Эйдетика для детей: обзор лучших упражнений, методики для дошкольников и школьников

Эйдетика для детей: обзор лучших упражнений, методики для дошкольников и школьников

Эйдетика для детей: обзор лучших упражнений, методики для дошкольников и школьников

Портал образования

Автор: Волынская Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ № 14
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: «Методы, игры и упражнения по эйдетике»
Дата публикации: 20.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Методы, игры и упражнения по эйдетике

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым

Виктором Урбанчичем в 1907 году. Дальнейшее развитие и оформление в

качестве методики эйдетика получила в 1920-х годах как результат

исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались

П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, но затем в силу ряда

обстоятельств эйдетические исследования в нашей стране были заморожены

вплоть до современности.

На сегодняшний день эйдетика снова стала объектом для глубокого

исследования, и приобрела практическую значимость. Система эйдетики

позволяет не только активно запоминать и воспроизводить увиденные

образы, но и является одним из ведущих условий для развития

неординарного мышления и познавательной активности человека.

Основателем школы эйдетики в России является Игорь Матюгин – доктор

педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий

книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы,

которых насчитывается около 20. Школа эйдетики актуальна в России и

далеко за ее границами.

Эйдетика (от греч. слова “эйдос” — образ) — это методика обучения,

которая развивает способность мыслить образами, учит методам

запоминания информации, способствует развитию воображения.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное

мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика,

способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более

гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным,

лучше учится, его память и способность концентрировать внимание

возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более

позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с

Рассмотрим детально некоторые инструменты методики «Эйдетика». Этими

методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и

родителям в ходе ежедневных совместных игр и общения. На их основе

можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие

у детей памяти, образного мышления, речи, фантазии, зрительной памяти.

Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр

и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями

и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из

цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 — кочергу, а из 8 —

очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание

цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет,

вспоминает «зашифрованный» в нем знак.

Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче

запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки,

детей нужно «погрузить» в атмосферу, описанную в них. Возьмем,

например, известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

А.С.Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской

берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем

дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб,

опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.

Метод запоминания точной информации. Эта техника включает в

себя мнемонику, цепной метод и акровербальную технику.

Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации

путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники

может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать,

где сидит фазан». В этом предложении первая буква каждого

слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в

Цепной метод — заключается в построении цепных

ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация

вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить

информацию в правильной последовательности. Подбор

ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого —

«край», «вербо» — слово) основана на преобразовании

материала, который нужно запомнить, в интересные тексты,

стихи, песни и пр.

Кроме того, система эйдетики предлагает для малышей интересные и

веселые методики, позволяющие активнее запоминать необходимую

информацию в процессе игры.

Эйдетика для детей — упражнения

Заниматься с ребенком, используя эйдетические упражнения можно с 3-4х

лет. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука

пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное

настроение во время обучения.

1. Задания с карточками

Сочини свою сказку

Дайте ребенку 3 картинки и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в

ней встречались изображенные предметы. Для детей постарше можно

использовать 5-7 карточек. Усложнить задание можно тем, что сказка должна

быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на

Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним

рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите

одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок

повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

2. Игры на развитие зрительного восприятия

Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например, чашку. Но смотреть

нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних

характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так

Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле

зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы.

Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями:

пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.

3. Игры на развитие слухового восприятия

Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые

могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из

предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.

Звуки вокруг нас

Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки

Кто в домике живет

Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее карточки с

изображениями животных. Попросите малыша сказать, кто в домике живет.

При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу,

гав, му-му и так далее.

4. Игры, развивающие восприятие запахов

Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе,

продукты. Попросите малыша по запаху угадать, что в коробочке. Можно

разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и

дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не

В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание

окажется сложным, расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий

и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

5. Упражнение на все виды восприятия

Выложите перед малышом три карточки с предметами. Назовите их вместе с

ним и опишите их характеристики относительно всех анализаторов:

зрительного (как выглядит), слухового (какие звуки издает), тактильного

(какой на ощупь), вкусового (какой на вкус), кинестетического (как

Таким образом, малыш запоминает образ предмета. Переверните карточки

картинками вниз и попросите кроху вспомнить, что, где нарисовано.

6. Упражнения на развитие памяти

Выберите ряд слов для запоминания и попросите ребенка сочинить из них

рассказ так, чтобы слова в нем стояли в предложенном порядке. Рассказ

может быть нелогичным и фантастическим: здесь важно дать полную

Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут

разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним

можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.

Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной

«Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»
материал по теме

Мастер-класс

Скачать:

Вложение Размер
eydetika.ppt 1.27 МБ
eydetika_.doc 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

— это «Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»

« Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда и как следует ». А.Суворов

Уровень развития образной памяти уровень Не вижу 0 Еле заметны черты, которые быстро исчезают 1 Четкий черно-белый образ, но неустойчивый 2 Устойчивый черно-белый образ 3 Устойчивый цветной образ 4 Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами 5 Можете изменить его цвет, форму и т. д. 6

Немецкий учёный Эйдетизм В переводе с греческого слово «эйдос»- «образ» Э. Йенш

Эйдетика И. Ю. Матюгин

Фонетические ассоциации. Б е рёза Б и лет Д е ревня Ж е лезо Р е бята С о бака Женщ и на Т а релка Ул и ца

В слове спряталось другое слово. Вал е нки Св е ркает Вдру г Г о реть Л и сица Обл а ко С о л о вей Уж и н Комн а т а

Графические ассоциации. П УГ ВИЦА В СХОД К ПЕЙКА ДУВАНЧИК

Составление ребусов. Вос е мь – во7 Заяц — Ц Я

0 2 2 х 0 = 0 1 2 х 1 = 2

S poon Shoe Shore Cock Carrot

π Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх. (

3,14159265358…) M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1)

Уж замуж невтерпёж. Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц». У девчонки чужой парчовый башмачок- нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку. Надеваю одежду, одеваю — Надежду. Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный»

Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли Начиная от Солнца: Меркурий, Венера, Земля Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун ( Плутон — с 2006 года карликовая планета).

Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный. Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей и сферу деятельности, в которой может стать лидером. И чем раньше он осознает и ощутит свои способности и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.

Методы решения творческих задач

Предварительный просмотр:

(1 слайд) Мастер – класс Беловой Ларисы Александровны учителя МОУ СОШ №31 г. Карталы.

(2 слайд) Тема: «Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»

Наша память — это большая кладовая. Когда мы заходим туда и видим огромную кучу разнообразных вещей, что мы вытянем? Наиболее красочные и привлекающие взгляд вещи. Русский полководец А.Суворов заметил, что

(3 слайд) « Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда и как следует ». О том, КАК это сделать мы сейчас поговорим.

(4 слайд) Начать я решила с теста . Закройте глаза и представьте любой цветок. Можно, например, розу.

Еле заметны черты, которые быстро исчезают

Четкий черно-белый образ, но неустойчивый

Устойчивый черно-белый образ

Устойчивый цветной образ

Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами

Можете изменить его цвет, форму и т. д.

Оцените теперь, какой уровень развития образной памяти у вас преобладает?

Читай также
Ребенок сангвиник: что нужно для воспитания неугомонного весельчака?

Если вы сумели ярко представить себе образ цветка, то вы обладаете важным условие к формированию опыта сверхзапоминания информации, если вас постигла неудача, то вам предстоит научиться. У взрослых с образами сложнее.

(5 слайд) Стоит напомнить, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полушарие является эмоциональным, образным, левое — логическим. Наша задача научить работать оба полушария одновременно, чтобы научиться воспринимать мир всеми органами чувств.

«Образ» по гречески «эйдос».

(6 слайд) Эйдетизм – разновидность образной памяти — это естественная и удобная, да и просто необходимая способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Термин «эйдетизм» ввёл немецкий психолог Эрих Йенш.

  1. Метод эйдетики — способ развития образной памяти.

В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.

Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: (7 слайд) «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп. Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. Образ, доступный воображению + положительные эмоции — в результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколёнка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении. (8 слайд) Существуют Школы Эйдетики с 1989 г.– автор Игорь Юрьевич Матюгин.

3. Упражнения, игры, позволяющие лучше развить образную память детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения .

Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы — особенность возраста. Такую психическую особенность учителя начальных классов используют на уроках. Для запоминания букв, цифр, таблицы умножения, правописания словарных и других трудных для написания слов и т.д. Ценность этого метода в том, что дети сами, быстрее нас, у них в этом есть потребность, подбирают ассоциации. Приемы и методы запоминания словарных слов можно разделить на несколько групп. Вот некоторые из них:

(9 слайд) 1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Тренинг-разминка для «заржавевших» серых клеточек. Заштопать «дырку в голове»

Береза – бе лая бе реза

Билет – автобус сигналит: “ Би-би , купи би лет!”

Деревня – де д в де ревне

Железо – ж еле зо режу еле-еле

Ребята – реб ята решают реб ус

Собака – жила-была со бака, она любила спать, ее прозвали Со ня

Женщина — варит щи

Тарелка – тар елка-это тар а

Улица – на у лиц е встречаю знакомые лиц а

(10 слайд) 2. В слове спряталось другое слово.

Валенки – ва ленки у Ленки

Сверкает – в новом платье с верка ет Верка

В друг – друг-друг а

Гореть – гор е гор еть!

Лисица – братец Лис

Облако – на об лак е лак

Пловец – плов ец плывет в плов е

Соловей — соло вей поет соло

Ужин – ужи на ужи н?

Комната – живёт Ната

(11 слайд) 3. Графичекие ассоциации /по схожести изображения/

(12 слайд) 4. Составление ребусов.

Заяц — Яц (за буквой я буква ц)

(Катя и Коля аккуратные)

Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой систематической (надо начинать такую работу с самого первого сл. слова) работы является запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.

Урок математики. (13 слайд)

Как ты думаешь, на что похож ноль?

На мяч, на обруч, на бублик, на колесо, …- отвечает ребенок.

Да! Молодец! А еще ноль похож на огромную шляпу. Где в ней спрятался ноль.

Если накрыть гуся шляпой, то останется шляпа, т.е. 2 х 0 = 0.

Правило: При умножении любого числа на ноль, будет ноль.

Если гусь посмотрится в зеркало, то увидит самого себя, т.е. 2 х 1 = 2.

Правило: При умножении любого числа на единицу, будет само число.

Вы скажете: везёт же учителям начальной школы! Развитие образной памяти происходит до 11-16 лет.

(14 слайд) Эйдетика помогает в изучении чего угодно: математики, истории, литературы, химии, физики, иностранных языков! Приём мнемотехники.

Например, ребёнку трудно запомнить слово «ложка» на английском — spoon. Но для этого достаточно всего лишь представить себе что-то неординарное, весёлое. К примеру, человек, который любит поспать — СПУН — спит, свернувшись клубочком в ложке.

Ship — корабль. Корабль с такими ШИПами очень сильно колется.

Shoe — ботинок, туфли. Туфли громко шумели.

Shore — берег. Весь берег был просто усыпан шортами.

Cock — петух. Петух у нас работает поваром (кок) на корабле.

Carrot — морковь. Крот с прекрасным аппетитом грызет свежую морковку.

Менделееву его таблица химических элементов пришла во сне не случайно. Наверняка он долго прокручивал в голове образы Водорода и какого-нибудь там злобного Бериллия.

Для облегчения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева становятся как бы героями, либо используются в практических целях, например:

«Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причем с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)».

Смешивание кислоты и воды. В случаях приготовления растворов сильных кислот согласно правилам техники безопасности кислоту нужно лить в воду, но ни в коем случае не наоборот. Для запоминания этого лабораторного приема существует несколько мнемонических правил:

Лей кислоту поверх воды,

А то недолго до беды!

Для запоминания валентности некоторых химических элементов существуют следующие мнемоническое стихотворение:

Железо, алюминий, хром — их валентность равна трём.

Натрий, калий, серебро — одновалентное добро.

Натрий, калий и аргентум — навсегда одновалентны.

(16 слайд) Математика. Медиана — это такая обезьяна, которая всем говорит «здрасти» и делит противоположную сторону треугольника на две равные части.

Назовите числовое выражение величины числа π (

3,14159265358…). Запоминание происходит легче, если использовать его стихотворную форму.

«Чтобы нам не ошибиться,

Надо правильно прочесть

Три, четырнадцать, пятнадцать

Девяносто два и шесть»

Для закрепления в памяти буквенных обозначений римских цифр в порядке убывания, можно использовать, например, такую фразу: Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх. Соответственно M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1)

Русский язык (17 слайд)

Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц.

У девч о нки чуж о й парч о вый башмач о к — нехорошо. Береж ё т перч ё ную туш ё нку на ноч ё вку — мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.

Надеваю одежду, одеваю — Надежду — для запоминания употребления «одевать» и «надевать».

Не чудесно , не прекрасно , а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах « вкусный, интересный » — В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».

Три закона Ньютона:

1) не пнёшь — не полетит

2) как пнёшь, так и полетит

3) как пнёшь, так и получишь

Астрономия. Название и порядок следования планет Солнечной системы начиная от Солнца:

(Плутон — с 2006 года карликовая планета).

(18 слайд) Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли

География. Крупные острова Японии.

Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю — для запоминания четырех основных островов Японии.

Ура, ассоциации! Такие ассоциации легко запомнятся ребёнком. Дети с удовольствием будут посещать ваши уроки.

В жизни мы тоже пользуемся этим методом и приёмами мнемотехники.

Правила Дорожного Движения

Порядок перевода стрелок часов на летнее/зимнее время определяется правилом первых букв: (19 слайд) «ВВ — весной вперед, ОО — осенью обратно» (сокращённо: «ВВ ОО»).

Эта методика повышает мотивацию учения, так как она ведёт к сотрудничеству и совместному творчеству ученика и учителя. Попробуйте этот прием, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске, что очень важно в самостоятельном, или совместном! Сила метода в его простоте!

Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный.
Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей
и сферу деятельности, в которой может стать лидером.
И чем раньше он осознает и ощутит свои способности
и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.

(21 слайд) Литература.

Положите на левую руку то, что вы получили, а на правую – то, что вложили и аплодируйте себе.

Меню для памяти:

Когда мы думаем, чувствуем или вспоминаем, мозг расходует энергию. А для получения этой энергии нервные клетки сжигают молекулы сахара. Если мозг регулярно снабжается углеводами, например, из хлеба, картофеля или макарон, он остается активным — способность концентрироваться функционирует безупречно. Если же утром вы садитесь за рабочий стол, выпив лишь чашечку кофе, у нервных клеток отсутствует горючее, поэтому центр управления мыслью работает не на полную мощность.

Ваш мозг нуждается в правильном питании не меньше, чем желудок. От полноценного питания зависят память и продолжительность интеллектуальной жизни. Особенно необходимы клеткам мозга для поддержания хорошей памяти:

Ненасыщенные жирные кислоты. Из них состоит треть мозга. Если их недостаточно, клетки мозга, нейроны, плохо работают и даже могут совсем стереть воспоминания. Благодаря этим кислотам лучше циркулирует кровь, а значит, больше питательных веществ попадает в клетки. Поставщики «хороших» жиров — рыбий жир и некоторые растительные масла: подсолнечное, соевое, рапсовое, оливковое, а также орехи и семечки . Жирное мясо, маргарин поставляют, наоборот, «беспамятный» жир.

Углеводы. Они дают глюкозу — «топливо» нейронов.

Белки (протеины). Они содержат необходимые нервам и мозгу аминокислоты. Рекомендуются рыба, злаковые и бобовые культуры: бурый рис, чечевица, красная фасоль.

Витамины. Витамины группы В — лидеры подпитки мозга и нервной системы. Они играют главную роль в процессе запоминания, нужны постоянно. Мало того, они необходимы для правильного обмена белков.
Витамин Е необходим для энергообеспечения и (вместе с витамином А) защиты клеток, в том числе мозга, для жирового обмена. Он даже может, например, замедлить потерю памяти при болезни Альцгеймера.

Читай также
Ревматизм у детей: фазы и степени болезни, медикаментозная терапия и реабилитация пациентов

Макро- и микроэлементы. Наиболее важны для памяти железо, магний, необходимый для эмоционального равновесия и концентрации внимания, цинк.

Институт Питания РАМН установил, что нехватка цинка, железа, йода, витаминов B1, B2, B9, A, E — одни из важнейших нарушений пищевого статуса россиян (до 80% людей не получают их в нужном количестве).
(22 слайд) Спасибо всем.

Эйдетика — методика, позволяющая хранить в памяти тонны информации: правда или миф?

Чтобы быть успешным, современный человек должен уметь удерживать в памяти огромное количество информации. Никакие записные книжки, заметки и «напоминалки» в смартфонах не способны охватить всё. Особенно, если дело касается некоторых мелочей. Они могут быть не только визуальными (например, какой режим работы указан на входе в новый магазин), но и вкусовыми (какой вкус был в прошлый раз у ликёра), слуховыми (кому принадлежит этот голос, доносящийся из телевизора в другой комнате), а также обонятельными, двигательными и тактильными.

Думаете, все эти мелочи невозможно удерживать и воспроизводить при необходимости? На самом деле современные техники и приёмы развития памяти позволяют это делать. При регулярных тренировках человек способен надолго запоминать самые незаметные детали в больших объёмах. Имя методики, которая помогает всё это реализовать на практике, — эйдетика.

Общая информация

Что это такое

Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Конечно, больших результатов добьются те, кто регулярно занимается с малых лет. Но, как показывает практика, для взрослых она тоже полезна.

Из истории

Повышенный интерес к эйдетике возник в последнее десятилетие. Многие думают, что это инновационная методика, разработанная учёными XXI века. На самом деле это ошибочное мнение.

Ещё в Древней Греции человек-эйдетик, обладающий идеальной зрительной (эйдетической) памятью, привлекал внимание учёных, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задумывались над тем, как её можно максимально развить. В античных манускриптах есть даже простейшие упражнения — они и положили начало эйдетике.

Всплеск интереса к данному учению наблюдался в начале ХХ века в Западной Европе. Первые подробные описания содержатся в работах сербского учёного Виктора Урбанчича (1907 год). Его идеи подхватил немецкий психолог и философ Эрик Йенш (20-е гг.). Большой вклад в развитие эйдетики внесла марбургская школа психологии, основателем которой был Йенш. В России её теорией и практикой занимались П. П. Блонский, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский. Однако после Второй мировой волна пошла на спад.

На сегодняшний день в России она неразрывно связана с именем И. Ю. Матюгина — доктора педагогических наук. В своих трудах он обосновал основные принципы метода, подробно описал её инструментарий и применяемые техники. Благодаря ему, по всей стране открываются Школы эйдетики, предлагающие заниматься людям все возрастов.

Основные понятия

Следует понимать разницу между понятиями «эйдетика» и «эйдетизм».

Эйдетизм — способность запоминать мельчайшие детали увиденного, нередко сопровождаемые при этом дополнительными образами — визуальными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными, двигательными, тактильными. Например, известный русский композитор Николай Рахманинов мог лишь один раз взглянуть на ноты и отыграть записанное в них музыкальное произведение от начала до конца. Подобным даром обладали многие знаменитости.

Эйдетическая память по-другому называется зрительной или фотографической. Она может быть врождённой или приобретённой, т. е. сознательно развитой в течение жизни. В первом случае люди, обладающие такой способностью, воспринимаются окружающими как феномены. Но в психологии это обычный вид памяти — наряду с сенсорной, пространственной и социальной. А психотерапевты утверждают, что это и вовсе патология, так как люди, обладающие такой сверхъестественной способностью, часто страдают галлюцинациями, эпилепсией и прочими тяжёлыми психическими расстройствами.

Эйдетический образ (ЭО) — субъективное представление предмета спустя некоторое время после непосредственного контакта с ним. Отличается отчетливостью, деталями, стабильностью (сохраняется в памяти на продолжительный срок). Чаще всего бывает зрительным или акустическим. Именно его формирование происходит во время занятий эйдетикой.

Эйдетическое мышление (ЭМ) — способность при обработке информации любого рода (синтезе, анализе, обобщении, сравнении) обращать внимание на мельчайшие детали и сохранять их в памяти для дальнейшего активного использования. Выдающиеся математики, для которых важна каждая цифра, стараются развивать ЭМ на протяжении всей жизни. И помогает им в этом эйдетика.

Эйдетическое воображение (ЭВ) — яркая фантазия, позволяющая человеку в деталях представить всё у себя в сознании, хотя на самом деле такого никогда не происходило. Причём эти образы настолько чёткие, что возникает некое дежавю. Ощущаются запахи, дуновение ветра, слышатся голоса, произносящие что-то с разной интонацией, кожа чувствует прохладу или прикосновения, словно это было наяву.

Развитию всех этих психических категорий успешно способствует эйдетика. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах.

Происхождение. Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», которое переводится как «образ, вид, облик».

Польза

Основная задача эйдетики — развитие памяти и внимания. Однако этим её польза для личностного совершенствования не ограничивается. Она способна оказать гораздо более многогранное воздействие:

  • развивает образную память;
  • обостряет концентрацию внимания;
  • усиливает способность воображения;
  • позволяет запоминать гораздо быстрее и больше информации, чем при механической «зубрёжке»;
  • облегчает изучение иностранных языков;
  • упрощает запоминание нелогичных формул, труднопроизносимых терминов, многозначных чисел;
  • развивает образно-ассоциативное мышление;
  • снимает психологические стереотипы при запоминании информации;
  • повышает работоспособность.

Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается.

Поэтому эйдетический метод развития памяти сейчас так активно внедряется в детские сады и школы. Воспитатели, учителя и родители прекрасно знают, как трудно заинтересовать маленького непоседу учёбой и выучить с ним что-то. Игровой деятельности надолго не хватает. Если в сочетании с ней использовать наглядные образы, дело пойдёт проще и гораздо быстрее.

Ещё более полезным метод эйдетики становится в старших классах и в студенчестве, когда приходится учить огромное количество материала. Если умело использовать наглядно-эмоциональные образы, это перестанет быть проблемой и существенно облегчит подготовку к экзаменам.

Методы

Главные инструменты эйдетики — ассоциации и акровербальная техника.

Работа с ассоциациями

Ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций.

Цепной метод

Суть: связать между собой логическими цепочками можно даже самые отдалённые друг от друга предметы.

Упражнение: подбираются 10-15 совершенно разных слов (абсолютно любых: пуговица, фастфуд, правительство, закон, кактус, дедушка, палец, удовольствие, грамота, скотч). Задание: составить из них связный рассказ или просто логическую цепочку. Примерный текст: Правительство издало закон получать от фастфуда максимум удовольствия, за что будут выдавать грамоты с кактусами. Дедушка этому так обрадовался, что порезал палец — пришлось перематывать скотчем.

Согласно эйдетике, чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут эйдетические образы. Забыть серого зайчика и жёлтое солнышко легко, потому что они типичны и будничны. А вот грамота с кактусом, закон о фастфуде, дедушка с пальцем, перемотанным скотчем, — это свежо и необычно. Результат — все 10 слов останутся в памяти.

Зрительные ассоциации

Суть: привязка той информации, которую необходимо запомнить, к конкретному месту, человеку, ситуации. Своеобразное «якорение» из НЛП.

Применение на практике. Например, при объяснении тем по русскому языку «Этимология» или «Однокоренные слова». Учитель демонстрирует классу веретено и часы и просит найти между ними что-то общее. Естественно, это два совершенно разных предмета, никак не связанных между собой. Но оказывается, что веретено вертится, как стрелки на часах. Поэтому исторически слова веретено, вертеться и время — близкородственные и однокоренные. В дальнейшем ученику достаточно будет вспомнить эти две вещи, чтобы воспроизвести данную информацию.

Акровербальный метод

Без него редко обходится тренировка памяти с помощью эйдетики, хотя его активно используют мнемотехника, нейробика, НЛП и другие направления.

Суть: чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты. Во-первых, получается наглядно. Во-вторых, увлекательно и познавательно. В-третьих, легко запоминается. Ученик легко выучивает две строчки весёлого стишка, который в нужный момент вызывает в его подсознании необходимые образы и ассоциации. И вместо рифмы он рассказывает правило по русскому языку.

  • рифма («кое, либо, то, нибудь — дефис поставить не забудь»);
  • фразы из первых букв материала (цвета радуги в известной присказке про охотника с фазаном);
  • связка (при изучении теоремы Пифагора во всех красках представить, как он бегал вокруг своего треугольника и делал открытие);
  • зацепка (например, замена цифр предметами);
  • метод Цицерона.

Акростих для запоминания цветов радуги

Эйдетика имеет в своём арсенале множество и других методик для развития идеальной зрительной памяти, образно-ассоциативного мышления и повышения концентрации внимания:

  • непринуждённое наблюдение;
  • текстология;
  • палиндромы;
  • гимнастика для мозга (нейробика).

Регулярно занимаясь эйдетикой, можно неплохо развить способность быстро и без принуждения запоминать максимальное количество самой разной информации.

Эйдетика для детей

Особую значимость эйдетика приобретает на занятиях с детьми. Их психика и когнитивные способности подобны пластилину. Если работать над развитием зрительной памяти и образно-ассоциативного мышления, начиная с раннего возраста (например, регулярно организовывать такие занятия для дошкольников), это принесёт отличные результаты.

Такие дети быстро сменяют игровую ведущую деятельность на учебную, активно втягиваются в процесс школьного обучения. У них редко возникают проблемы с заучиванием материала. Это позволяет им быть успешными в учёбе и реализовывать своё творческое начало (под воздействием хорошо сформированного эйдетического воображения).

Программа занятий (в качестве примера)

Примерная образовательная программа для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и преподавателей начальной школы и «Развитие памяти детей методами эйдетики».

Упражнения

Упражнения по эйдетике могут включать в свои занятия воспитатели детского сада, учителя начальных классов и психологи, работающие с маленькими детьми. Также их обязательно должны взять на вооружение родители, желающие всесторонне развить своего малыша.

Основные упражнения по эйдетике для детей дошкольного возраста позволят понять, как правильно организовать занятие и вести дальнейшую работу в данном направлении.

Зрительная прорисовка

Техника используется при изучении цифр. Детям раздаются листы бумаги с объёмными контурами изучаемой цифры. Они должны увидеть в ней фигуру какого-либо животного, человека, вещи и дорисовать. Например, ноль — зеркало, восьмёрка — кукла-неваляшка, тройка — змейка и т. д. В дальнейшем при воспроизведении цифры они будут вспоминать именно этот образ и быстро называть то, что требует учитель.

Мысленная прорисовка

При заучивании какого-либо стихотворения нужно, чтобы ребёнок максимально представил то, что в нём описывается. Можно воссоздать звуки леса или шум прибоя, брызнуть на кожу капельки воды, включить слайды на проекторе с нужными иллюстрациями. Дайте задание подробно описать, что он чувствует, ощущает, думает. Такое проговаривание закрепит эйдетические образы в памяти.

Читай также
Психологическая подготовка к родам: как настроить себя на легкое родоразрешение?

Эйдетика — уникальная современная методика для развития внимания, памяти и особого типа мышления. Она показывает отличные результаты и позволяет работать не только с детками. Это прекрасная возможность самосовершенствоваться, чтобы не стоять на месте и постоянно добиваться всё новых высот.

Мастер-класс для педагогов «Эйдетика для дошкольников, как путь развития интеллекта, с элементами тренинга»

Виктория Кудрявцева
Мастер-класс для педагогов «Эйдетика для дошкольников, как путь развития интеллекта, с элементами тренинга»

Цель: Расширить и обогатить знания о развитии ассоциативно — образного мышления у детей дошкольного возраста.

1) Дать педагогам понятие о том, что такое эйдетика.

2) Совершенствовать знания педагогов в развитии психических процессов дошкольников и в применении приемов для их развития.

3) Познакомить с методами и приемами эйдетики на основе игр и их использование в работе.

4) Развивать мышление, воображение, фантазию.

5) Закреплять положительные, доверительные отношения между педагогами.

В процессе развития логического мышления, у ребенка формируются умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно — следственных связей.

Именно, с логического мышления начинается формирование мировоззрение ребенка.

Развиваются такие качества, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.

Развивается и формируется речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.

Овладение логическими формами в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

У педагогов формируются представления об эйдетике в целом, о необходимости применять методы эйдетики в своей работе с дошкольниками.

Педагоги познакомятся с вариантами игр, которые можно использовать в работе с детьми.

Педагоги придумывают новые сюжеты для развивающей игры, основанной на методике эйдетике, для закрепления имеющихся у детей знаний.

Перед началом нашего мастер — класса, я предлагаю поиграть в игру «Приветствие».

Игра «Приветствие»«Мой портрет в лучах солнца».

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, направленное на положительно — эмоциональный настрой на предстоящий день, на укрепление

В: На мольберте расположен круг от солнца, на котором написаны ваши имена. У вас на столах лежат его лучики. На лучах солнца напишите свои положительные качества, то, что вы любите, цените, принимаете в себе.

Посмотрим, какими лучшими качествами вы обладаете. Солнце получилось доброе, лучистое, замечательное, терпеливое, веселое, жизнерадостное, умное…

А сейчас мы все улыбнемся, друг другу, забудем все плохое, печальное и вдохнем тепло, улыбку, добрый взгляд. Пожелаем друг другу хорошего дня. У всех настроение поднялось, и мы приступим к теме нашего мастер — класса, которую вы сами попробуете назвать, сложив из букв.

— Перед вами киндер — сюрпризы, в каждом из них — цифра. На столе лежат буквы (перевернуты изображением вниз, обозначенные цифрой. Какая цифра в вашем киндере, тот берет букву с этой цифрой и становится друг за другом. Читаем слово — эйдетика.

Кто может объяснить, что такое эйдетика? (высказывание педагогов).

Сегодня мы будем играть, и говорить о этой методике.

• В переводе с греческого «Эйдос» — обозначает «образ».

Эйдетика — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Эйдетика — это характер памяти, основанный преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ, воспринятого раннего явления или предмета.

• Термин «Эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученным Виктором Урбанчичем в 1907 году, который выяснил, что это специфический вид памяти, который способен на образном уровне воспроизводить предметы или явления.

• В России в 20х и 30х годах изучением и применением этого вида памяти занимались ученные Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Г. С. Фейман и другие.

• В 1989 году в России открылась первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель — Матюгин И. Ю., доктор педагогических наук, который разработал основу эйдетики.

Таким образом, можно сделать вывод, что «эйдетизм» — разновидность образной памяти, которая является естественной, удобной, да и просто необходимой способностью очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. В чем же суть методики?

Этот метод строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Все знают, как легко запомнить все цвета радуги по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дело в том, что проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе «радужного фазана». Образ доступный воображению, да плюс положительные эмоции — в результате, в памяти надолго сохраняется яркая информация. Именно, так работает память ребенка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении.

Применяя в работе методику эйдетики, мы развиваем:

Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на методах эйдетики. Все обучение должно проходить в игре.

Вот как сказал об этом Сухомлинский В. Л. — «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка…Для него игра — это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Все игры имеют общую задачу — развитие образной памяти, внимания, мышления, воображения и т. д. Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы.

Проведем разминку №1. Игра «Запомни фигуры»

(в ряд стоят геометрические фигуры разного цвета и одинакового размера).

Время для запоминания фигур 1 минута. После этого вам нужно ответить на вопросы:

Сколько всего было фигур?

Сколько было треугольников, прямоугольников, кругов?

Какого цвета круги и квадраты?

Постепенно задание можно усложнять: использовать геометрические фигуры разные по размеру, или цвету, форме, количеству.

Разминка №2 «Найди слова в слове» — найди в данных словах как можно больше других слов. Буквы переставлять нельзя.

Колобок (кол, лоб, бок, Яков (як, солонка (соло, ирис (рис, грузовик (груз, волк (вол, сон (он, Карабас (бас, раб, кара, олень (лень, крот (рот, комар (ком, омар, рыбак (рыба, бак, дубрава (дуб, бра, прибор (бор, мельник (мель, ель, ельник, косынка (косы, осы, сын, собака (бак, ножницы (нож, жницы, обложка (ложка, подстаканник (стакан).

В методике «Найди слова» существуют разные способы проведения игр.

Разминка №3 «Найди спрятанные слова и обведи их».

Перед вами квадраты с набором слов. Из общего количества написанных слов в квадратах, нужно выделить такое слово, какое вы считаете правильным, и обвести ее.

Продолжим наш мастер — класс. И я предлагаю поиграть в игру «Придумай символы» (перед педагогами карандаши и лист бумаги). Я называю слова, а вы обозначаете их символами: мяч, корзина, конфета, лебедь, балерина, проезд, мороженое, школа.

Игра «Придумай символы» лежит в основе игры «Графические пентаграммы». В игре «Пентаграммы», педагог читает короткие предложения или четверостишия, хорошо понятные детям. Для маленьких

детей педагог рисует сам, и дети по рисункам составляют рассказ. Сейчас мы с вами попробуем составить пентаграмму по небольшому стихотворению. Перед вами лист бумаги, разделенный на квадраты. Нужно в каждом квадрате нарисовать изображение по стихотворению по своему художественному вкусу.

1. «На полянке колобок,

2. Нитки сматывал в клубок.

3. Ниток желтых, алых

4. Намотал немало,

5. И пошел домой устало».

Следующий тренинг нашей темы игра «На что похожа цифра».

Перед вами лежат листы, на которых написаны цифры. Попробуйте нарисовать по представлению, как можно больше предметов, похожих на данную у вас цифру, или с каким предметом ее можно сравнить.

Наступила переменка и мы отдохнем. Вспомним игру нашего детства «Морской бой». Принцип игры «Зачеркни клетки по адресам» такой же. Называю букву и цифру, а вы ставите крестик на пересечении этих точек. Называть адрес буду быстро без повторов. У кого нет ошибок, тот и победил.

Игра на внимание «Найти в предложении слова и раздели их» линией. Сколько слов у вас получилось?

Игра «Соедини башенки, построенные

из одинаковых наборов деталей».

Эта игра требует более точного внимания,

усидчивости, анализа и синтеза.

Предлагаю вам несколько

интересных вопросов.

— В названии какой конфеты чувствуется холод? (Лединец).

— В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет).

— Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция?

(Полиция пожары не тушит).

— У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).

Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).

В: Вашему вниманию представлен рассказ на тему «Вот и осень наступила».

Задание такое, в каждом предложении, любое слово заменить на соответствующую картинку, не нарушая смысл предложения.

Рассказ «Вот и осень наступила».

«Вот и осень наступила. Деревья в осенние наряды нарядились. У белой березы листочки стали золотыми. Дуб украсил себя оранжевыми листьями. А рябина надела бусы из красных ягод. Только их подружка — ель не поменяла своих зеленых иголок».

Итак, мы с вами, поиграв в разнообразные игры, используя метод эйдетики, пополнили свои знания в развитии интеллекта, и тем самым узнали, как можно и нужно развивать его у дошкольников.

Эйдетика способствует гармоничному развитию ребенка. Ребенок становится более работоспособным, лучше занимается, его память, и способность концентрировать внимание возрастает. Эйдетика задействует все анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы и ассоциации. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшается взаимоотношения ребенка с окружающими. Нет плохой памяти, есть только неумение ею правильно пользоваться.

На этой творческой ноте хочу закончить свой мастер — класс. Пожелать всем педагогам успехов в творчестве, новых идей и предлагаю памятки с полезными советами для всестороннего развития детей и их психических процессов.

Консультация с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Саморегуляция» Цель: формировать у педагогов навыки саморегуляции. Задачи: • Актиализировать представления педагогов, связанные с понятием «саморегуляция»;.

Мастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей-дошкольников» Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить.

Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ» Мастер-класс для педагогов Тема: Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ограниченными возможностями.

Мастер-класс «Путь развития интеллекта у дошкольников с использованием метода эйдетики» Мастер-класс «Путь развития интеллекта у дошкольников с использованием метода эйдетики» Составитель: воспитатель Ходос Полина Викторовна.

Мастер-класс с элементами тренинга психолога для педагогов ДОУ «Гиперактивный ребенок, синдром СДВГ» Добрый день, коллеги. Сегодня мне хотелось бы с вами поговорить о наиболее насущной проблеме в наши дни, о гиперактивных детях. Все чаще.

Мастер-класс с элементами тренинга «Синельная фантазия» Мастер-класс с элементами тренинга «Синельная фантазия» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта.

Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов Психологическое сопровождение молодого специалиста – это формирование будущего профессионала педагогической деятельности. Очень важно помочь.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector