Как определить темперамент ребенка дошкольного возраста: варианты тестов, характеристики разных типов

Как определить темперамент ребенка дошкольного возраста: варианты тестов, характеристики разных типов

Содержание

Как определить темперамент ребенка дошкольного возраста: варианты тестов, характеристики разных типов

Как определить темперамент ребенка и учитывать особенности в воспитании

Многие ошибки в воспитании дошкольников происходят из-за того, что родители ожидают от ребенка несвойственных ему достижений. Развитие ребенка во многом зависит от его темперамента, данного ему природой. Как определить темперамент ребенка, и какие подходы применять в его воспитании подскажет данная статья.

Какой бывает темперамент у ребенка

Темперамент – определенный набор психических и физиологических особенностей, заложенных в человеке природой. Это непременная составляющая каждого индивидуума, будь то несмышленый малыш или умудренный опытом старик.

Какая именно совокупность свойств «подарена» человеку от рождения, зависит от типа высшей нервной системы. Эта совокупность устойчива и определяет характер поведения и деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Поэтому типы темперамента детей дошкольного возраста подразделяют точно так, как и у взрослых: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик.

В соответствии со своими природными особенностями дети характеризуются подвижностью или медлительностью, общительностью или замкнутостью, активностью или пассивностью, веселостью или плаксивостью…

В детстве эти естественные реакции и особенности гораздо заметнее, чем у взрослого человека. Взрослые умеют контролировать проявление эмоций, высказывания и свое поведение. У них уже сложившийся характер, поэтому темперамент не так очевиден, как у детей. Пока у дошкольника только формируется характер и происходит становление личности, его темперамент просматривается невооруженным глазом.

Определение типа темперамента ребенка

Нет необходимости применять какой-либо специализированный психологический тест на определение темперамента ребенка. В дошкольном возрасте достаточно внимательно понаблюдать за малышом некоторое время, чтобы выявить характерные особенности.

Смысл выявления состоит не в том, чтобы узнать, к какому типу темперамента отнести ребенка. Эти знания нужны для практического применения. Влияние темперамента на поведение детей прослеживается уже в 3 года и даже раньше.

В каждом темпераменте есть сильные и слабые стороны. Родителям и воспитателям важно знать природные возможности ребенка, чтобы помочь ему развивать сильные качества и компенсировать ограничения, заложенные особенностями высшей нервной деятельности.

Характеристика детей с разными типами темперамента

Прежде всего, нужно заметить, что чистый тип темперамента встречается редко. В большинстве случаев наблюдается смешение особенностей, характеризующих разные типы. В дошкольном возрасте наблюдается влияние сангвинических черт.

Дети осваивают различные виды деятельности, развивают коммуникативные способности. Вся эта деятельность проходит в сопровождении взрослого, который побуждает к активности флегматика, поддерживает в общении меланхолика, пробуждает дружелюбие холерика. Поэтому в некоторые минуты любой ребенок может проявлять себя как сангвиник.

Однако при продолжительном наблюдении становится заметным, какой темперамент проявляется у ребенка чаще и ярче. Приведем краткую психологическую характеристику детей с разными типами темперамента.

Ребенок – сангвиник

Выраженный сангвиник активный и ловкий в движениях. Ест немного, но часто и охотно. Правда, не любую предложенную пищу, а кусочек того, что понравилось. О детках-сангвиниках говорят, что они клюют, как птички.

Легко просыпается и встает утром. Редки проблемы и с засыпанием. Пока мама споет песенку или расскажет сказочку, ребенок уже уснет. Может успеть задать ряд вопросов, не особо интересуясь ответом.

Отличается непосредственностью в общении, легко идет на контакт. Такие дети часто задорно смеются, заражая веселостью других. Для игры обязательно ищет партнера – играть в одиночку для сангвиника немыслимо. Если некому составить малышу компанию, то он будет вести диалоги с игрушками, высказываясь и за себя, и за них.

Любит всевозможные качели. Причем получает тем большее удовольствие, чем выше и быстрее взлетает-движется аттракцион. Рано или поздно дошкольник сангвинического типа вскарабкается на каждое второе дерево в округе дома.

Слабая сторона сангвиника. По описанию складывается представление о чрезвычайной легкости характера такого ребенка. Но уязвимое место у них есть, и проявляется оно уже в дошкольном возрасте. Такие дети склонны проявлять поверхностность. Они могут схватить игрушку, тут же бросить и уже тянуться за другой. При просмотре книги перелистывают страницы одну за другой, не задерживая внимания на картинках. Вопросы из них сыплются, не дожидаясь ответа на предыдущий.

Дети холерического темперамента

Энергичный активный ребенок имеет темперамент холерика. У таких детей много желаний, они не ждут пассивно их осуществления, а требуют и прикладывают усилия, чтобы добиться своего. В этом прослеживается сходство с сангвиником. Но холерик более эмоционален, настырен, капризен. От смеха до крика у такого ребенка один шаг.

Еду ребенок холерического темперамента воспринимает как процесс, сопровождающий более увлекательное занятие. Погрызть яблочко, пока идет мультик, съесть кусочек колбасы, забежав на кухню…

Ребенок-холерик любит проигрывать роли, но только главные и привлекательные. Быть на вторых ролях – это точно не про него! Поэтому в общении со сверстниками много конфликтов. С одной стороны, холерики нуждаются в общении как в воздухе, с другой стороны – капризное неуравновешенное поведение мешает им поддерживать дружеские отношения.

Проблемная сторона холерика. Кажется, что ребенок-холерик лишен этапа обдумывания своих действий и поступков. Вспышки гнева и топанья ногами у таких детей происходят с удивительным постоянством. Поводом детского раздражения может стать что угодно: родители отправляют в постель, отрывают от интересного занятия, другой ребенок не дает свою игрушку, кто-то случайно разрушил построенную им башню…

Дети флегматического темперамента

Дети с преобладанием флегматичности отличаются медлительностью и инертностью. Для них очень важен четкий распорядок, когда все происходит в принятом спокойном ритме.

Такого ребенка не стоит подвергать испытаниям, оставаясь всей семьей ночевать у друзей. Нарушенный порядок может вызвать у ребенка такую истерику, как будто он на время превратился в холерика. Зато в свою постель он идет без напоминаний, долго и крепко спит.

Флегматичный малыш непривередлив в еде и кушает с удовольствием. Родителям даже не будет лишним контролировать порции — ребенку-флегматику добавки ни к чему, потому что при низкой активности могут привести к лишнему весу.

Дети флегматического темперамента поздно начинают говорить, но рано проявляют интерес к музыке. Услышав мелодию, они могут раскачиваться в такт. Еще они любят слушать (а позднее читать) одни и те же сказки, могут дословно пересказывать большие отрывки из них.

Проблемная сторона флегматика. Медлительность, с которой выполняет все действия флегматичный ребенок, вызывает раздражение многих. Он может быть настолько погружен в свои мысли или занятие, что попросту не слышит обращений к себе. Поэтому ему часто приходится повторять по нескольку раз одно и то же. Флегматичный ребенок не может подстроиться под ритм других. Это окружающие должны сбавить темп.

Ребенок – меланхолик

У детей меланхолического темперамента нервные процессы также характеризуются преобладанием торможения над реактивностью. По этой причине ребенок нуждается в более длительном периоде при смене деятельности. Позвала мама есть – малыш не торопится откликнуться на приглашение. Сидит над тарелкой дольше других, при этом может только поковыряться в каше, съев ничтожно малую часть порции.

Дети меланхоличного типа не состоянии встать с постели на раз-два. У них недостаточно сил для подобной живости. Точно таким же сложным испытанием станет умывание холодной водой. Этим детям нужна мягкость во всем. Засыпают детки данного типа темперамента долго и предпочитают поздно ложиться в постель.

Общаться предпочитают с теми сверстниками, которых они уже знают. И не с группой детей. Им достаточно одного приятеля. Если некому составить малышу компанию, то он будет играть самостоятельно. Такой формат игры может показаться меланхолику еще увлекательней, чем со сверстником.

Забиться в укромный уголок и рассматривать картинки, или складывать пазлы, или рисовать – вообще одно из лучших занятий меланхолика. Если такого ребенка, не подготовив, подталкивать к общению с другими, он может спрятаться, расплакаться.

Читай также
Рисование пальцами: необходимые материалы, цели и рекомендуемая продолжительность занятий

Сильная сторона меланхолика. У данного темперамента, без сомнения, есть достоинства. Дети такого типа часто имеют способности к творческой и художественной деятельности. Они музыкальны, любят петь и танцевать. Они могут скрупулезно разобраться в вопросе, который их заинтересовал (как устроена машинка, почему сейчас нет динозавров). Также обладают рядом нравственных качеств и отличаются высокой чувствительностью к социальным нормам.

Важность индивидуального подхода в воспитании дошкольников

Как видим из описаний, виды темперамента сильно влияют на формирование личности ребенка. Вряд ли могут быть сомнения, что дети различных типов нуждаются в индивидуальном подходе. Разительно дети отличаются своей активностью или пассивностью. Однако и внутри этих характеристик они могут быть разными по своим темпераментальным особенностям.

Подход в воспитании активных детей – сангвиников и холериков

Сангвиников нужно время от времени притормаживать, чтобы их активность не переросла в патологическую гиперактивность. Нежелание и неумение сосредоточиться на чем-то конкретном может привести к действиям ради самих действий. Только взрослый может поначалу удерживать ребенка-сангвиника определенным занятием.

Рассматривая книжку или картинки, нужно обращать внимание ребенка на детали. Отвечая на вопрос ребенка, важно подкреплять подходящими стимулами (посмотри сюда, прислушайся, прикоснись…), чтобы внимание малыша удержалось и не перепрыгнуло к другому объекту прежде, чем прозвучит пояснение.

Для сангвиника крайне важна симпатия к тому человеку, который занимается с ним. Чем больше малыш расположен к своему наставнику, тем лучше он сможет сосредоточиться на процессе, будь то обучение чтению, или изготовление аппликации, или любое другое занятие.

Никакой другой тип темперамента не требует от окружающих столько терпения и самообладания как холерический.

Когда ребенок буйствует на ровном месте, взрослому трудно не выйти из себя. Тот случай, когда сдерживать себя крайне необходимо. Важно противопоставить гневу ребенка спокойствие и обдуманность действий.

Родители обязаны найти дошкольнику такое занятие, где бы он мог выплескивать свою энергию. Пусть прыгает на батуте в саду, месит тесто вместе с бабушкой, крутит педали велосипеда. Маленькому холерику необходимо предоставить безопасное пространство для его двигательных потребностей. Спортивные игры – отличное применение природной активности и эмоциональности холерика.

Ребенка-холерика привлекают рассказы и сказки, где герои совершают героические поступки. Они приковывают внимание ребенка. Увлекшись содержанием, ребенок способен удерживать себя на месте и восхищаться поступками других людей.

Методы воспитания инертных детей – флегматиков и меланхоликов

Из-за несдержанности взрослых (!) часто встречается предубеждение против флегматического типа темперамента. Сонливость и медлительность флегматика могут перевешивать такие его достоинства как выносливость, сосредоточенность, ответственность.

Многие достижения удаются флегматику благодаря методу повторения. У ребенка с флегматическим темпераментом необходимо тренировать умение справляться с действиями за ограниченный промежуток времени. Например, одеться на прогулку за 5 минут, разложить столовые приборы за одну минуту, нарисовать рисунок за 15 минут и пр.

Полезно вовремя будить ребенка-флегматика, чтобы он не спал «лишнее» время. Приучайте умываться прохладной водой.

В игре флегматичный ребенок не должен быть предоставлен самому себе. Временами нужно вмешиваться, чтобы ускорить темп игры, внести искорку в развитие действий. Даже, если ребенок увлечен своими любимыми занятиями – рисованием, чтением, конструированием. Ко всем этим видам деятельности склонны дети-флегматики.

Меланхолики нуждаются в заботливом и внимательном отношении. Но тут родителям тоже важно не переборщить. Потому что чрезмерной опекой такого ребенка можно превратить в маленького эгоиста, которому приятно находиться в центре внимания семьи и не комфортно, если родители заняты своими делами.

Ребенку меланхолического типа очень полезны движения. Лучше, если это будет приобщение не к спорту, а к танцам. Ритмичные движения под музыку в кругу сверстников – идеальное занятие для таких малышей. Тут и общение (которое так непросто дается ребенку), и самораскрытие в танце.

Еще меланхоличные дети нуждаются в духовной пище. Для них нужно подбирать такие истории и сказки, которые волнуют и заставляют забыть о своих проблемных ситуациях. Но завершаться подобные истории должны успешно, чтобы дать позитивный ориентир ребенку.

Получив информацию, как определить тип темперамента у ребенка, родители и воспитатели начинают пристальней наблюдать, чтобы выяснить природную основу своих детей. А определившись и с этим вопросом, легче выстроить индивидуальный стиль воспитания, который будет удобен как ребенку, так и взрослым.

Как определить темперамент ребенка?

Темперамент является одной из главных особенностей личности. По нему можно судить о характере и поведении ребенка. Принято выделять 4 основных типа темперамента. Однако крайне редко их можно встретить в чистом виде.

В одном человеке может соединиться сразу два темперамента, при этом один тип будет преобладать над другим. Изучая темперамент своего ребенка вовремя удастся понять причину конфликтов и в будущем их не допускать.

Что такое темперамент?

Каждый человек представляет собой особенный и индивидуальный организм. В нем бушуют определенные типы личности, которые влияют на настроение и психоэмоциональное восприятие.

Темпераментом принято считать индивидуальные психические особенности личности. Если обратить внимание на сразу нескольких людей, то можно заметить, что все они будут реагировать по-разному на одни и те же события в действительности.

Даже если посмотреть на детей, то все они разные, их реакции не похожи друг на друга. Дело здесь не только в положении в семье, но и в психоэмоциональном восприятии.

Ещё в Древней Греции известный врач Гиппократ смог синтезировать 4 типа личности, дав каждому характеристику. Он был уверен, что каждый человек соответствует тому или иному типу. Поняв к какой группе принадлежит личность, уже заранее можно прогнозировать реакцию на те или иные действия, поступки окружающих людей.

Тип темперамента

Для того, чтобы понять, к какому типу темперамента принадлежит ваш ребенок, стоит внимательно наблюдать за ним и его поведением. Постарайтесь подметить особенности характера чада. Уже исходя из них, можно сделать вывод о том, кем же является ваш сын или дочь.

Не переживайте, если не найдете точное описание. Возможно, в нем имеется смешение сразу нескольких типов.

Флегматик

Ребенок спокойный и осмотрительный. Растет малыш всем на радость и удивление, ведь он причиняет минимум беспокойства своим родителям. Все, что он делает, проходит изначально тщательный анализ и осознание.

За флегматиком редко можно заметить бурное проявление эмоций. Как правило, по нему непонятно радуется он или переживает. Из всех игрушек флегматик остановит свой выбор на спокойном варианте. Например, конструктор или настольная игра. Он будет долго играть в неё, не тревожа своих родителей.

Не стоит думать, что в это время малыш одинок или забыт. На самом деле, ему доставляет большое удовольствие такая спокойная и размеренная игра.

Флегматик не любит менять обстановку, друзей, обзаводиться новой компанией. Он привыкает к окружающей его обстановке и резко переживает потерю привычных для него вещей.

A post shared by Анастасия Прядко (@psychologist_anastasiia) on Feb 22, 2019 at 12:15am PST

Сангвиник

Таких детей сразу можно заметить в толпе. У них множество друзей, их любят окружающие. Это лидеры по своей натуре. Они легко заводят новые знакомства и очаровывают людей. С одной стороны, может показаться, что такое чадо – настоящий клад для родителей.

На самом деле, у них есть большой минус – не умеют доводить начатое до конца. Например, сангвиник никогда не сможет самостоятельно собрать конструктор. Он бросит дело, даже не дойдя до половины пути.

Сангвиники в школе могут хорошо учиться из-за природного дара схватывать все на лету и нравится окружающим, однако серьезных результатов им не удается добиться из-за природной лени и отсутствия усидчивости.

Сангвиники не держат обид ни на кого, поэтому в их окружении всегда много людей. Каждый день для них солнечный, именно из-за этого всем так нравится общаться с вечно радостным и лучезарным ребенком.

Меланхолик

Сдержанный и закрытый ребенок, который требует особых методов воспитания. Про меланхоликов можно сказать, что с детства они выглядят как взрослые люди со своими взглядами и позицией.

Меланхолики не любят что-то новое. Для них намного лучше забытое старое, чем новые вещи и предметы. Меланхолики не любят находиться в компании своих сверстников. Куда увереннее они чувствуют себя, если находятся в компании людей постарше, особенно взрослых.

Читай также
Сон ребенка: популярные вопросы и ответы на них, рекомендации специалиста

Нередко можно встретить ситуацию, когда ко взрослым приходят гости, а ребенок-меланхолик не отходит от стола, слушая внимательно разговоры взрослых людей.

Холерик

Активные, темпераментные и шумные дети. Нередко именно таким приписывают диагноз гиперактивность. Это дети, которых легко завести с пол оборота. Достаточно показать новую игрушку или увлечь новой компанией.

Холерики быстро входят в новый коллектив, поэтому без труда ходят в садики и школы. Для них общение с людьми – это главная жизненная ценность. Дети холерики легко перевозбуждаются в связи с этим их очень сложно уложить на дневной сон, а ночью для того, чтобы уснуть, потребуется немало времени.

Холерики не сидят на месте. В них словно бы запущен заводной механизм, который никак не выключается. Эти дети становятся отличными спортсменами, ведь именно такой вид отдыха позволяет выбросить ненужную энергию и наконец-то расслабиться.

Как воспитывать ребенка по типу темперамента?

Нередко конфликты в семье случаются из-за непонимания двух поколений. Безусловно, родители хотят безоговорочного подчинения со стороны детей, а совсем маленькие крохи мечтают быть услышанными и понятыми.

Разрешить конфликт поколений могут лишь грамотные и мудрые взрослые, которые будут воспитывать каждого ребенка особенным образом, отталкиваясь от типа его темперамента и понимая, что любой кроха требует своего подхода.

Если ваш кроха флегматик

Флегматик обладает достаточно скудным количеством эмоций. Он зачастую серьезен и сдержан в своих проявлениях. Родители должны постараться зарядить своим зарядом сил и бодрости своего ребенка. Для этого почаще ему улыбайтесь и окружите его положительными событиями.

Например, отправляйтесь вместе на снежную горку или гуляйте почаще в парке. Окружайте малыша самыми простыми вещами, которые уже делают жизнь счастливой.

С таким ребенком не стоит забывать и про занятия физическим спортом. Возможно, ваша затея на первый взгляд ему не понравится. Но начните с самого просто. Не надо отдавать на бои или каратэ, достаточно будет обойтись плаванием или акробатикой. Эти виды спорта смогут развить в ребенке подвижность, которую он так не любит.

Ваш малыш сангвиник

Большой минус общительных и открытых сангвиников в том, что им не хватает упорства. Они никогда не доделывают дело до конца. Это может в будущем сыграть с ними злую шутку. Родители должны бросить все силы на воспитание подобных черт у своего ребенка. Для этого обязательны ежедневные занятия с малышом.

Ребенок сангвиник никогда не будет играть в настольную игру один. В этом случае должны позаботиться взрослые о воспитании усидчивости. Для этого введите за правило каждый день перед сном всей семьей собирать пазл или читать книгу.

Долгое время вам придется делать это вместе, но позже малыш наконец-то сможет посидеть и один. Для этого придется постепенно увеличивать время, которое ребенок сможет провести в одиночестве.

Ваш ребенок меланхолик

Самый обидчивый темперамент у ребенка. Он легко впадает в уныние и грусть. Родители должны как можно больше говорить с крохой о его чувствах. Меланхолик – человек с тонким душевным состоянием, поэтому его нельзя ругать и порицать при всех.

Делайте это в более мягкой форме. Поверьте, даже её он воспримет близко к сердцу. Постарайтесь научить ребенка отпускать свои эмоции и обиды, объяснив, что находясь в душе они приносят лишь расстройство и разрушение самой личности. Ребенок меланхолик требует аккуратного и терпеливого подхода со стороны родителей.

Как определить темперамент ребенка дошкольного возраста: варианты тестов, характеристики разных типов

При выборе занятий для ребёнка необходимо учитывать его темперамент, это обеспечит ребёнку успешность в выбранной деятельности и позволит чувствовать себя комфортно.

Темперамент и увлечения ребёнка

Темперамент – очень устойчивая характеристика, он дается человеку при рождении и лишь незначительно меняется в процессе его жизни и деятельности. Он придаёт своеобразие поведению ребёнка и проявляется в устойчивости эмоциональных состояний, в привычной скорости движений. Но нельзя ссылаться на темперамент, если ребёнок нарушает правила поведения, проявляет агрессию в отношении окружающих его людей, животных, предметов, не слушает взрослых и т.д. Только воспитание делает его вежливым или грубым, дружелюбным или драчуном, послушным или капризным.

Гиппократ выделял четыре вида темперамента — сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Однако в чистом виде они встречаются редко, каждый человек лишь тяготеет к какому-то из них. В течение жизни под влиянием социального воздействия, воспитания, образа жизни, здоровья проявления темперамента могут сглаживаться. У детей признаки темперамента более отчётливы, их легко увидеть, если понаблюдать некоторое время за поведением ребёнка.

Поговорим подробно о каждом виде темперамента. Расскажем о занятиях, которые являются для детей комфортными с учётом темперамента.

Сангвиник

Это живой, любознательный, подвижный, жизнерадостный ребёнок. Он эмоционально устойчив, не обидчив, легко переживает неудачи. Он умеет быстро налаживать контакты, любит коллективные мероприятия.

Правильное воспитание сформирует в ребёнке активное отношение к обучению, целеустремлённость.

Такому ребёнку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребёнок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы — в подростковом, юношеском возрасте.

Флегматик

Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Воспитание может сформировать у ребёнка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребёнка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации — займитесь с ним художественным творчеством.

Такому ребёнку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.

Командные игры — футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта — бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.

Холерик

Ребёнок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенно дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.

При верном воспитании у ребёнка-холерика формируются очень важные качества: активность, инициативность, увлечённость, организаторские и коммуникативные способности.

Для ребёнка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребёнок-холерик будет «зажигать» и на танцполе, в музыкальном коллективе — там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.

Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например – рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребёнку. Тяжёлым испытанием для ребёнка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.

Меланхолик

У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Если ребёнка подгонять, действия еще больше замедляются. Медленно, но надолго ребёнок погружается в то или иное эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолётным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребёнок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.

В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируются мягкость, отзывчивость, душевность.

Для такого ребёнка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать её.

Их глубокие чувства и переживания могут раскрыться в художественном, литературном творчестве.

Подведем итоги:

  • Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребёнка.
  • Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.
  • Выбирайте занятия согласно склонностям ребёнка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребёнка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.
  • Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребёнку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.
Читай также
Обязательные анализы во время беременности: список необходимых исследований и сроки сдачи

Чтобы определить темперамент ребёнка, воспользуйтесь вопросами, которые представлены в разделе «Диагностика способностей и интересов». Они помогут увидеть в поведении ребенка признаки типа темперамента.

Диагностика типа темперамента дошкольника

Предложите ребёнку ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо «да», либо «нет».

Сначала анализируются ответы на вопросы № 1-6, затем — № 7-12. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, или его ответ не соответствует действительности, взрослые могут отвечать на вопросы вместо ребёнка, основываясь на своих наблюдениях за его поведением.

1. Ты больше любишь ходить в гости, чем сидеть дома?
2. Тебе больше нравится играть с ребятами, чем одному?
3. Тебе больше нравится играть на улице, чем дома?
4. Тебе нравится ходить в садик?
5. Ты можешь заговорить первым с незнакомыми тебе детьми?
6. Тебе больше нравятся игры, где можно побегать, чем спокойные?

После того как ребёнок ответил на эти вопросы, посчитайте количество положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем более этот ребёнок открыт окружающему миру, новой информации, тем больше его интересуют внешние обстоятельства, тем он общительнее (экстраверсия). Чем меньше положительных ответов, тем в большей степени ребёнок сконцентрирован на себе, своих чувствах, ощущениях, переживаниях. Он не испытывает особой потребности в частом и активном общении (интроверсия).

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к интроверсии, наибольшее — к экстраверсии.

Интерпретация результатов

1 балл — интроверсия выражена ярко.

Ребёнок имеет очень узкий круг общения, не стремится обзаводиться новыми приятелями. В свой внутренний мир впускает только близких людей. Он малоэнергичен, медлителен в своих действиях.

2-3 балла — умеренная интроверсия.

Этот ребёнок тоже не испытывает особой потребности в общении (круг друзей ограничен), но может пообщаться, если в какой-то ситуации это необходимо. Он не участвует в коллективных мероприятиях. Отличается ровным настроением, эмоции проявляет сдержанно.

4-5 баллов — умеренная экстраверсия.

Ребёнок не испытывает затруднений в общении, легко устанавливает контакты с незнакомыми людьми. Охотно участвует в коллективных мероприятиях. Слишком сильные эмоциональные реакции может сдерживать, тормозить.

6 баллов — экстраверсия значительная.

Ребёнок общителен, имеет большой круг друзей. Сам стремится к контактам, в том числе и с новыми людьми. Любит играть, гулять со сверстниками. Ребёнок активен, стремится к новым впечатлениям, может дать волю чувствам.

Приступаем к следующим вопросам.

7. Когда ты рисуешь, а на тебя кто-то смотрит, тебе это мешает?
8. Когда тебя дразнят, ты сильно обижаешься?
9. Ты часто просыпаешься по ночам?
10. Ты часто болеешь?
11. Ты боишься оставаться один дома?
12. Когда тебя толкают, ты тоже толкаешься?

За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем он чувствительнее, тем более склонен к переживаниям (эмоциональная неустойчивость). Чем меньше положительных ответов, тем его нервная система устойчивее к нагрузкам (эмоциональная устойчивость). Эмоциональная нестабильность может сопровождаться еще и плохим самочувствием.

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к эмоциональной стабильности, наибольшее — к эмоциональной нестабильности.

Интерпретация результатов

1 балл — высокая эмоциональная устойчивость.

Ребёнок отличается невозмутимостью, из-за пустяков не расстраивается. Он сдержан в общении, в поведении, контролирует свои поступки.

2-3 балла — средняя эмоциональная устойчивость.

Ребёнок эмоционально устойчив, поведение спокойное, непринужденное. Он хорошо понимает действительность, охотно подчиняется правилам, групповым нормам.

4-5 баллов — эмоциональная неустойчивость.

Поведение ребёнка в значительной степени зависит от текущего состояния: в спокойном состоянии он уравновешен, в возбужденном может реагировать бурно. Возможны импульсивность, вспыльчивость, агрессия.

6 баллов — очень высокая эмоциональная неустойчивость.

Ребёнок тревожен, эмоционально возбудим. В поведении и поступках часто руководствуется импульсами. Реакции на события могут быть неадекватными: сила реагирования часто не соответствует силе раздражителя. В состоянии утомления, обиды реагирует бурно, гневно. Для определения типа темперамента ребёнка можно воспользоваться «кругом Айзенка».

На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале «интроверсия — экстраверсия» (вопросы 1-6), а на вертикальной — сумму баллов по шкале «стабильность — нестабильность» (вопросы 7-12). Отметив на осях обе точки, проведите от каждой перпендикуляр до точки пересечения. В том секторе, где пересеклись линии, обозначен темперамент ребёнка. Чем дальше точка от центра, тем ярче у него выражены черты одного из четырех видов темперамента. Если точка оказалась близко к одной из двух осей, значит, ребёнку свойственны черты двух видов темперамента.

Как определить темперамент ребенка

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Полноценное развитие ребенка в период дошкольного детства возможно при соблюдении одного из важнейших психолого-педагогических принципов. Речь идет об индивидуальном подходе, суть которого- обеспечить ребенку оптимальное развитие его характера, способностей, стиля поведения. Иными словами , о внимании к особенностям каждого воспитанника, сохранении его психического здоровья. Ведь расстройства в поведении ребенка возникают тогда, когда методы, средства воспитания и воздействие окружающей среды не соответствует или даже противоречат его темпераменту. Тот, кто занимается воспитанием детей, избежит многих ошибок , если знает некоторые особенности их темперамента- холерического или сангвинического, флегматического или меланхолического.

Тест «Как определить темперамент ребенка.»

1.Как ведет себя , если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать?

а) включается легко, без ярких эмоций

б) включается активно, эмоционально

в) включается неторопливо

г) включается робко, осторожно

2. Какие эмоции выражает особенно сильно?

а) в основном положительные эмоции

б) в основном гнев , страх; эмоции проявляет бурно

в) нет бурных реакций на окружающее; тяготеет к положительным эмоциям

г) основная – страх

3.Как реагирует на замечания взрослых?

а)говорит , что больше не будет, но позже поступает точно так же

б) не слушает и поступает по –своему, проявляет бурную реакцию

в) молчит, принимает к сведению, обдумывает

г) обижается, молчит, долго переживает, плачет

4.Как переносит наказание?

б)словесные – спокойно, остальные — с бурными реакциями протеста

5.Как разговаривает с товарищами в значимых для него ситуациях?

а) быстро, прислушиваясь к высказываниям других

б) стремительно, страстно, никого не слушая

в) спокойно и уверенно

г) с сомнениями , неуверенно, оглядываясь на других

6.Какие игры предпочитает?

а) любые, но чтобы « жизнь била ключом»

б)шумные, азартные, с шалостями и баловством

в)спокойные, тихие, уединенные

г) тихие, уединенные- в среде незнакомых людей, шумные, только с кем-то из близких

7. Как ведет себя в непривычной для него обстановке( в кабинете врача, заведующей детским садом)?

а) легко ориентируется, проявляет любопытство, активность

б) возбужден, иногда излишне беспокоен

в) внимательно, обстоятельно рассматривая все вокруг

г) слушается взрослых, ведет себя застенчиво

8.Общителен ли ребенок?

а) чувствует себя везде, как дома; любит общество детей и взрослых

б)всегда нужны сподвижники и зрители

в) предпочитает одиночество

г)предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими

9. Какова степень утомляемости?

а) средняя ( устает соответственно деятельности)

б) средняя, иногда высокая ( устает в зависимости от выплеска эмоций)

в) низкая( практически не устает)

г) высокая ( устает от малейшей деятельности)

10. Какой уровень тревожности?

б) средний , низкий

Если реакция чаще всего проявляется по « а», можно считать: преобладают сангвинические черты темперамента; по типу «б»холерические ; по типу «в»флегматические ; по типу «г»меланхолические .Каждому виду темперамента есть следующие характеристики:

Сангвиник – общительный , открытый , разговорчивый , отзывчивый , непринужденный , жизнерадостный , склонный к лидерству , беспечный.

Холерик – чувствительный , беспокойный, агрессивный, раздражительный , изменчивый , оптимистичный, активный.

Флегматик – пассивный , осмотрительный, вдумчивый . мирный , контролируемый, внушающий доверие, ровный, спокойный.

Меланхолик – тревожный , легко расстраивающийся, сдержанный, необщительный , тихий , пессимистичный , склонный к рассуждениям , негибкий.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector