Можно ли вылечить аутизм у ребенка – мнение педиатров и родителей детей-аутистов

Можно ли вылечить аутизм у ребенка – мнение педиатров и родителей детей-аутистов

Содержание

Можно ли вылечить аутизм у ребенка – мнение педиатров и родителей детей-аутистов

Можно ли вылечить аутизм у ребенка – мнение педиатров и родителей детей-аутистов

По статистике, в США за последние 10 лет число детей, которым был поставлен диагноз «аутизм«, увеличилось в 6 раз. Так возникла пока необоснованная, но истеричная версия о мировой эпидемии аутизма. В России пока аутизм встречается лишь у 5-6 детей из 1000.

Термин «аутизм» в переводе с греческого «autos» означает «сам». Впервые его ввел в обиход швейцарский психиатр Эйген Блейлер, который считал аутизм признаком шизофрении. В наши дни многие психиатры не согласны с этим мнением, они утверждают, что аутизм — это отклонение в развитии ребенка или тяжелая болезнь, но не нарушение психики.

О причинах развития аутизма у психиатров тоже нет единого мнения. Многие связывают это с результатом воздействия на развитие плода внешних неблагоприятных факторов. Например, травмы головы ребенка во время родов, результатом реакции организма на прививки и воздействия тяжелых металлов. Не менее популярной является версия, что возникновение аутизма связано с мутациями генов на ранних этапах развития плода. Однако научных доказательств этих двух версий до сих пор нет. Только в редких случаях у аутистов обнаруживают поражения в коре головного мозга, при этом у основного количества детей УЗИ никаких патологий не выявляет.

В большинстве случаях первые признаки аутизма можно заметить у ребенка с самого рождения. Малыши до 3-х лет могут часами лежать в кроватке и смотреть в одну точку, а затем перевести взгляд на другую картину и внезапно начать плакать. Некоторые дети — аутисты бурно реагируют на любые раздражители, например, разговоры родителей и звук телевизора. Другие остаются безразличными даже тогда, когда сильно стучат в дверь или кричат.

а — Антон, 10 лет 5 месяцев. Ранний детский аутизм. Дигито-аурикулярный феномен. Мальчик закрывает глаза, затыкает уши пальцами и застывает в такой позе — так он может долгое время оставаться неподвижным; можно предположить, что он пытается таким способом исключить внешние раздражители.
б — Жанна, 5 лет и 7 месяцев. Ранний детский аутизм. Ребенок держит книгу с картинками в руке, взгляд устремлен в пустоту.

Многие дети — аутисты сразу вздрагивают, если кто-то прикасается к их телу, но есть и такие, которые никак не реагируют даже на мамины ласки. У большинства детей, больных аутизмом, нарушена речь, хотя встречаются случаи, когда аутист либо разговаривает сам с собой, либо отвечает на твой вопрос твоими же словами. Движения детей аутистов для окружающих кажутся бессмысленными и странными, а для них самих — это способ успокоения, раскачивая беспорядочно свое тело или быстро бегая кругами, они приводят свой хрупкий мир в порядок.

Перечислить все признаки аутизма невозможно, так как эта болезнь может иметь множество вариаций. Дети — аутисты как инопланетяне с разных планет. У каждого из них свой внутренний уникальный мир, в котором ему спокойно и комфортно. Этот мир для них как панцирь или раковина, куда посторонним вход запрещен.

Аутисты с рождения уверены, что люди несут опасность. Им кажется, что они делают ненужные движения, издают странные звуки и создают хаос. Ребенку, больному аутизмом, не нравится, когда кто-то прикасается к нему, громко смеется или повышает голос, выражая свое недовольство. От всего этого он быстро устает и закатывает истерику. Если перечислить весь список признаков аутизма у детей, которые должны насторожить родителей, то каждый сильно испугается. Поэтому подвергать страху никого далее мы не будем, а только посоветуем, если заметите, что ваш малыш какой-то не такой — не смотрит в глаза, не разговаривает, не любит, когда вы обнимаете и целуете его, машет ненормально руками, сразу обратитесь к психиатру.

а — Марат, 5 лет и 4 мес. Ранний детский аутизм. Мальчик часами совершает одни и те же действия: засовывает голову в бумажное ведро и стучит пальцами по его стенкам, при этом выбирает исключительно бумажные ведра.
б — Роберт, 9 лет. Ранний детский аутизм, зрение без патологии. Мальчик демонстрирует поведение, свойственное слепым или слабовидящим детям: «вращение глазами» (дигито-окулярный феномен), или надавливает пальцами на глаза (Weber).

Помните, диагноз «аутизм» может поставить только психиатр после длительного обследования ребенка. Как правило, это происходит в возрасте 3-4 года. В более раннем возрасте психиатр может только предположить, что у малыша есть склонность к аутизму и дать соответствующие рекомендации.

Главный вопрос, который больше всего волнует родителей детей-аутистов — излечим ли аутизм? К сожалению, аутизм нельзя вылечить полностью, можно только облегчить состояние ребенка, если вести с ним себя так, как советует лечащий врач. Пичкать ребенка — аутиста психотропными препаратами не только малоэффективно, но и жестоко. Аутичного ребенка нельзя лечить так же, как больного шизофренией. Это приведет к катастрофическим последствиям.

Диеты и разные добавки, которые обычно рекомендуют для лечения аутистов, тоже не могут принести большой пользы. Но считать безнадежным ребенка — аутиста и ничего не делать, чтобы облегчить его состояние, тоже недопустимо. Существует множество примеров из жизни, когда тяжелые с точки зрения психиатрии дети-аутисты, не только научились жить нормальной жизнью, но и получали высшее образование, работали по профессии и создавали семьи. Среди них есть и такие, которые удивили всех своими научными открытиями и талантом.

Несмотря на то, что многие психиатры утверждают, что аутизм неизлечим, каждый из них может привести десяток примеров из жизни, когда чудаковатый ребенок — аутист стал известным математиком, музыкантом или художником. Ярким примером этого был Эйнштейн, у которого тоже были «не все дома», но, несмотря на это, он стал гением.

Конечно, растить ребенка, больного аутизмом — большое испытание для родителей. Невероятно трудно, когда ребенок чурается твоих ласок, не разговаривает с тобой и избегает любого проявления любви. Многие родители, отчаявшись, отдают своих детей — аутистов в закрытые психиатрические учреждения. Но делать такой необдуманный шаг — большая ошибка. Ведь для развития и нормального проживания ребенка с диагнозом «аутизм» нужны, прежде всего, родительская любовь, забота и терпение.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

«У вашего ребенка аутизм» – 5 советов родителям, узнавшим эту новость

1. Не пропустите тревожные признаки

Еще до постановки точного диагноза важно не упустить время и начать раннее вмешательство. Чем раньше родители обратят внимание на первые симптомы у ребенка, указывающие на возможное расстройство аутистического спектра, тем быстрее и эффективнее может быть оказана помощь.

Вот некоторые из возможных признаков-ориентиров для обращения к специалисту: звуки, одинаковые во всех ситуациях (голод, злость, интерес, раздражение, радость), нежелание тактильного контакта, отстранение во время объятий и ласк, нежелание продлить тактильный контакт, отсутствие ответной улыбки и контакта глазами, пониженная чувствительность к боли, необычная привязанность к предметам, агрессия.

Мария Мальцева: «Первое – это абсолютно любые грубые сложности в коммуникации с ребенком. Он не улыбается в ответ, когда мама или бабушка на него смотрят. Он не отвечает глазами: если маленькому ребенку просто посмотреть в глаза и улыбнуться, он сразу же глазками в глазки посмотрит и тоже начнет рожицы строить. Этого у ребенка с аутизмом вы не увидите. У ребенка с аутизмом не будет правильно формироваться речь и даже звуки, которые ей предшествуют. Любая мама к двум месяцам знает: вот он захныкал, потому что живот болит, вот проснулся, вот ему скучно, вот на ручки хочет, потому что эти звуки – предшественники речи. Если звуки непонятные и всегда одинаковые, это повод, чтобы начать искать специалистов хотя бы для первичной диагностики».

Здесь можно пройти сертифицированный онлайн-тест на возможный риск аутизма у ребенка, рассчитанный на детей в возрасте 16-30 месяцев. Прохождение теста занимает несколько минут.

2. Убедитесь, что диагноз верный

В международной практике диагноз «аутизм» ставит не один врач, а группа специалистов, чтобы исключить возможную ошибку. Если вам как родителю кажется, что есть повод для беспокойства, не тяните и покажите ребенка специалистам.

Комплексная диагностика аутизма может включать в себя: наблюдение ребенка и его взаимодействия с людьми и предметами в разных обстановках, физический осмотр, психологические тесты, генетическое исследование, неврологическое исследование, оценку речи и сенсомоторики, оценку когнитивных способностей, историю семьи. Сам диагноз может быть поставлен в психоневрологическом диспансере.

Мария Мальцева: «Аутизм – это не заболевание, а синдром. И к такому синдрому приводят разные причины, и иногда это генетическое заболевание, иногда оно связано с тем, что у ребенка в организме не усваиваются или не образуются нужные аминокислоты. И такому ребенку срочно их нужно компенсировать, но не на глаз. И если есть у родителей финансовая и территориальная возможность обратиться к генетикам и получить помощь, лучше это сделать, убедиться, что нет генетического синдрома, и спокойнее жить дальше. Потому что часть генетического аутизма лечится, когда корректируется метаболизм».

На постановку диагноза уйдет некоторое время. Аутизм – диагноз, который невозможно поставить за одно посещение врача. Для постановки точного диагноза лучше всего обратиться в организации системы ранней помощи и профильные центры. При отсутствии в вашем городе специализированного центра раннего вмешательства, первым шагом к постановке диагноза станет первичное посещение терапевта и получение направлений к следующим специалистам.

Читай также
Первые шевеления плода и таблица норм по неделям беременности

Опасность неточной диагностики может привести к тому, что вместо аутизма у вашего ребенка будут «выявлены» перинатальная энцефалопатия, гиперактивность, церебральный паралич, органическое поражение мозга, алалия с последующим «лечением».

Мария Мальцева: «Увы, хороших специалистов по диагностике у нас единицы, и не во всех городах они есть. На самом деле оптимальный вариант – если в городе есть такая структура, как система ранней помощи. В любом случае это лучше, чем районный невролог или психиатр, который, скорее всего, не сумеет нормально ни диагностировать, ни помочь.

Просто потому, что у нас в стране пока этих специалистов не учат ни диагностировать аутизм, ни, тем более, корректно оказывать помощь. У нас часть этого диагноза ставится психиатрами, которые даже не знают современной номенклатуры. Опять же, потому что их учат по старым советским программам, и они либо недодиагностируют аутизм, либо ставят диагноз «шизофрения». Это некорректная диагностика и некорректная помощь. Таким же образом может промахнуться невролог, который вообще ни в одной стране мира, кроме России, этот диагноз не ставит».

Здесь можно записаться на консультативно-диагностическое обследование.

3. Обратитесь к психотерапевту сами

Новость о том, что у вашего ребенка диагностировано расстройство аутистического спектра, травматична. Это стресс, с которым большинство родителей не в состоянии справиться самостоятельно. И здесь действует правило, применяемое в самолете: «Наденьте маску сначала на себя, потом на ребенка». Мама, изо всех сил желающая помочь своему ребенку (реабилитироваться, социализироваться, приобрести полезные навыки), в первую очередь должна помочь самой себе: принять эту новость и научиться поддерживать себя в ресурсном состоянии. Лучше всего с этой задачей может помочь справиться хороший психотерапевт.

Мария Мальцева: «Если ребенку поставили любой тяжелый диагноз – аутизм, онкологию, детский церебральный паралич – первое, что нужно сделать родителям – обратиться к психологу. К хорошему, безусловно, не к какому попало. Он научит родителей поддерживать свое душевное состояние, чтобы помогать ребенку. Без психологической помощи родители очень быстро или выгорят, или дойдут до невроза и не смогут помогать ребенку так долго, как это нужно.

А ребенку с аутизмом нужно помогать годами и десятилетиями, это фактически будет вторая работа. Если мама утонет в депрессии, ребенок утонет вслед за ней. А избежать депрессии при таком диагнозе практически невозможно. Сверхважно, чтобы мамы шли к психологу. Когда мама напряженная и напуганная, ребенок пугается еще больше сам.

А мама через полтора года после постановки диагноза боится всего и всех: на улице людей боится, специалистов боится, к детям другим подойти боится. Представьте, как ребенку с этим жить? Как жить с мамой, которая непрерывно невербально сигнализирует о том, что “нас сейчас побьют”?»

Кризисная поддержка и консультирование по телефону для москвичей – здесь.

4. Найдите родителей детей-аутистов и нужных специалистов в своем городе

В первую очередь, знакомство с другими родителями необходимо для поддержки и понимания, что вы не одни такие. В пространстве людей, переживающих схожую с вашей ситуацию, проще сориентироваться, поделиться страхами, переживаниями, поговорить по душам. Еще одна задача, которую решает сообщество родителей, – поиск и проверка информации.

Если родитель присоединяется к уже существующей группе людей, он может воспользоваться их знаниями и опытом и сэкономить собственные время, силы и деньги. Можно поискать подобные сообщества в социальных сетях по запросам «аутизм_название города», «особенные дети_название города», спросить контакты других родителей у специалистов, обратиться по электронной почте к представителям проверенных фондов или поискать информацию на сайтах, запросить информацию у координаторов ассоциации «Аутизм-регионы».

Мария Мальцева: «Желательно выходить на родительские сообщества своего города. Но не с целью сделать своему Васеньке то, что помогло соседскому Петеньке. Так не бывает. А с целью найти специалистов, о которых есть хорошие отзывы. Скорее всего, это будет комплекс».

Здесь можно посмотреть список столичных и региональных организаций, оказывающих помощь детям с РАС.

Терапия при аутизме всегда комплексная. В подборе оптимальных методов и выстраивании определенного алгоритма действий в идеале должны быть задействованы сразу несколько специалистов: психолог, эрготерапевт, арт-терапевт, дефектолог, педагог, физический терапевт. Невозможно выстроить программу терапии, универсальную для всех аутистов. В каждом отдельном случае это будет индивидуальный комплекс. На наблюдение и разработку методов терапии может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет.

Мария Мальцева: «Есть такая специальность, эрготерапия, которая у нас в стране крайне редко представлена, к сожалению. Мы адаптируем среду под развитие ребенка, убирая из нее лишние, мешающие факторы. Например, бывает, что ребенок в школе не может сосредоточиться, просто потому что у него слишком много предметов и людей мелькает перед глазами. Ставим ему на парту ширму, чтобы он мог сконцентрироваться. Кому-то, может быть, помогут наушники, чтобы не слышать лишних звуков.

Что еще нужно ребенку с аутизмом – это грамотная физическая терапия, лечебное движение. Через движение ребенок будет лучше чувствовать свое тело, через ощущение своего тела мы вообще познаем мир. Очень часто у ребенка с аутизмом исходно нарушена эта способность воспринимать свое тело правильно. То, что мы называем «образ тела» или «образ движения». Физический терапевт научит ребенка лучше ощущать свое тело. Это положительно скажется на восприятии мира. Иногда качество того, как ребенок ходит, прыгает и бегает, отражается на качестве речи.

Комплекс того, что ребенку поможет нормально развиваться, – это, как правило, воздействие на тело, разные формы лечебного движения, адаптация среды и иная структура обучения. И самое главное – научить ребенка контролировать свой стресс. Для этого нужен психолог и занятия с ним».

5. Обеспечьте себя проверенной информацией

К сожалению, далеко не в каждом крупном городе нашей страны, тем более в провинциальных центрах или деревнях есть возможность получения профессиональной, квалифицированной терапии и помощи как родителям детей-аутистов, так и самим детям. И в этом случае родителям придется самостоятельно погрузиться в вопрос и изучать его по мере сил.

Главное правило: информация должна быть проверенной и качественной. На сайтах ведущих российских фондов, занимающихся вопросами аутизма, собрано огромное количество статей, ссылок, методов, наблюдений. Ниже даны ссылки, которые могут оказаться полезными.

Мария Мальцева: «Я рекомендую ориентироваться на «Обнаженные сердца». У них больше всего доступных материалов в интернете, это качественные программы. Они ориентируются на самые последние знания об аутизме, которые есть в мировой науке. Это не доморощенные методы, это методы с проверенной эффективностью. И у них очень много программ, рассчитанных именно на родителей. Выйти на их сайт, почитать, поискать что-то похожее у себя в регионе.

В любом случае маме придется освоить поиск и большую часть знаний получать по интернету. Обучиться придется обязательно. Самое главное, что дает эффект в реабилитации такого ребенка, – это ежедневная, практически ежечасная поддержка дома».

Благотворительный фонд «Православие и мир» помогает центру развития и социализации детей и взрослых с ментальными нарушениями «Пространство общения» собрать деньги на аренду помещений и зарплату педагогов. Это уникальное пространство, в котором люди с особенностями развития могут чувствовать себя комфортно и всегда получить помощь.

Как понять, что у ребенка аутизм?

Детский аутизм

Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

Аутизм – так и звучит диагноз?

Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.

Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:

1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.

Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

Читай также
Планирование второй беременности: общие советы и рекомендации специалистов

А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», — говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

Если это просто «особенности развития», и вылечить аутизм нельзя — обязательно ли ребенку проходить специальное лечение?

Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:

1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии

с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;

начинает узнавать предметы и людей;

улыбается при звуке вашего голоса;

начинает улыбаться при общении;

поворачивает голову на звуки.

начинает реагировать на эмоции окружающих людей;

может находить не тщательно спрятанные предметы;

изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;

тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;

выражает радость или недовольство голосом;

произносит наборы звуков.

начинает охотно подражать окружающим;

становится очевидным, что ребёнок вас понимает;

может находить спрятанные предметы;

реагирует на «нельзя»;

изображает простые жесты, например, может указать на предмет;

«разговаривает» сам с собой на разные лады;

может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;

реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.

подражает поведению окружающих;

радуется обществу других детей;

понимает многие слова;

находит тщательно спрятанные предметы;

указывает на называемые картинки и предметы;

начинает сортировать предметы по форме и цвету;

начинает играть в простые игры с воображением;

начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;

может выполнять простые поручения;

может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».

начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;

может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;

сортирует предметы по форме и цвету;

сопоставляет предметы с картинками;

выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;

пользуется простыми предложениями при общении;

правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);

начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).

Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?

Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.

Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.

Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.

Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.

Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.

Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?

Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.

Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.

Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.

Экспертное мнение: что нужно знать про аутизм

2 апреля – день всемирного распространения информации о проблеме аутизма. На распространенные вопросы об аутизме отвечают врачи и ученые.

Что такое аутизм? Бывают ли разные виды аутизма?

Елисей Осин, практикующий детский врач-психиатр. «Аутизм — это нарушение развития, при котором снижена или каким-то образом искажена способность человека взаимодействовать с социальной средой, то есть с окружающими его людьми. Это приводит к тому, что человек не может учиться через социальную среду и получать из нее много важной информации, что могут делать все остальные дети того же возраста.

Читай также
На какой день цикла овуляция и как ее рассчитать?

Обычные маленькие дети буквально погружены в социальную среду — они в первую очередь обращают внимание на других людей, постоянно следят за их реакциями, пытаются с ними взаимодействовать, а при аутизме эти умения нарушены. Это приводит к различным последствиям для психического развития, один из самых ярких примеров таких последствий — нарушения речи, когда ребенок не понимает, как при помощи речи можно взаимодействовать с другими людьми. У всех людей с аутистическими расстройствами есть тот или иной вид нарушений речевой коммуникации. Это особенно заметно у маленьких детей — процесс овладения речью замедлен, он происходит гораздо меньшими темпами.

Принятая в России классификация включает несколько диагнозов, которые относятся к расстройствам аутистического спектра (РАС) — детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера. Критерии для этих категорий довольно размыты.

Атипичный аутизм и синдром Аспергера могут быть очень похожи, и два разных врача могут поставить два разных диагноза одному и тому же человеку. К тому же, на протяжении жизни диагноз может меняться, например, первые два года жизни клинические проявления могут соответствовать атипичному аутизму, следующие пять лет – детскому аутизму, а затем – синдрому Аспергера. Потому что у человека происходит развитие, он меняется, и симптомы тоже могут меняться.

Американская психиатрическая ассоциация сейчас вообще отказалась от такого деления, в США существует только один диагноз — расстройство аутистического спектра (РАС), который включает в себя все формы аутизма».

Аутизм — это болезнь?

Елена Григоренко, доктор психологических наук, профессор Йельского и Хьюстонского университетов, руководитель лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства СПбГУ, глава экспертного совета фонда «Выход». «Расстройства аутистического спектра входят в большую диагностическую группу, которую мы называем «расстройства развития». Они проявляются на каком-то этапе жизненного пути и затем на протяжении жизни видоизменяются, поэтому эта категория не статична, в нее нельзя войти, побыть в состоянии заболевания, а потом выздороветь.

Аналогия с гриппом или ангиной здесь неуместна. В этом состоянии человек находится на протяжении всей жизни, а поскольку жизнь сама по определению динамична, то это состояние также видоизменяется. Таким образом, аутизм – не болезнь, а расстройство развития.

Почему возникает аутизм?

Екатерина Померанцева, генетик, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией Genetico. «Аутизм это такой «хитрый» диагноз, по сути это группа разных состояний, то есть, это так называемый «зонтичный диагноз». Внутри этой группы есть формы, которые связаны с теми или иными мутациями в генах. Это так называемые генетические формы аутизма, и их довольно много.

В целом, с генетикой так или иначе связаны примерно 70% случаев. При этом не все эти 70% — это какие-то синдромальные формы, связанные с конкретной мутацией, это могут быть какие-то наследственные предрасположенности, могут быть случаи, которые зависят от комбинации генов и внешней среды. Современные методы генетического обследования позволяют выявить причину аутизма примерно у 25% детей.

Также уже известно много факторов внешней среды, которые влияют на риск аутизма. Еще больше таких факторов изучаются прямо сейчас, например, активация материнской иммунной системы во время беременности. Скорее всего, есть такие факторы, о которых пока никто не задумывался, но со временем их тоже найдут. Поэтому здесь ситуация развивается достаточно динамично. Какое-то время назад, например, еще кто-то считал возможным обсуждать риски, связанные с вакцинацией, а сейчас об этом даже смешно говорить и то, что вакцинация аутизм не вызывает, уже понятно».

Сколько людей с аутизмом сейчас в мире? Можно ли говорить об эпидемии аутизма?

Профессор Моурин Дёркин, доктор наук в области эпидемиологии и профессор здравоохранения и педиатрии в Университете штата Висконсин. «На данный момент у нас нет данных о распространенности аутизма в большинстве стран мира. Однако это не значит, что в этих странах случаев аутизма меньше. В основном у нас есть данные по распространенности аутизма в Западной Европе, США и нескольких странах Азии. Так, в США, по оценкам Центра по контролю заболеваемости и профилактики, аутизм есть у 1 из 68 детей.

Да можно говорить об эпидемии аутизма. Эпидемия означает, что частота какого-либо заболевания или другого состояния среди населения выше, чем ожидалось, или выше, чем обычно, и растет. Последние двадцать лет это было верно для аутизма».

Все ли люди с аутизмом одинаковы?

Донна Уильямс — аутичная женщина, писательница, художница и консультант по вопросам аутизма. В России была издана ее автобиографическая книга «Никто нигде». «Не существует двух людей с аутизмом с одинаковой личностью или с тем, что составляет их «аутизм». Аутизм — это «фруктовый салат», и комбинация ингредиентов этого салата может быть очень разной в зависимости от конкретного человека. Они все такие разные, и у каждого есть свои сильные стороны. Важно помнить, что люди с аутизмом — это все равно просто люди, а дети с аутизмом — это все равно просто дети».

Опасны ли люди с аутизмом? Способны ли они на сочувствие?

Эмили Уиллингэм, мама ребенка с аутизмом, доктор биологии, исследователь и популяризатор науки. «Спланированное, социальное насилие нехарактерно для аутизма. Более того, аутичные люди гораздо чаще становятся жертвами насилия, чем подвергают насилию других. Аутичным людям бывает трудно автоматически поставить себя на место другого человека в той или иной ситуации и интуитивно понять, что сейчас чувствует другой человек.

Однако если эмоция выражается явно и напрямую, то ничто не мешает им понять, что чувствует другой человек. Мой опыт говорит о том, что как только аутичный человек понимает чужие эмоции, то он испытывает ничем не ограниченное сопереживание. Обычно их эмоции очень интенсивны».

Нужны ли людям с РАС друзья, общение?

Доктор Элизабет Логесон, клинический психолог, автор многочисленных исследований о социализации при аутизме и разработчик одного из подходов к развитию социальных навыков у подростков с аутизмом.

«В нашей программе обучения социальным навыкам мы узнали, что, хотя молодые люди с аутизмом не всегда выражают потребность в друзьях на словах, подавляющее большинство из них нуждаются в дружбе и общении. Проблема только в том, что они не знают, как этого добиться. На самом деле многочисленные исследования показали, что люди с аутизмом очень страдают от просто невероятного одиночества. Из-за социальной изоляции у них очень часто развиваются депрессия и тревожные расстройства».

Можно ли перерасти аутизм?

Дина Гасснер — мама взрослого сына с аутизмом, общественный деятель и социальный работник, которая специализируется на поддержке подростков и взрослых с аутизмом и другими нарушениями развития. У самой Гасснер был диагностирован синдром Аспергера — форма аутизма без нарушений интеллекта и речи.

«Существует миф, что аутичные люди каким-то волшебным образом перерастут свой аутизм. Мне кажется очень важным, чтобы общество поняло — перерасти аутизм нельзя! Про себя я обычно говорю: я не переросла аутизм, я вросла в него. Я выросла и начала лучше понимать саму себя как человека с аутизмом, научилась решать связанные с ним проблемы. Мой успех именно в этом, а не в том, что я пытаюсь быть кем-то, кем я быть не могу».

Существует ли эффективное лечение в случае аутизма?

Доктор Брайан Кинг, профессор отделения психиатрии и поведенческих наук Вашингтонского университета, директор Детского центра аутизма в Сиэтле, один из основных мировых экспертов в области аутизма и других нарушений развития. «Да, и последние годы мы получаем все больше и больше доказательств эффективности терапии. В первую очередь, это занятия с ребенком по методикам, основанным на прикладном анализе поведения. Начинать помощь ребенку с аутизмом однозначно следует с них.

Вообще, можно порекомендовать родителям думать не об аутизме в целом, а о конкретном уникальном ребенке, о тех специфических трудностях, которые у него есть в данный конкретный момент. Каких навыков ему недостает по сравнению со сверстниками. Например, многие дети с аутизмом совсем не используют речь. С таким ребенком нужно в первую очередь работать над развитием коммуникации. Есть эффективные поведенческие методики, которые направлены именно на развитие речи.

Ребенку, который уже хорошо говорит такие методы не подойдут. С ним стоит работать над развитием более сложных социальных навыков. У каждого ребенка или взрослого с аутизмом есть свои уникальные потребности. Так что цель семьи — это не аутизм как таковой, а ответ на вопрос: «На решении каких проблем нужно сосредоточиться в первую очередь?»

Можно ли лечить аутизм какими-нибудь лекарствами или процедурами?

Доктор Натали Даница Ведер, детский и подростковый психиатр, эксперт некоммерческой организации по вопросам психического здоровья детей «Child Mind Institute». «В первую очередь, вмешательства для аутизма — поведенческие. Пока что не существует одобренных препаратов или процедур, которые непосредственно влияют на симптомы аутизма. Роль медикаментозного лечения при аутизме, мягко говоря, скромная. К препаратам при аутизме стоит прибегать лишь тогда, когда другие методы потерпели неудачу. При этом препараты воздействуют не на сам аутизм, а уменьшают какой-то конкретный симптом, например, повышенную раздражительность или гиперактивность».

Можно ли вылечить аутизм полностью? Какое будущее ждет ребенка с аутизмом?

Лора Дилли, эксперт по диагностике и ранней помощи детям с аутизмом, психолог, член совета директоров Психологической ассоциации Джорджии, специалист Центра аутизма Маркуса (США). «Родители очень часто спрашивают меня об этом. И мне приходится отвечать: «Я не знаю. Хотела бы я ответить, но я не знаю». Мы точно знаем, что 5-10% детей, которые получили ранний диагноз и раннюю психолого-педагогическую помощь, больше не соответствуют диагностическим критериям аутизма, когда становятся взрослыми.

Конечно, у них при этом все равно могут оставаться какие-то особенности или трудности, связанные со спектром аутизма, но они относительно незначительные. Очень многое зависит от ранней диагностики и помощи. В первую очередь, такая помощь должна быть направлена на так называемую функциональную коммуникацию — способность сообщить о своих желаниях и потребностях другим людям, а также на самообслуживание и другие навыки для независимой жизни».

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector