Ребенок не хочет ходить на горшок: советы молодым родителям и мнение педиатров

Ребенок не хочет ходить на горшок: советы молодым родителям и мнение педиатров

Содержание

Ребенок не хочет ходить на горшок: советы молодым родителям и мнение педиатров

Как научить детей ходить на горшок. Почему ребенок не хочет ходить на горшок

Многие родители сталкиваются проблемой высаживания ребёнка на горшок. На вопрос: «Как научить детей ходить на горшок?» можно дать целый список ответов, нужных советов. Этому и будет посвящена наша статья.

Причины, по которым малыш не ходит на горшок

  1. Боязнь горшка.
  2. Возраст ребёнка. Часто родители допускают ошибку, когда начинают высаживать ребёнка с полугода. Такие усилия будут безрезультатны.
  3. Неправильное поведение родителей. Если мама или папа начинают ребёнка критиковать или ругать, то такое поведение только усугубит ситуацию, и малыш не захочет ходить на горшок.
  4. Болезнь или стресс. Если ваше чадо болеет, то оно может не проситься на горшок. И это нормальное явление. Либо ребёнок перенёс какой-то стресс, например, разлука с мамой может выбить его из колеи, и он будет писать в трусики.
  5. Дитятко занято другими важными делами. Он может просто заиграться и совсем забыть о том, что хотел сходить облегчиться. В этом случае тоже нельзя его критиковать, нужно только объяснять, чтобы в следующий раз он обязательно попросился.

Причины детской боязни

Существует несколько факторов, при которых ребёнок боится ходить на горшок.

  1. Боязнь чего-то нового и неизвестного. Малыша нужно приучать к этому важному элементу постепенно, а не сразу: посадил — сиди, пока не сходишь. Сами-то взрослые на горшок не ходят, и ребёнку не очень понятно, зачем ему это.
  2. Дискомфорт. Бывают горшки глубокие, без спинки на которых сидеть дискомфортно. Возможно, по этой причине ребёнок не ходит на горшок.
  3. Проблемы со здоровьем. Возможно, ваш ребёнок перестал ходить на горшок по причине возникновения болевых ощущений в момент испражнения. В этом случае обязательно нужно обратиться за помощью к специалисту.

Как увлечь ребёнка, чтобы он перестал бояться горшка?

  1. Заинтриговать и заинтересовать малыша – вот как научить детей ходить на горшок. Например, придумайте, что этот незнакомый предмет — летающий корабль, который скоро будет отлетать на другую планету. По пути он должен забрать одного человека, чтобы показать ему, как красиво и весело на другой планете. Развивайте мысль дальше. Можно придумать свою историю. Пусть ребёнок вас слушает. Вот увидите, как он непроизвольно сядет на горшок и сделает своё дело.
  2. Чтобы научить ребёнка ходить на горшок, обязательно должна быть поддержка и одобрение со стороны родителей после каждого испражнения. Малыш должен знать, что если он сам сходил, да еще за это его и похвалили, значит, он всё сделал правильно, и он большой молодец.
  3. Как научить детей ходить на горшок? Очень просто. Нужно ходить на него с любимой игрушкой. Наверняка у вашего малыша есть любимая кукла или какой-нибудь мультипликационный герой. Пусть вначале игрушка сходит на горшок, а потом посадите ребёнка.
  4. Не стоит ругать малыша, если он не успел и замочил штанишки. Такое поведение родителей, когда они начинают критиковать или даже ругать свою кроху, неверное. Ребёнок вскоре будет думать, что горшок — это плохо, поскольку родители его постоянно ругают.
  5. Оставить наедине. Попробуйте посадить ребёнка на горшок, а сами выйдите. Возможно, он подумает и сделает своё дело без вашей помощи.
  6. Горшок должен всегда находиться в поле зрения малыша. Он должен к нему привыкнуть.

В каком возрасте ребёнок должен самостоятельно проситься на горшок?

Ответить однозначно на вопрос: «Когда ребёнок должен ходить на горшок?» нельзя. Ведь каждый ребёнок индивидуален, у каждого разное воспитание, свои генетические особенности. Сложнее всего приучать активных и эмоциональных малышей, а также мальчиков, поскольку им труднее управлять мышцами для реализации осознанного процесса.

Но сказать конкретно, что ребёнок должен в 1 год проситься и садиться на горшок – неправильно. Некоторые дети, конечно, же садятся в таком возрасте. Но это точно не осознанный процесс, а машинальный. Когда же наступит ваш «звёздный час», зависит от отдельно взятого малыша.

Зачастую детки начинают привыкать к этому неотъемлемому предмету и проситься на него в период 1,5-2 года. Если ваш ребёнок не ходит на горшок в этом возрасте, то это пока не страшно, волноваться не стоит.

С 2 до 3 лет малыш уже сам начинает проситься, поскольку он чувствует в таком возрасте, что мочевой пузырь уже наполнен, а потому пора идти и делать своё дело. Даже если ребёнок, которому исполнилось 4 года, заиграется и намочит штанишки, то это тоже будет являться нормой. К 6 годам дитя уже само должно осознанно проситься и самостоятельно себя обслуживать, без помощи взрослых.

Поэтому точно указывать, в какой период нужно высаживать ребёнка, нет смысла.

Но если вы заметили, что кроха сам начинает показывать на горшок либо спускать трусики, а может, он играл 2 часа, и ни разу не ходил в туалет, то тогда можете смело начинать малыша высаживать. Поскольку его время пришло.

Как научить ребёнка ходить на горшок в ночное время

Если ваш малыш уже осознанно просится на горшок в дневное время, а ночью вы до сих пор кладёте его спать в подгузнике, то пора приучать его к ночному высаживанию. Как научить детей ходить на горшок в ночное время? Об этом написано ниже.

Вначале объясните ребёнку, что вы кладёте его спать в трусиках, и если он захочет писать, то должен разбудить маму и попроситься на горшок. В противном случае он попросту будет спать в мокрой одежде на мокрой кровати.

Когда ребёнок должен ходить на горшок? Детки в возрасте 2-2,5 года уже задерживают мочеиспускание и перестают просыпаться ночью. Но перед сном всё же обязательно следует посадить малыша на горшок. А если он на ночь пил компот или воду, то ночью его нужно разбудить и определить на нужное место.

С каждой неделей вы будете замечать прогресс. И настанет тот день (или та ночь), когда ребёнок самостоятельно слезет с кровати и сядет на свой любимый горшок, или же вовсе будет терпеть до самого утра.

Признаки, по которым можно понять, что ребёнка уже пора высаживать на горшок

  1. Негативные эмоции малыша, связанные с нахождением в мокрых трусиках.
  2. Готовность ребёнка любыми своими действиями, словами или даже жестами показать родителям, что он хочет в туалет.
  3. Кроха начинает самостоятельно снимать низ одежды.
  4. Ребёнок неизменно ходит по-большому приблизительно в одно и то же время.
  5. Дитятко способно оставаться сухим на протяжении 2 часов подряд.
  6. Малыш понимает значение слов «покакать» и «пописать», а также знает, в чём разница.

Выбор детского горшка для вашего малыша

Одной из причин, по которой ребёнок отказывается ходить на горшок, является неудобство самого, так сказать, сосуда. Важно, прежде чем приучать малыша к горшку, выбрать для него подходящую модель.

Отличным вариантом будет горшок из пластмассы. Он лёгкий, удобный, ребёнок сам может его передвигать.

Также горшок должен быть со спинкой, чтобы малышу было удобно сидеть.

Если у вас мальчик, то следует покупать горшок овальной формы с выступом впереди. Для девочки подойдёт обычный горшок круглой формы.

Для ребёнка-егозы отличным вариантом станет горшок с подставками для ног. С него малыш не упадёт и, возможно, ему даже понравится сидеть, поставив ножки на подножку.

Конечно, внешний вид тоже имеет значение. Лучше выбирать красочные яркие варианты, чтобы на них можно было обратить внимание. Сейчас в детских магазинах можно найти большой выбор горшков, начиная от различных зверушек и заканчивая креслами.

Учим ребёнка ходить на горшок. Советы для мамы, у которой растёт мальчик

  1. Выберите подходящее время, когда ребёнок хочет в туалет. Это может быть после сна (если он проснулся сухим), после улицы или еды.
  2. Помогите ребёнку привыкнуть к горшку. Если дома есть дети постарше, то попросите их сесть на горшок в качестве наглядного примера. Обычно, когда малыши смотрят на своих братиков или сестричек, они вскоре начинают повторять за ними.
  3. Садите мальчика исключительно на горшок. Не нужно предлагать садиться на унитаз. Толку от этого не будет.
  4. Заинтересуйте своего сыночка. Попробуйте наклеить на горшок наклейки с его любимыми героями из мультфильма.
  5. Мальчики понимают, что им нужно сходить на горшок тогда, когда они голенькие. Если температура помещения позволяет, то пусть он походит голышом, а вы время от времени напоминайте ему, что пора садиться.
  6. Чаще сажайте своего сыночка на горшок. Но не переусердствуйте. Через каждый час нет необходимости его высаживать. Всё должно быть чётко в положенное время.
  7. Не торопите сыночка привыкать писать стоя. Пусть вначале научиться делать это в сидячем положении.

Приучаем к горшку девочку

Девочек к горшку приучают немного по-другому, нежели мальчиков. Главное в таком обучении – последующая правильная гигиена половых органов. Маленьким барышням нужно объяснять, что вытирать попу следует спереди назад. Если же девочка ещё мала для такой процедуры, то вытирайте ее сами, но научите её подтираться салфеткой после мочеиспускания.

Нередко, когда девочки привыкают к горшку, у них воспаляется мочевой пузырь. И тогда о каком обучении может идти речь! В этом случае поход к врачу обязателен, а процесс привыкания необходимо отложить на неопределённый срок.

Читай также
Вздутие живота у ребёнка: почему появляется и как лечить в домашних условиях – рекомендации опытных педиатров

Чтобы начать приучать вашу малышку к горшку, сначала отучите её от подгузников. Надевайте обычные трусики. И когда они станут мокрыми, малышка почувствует дискомфорт и задумается о том, что нужно было садиться на горшок.

Как приучить ребёнка к горшку, если он вообще не понимает, для чего нужен этот предмет?

Чтобы ваш малыш понял, зачем у него в спальне стоит предмет под названием «горшок», вы должны демонстративно и без упущения всех мелочей продемонстрировать ему, для чего предназначен этот инвентарь.

Вначале вы должны рассказать и показать, как его достать, в каком месте открыть. Затем растолковать ребёнку, зачем необходимо снимать трусики, как их потом надевать, что делать с мочой, куда её выливать. Также покажите ему, как и где нужно мыть горшок, расскажите малышу, что горшочек нужно снова поставить на своё место.

На самом деле все эти манипуляции относительно горшка деток очень заинтересовывают. Поэтому берите ситуацию в свои руки и увлекайте малыша.

Теперь вы точно знаете, как научить ребёнка ходить на горшок. Также вы в курсе, как действовать, чтобы ваш малыш самостоятельно начал ходить на горшочек и перестал его бояться. Вы, родители, главные помощники для своих деток. И в таком деликатном деле, как приучение к самостоятельному испражнению, вы должны предпринимать все возможные усилия, чтобы ваш малыш охотно и заинтересованно садился на этот неотъемлемый предмет интерьера детской спальни.

Ребёнок не хочет ходить на горшок

Малыш, который впервые увидел самого себя без подгузника, может очень удивиться тому, что между ног у него течет водичка. Однако, несмотря на восторг и умиление родителей, а также на их уверенность в том, что памперс снят – значит, ребенок скоро сядет на горшок, а там уже и до унитаза недалеко, сам он может быть совершенно противоположного мнения, и продолжать делать свои «дела» совершенно не туда, куда бы так хотелось его родителям.

Как это обычно бывает?
Сегодня в интернете и специализированных журналах для родителей можно найти просто огромное количество информации о том, как правильно приучать ребенка к горшку. Внимательно изучив все, что найдено, мамы уже подготавливаются морально к тому, что их чадо должно «созреть» для осознанного восприятия и понимания горшка к двухлетнему возрасту. И если ранее знакомство с горшком носило лишь эпизодический характер и постоянно откладывалось, то после двух лет мама точно знает о том, что уже пора! Только потому, что так написано на сайтах и в умных журналах.
Конечно, это очень хорошо, если все действительно получается так, как написано – малышу показывают горшок, показывают или объясняют, что в него нужно писать, и он безо всяких пререканий и возражений, допустив, возможно, пару-тройку промахов, принимает то, что какать и писать ему отныне нужно на горшок либо в унитаз.
Вариант немного усложняется, когда у малыша что-то не получается или он просто не понимает, чего же от него хотят. Если родители не лишены творческого мышления, они вполне могут придумать увлекательную игру с подарками и призами, которая будет мотивировать их ребенка ходить на горшок. Может быть куплен интересный горшок, можно попробовать для начала писать в ванну или просто смывать за собой самостоятельно, — все эти действия, как отдельно, так и в комплексе, рано или поздно помогут приучить ребенка ходить в туалет в специально отведенное для этого место.
Однако имеет место быть и третий вариант. Ребенок уже перерос свой двухлетний возраст, но устойчивое желание ходить на горшок или в унитаз никак не посещает его, даже, несмотря на все уговоры, подарки, игры и другие способы. Малыш был не раз отруган, бывал наказан, проводились разного рода разъяснительные беседы, он даже научился сам убирать за собой и стирать испачканные штанишки – но все тщетно. Измученным родителям уже начинает казаться, что за все это время они вполне бы могли научить ходить в туалет даже самое маленькое и самое глупое животное. При этом видно, что сам-то ребенок прекрасно знает и понимает, чего от него так настойчиво требуют родители, и как нужно сделать для того, чтобы они были довольны, но он просто упорно не желает какать и писать в горшок и с тем же упорством отстаивает свое право, даже если и понимает, что такое упрямство вредит ему самому.
Если нежелание ребенка садиться на горшок не воспринимается его родителями, как нечто злое и намеренное, то мама вскоре начинает понимать, для отсутствия сформированного у ребенка условного рефлекса какать и писать в специальное место, существует определенная, но веская причина. Вполне возможно, что это – следствие перенесенного стресса или заболевания, как бы то ни было, причина в жизни ребенка присутствует всегда, а неумение или нежелание делать что-то, чего от него просят, является явно только симптомом какой-то причины. Родителям важно понять самим, что проблема не в ребенке, который не хочет этого делать, а у ребенка, который не может сделать то, что от него просят. Только в этом случае совместными усилиями удастся преодолеть кризис с горшком, который иногда может затянуться очень надолго.

Что делать?
Для начала запомните основное правило – будьте на стороне ребенка. Только так можно преодолеть любые сложности, кризисы и детские проблемы вообще, независимо от возраста или состояния. Без соблюдения этого правила, все остальные приемы и рекомендации просто не работают настолько эффективно, насколько могли бы. На самом деле сказать – я всегда на стороне своего ребенка – гораздо проще, чем сделать это, и не в какой-то один определенный момент, а ежедневно, ежесекундно и на протяжении всей жизни. Если ребенок не слушается, не понимает, о чем его просят, старается все делать по-своему, но совершенно не так, как нужно и можно, если при этом мама устала, на нее накатила раздражительность и злость, только через данное правило в полной мере проявляется безусловная любовь родителей к их чаду.
Быть на стороне ребенка – значит позволять и ребенку и самому себе быть такими, какие вы есть, не совершенными и идеальными, а обычными людьми, со всеми слабостями способностями, слабыми и сильными сторонами личности.
Желательно, чтобы на стороне ребенка была не только мама, но и вся семья. Мама может понимать настоящие причины нежелания малыша ходить на горшок сколько угодно, однако процесс этот может затянуться очень надолго, если маме не удастся перетянуть на свою сторону и всех остальных. Задача мамы – объяснить окружающим, отчего происходит именно так, и научить их грамотно реагировать на несдержанность ребенка, не фиксируя при этом негативное внимание на то, что ребенок не может пока сделать.
Помните, что на вашей проблеме не сошелся свет клином. Расслабьтесь, отпустите, забудьте на время, не переживайте и тогда все может измениться гораздо быстрее, чем вы думаете. В конце-концов, вспомните о том, что каждый, без исключения, ребенок уже умеет писать и какать в унитаз к своей свадьбе.

Возьмите себе на заметку и другие способы, которые могут оказать помощь в преодолении нежелания малыша ходить на горшок:
Привлеките знающих людей. Пусть это будет врач или детский психолог, те самые специалисты, которые действительно способны помочь и ребенку, и его маме разобраться с проблемой и решить ее. Только профессионал способен оценить масштаб трагедии, так как он-то точно понимает, что нежелание ребенка ходить на горшок является только верхушкой айсберга, не причиной, а следствием. Ребенок по сути своей всегда старается быть для своих родителей хорошим, и если что-то он делает плохо, то на это всегда есть самые веские причины. И если специалист поможет родителям разобраться в том, что же скрывается за несдержанностью ребенка, и постарается с этим грамотно поработать, то у малыша само собой отпадет желание ходить в туалет куда попало.
Работайте со своим ребенком совместно со специалистами или самостоятельно. Выбирая такой путь решения вопроса, маме нужно в первую очередь понять, следует ли воспринимать подобное поведение ребенка, как протест против чего-то. Часто взрослые стараются строго регламентировать жизнь своего ребенка, тем самым совсем не оставляя ему места для его «Я», возможности спонтанно выразить и проявить себя в таком качестве, в каком ему хочется. Тем самым маленькому человеку не остается ничего, кроме приема пищи и выделительных функций, которыми он и пытается управлять и даже протестовать против навязанного ему режима жизни. Остановить такое протестное поведение в силах только взрослые, часто при участии детского психолога, путем расширения зоны прав и возможностей маленького человека в семье.

При условии исключения или проработки фактора протеста, существуют еще два совершенно полярных способа, которые могут помочь маме добиться желаемого от малыша:
Запрет. Заставлять ребенка ходить на горшок любыми способами – вот самое плохое, что могут сделать для него родители. Удерживать на горшке силой, делать ребенку клизмы, кричать на него и наказывать за лужи в неположенных местах – такие действия имеют даже свое название в психологии и называются они «война за горшок». А при каких бы то ни было военных действиях, проиграют, в любом случае, все. Такой способ может лишь привести к дополнительным психологическим травмам у малыша, которые уже точно потребуют помощи специалистов. Запрет может формироваться родителями и посредством навязывания ребенку чувства стыда за то, что он не выполняет просьб взрослых, что, в свою очередь, формирует в ребенке «травму мазохиста».
Разрешение. Позволить ребенку писать и какать где и как он сам хочет – вот самое хорошее, что могут сделать для него родители. Но при этом обязательно нужно показывать ему, как это делают остальные. Стремление делать как взрослые и всячески им подражать настолько сильно в любом ребенке, что благодаря этому инстинкту он самостоятельно придет к тому, чтобы ходить в туалет, куда положено. Кроме того, мама всегда может показать ребенку поведением или словами, насколько это неудобно, когда кто-то какает и писает где попало: испачканный ковер нужно стирать, а на лужице можно поскользнуться, упасть и больно удариться.
Позвольте ребенку все!
Если родители позволяют своему ребенку быть уникальным и в плохом смысле тоже, то фиксации на этом «плохом» не происходит, а значит, не появляется и желания манипулировать и управлять взрослыми. Возможно, способ «разрешения» сложен и может быть даже невозможным для того, кто сам рос в семье, которая была построена на системе наказаний и запретов. Кроме того, в этом случае уже у взрослого может возникнуть чувство несправедливости, так как в свое время, его всегда и жестко пресекали за все, что можно, а ребенку все должно разрешаться и прощаться.
Если вы столкнулись с такой деликатной проблемой у своего малыша, и не имеете сил или возможности справиться с этим самостоятельно, преодолейте неловкость и обратитесь за помощью к профессионалам, не оставайтесь наедине с проблемой, которую просто не умеете гармонично разрешить. Но при этом также не забывайте опираться на собственное чутье, любовь к своему ребенку и понимание его, как личности.

Читай также
Влияние металлов на здоровье человека: польза и вред, лечение металлотерапией

Почему малыш не хочет ходить на горшок?

Приучение к горшку становится очередной важной вехой на пути взросления ребенка. В один прекрасный день, часто под действием разговоров с другими родителями, мама решает, что пора переводить ребенка на «взрослый» способ мочеиспускания и дефекации. Причем принять это решение и начать на нем настаивать могут родители как 8—9-месячного, так и 3—4-летнего малыша. И, несмотря на такой серьезный возрастной шаг, поведение и отношение родителей к ребенку, который «никак не поймет» или «никак не хочет» делать то, что от него ожидают, будут похожими. Когда попытки уговорить, показать на игрушках, возможно, увлечь собственным примером не дают результата, родители могут начать раздражаться, ругать ребенка, даже наказывать его.

На это давление чаще всего ребенок реагирует отказом подчиняться родителям. При этом ребенок может настаивать на старом привычном способе мочеиспускания, например, в памперс, или «делать свои дела» в штанишки, рядом с горшком, но только не в горшок.

И смех, и грех — мой ребенок (1 год 5 месяцев) взял за правило писать и какать на ковер. Сегодня вообще вынул вещи из комода, выдвинул полку и пописал туда. Что с ним делать — ума не приложу! Говорили с ним и по-доброму, и ругали, и даже шлепали — он только смеется в ответ. На горшок он ходить отказывается: сидит на нем подолгу в штанах, кряхтит, но потом встает и писает в штаны. Купили ему детское сиденье на унитаз — он один раз пописал, сидя на нем, мимо — теперь тоже залезает только, чтобы «поиграть в ка-ка» и покряхтеть. Мокрые штанишки ему, правда, не нравятся — сам снимает и относит в стирку. А если покакает в штанишки — еще одна проблема: пачкает в какашках ручку и показывает мне или бабушке! Ну что с ним делать? Ольга

В самом худшем случае ребенок вообще отказывается писать или какать. У него начинаются запоры, справиться с которыми помогает только клизма, да и то не всегда. Приучение ребенка к горшку становится серьезной проблемой. Причем чем больше усилий предпринимают родители, чтобы добиться ее решения, тем хуже и хуже становится результат.

Моему сыну 2 года 6 месяцев. Отучать от памперсов начали в два года. По-маленькому ходит без проблем в туалет, на травку, — везде. А вот по-большому — проблема. Он ходит в д/с, и там говорят, что он какает на горшок, но не похоже, т. к. ребенок мучается и дома согласен ходить только в памперс и какать стоя. Пытаемся приучить его к горшку или туалету, но это вызывает только отрицательную реакцию и запор! Как вести себя в этой ситуации? Анна

Как правило, сопротивление ребенка является сюрпризом для родителей. Они совершено не понимают его природы. Им кажется, что ребенок специально, нарочно не подчиняется. Они считают, что он может сделать это, что от него хотят, но «из вредности» поступает по-своему. Именно поэтому чаще всего родители и прибегают к наказаниям, чувствуя при этом свою беспомощность, оттого что не могут справиться с малышом.

Почему же ребенок сопротивляется?

* Во-первых, он просто может быть недостаточно взрослым, чтобы сознательно контролировать свои органы мочеиспускания и дефекации. Ведь использование горшка требует от ребенка довольно высокой степени самоконтроля.
* Во-вторых, помимо физиологических, есть и психологические причины. Проще говоря, ребенок должен и мочь, и хотеть пользоваться горшком. Ведь то, что раньше происходило само и без каких-либо усилий с его стороны, должно подвергнуться полной перестройке. Малыш должен научиться управлять сложным внутренним процессом.

Если разложить этот процесс на составляющие, то получится, что ребенок должен научиться:

1. распознавать сигнал к мочеиспусканию, то есть понимать, чего именно ему хочется;
2. сдерживать первичный импульс;
3. осознанно и добровольно искать «подходящие» для этого условия;
4. сознательно «приступать к делу», оказавшись в нужных условиях.

Определить, в каком точно возрасте ребенок становится способен на это, довольно сложно. Здесь могут быть значительные индивидуальные различия. Ясно, что к этому моменту ребенок должен уже достаточно хорошо уметь ходить и управлять своим телом. Чтобы хоть как-то обозначить возрастные рамки, будем считать, что это происходит ближе к двум годам.

Есть примеры, когда мамам удается приучить детей к горшку и в более раннем возрасте*. Но чаще всего это происходит благодаря усилиям мамы, когда она распознает желание ребенка пописать или покакать и вовремя подставляет ему горшок. Ловкость мамы в подобных случаях, конечно, похвальна, но это еще не означает, что ребенок освоил горшок и умеет самостоятельно им пользоваться. Маме еще предстоит «передать ему ответственность» за отправление своих естественных потребностей и, быть может, также столкнуться при этом с некоторыми трудностями.

Таким образом, мы видим, что перед ребенком стоит довольно сложная задача, требующая от него высокой концентрации внимания и сил. При этом, прежде чем научиться пользоваться горшком, ребенку скорее всего придется пережить опыт неудачи. Он, например, может или не распознать призыв к мочеиспусканию, или не успеть добежать до горшка вовремя, даже если будет сильно стараться сделать все «как надо». Его разочарование в себе и своих способностях в этом случае грозит отказом от приобретения нового навыка, это психологически для него проще, чем испытывать по этому поводу сильные негативные эмоции.

А теперь представим, что ко всем этим переживаниям добавляется критика родителей, а то и наказания. И неизвестно, что «бьет» его больнее. Иногда ребенку гораздо проще выдержать шлепки по попе, чем видеть, как расстроены мама и папа его неуспехами. И тогда в лучшем случае он начнет писать не туда или не тогда, когда это требуется. В худшем решит, что с ним, когда он писает или какает, что-то не в порядке и что его все равно будут ругать и стыдить. Чтобы избежать этого, он не станет это делать вообще, во всяком случае, на глазах родителей. Он либо сделает дело втихаря и потом опять же «получит» за это от родителей (а значит, убедится в том, что его опасения были не напрасны), либо будет терпеть до последнего. А это — запор, слабительные, иногда попытки мамы помочь ребенку надавливанием на животик и т. п. Вся эта суета вокруг горшка еще больше пугает и нервирует ребенка.

Таким образом, чаще всего (если ребенку исполнилось 2 года и больше) проблема с приучением к горшку возникает не на уровне физиологии, а на уровне психологии. Ребенок вполне в состоянии распознавать и сдерживать первичный импульс, но вот дальше наступает сбой. Негативные эмоции «убивают» само стремление освоить этот непростой процесс.

Родители должны понимать, что главное — не заставить ребенка пользоваться горшком, чем быстрее, тем лучше, а стимулировать его заинтересованность в результате, добиться его добровольного сотрудничества в этом процессе.

Для этого необходимо:

* забыть про критику, действовать только похвалой, неудачи не замечать;
* создавать мотивацию у ребенка, поощрять его похвалой и даже «призами», причем не только за результат, но и за любую попытку достичь его;
* можно разбить процесс на несколько этапов: первое — научить ребенка предупреждать о своих намерениях (пусть при этом он писает туда, куда ему удобно); второе — научить делать это в одном специальном месте; и только третье — использовать для этого горшок или туалет.

Важно, чтобы начало приучения было наиболее комфортным для ребенка. Не обязательно добиваться использования исключительно горшка. Кто-то из детей сразу отдаст предпочтение туалету (например, с мягким удобным сиденьем), кому-то подойдет тазик или даже коврик в ванной (с которого легко убрать), в крайнем случае памперс (если надевать его на ребенка по его просьбе непосредственно перед мочеиспусканием или дефекацией).

Часто родители считают такой промежуточный этап в процессе приучения ребенка к горшку не своим достижением, а ненужной «уступкой» ребенку. Это ошибочная позиция. Ребенку легче научиться управлять собой постепенно. Каждый маленький успех будет стимулировать его на дальнейшее учение, подталкивать к освоению более сложных «ступеней мастерства». Тем самым нервная система ребенка и его родителей будет защищена от серьезных потрясений, а процесс приучения к горшку будет идти максимально быстро.
Несколько полезных советов-комментариев

* Приучать ребенка к горшку/туалету стоит днем, когда он в сознании и силах. И не приучать, если ребенок болен или возбужден, испытывает какой-то стресс.
* Хорошо, если ребенок играет с горшком, сажает туда игрушки, хотя и не пользуется им сам. Это говорит о том, что он находится в процессе освоения горшка (а вовсе не о том, что он «издевается над родителями»).
* Если ребенок использует горшок/туалет только по какой-то одной надобности — или писает туда, или какает, — это не повод для беспокойства. Надо продолжать поощрять его попытки и спокойно ждать, пока он решится на большее.
* Не огорчайтесь, если ребенок, научившись пользоваться горшком в течение дня, продолжает писаться по ночам в постель. Ночью детям сложнее контролировать свои позывы. Иногда сон столь глубок, что у малыша просто не получается проснуться, чтобы пописать. И эту ситуацию стоит отличать от энуреза и энкопреза — заболеваний, о которых речь пойдет ниже.

Читай также
Динамическая гимнастика для детей: польза и вред, комплекс упражнений, техника безопасности

Бывает так, что ребенок, освоив «правильные навыки», вдруг теряет их, «разучивается». Это уже неблагоприятный симптом, который свидетельствует о том, что в психике ребенка происходят какие-то изменения, мешающие ему нормально контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. Однако это еще не свидетельствует о наличии болезни. Когда же родителям стоит начинать беспокоиться?

Существует несколько определений энуреза. Наиболее простым и понятным можно считать следующее: энурез — ненамеренное мочеиспускание днем и/или ночью ребенком в возрасте шести (!) лет и старше, при отсутствии врожденных или приобретенных дефектов нервной системы или мочевого тракта, происходящее на систематической основе.

Если не брать в расчет чисто медицинские факторы (такие, как заболевания центральной нервной и мочевыводящей систем, а также тяжелые инфекции), то на появление энуреза оказывают влияние следующие неблагоприятные психологические факторы:

Травму чаще всего наносят ссоры и конфликты в семье, которые происходят на глазах ребенка. Болезненно переживаются также изменение состава семьи (например, рождение ее нового члена или смерть близкого родственника), резкое изменение условий жизни ребенка (период адаптации в детском саду или школе, переезд на новое место жительства, длительная разлука с родителями, вызванная, например, тем, что ребенку пришлось лечь в больницу).

Наказания за мокрую постель и другие ошибки родительского поведения

Страх перед наказанием не только не способствует избавлению от недержания мочи, а, как правило, ухудшает ситуацию. Страх сам по себе становится фактором, способствующим появлению и развитию болезни. Педиатры и невропатологи, не говоря уже о детских психологах, подчеркивают, что непроизвольное мочеиспускание в постель является наказанием для ребенка просто по факту случившегося. Чтобы добиться избавления от этого заболевания, важно внушить ребенку, что его дефект носит временный характер и вскоре пройдет.

Примерно те же факторы могут сыграть свою негативную роль и в появлении у ребенка энкопреза — непроизвольной дефекации.

В детской психологии существуют различные методики немедикаментозного лечения энуреза и энкопреза, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Например, методы игровой терапии и арттерапии. Рисуя и играя в игры на тему своих переживаний, ребенок избавляется от внутреннего напряжения, интуитивно ищет пути разрешения своих трудностей.

При этом самый важный компонент лечения — создание для ребенка благоприятных внешних условий. Опыт показывает, что после хорошего отдыха, если нет новых стрессов, энурез и энкопрез (когда нет медицинских осложнений) проходят бесследно.
Ошибки родителей

* Типичная ошибка, которую обычно совершают родители, — стремление к соблюдению жестких временных норм при приучении ребенка к горшку. Причины: нормативы, оставшиеся от старой советской медицинской школы.
* Плохие советчики: врачи «старой закалки» и родственники, воспитывавшие своих детей по их предписаниям; их неготовность пересмотреть свои взгляды.
* Неблагоприятные внешние условия, толкающие маму к совершению ошибок: ощущение, что ее ребенок «отстает» от детей знакомых.

Ошибочные действия: высаживание ребенка на горшок, невзирая на его нежелание, давление на ребенка, обвинения и наказания его за неправильное использование горшка, за грязные штанишки.

Последствия: запоры, страх ребенка перед мочеиспусканием, дефекацией, переживание ребенком своей несостоятельности, неполноценности (особенно если мама ставит ему в пример знакомого ему «хорошего» ребенка, который уже делает то, что у него не получается); испытываемый стресс может влиять на аппетит, сон, давать агрессивные проявления или, наоборот, способствовать замкнутости ребенка.

* принцип добровольности: ребенку предоставляется выбор — использовать горшок или нет;
* спокойное отношение к проблеме использования горшка: поощрение за попытки пользования горшком (похвала, призы) при полном отсутствии критики за «неправильные» действия;
* длительный срок приучения к горшку: каждый ребенок индивидуален, у каждого собственная «скорость» и степень готовности к контролю за своими испражнениями (условием успеха является физиологическая и психологическая готовность ребенка к контролю за процессами отправления своих потребностей).

Чего не стоит делать родителям
Автор: Марина Зажигина

Почему ребенок отказывается ходить на горшок

Приучение малыша к горшку – важный этап, однако нередко молодые мамы, наслушавшись своих подруг или знакомых по детской площадке, начинают торопить события и ускоренными темпами приучать свое чадо к горшку. Вот тогда-то и начинаются проблемы: ребенок отказывается ходить на горшок. Чем это может быть вызвано, и как помочь малышу? – давайте разбираться.

Содержание:

Почему дети отказываются ходить на горшок

В проблеме нежелание признавать горшок часто виноваты родители (фото: www.otvetymamam.ru)

Давайте разберемся, почему дети отказываются ходить на горшок? Основные причины:

  • Физиологическая неготовность. У каждого ребенка развитие происходит индивидуально, поэтому все таблицы и рекомендации составлены педиатрами только приблизительно, без учета физиологических особенностей. В среднем, области мозга, которые отвечают за выделительную систему, формируются только к 1,5 годам — ребенок начинает осознавать приближение выделений и надобность в горшке. Можно постепенно, в игровой форме, подготавливать малыша к горшку и показывать, для чего сей предмет, собственно нужен, но не усаживать насильно.
  • Страх. Навязчивое приучение к новому для ребенка предмету может вызвать отрицательные реакции. Малыш понимает только, что родители принесли непонятный скользкий и холодный предмет и хотят его туда посадить. Часто страх провоцируют родители или воспитатели, которые ругают ребенка за то, что он не попросился в туалет. В итоге, кроха терпит до последнего, лишь бы не идти на горшок.
  • Непонимание. Если вы начали приучать малыша к горшку в раннем возрасте, будьте готовы, что он попросту не понимает, чего от него хотят. Кроха с удовольствием посидит на новом пластиковом стульчике, попоет песенки или поиграет, но пописать или покакать туда не сможет.
  • Стеснительность. Не по возрасту стеснительные и застенчивые дети могут даже в три года отказываться от горшка, если в комнате есть посторонние или, скажем, брат или сестра. Ваша задача – не просто усадить ребенка делать свои дела, но и создать ему уединенную и комфортную обстановку, тогда, возможно, и проблема исчезнет.
  • Болезнь. Если ребенок себя плохо чувствует, у него запор или понос, а вы в это время продолжаете приучать его к горшку, могут возникнуть неприятные ассоциации. Малыш будет бояться подходить к этому предмету: он помнит, что на нем испытывал неприятные ощущения.
  • Антипривычка. Американский врач Бенджамин Спок предложил такой термин «антипривычка» не зря: нередко взрослые, руководствуясь непонятными амбициями или рекомендациями, делают все, чтобы их ребенок скорее стал самостоятельным. Доходит до того, что на горшок усаживают по часам. Ребенок понимает, что от него чего-то ждут, ощущает давление и излишнюю требовательность мамы и папы. Он просто обходит горшок стороной, чтобы как-то разрешить возникшую проблему.

Как приучить ребенка к горшку

Позитивная мотивация поможет малышу быстрее привыкнуть к горшку (фото: www.woman7life.ru)

Как приучить ребенка к горшку, описано ниже.

  • Если ребенок панически боится этого предмета, не давите на малыша и дайте ему время. Будете насильно усаживать на горшок – спровоцируете психологическую травму. Первое время пусть приобретение стоит в комнате, а кроха привыкнет к нему. Разговаривайте с дитем, объясняйте ему, почему и зачем нужно ходить на горшок.
  • Можно предложить малышу вместе сходить в магазин и выбрать горшок, который понравится ему. Пусть изучит его, пощупает, поиграет: если предмет не страшный, то зачем его бояться.
  • Используйте игровые методики: сажайте на горшок игрушки, куклы. «Вот мишка захотел пописать, давай отведем его на горшок». Через пару недель и ребенок захочет последовать примеру.
  • Не ленитесь похвалить малыша (а сначала и игрушку) за проделанную работу. Первые пробные задания можно выполнять после сна или приема пищи – велика вероятность, что ребенок уже хочет в туалет. Если не получилось с первого раза, ничего страшного, не держите кроху на горшке по полчаса, лучше повторите попытку позже.
  • Можно рассказывать сказки вроде: горшочек стоит в углу один, ему очень грустно, когда долго в него не какают и не писают. Если малыш боится горшка, придумайте сказку с такой же проблемой, и помогите главному герою ее решить.

Совет специалиста. Если ребенок перестал ходить на горшок – это выражение протеста или психологическая (физиологическая) проблема. Эту ситуацию нельзя оставлять без внимания.

Полезные советы родителям

В таком деликатном вопросе нужно быть предельно терпеливыми и осторожными (фото: www.soft58.attytv.ru)

Если ваш ребенок не ходит на горшок, возможно, вы выбрали неправильную модель. Удобнее всего анатомические изделия из пластика – они теплее, чем керамика. Горшок должен быть устойчивым, с небольшой спинкой. Агрегаты с музыкой и песенками лучше оставить на полке – для ребенка они станут просто игрушкой. Старайтесь первое время при приучении к горшку прогревать сидение или стелить специальный чехольчик, чтобы малышу не было холодно и дискомфортно.

Бывает, что 2-3-х годовалые дети, прекрасно понимающие, для чего нужен горшок, намеренно от него отказываются. Причин такого поведения несколько:

  • Переезд или смена обстановки (к примеру, посещение детского садика).
  • Кризис трехлетнего возраста (малыш проявляет упрямство всеми доступными способами).
  • Появление в семье брата или сестры (банальная ревность и попытки обратить на себя внимание).
  • Скандалы и размолвки в семье очень негативно отражаются на психике ребенка, так и до энуреза недалеко.
  • Проблемы со здоровьем (болит живот, режутся зубы или поднялась температура) – ребенок капризничает и часто не хочет выполнять даже необходимые действия.

Важно найти и устранить причину отказа, не впадайте в панику и не вините ребенка в неудачах. Психологи категорически запрещают рассказывать знакомым или родным о проблемах и неудачах в присутствии малыша. Дайте себе внутреннюю установку: «У крохи временные трудности, ничего страшного, просто нужно набраться терпения». На языке врачей такое поведение называется «откат», маленький шаг назад в развитии, и это совершенно нормально! Через пару недель ситуация вернется на круги своя, просто чаще общайтесь с крохой, хвалите и поощряйте его.

Если в течение месяца ситуация не изменилась, стоит обратиться к детскому психологу за консультацией.

Смотрите в видео ниже выпуск передачи доктора Комаровского, посвященный этой теме.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector