочет, чтобы его носили на руках, потому что привык к этому и считает своим правом. Когда мать садится, чтобы немного передохнуть, он сердито смотрит на нее, как будто говорит: «Женщина, работай!»». Таким образом, для того, чтобы не избаловать ребенка, Спок предлагает телесный контакт свести к минимуму.

Но с другой стороны, в грудном возрасте именно телесный контакт является главной формой познания мира. Максимальное количество информации ребенок получает через тело, ощупывая и пробуя на вкус все, что попадает ему под руку.

Ирина, мама пятимесячной Леночки: «Даю дочке новую погремушку, рассказываю о том, какая она красная и как громко звенит. Но ребенок тут же засовывает ее в рот и облизывает, невзирая на все мои протесты».

Это – абсолютно нормальное поведение для грудного младенца. Его мышление пока еще не сформировано, зрение недостаточно сфокусировано, поэтому мир предстает для него не в привычных для нас объектах (которые мы можем называть и запомнить), а в некотором размытом комплексе ощущений. Например, мать ассоциируется у ребенка с определенным запахом, вкусом, теплом.

Для того, чтобы в младенчестве ребенок получил достаточно этих ощущений, у него должно быть как можно больше различных телесных контактов, впечатлений вкуса, обоняния, осязания. Телесный контакт помогает малышу осознать границы собственного тела и границы других предметов.

Важность телесного контакта невозможно переоценить и для эмоционального развития ребенка. Как вы думаете, что лучше успокоит расплакавшегося малыша – если мама возьмет его на руки, прижмет к себе и погладит или если это будет чисто механическая стимуляция, вроде популярного нынче мобиля над кроваткой? И более старший ребенок, ударившись, бежит к маме, чтобы та пожалела и приласкала его. Да и взрослому в трудную минуту подчас нужно «поплакать в жилетку» – что это, как не интуитивный поиск все того же телесного контакта? Контакта, который может защитить, согреть, успокоить.

Именно от недостатка этого контакта больше всего страдают дети в Домах ребенка. Если вы зайдете туда, то скоро вас со всех сторон буквально облепят ребятишки, которым больше всего на свете хочется прижаться к надежной взрослой руке.

Американский ученый Г.-Ф. Харлоу в 1960-х годах проводил интересные эксперименты с детенышами обезьяны. Маленьким обезьянкам, отлученным от матери, он предложил две искусственных “мамы”: одна из них была теплой и мохнатой, а другая – сделана из проволочных каркасных конструкций. Обе “мамы” были снабжены бутылочками, из которых обезьянки могли сосать молоко. Малыши-обезьяны отдавали решительное предпочтение первой “маме”. Но еще удивительнее, что, когда теплая и пушистая “мама” лишалась бутылочки с молоком, обезьянки по-прежнему выбирали ее. Стало быть, теплые телесные ощущения значат для малышей больше, чем собственно кормление!

Читай также
Перикардит у детей: признаки и клинические рекомендации, методы лечения болезни

С тактильным контактом связывается и еще одна проблема, которая рано или поздно встает перед всеми родителями:

Как укладывать ребенка спать?

К этому вопросу доктор Спок подходит достаточно жестко: «Ребенок должен понять, что ничего не добьется, просыпаясь и плача. Обычно этого можно достичь за 2-3 ночи, позволив ему плакать и не подходя к нему. В первую ночь он будет плакать минут 20-30 (вам покажется, что гораздо дольше), во вторую – 10 минут, а на третью плакать не будет совсем».

Последователи Спока пошли еще дальше. Как-то в одном из родительских журналов пару лет назад мне попалась статья, в которой родителей обещали научить справляться с ночными пробуждениями ребенка. Для этого с точностью до 30 секунд выверялось время, которое нужно выждать, прежде чем подойти к плачущему младенцу – в его первое пробуждение, например, предлагалась подождать 15 минут, подойти на 2 минуты, во второе – подождать 13,5 минут и подойти на 1,5 минуты и т.д. У меня возникло ощущение, что передо мной – алгоритм для какой-то компьютерной программы, а не советы для живых родителей.

Однако многие родители считают, что в 7-8 месяцев ребенок уже должен засыпать самостоятельно. Ситуация осложняется тем, что именно в этом возрасте у малыша повышается потребность находиться с матерью, ему нужно как можно больше времени проводить у нее на руках. В этом возрасте формируется образ матери, когда ребенок начинает выделять ее из других людей, но пока в его памяти образ матери не сохраняется. Поэтому у него возникает особая потребность в ее присутствии. Но родителям кажется, что их чадо уже достаточно выросло и «обнаглело».

А вот впечатления чада, правда, уже достаточно взрослого.

Сергей, 36 лет: «Однажды, на сеансе психотерапии мне удалось вспомнить свое далекое-далекое младенчество. Я лежал, туго спеленутый по рукам и ногам, и кричал от голода. Я чувствовал свою полную беспомощность, отчаянье, ужас и думал, задыхаясь от крика (думал пока еще не словами, а некими образами): что же делать, когда же ко мне, наконец, придут. ».

Постарайтесь понять своего малыша. Поверьте, он делает это вовсе не назло вам. Потеряв мать из поля зрения, он еще не уверен, что она вернется когда-нибудь назад. А может, она ушла насовсем?

При этом зачастую малыш, как кажется, активно не хочет спать и пытается сопротивляться этому изо всех сил. Дело в том, что пока у него еще не сформировано представление о том, что после сна он проснется. Каждое засыпание для него – это маленькая смерть.

Поэтому кроха совсем не понимает ваших воспитательных мер. Мама исчезла (на какое-то время или навсегда?), а темное пространство совсем не способствует успокоению после 10-20 минут плача, отведенных доктором Споком. В конце концов, ребенок замолкает, но не потому, что успокоился, а потому, что наступило истощение, и у него уже нет больше сил плакать.

Сон в родительской постели

Американские педиатры Уильям и Марта Серз впервые заявили о необходимости т.н. стиля сближения между ребенком и родителями. Стиль сближения предполагает, что малыш спит вместе с родителями. Пока ребенок совсем маленький, это действительно удобно. Маме не нужно вставать, чтобы покормить его ночью, она это делает, порой почти не просыпаясь, а малыш не страдает от одиночества, чувствуя рядом с собой мамино тепло, ее запах.

Вместе с тем, некоторым детям и родителям совместный сон не подходит.

У меня растут близнецы. С самого начала я поняла, что совместный сон – не для нас. Будучи с двух сторон обложенной младенцами, спать я не могла совсем. Но иной тревожной маме бывает дискомфортно спать даже с одним ребенком. Она боится, крепко заснув, задавить или повредить малыша.

Оптимальный вариант – если ребенок хочет и если в этом есть необходимость (он плачет, не спит в своей кроватке), его можно взять в себе. Если же он спокойно спит один, вы можете восполнить тактильный контакт с ним и в другое время. В самом начале жизни совместный сон важен для малыша, но потом лучше постепенно отвыкать от этой привычки и готовить ребенка к постепенному отделению от вас. Важно, чтобы к трем годам ребенок спал в своей кроватке. После трех лет совместный сон с мамой у мальчика или с папой у девочки чреват сложностями в сексуальном формировании ребенка. К двум годам желательно, чтобы ребенок не присутствовал при сексуальных отношениях родителей, даже если вам кажется, что он крепко спит. Случайно увиденный половой акт нередко воспринимается малышом как агрессия, надолго оставляющая страх в его душе.

В стиле сближения, каким бы он ни казался замечательным, есть свои подводные камни. Многие дети, взращенные по этому методу, испытывают некоторые трудности в эмоциональном развитии, адаптации в детском саду, школе, общении со сверстниками. Им очень трудно научиться ждать – ведь все их потребности мгновенно удовлетворялись. Нередко наблюдается гипертрофированная привязанность к матери, им сложнее, чем другим детям, расставаться с нею. Вот один из таких примеров.

Ксюша росла, буквально не отрываясь от матери. Мама нашла для нее детский сад с мягким стилем воспитания, где ей разрешили первое время находиться вместе с дочкой. В детском саду Ксюша все время пряталась за маму, в прямом и в переносном смысле держалась за ее юбку, не отходила от нее ни на шаг, избегала любых контактов как с детьми, так и со взрослыми. Это продолжалось три месяца. В конце концов, воспитатели попросили маму уйти. Постепенно девочка стала привыкать к коллективу. Но если контакт с детьми ей в конечном итоге удалось установить, то взаимодействовать со взрослыми ей до сих пор очень сложно.

Слишком хорошо — тоже нехорошо

Что происходит, когда стиль сближения возводится в некий абсолют? На основании того, что природа мудра и справедлива, нам предлагают строить детско-родительские отношения по принципу обезьяньей семьи?

Наше общество – все же не обезьянье племя. Поэтому, хорошо это или плохо, но законы природы, по которым живут обезьяны, не всегда вписываются в культуру современного бытия. У животных периоды развития значительно короче, чем у человека. Вначале детеныш действительно висит на матери, не отрываясь. Но вскоре он начинает самостоятельное исследование территории. Родовое сообщество у животных (как, впрочем, и у первобытных племен) довольно большое. И когда детеныш слезает с матери, им начинают заниматься другие взрослые самки или молодые обезьяны-«подростки». Ни один детеныш не окружается пристальным вниманием всего племени, и нет ни одного племени, которое живет только ради этого детеныша.

В нашей же культуре (особенно, культуре больших городов) ребенок нередко занимает центральное место в семье, становится этаким «пупсиком Земли». Когда ребенок подрастает, эта концентрация внимания вокруг него нередко ущемляет свободу его развития (он не пытается ползать, ходить, самостоятельно исследовать мир), несколько ограничиваются его контакты с окружающими, и поэтому малыш испытывает трудности с вхождением в детский коллектив.

Если все желания малыша мгновенно угадываются и выполняются, у него нет опыта ожидания какой-то радости, нет потребности бороться. Мама, которая пытается оградить свое чадо от отрицательных эмоций, вызываемых активной деятельностью, нередко лишает его этой самой деятельности. Но ведь именно здоровая фрустрация вызывает потребность так или иначе справиться с проблемами и сложностями.

Когда мама все время присутствует в поле зрения малыша, у него нет необходимости сохранять ее образ в памяти.

Иногда родители говорят, что ребенок кричит при малейшей попытке положить его. Здесь важно учитывать два момента:

  1. У малыша может быть повышенная неврологическая возбудимость или серьезные болевые синдромы (сильные колики, например). В этом случае нужно искать причину постоянного плача и по мере возможности устранять ее.
  2. Родители привыкли носить младенца на себе, и он тоже к этому привык. В этом случае стоит попробовать занять кроху каким-то другим интересным занятием.

Когда ребенок подрастает, постоянный телесный контакт ограничивает его свободу. Нередко, умея ползать и ходить, малыш побаивается оторваться от мамы, чтобы отправиться в самостоятельное путешествие, и предпочитает находиться на руках. Образ матери не сохранился в его памяти, и поэтому малышу страшно от нее отделяться. Его спокойствие возможно только при близком тактильном контакте.

Постоянное ношение ребенка на руках тяжело и для мамы. Тяжело физически – подросший ребенок весьма ощутим для позвоночника, и эмоционально. Ведь ни одна мама не в состоянии поддерживать эмоциональное общение двадцать четыре часа в сутки. Поэтому нередко такое «ношение на себе» заменяет собой нормальную эмоциональную связь, которая включает в себя глазной контакт, диалог, детские игры и пр. Зачастую малыш на руках у мамы, но мама не с ним (она читает, готовит, сидит за компьютером и т.д.). Возможно, что если бы в этот момент ребенок играл рядом с игрушками или исследовал содержимое шкафов, это было бы гораздо полезнее для него.

Легко ли приспособиться к миру?

Наше сообщество довольно сильно отличается от того, к которому готовят маленького детеныша обезьяны. Ему не надо приспосабливаться к строгим воспитательницам и учителям, капризному начальнику и пр. Из тепличной домашней обстановки человеческий детеныш попадает в довольно жесткое общество со своими законами и правилами, где он уже не является самым любимым, лучшим, однозначно принимаемым.

Для того, чтобы к четырем-пяти годам иметь возможность адаптироваться в этом обществе, ребенок должен накопить некоторый опыт адаптации, способы общения с чужими людьми, завоевания своей территории. Ему нужно привыкнуть к тому, что он может быть не «самым-самым. », иначе разница между домашним и внешним мирами обрушится на голову малыша, как гром среди ясного неба.

Как помочь ребенку адаптироваться?

Вместо того, чтобы бросать все дела и бежать по первому зову, старайтесь объяснить ребенку, почему вы заставляете его ждать, что после того, как он немного подождет, вы обязательно сможете заняться вместе чем-то интересным.

Попробуйте включить малыша в какую-нибудь совместную (или параллельную) деятельность: вместе накрывать на стол, стирать и пр. Например, он может заниматься столь притягательными кастрюльками, мисками, ложками. А когда вы стираете, пусть ваша кроха искупает свою куколку или уточку.

Необходима и система каких-то запретов. Старайтесь, чтобы их было не очень много, но чтобы они были четкими, твердыми и всегда соблюдались.

Не бойтесь, что ребенок порой чувствует вашу усталость. Не пересиливайте себя, делая вид, что все в порядке, ваш эмоциональный отклик все равно не будет естественным. Гораздо лучше, если у вашего малыша появится опыт сопереживания, сочувствия.

Одним словом, нельзя искусственно создать естественность. Доктор Спок, давая родителям некоторые вполне разумные советы, вместе с тем слишком рано пытается подстроить ребенка под идею режима и строгого распорядка – с самых первых дней жизни. Конечно, малышу придется входить в культуру того общества, в котором он живет, однако делать это нужно постепенно и мягко.

В то же время, такой, казалось бы, естественный стиль сближения, возведенный в абсолют, порой заставляет родителей отказываться от собственных потребностей, сконцентрировавшись на ребенке, что в конечном итоге выглядит не вполне естественным.

И выбирая золотую середину между жестким режимом и «зовом природы», помните, что главное – ваше чуткое родительское сердце, интуиция и здравый смысл.

Инесса Смык, Дарья Голубева

По материалам журнала «Лиза. Мой ребенок»

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector