Гиподинамия у детей: симптомы болезни и особенности протекания в детском возрасте, возможные осложнения

Гиподинамия у детей: симптомы болезни и особенности протекания в детском возрасте, возможные осложнения

Гиподинамия у детей: симптомы болезни и особенности протекания в детском возрасте, возможные осложнения

Гиподинамия

Гиподинамия (недостаточная подвижность) – это патологическое состояние, которое развивается при значительном ограничении физической активности и приводит к нарушению функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного и респираторного тракта и пр.

Подвижность – естественное свойство человека, которое заключается в его способности к осуществлению активной деятельности. Основными функциями двигательной активности являются:

  • поддержание гомеостаза;
  • поддержание тонуса мышц, сосудов, а вместе с ними и нормальной жизнедеятельности организма;
  • развитие индивидуальных способностей и свойств;
  • достижение высокого эффекта двигательной деятельности (спорт, трудовые навыки).

В результате технического прогресса с начала прошлого столетия доля физического труда в жизни человека уменьшилась в 150–200 раз. При этом летальность от сердечно-сосудистых патологий увеличилась примерно в 6 раз. Распространенность гиподинамии увеличивается в связи с урбанизацией, механизацией и автоматизацией трудовой деятельности и повседневной жизни, увеличением роли в современном обществе средств коммуникации. По данным некоторых исследований, возрастание двигательной активности приводит к понижению уровня заболеваемости примерно на 45%.

При своевременно принятых мерах прогноз благоприятный, большинство патологических изменений, вызванных гиподинамией вследствие нездорового образа жизни, обратимы.

Причины и факторы риска

Гиподинамия может быть вызвана объективными причинами, например, инвалидностью, тяжелым и продолжительным заболеванием. Но в большинстве случаев она связана с неправильной организацией образа жизни или сидячей работой.

К основным факторам риска развития гиподинамии относятся:

  • недостаточные физические нагрузки;
  • избыточная масса тела;
  • психологические расстройства;
  • соматические заболевания;
  • генетические факторы;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • вредные привычки.

Формы гиподинамии

Выделяют такие основные формы гиподинамии:

  • гипоэргия – недостаток общего объема движений и их количества;
  • гипокинезия – недостаток разнообразия движений;
  • гипотония – недостаток качества движений и их интенсивности.

Симптомы гиподинамии

Симптомы гиподинамии проявляются постепенно. К ним относятся нарастающая усталость, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, нарушения сна, повышенная беспричинная нервозность, регулярные головные боли разной интенсивности, повышенный риск переломов, увеличение массы тела, одышка при незначительной физической нагрузке, боли в спине. У женщин может развиваться аноргазмия, у мужчин – эректильная дисфункция.

Вследствие недостаточной физической активности уменьшаются силовые показатели, сокращаются объем и масса мышц, нарушаются нервно-рефлекторные связи, что может приводить к развитию вегетососудистой дистонии, депрессивных состояний. При длительном течении патологического процесса постепенно уменьшается костная масса, вследствие чего нарушаются функции позвоночника и суставов. Из-за ослабления связочного аппарата возникают межпозвонковые грыжи. У пациентов с гиподинамией, как правило, происходит увеличение частоты сердечных сокращений как при физических нагрузках, так и в состоянии покоя, а также повышение артериального давления.

Коррекция патологического состояния, помимо постепенного увеличения физической нагрузки, включает физиотерапевтические методы, массаж, диетотерапию.

Особенности протекания гиподинамии у детей

Гиподинамия у детей может проявляться сонливостью, заторможенностью, снижением умственных способностей, отставанием в физическом развитии, ожирением, отказом от общения и игр с другими детьми, низкой успеваемостью в школе, развитием психических расстройств.

Диагностика

Диагностика гиподинамии базируется на данных, полученных при проведении сбора жалоб и анамнеза. С целью выяснения тяжести развившихся осложнений прибегают к объективному осмотру пациента, а также инструментальным (рентгенологическое исследование, ультразвуковая диагностика, компьютерная томография и т. д.) и лабораторным (общий анализ крови и мочи, биохимический анализ крови и т. д.) исследованиям, объем которых определяется имеющейся патологией.

Лечение

При гиподинамии, развившейся на фоне соматического заболевания, в первую очередь требуется лечение основного патологического процесса. Также необходимо устранить неблагоприятные факторы, которые способствовали развитию гиподинамии.

Коррекция патологического состояния, помимо постепенного увеличения физической нагрузки, включает физиотерапевтические методы, массаж, диетотерапию. Для восстановления функций органов и систем организма при гиподинамии рекомендуются:

  • лечебная физкультура – с нее следует начинать, особенно при гиподинамии, развившейся на фоне соматических заболеваний;
  • аэробная физическая нагрузка (быстрая ходьба, бег, бадминтон, теннис, лыжи);
  • силовые упражнения;
  • упражнения на растяжку мышц и связок.

При гиподинамии, развившейся на фоне психологических проблем, рекомендуется работа с психологом или психотерапевтом. Детям, так же как и взрослым, рекомендуются подвижные игры на свежем воздухе, занятия спортом или танцами, туризм.

По данным некоторых исследований, возрастание двигательной активности приводит к понижению уровня заболеваемости примерно на 45%.

Возможные осложнения и последствия гиподинамии

Среди основных последствий гиподинамии выделяют атрофию мышц, нарушение координации движений, миофасциальные синдромы, остеопороз, остеоартроз, остеохондроз, нарушение метаболизма, артериальную гипертензию, ишемическую болезнь сердца, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, хроническую обструктивную болезнь легких, ожирение, атеросклероз, инсулинорезистентность. Указанные патологические состояния приводят к уменьшению продолжительности жизни.

Прогноз

При своевременно принятых мерах прогноз благоприятный, большинство патологических изменений, вызванных гиподинамией вследствие нездорового образа жизни, обратимы.

Профилактика гиподинамии

К основным мерам профилактики гиподинамии относятся:

  • достаточная физическая активность;
  • длительные прогулки на свежем воздухе;
  • чередование умственной и физической нагрузки;
  • своевременное лечение соматических заболеваний;
  • коррекция избыточного веса;
  • сбалансированное питание;
  • отказ от вредных привычек.

Видео с YouTube по теме статьи:

Гиподинамия у детей: причины, признаки, последствия, лечение

На сегодняшний день гиподинамия у детей прогрессирует: всё больше таких случаев фиксируется врачами, причём на той стадии, когда лёгкими профилактическими мерами уже не отделаешься. Почему так происходит?

Читай также
Строим домик для детей своими руками: лучшие идеи и проекты

Гиперактивный ребёнок доставляет массу хлопот, поэтому родители спешат его угомонить любыми средствами и вовремя обращаются к врачу. Гиподинамичный малыш тих, спокоен, его никто не слышит, поэтому в больницу в таких случаях обращаются чаще всего уже в школьном возрасте, когда начинаются проблемы с обучением.

Гиподинамия — нарушение различных функций организма вследствие ограничения двигательной активности ребёнка, снижения силы сокращения его мышц. Гораздо проще предупредить такое состояние, чем потом лечить. Для этого необходимо знать его причины.

Причины детской гиподинамии

Есть дети, которые с рождения предрасположены к гиподинамии. Причинами могут стать минимальные мозговые дисфункции из-за:

Однако чаще всего причины детской гиподинамии носят совершенно другой характер — они обусловлены неправильным образом жизни ребёнка, в формировании которого виноваты родители. К такому отклонению приводят:

  • лишний вес вплоть до ожирения (рекомендуем прочесть какие бывают степени ожирения);
  • привычка сидеть у компьютера, телевизора, за книгами длительное время;
  • отсутствие прогулок на свежем воздухе;
  • полное игнорирование любых физических нагрузок, начиная с небольших поручений по дому, заканчивая спортом.

Чаще всего родители сами способствуют тому, что ребёнок с младенческих лет ограничен в двигательной активности. Сидит тихо у себя в комнате, никому не мешает, не доставляет хлопот. Начало школьной жизни обнаруживает серьёзные проблемы в развитии таких деток — как в физическом, так и в психическом плане. Чтобы вовремя обратиться к врачу, нужно знать, какие признаки указывают на данную патологию.

Признаки гиподинамии у детей

Внимательные родители в любом возрасте распознают, что у ребёнка развивается синдром гиподинамии. Признаки чаще всего достаточно ярко выражены и требуют лишь внимания родителей:

  • вялость;
  • малоподвижность;
  • неактивность;
  • сонливость;
  • тихий плач;
  • быстрая утомляемость;
  • отсутствие истерик, которые характерны для грудных младенцев;
  • быстрый набор веса вплоть до ожирения;
  • снижение работоспособности, умственной активности;
  • неразговорчивость вплоть до дизартрии (путаница в произношении звуков).

В школе всё это усугубляется тем, что ребёнку трудно общаться со сверстниками и учителями, так как он не принимает участия в общих играх, не поднимает руку на уроках. Он не замкнут в себе и отличается от аутичных детей, так как отвечает на вопросы, но вяло и односложными ответами. У него нет желания учиться, хотя способности могут быть достаточно высокими. Если вовремя не спохватиться, не начать лечение, ребёнка ожидают большие трудности в учёбе и дальнейшей социализации.

Последствия

Некоторые родители принимают гиподинамию как особенности характера ребёнка и очень в этом ошибаются. Гиподинамия — серьёзные нарушения в организме ребёнка, системы которого недополучают двигательной активности, не развиваются должным образом. Это отрицательно сказывается на работе опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения, пищеварения, нервной системы:

  • слабеет сила сердечных сокращений;
  • снижается тонус сосудов;
  • уменьшается трудоспособность;
  • нарушается кровоснабжение тканей — обеспечение клеток кислородом, питательными веществами уменьшается;
  • развиваются ожирение, атеросклероз;
  • слабеют и атрофируются мышцы;
  • уменьшаются выносливость, сила;
  • нарушаются нервно-рефлекторные связи, деятельность всей нервной системы (развиваются депрессия, вегето-сосудистая дистония);
  • происходит сбой в обмене веществ;
  • уменьшается костная масса (это приводит к остеопорозу);
  • в будущем гиподинамия приведёт к сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемии, артериальной гипертонии), расстройствам дыхания, пищеварения.

Родители обязаны знать, что гиподинамия нарушает работу головного мозга. Вот на что обрекают родители своё дитя, если вовремя не распознают заболевание и не обратятся к врачу.

Лечение и профилактика

Диагноз подтверждается или опровергается в стационарных условиях невропатологом. В результате энцефалограммы, УЗИ головного мозга врач подберёт программу коррекционного лечения. Родители тоже должны принимать самое активное участие в ней. Она предполагает:

  • активные занятия любым видом спорта: плаванием, танцами, велосипедными гонками, гимнастикой, лыжами;
  • регулярные пешие прогулки и подвижные игры на свежем воздухе;
  • интеллектуальные игры, требующие моментальной реакции: подбор слов, города, быстрый счёт.
  • спокойную обстановку дома;
  • любовь, внимание, заботу родителей;
  • индивидуальные занятия с логопедом, психологом (психотерапевтом), которые смогут скорректировать речевые недостатки и поведение ребёнка;
  • приём витаминных препаратов;
  • диету (полноценный, сбалансированный рацион питания);
  • дополнительные занятия с педагогами в школе по основным предметам, если ребёнок отстаёт.

Коррекция гиподинамии у детей — долгий, достаточно тяжёлый труд, требующий ежедневной систематической работы и родительского терпения. Своевременное лечение даёт результаты к 9 и даже 14 годам.

Гиподинамия

Гиподинамия — это состояние, которое характеризуется недостаточной физической активностью и уменьшением мышечной силы. Не является самостоятельным заболеванием. Основные симптомы гиподинамии: постоянная усталость и снижение работоспособности, избыточный вес, бессонница и эмоциональная лабильность. Диагностика базируется на данных анамнеза и объективного исследования, лабораторные и инструментальные методы применяются для выявления сопутствующей патологии. Лечение заключается в постепенном увеличении объема физических нагрузок, устранении этиологических факторов гиподинамии. При наличии показаний проводят медикаментозную коррекцию.

МКБ-10

Общие сведения

Гиподинамию называют «болезнью цивилизации». По данным ВОЗ, каждый четвертый человек на планете ведет малоподвижный образ жизни. В странах с высоким уровнем дохода гиподинамия наблюдается у 26% мужчин и 35% женщин, а в развивающихся странах этот показатель составляет 12% и 24% соответственно. Неблагоприятная ситуация среди подростков: 80% детей в возрасте 11-17 лет недостаточно физически активны. Среди причин смертности гиподинамия занимает 4 место, поскольку способствует возникновению опасных кардиологических и эндокринных болезней.

Причины гиподинамии

Более половины случаев гиподинамии обусловлены неправильными поведенческими установками, а зачастую и обычной ленью. Отсутствие физической активности и пребывания на свежем воздухе объясняется длинным рабочим днем, наличием личного транспорта, усталостью и стрессами. На распространенность гиподинамии влияет урбанизация: вследствие развития системы городского транспорта у людей нет необходимости в пеших прогулках. Среди других причин гиподинамии выделяют:

  • Специфические условия труда. Некоторые профессии связаны с необходимостью длительно пребывать в одной позе: сидя или стоя. Вторым производственным фактором, способствующим гиподинамии, является вынужденное положение, которое провоцирует боли в мышцах, спине. Из-за плохого самочувствия люди избегают активного отдыха в свободное время.
  • Патологические состояния. При тяжелых болезнях, требующих соблюдения постельного режима, создаются объективные причины для гиподинамии. Подобная ситуация встречается после хирургических операций, костных переломов, когда человек не может совершать активные движения.
  • Развитие компьютерных технологий. Многие люди чрезмерно увлекаются социальными сетями и компьютерными играми, поэтому предпочитают провести время за использованием гаджетов, нежели совершить пешую прогулку. Тенденция к гиподинамии часто наблюдается среди детей и подростков.
  • Избыточная масса тела. Ожирение является одновременно и причиной, и симптомом гиподинамии. Людям с лишним весом намного труднее выполнять физические упражнения, поэтому они избегают даже элементарной активности (спокойная ходьба, спортивные игры). В свою очередь, гиподинамия способствует усиленному накоплению жировых отложений.
Читай также
Анемия во время беременности: чем она опасна и как ее быстро победить?

Патогенез

Низкая физическая активность в первую очередь сказывается на состоянии мышечной системы. При отсутствии нагрузок постепенно снижается мускульная сила, мышцы начинают атрофироваться. При гиподинамии ситуация усугубляется вследствие нарушения работы нервно-мышечных синапсов. При этом в ответ на активную стимуляцию мышечные волокна сокращаются очень слабо либо вообще не сокращаются, развивается дискоординация их работы.

При гиподинамии происходят негативные патофизиологические процессы в сердце и сосудах. Из-за слабости мышц снижается эффективность «мышечного насоса», и кровь депонируется в венах. Отрицательное влияние на уровень венозного возврата оказывает уменьшение объема дыхания и недостаточное присасывающее действие грудной клетки. Слабость миокарда проявляется снижением сердечного выброса, нарушением кровотока в периферических тканях.

Симптомы гиподинамии

Гиподинамия не считается самостоятельной нозологической формой, поэтому патогномоничные признаки этого состояния отсутствуют. Люди, ведущие малоподвижный способ жизни, чаще других ощущают слабость и усталость. Полного восстановления сил не происходит даже после ночного сна или продолжительного отдыха. Зачастую беспокоят трудности с засыпанием и бессонница ночью, днем отмечается сильная сонливость.

При двигательной активности человек с гиподинамией ощущает, что мышцы «не слушаются». Даже при минимальных нагрузках наблюдается одышка и быстрая утомляемость. Характерны изменения пищевого поведения: люди отдают предпочтение перекусам, фастфуду, сладостям и отказываются от здоровой пищи. Эти факторы приводят к постепенному набору лишнего веса, жировые отложения, как правило, локализованы в области живота и бедер.

При гиподинамии нарушается работа всех органов, поэтому со временем появляются новые клинические симптомы. Наблюдаются частые психоэмоциональные расстройства — постоянная тревожность или нервозность, плохое настроение без видимых причин. Некоторые люди жалуются на снижение либидо и отсутствие удовольствия от сексуальных контактов. У женщин с гиподинамией менструальный цикл становится нерегулярным, тяжелее протекает ПМС.

Осложнения

Основная «мишень» гиподинамии — сердечно-сосудистая система. У пациентов наблюдаются дислипидемии, атеросклеротические поражения сосудов, которые способствуют развитию ИБС. Вследствие кальцификации и ригидности сосудистой стенки возникает артериальная гипертензия. Уровень смертности от кардиальных причин (инфаркта, сердечной недостаточности) у больных с гиподинамией на 20-30% выше, чем в среднем по популяции.

Поражается опорно-двигательный аппарат. Развивается остеопороз, повышается частота переломов костей. Страдает функция суставов (остеоартроз) и позвоночного столба (остеохондроз). Установлена связь гиподинамии со старением: у пожилых женщин, которые уделяют физическим нагрузкам менее 40 минут в день, биологический возраст на 8-10 лет превышает паспортный. В конечном итоге все эти осложнения снижают продолжительности жизни.

Диагностика

Выявление гиподинамии не составляет труда для врача-терапевта, который собирает детальный анамнез жизни человека. Специалист обязательно проводит нагрузочные пробы (ортостатическую, с приседаниями) для оценки тренированности сердечно-сосудистой системы. Дальнейшая схема диагностики зависит от жалоб пациента и физикальных данных. Обследование назначается для обнаружения осложнений гиподинамии и включает следующие методы:

  • Функциональные исследования. Чтобы оценить состояние миокарда, выявить нарушения ритма и проводимости, выполняют ЭКГ в стандартных отведениях, тредмил-тест. При необходимости рекомендуется суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру. Для измерения жизненной емкости легких производится спирография. Мышечная сила определяется с помощью кистевой и становой динамометрии.
  • Инструментальная диагностика. Объем исследований подбирается с учетом основного заболевания. Обычно при гиподинамии назначается эхокардиограмма, позволяющая исследовать сердечный выброс и кровоток в магистральных сосудах. В стандартную диагностическую схему входит рентгенография ОГК, УЗИ органов брюшной полости. Реже используют УЗДС вен нижних конечностей.
  • Лабораторные анализы. Основное диагностическое значение имеет липидограмма: у большинства пациентов с гиподинамией выявляют повышение уровня общего холестерина и ЛПНП. Определяется уровень глюкозы натощак, проводится глюкозотолерантный тест. Для исключения эндокринных нарушений исследуют кровь на гормоны.

Лечение гиподинамии

Консервативная терапия

В основном при гиподинамии применяются немедикаментозные методы лечения. Врачебная тактика предполагает постепенное увеличение длительности и интенсивности физических нагрузок. Согласно рекомендациям ВОЗ, взрослым людям необходимо не менее 150 минут активности в неделю (быстрая ходьба, бег трусцой, плавание), а также выполнение силовых упражнений для укрепления больших групп мышц 2-3 раза в неделю.

Вид двигательной активности подбирается исходя из состояния больного и наличия сопутствующих заболеваний. Людям, страдающим сердечно-сосудистыми или хроническими пульмонологическими патологиями, необходимы занятия с инструктором ЛФК. Второй фактор лечения гиподинамии — ликвидация ожирения. Совместная работа терапевта, диетолога и тренера направлена на медленное снижение веса, повышение тренированности организма.

Медикаментозное лечение показано для коррекции осложнений гиподинамии. При атеросклерозе используют гиполипидемические препараты (фибраты, статины, секвестранты желчных кислот). Больным с болезнями сердца, сосудов кардиолог подбирает гипотензивные, антиаритмические средства. Для нормализации фосфорно-кальциевого обмена и ликвидации остеопороза применяют витамины, минеральные добавки.

Читай также
Зарядка во время беременности — набор упражнений для выполнения в домашних условиях

Реабилитация

Реабилитационные мероприятия необходимы в послеоперационном периоде, при восстановлении после инфаркта миокарда или инсульта. Широко применяется ЛФК: простые пассивные движения начинают во время постельного режима, при улучшении самочувствия пациента добавляют активные упражнения. Реабилитация при гиподинамии включает механотерапию, физиотерапевтические методы — бальнеотерапию, магнитотерапию, рефлексотерапию.

Прогноз и профилактика

При нормализации уровня физической активности значительно снижается риск сердечно-сосудистых осложнений и критических состояний. У пациентов, которые соблюдают все врачебные рекомендации, увеличивается продолжительность и улучшается качество жизни. Первичная профилактика гиподинамии предусматривает борьбу с факторами риска (сидячая работа, ожирение и др.), умеренные, но регулярные физические нагрузки.

Гиподинамия у детей: симптомы болезни и особенности протекания в детском возрасте, возможные осложнения

Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим понятием подразумевают ограничение двигательной активности, возникающее в результате малоподвижного образа жизни. Сегодня гиподинамия считается социальным заболеванием, наравне с зависимостью от гаджетов, компьютерных игр и т.п.

Не обошла стороной эта проблема и детский возраст. Наши дети очень много и долго сидят. В школе минимум 4 часа и более, а затем еще дома столько же (готовя домашнее задание , играя в компьютерные игры, смотря телевизор). ). Музыкальные, языковые, художественные школы и очень редко спортивные. Низкий уровень занятий физкультурой и спортом. Среди взрослого населения доля регулярно занимающихся спортом и физической культурой не превышает 10 %, среди детей только 8% посещают спортивные секции.

В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с нерациональным распорядком дня ребенка, с перегрузкой его учебой. По статистике, в школах 10-16% школьников вообще освобождены от уроков физической культуры. При расспросе таких детей выясняется, что они мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются. Много сидят перед компьютером, поздно ложатся спать.

Без работы мышцы слабеют, затем атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, появляется вегетососудистая дистония, депрессия и другие расстройства нервной системы, снижается успеваемость, нарушается обмен веществ.

Гиподинамия также приводит к функциональным изменениям сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так как не работают мышцы, помогающие движению крови по сосудам. Недостаток притока крови к головному мозгу, плохой отток по сосудам шеи приводят к изменениям внутричерепного давления. Отсюда возникают головные боли, усталость, утомляемость, могут быть жалобы на сердцебиение, одышку при физических нагрузках.

К перечисленному можно добавить расстройства дыхания и пищеварения.

С течением времени из-за гиподинамии уменьшается костная и мышечная масса, в последующем страдают суставы и позвоночник. Длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома , либо неудобное положение лежа с гаджетом в руках, могут вызвать нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника.

Гиподинамия задерживает формирование организма. Существенно снижает иммунитет, дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Частые респираторные заболевания у гиподинамичных детей связаны с плохой вентиляцией легких , отсутствием свежего воздуха.

Гиподинамия в сочетании со злоупотреблением гаджетов является одной из причин близорукости. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения. Порой в этом виноваты сами родители, которые не могут отучить ребенка от компьютерных игр и не приучают своих детей вести здоровый образ жизни. Некоторые из родителей уверены, что увлечение компьютером ограждает от негативного воздействия улицы. Но таким образом они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье.

Следствием малоподвижного образа жизни является избыточный вес. Ожирение либо избыток массы у детей выявляется у каждого 5-6го ребенка. Многие родители не воспринимают это как болезнь. Но в 80% случаев полнота, возникшая в детстве, не покидает человека уже всю жизнь. А к лишнему весу присоединяются нарушения обмена веществ, сахарный диабет, повышенное артериальное давление и риски, связанные с этими состояниями (инсульты, инфаркты, мочекаменная болезнь и др).

Как бороться с гиподинамией у детей?

Уже в 2–3 года можно приучать ребенка делать зарядку, начиная с простых упражнений. Существуют нормативы, разработанные физиологами, согласно которым минимальный объем движений, выполняемый взрослым человеком должен составлять не менее 10000 шагов, а для школьников объем движений, соответствующий биологическим потребностям – 21000–40000 шагов.

Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки на свежем воздухе.

Как показали исследования и практика, физкультминутки на образовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки, препятствуют развитию гиподинамии. По возможности больше уроков проводить в форме экскурсий, учебных выходов. надо правильно выбрать вид спорта. Ребятам с заболеванием опорно-двигательного аппарата показаны те виды спорта, которые дают симметричные и смешанные нагрузки на левую и правую половину тела одновременно и попеременно. При таких упражнениях позвоночник занимает среднее положение во фронтальной плоскости. Мышцы получают равномерную физическую нагрузку. Виды спорта, дающие симметричную нагрузку: легкая атлетика (беговые виды), лыжные гонки, плаванье, академическая гребля. Виды спорта, дающие смешанные нагрузки: игровые виды спорта.

Целесообразный возраст начала занятия детей в секциях по различным видам спорта : с 5 лет: плавание и художественная гимнастика. 9-10 лет: лыжный спорт и прыжки на батуте. 10-12 лет: игровые виды спорта, легкая атлетика.

Регулярные занятия на уроке физической культуры в школе, в спортивных секция способствуют физическому развитию ребенка, и тем самым будут содействовать гармоничному развитию личности.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector