Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни: зрительные возможности новорожденного и малышей постарше ""

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни: зрительные возможности новорожденного и малышей постарше

Содержание

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни: зрительные возможности новорожденного и малышей постарше

Зрение у новорожденных с первых дней жизни — таблица

Новорожденный совершенно беспомощен, целиком зависит от родителей. Несовершенны все его системы, в том числе зрительная. Как грудничок видит сразу после рождения, и как меняется его зрение к году, расскажет эта статья.

Особенности зрительного аппарата новорождённых

Вокруг периода новорожденности много мифов. Например, люди долгое время верили, что у только рожденного младенца мир перевернут вверх ногами. Так как узнать у самого ребенка, что он чувствует, ощущает невозможно, родители и медики пытались найти объяснение несовершенности зрения грудничка самостоятельно.

Конечно, новорожденный очевидно отличается от взрослого. Все потому, что доношенный до нужного срока внутри материнской утробы после рождения он оказывается неприспособлен к внешнему миру. Детский мышечный каркас не может держать на весу тело, моторика не позволяет взаимодействовать с предметами вокруг, язык не обладает пластичностью для говорения. Зрение новорожденного не дает ничего рассмотреть.

Как видит грудной ребенок

Зрение крохи до года несовершенно. До рождения оно ему не было нужно, потому и не развивалось. Теперь новорожденный только учится им пользоваться, ближе к году ребенок осваивает умение целиком. Для взрослого не понятно, как можно не уметь видеть, но это только потому, что он давно уже выработал эту привычку. Крохе же нужно научиться сосредотачивать взгляд на интересующих предметах, обрабатывать поток информации, поступающий через зрительный канал. Это долгий и сложный процесс.

Зрение в первые дни жизни

Вопреки широко известному мифу про перевернутость, маленький ребенок видит все прямо, только недалеко и без красок. Зрение только рожденного младенца позволяет впервые увидеть мир вокруг серым и расплывчатым. Фокусировать свой взгляд кроха еще не умеет и не различает цвета (для него пока все черно-белое). Мир дальше 20 сантиметров от его глаз вовсе не существует – грудничок в первые дни жизни его не видит.

С возрастом это меняется. Так, зрение ребенка в 1 месяц позволяет на лице мамы, склоненной над малышом, увидеть рот и глаза. В два месяца дальность зрения увеличивается до пары метров. Постепенно появляются краски, развивается умение концентрироваться на определенном предмете.

Новорожденный смотрит на игрушку

Когда у ребенка фокусируется взгляд

Родителей интересует, когда у новорожденных фокусируется взгляд. Ждать этого сразу после родов не следует. Все развивается постепенно:

  • Первые попытки напрячь свое зрение ребенок сделает примерно к первому месяцу своей жизни, но только на предмете или человеке на расстоянии в 20-30 сантиметров от его глаз. Именно тогда младенец начинает различать глаза и рот, самые крупные части родительских лиц, чаще других наклоненных над крохой.
  • К возрасту двух-трех месяцев дальность фокусирования увеличивается до пары метров. Теперь младенец может рассмотреть погремушку, лежащую в шаге от него.
  • К четырем месяца кроха будет замечать еще более далеко расположенные или мелкие детали: заинтересуется картиной на стене или видом из окна.
  • В периоде 7 месяцев-год младенец учится фокусировать взгляд так же, как и взрослый, если нет никаких нарушений в развитии зрительной системы.

Интересно. Когда у новорожденного младенца фокусируется зрение, увиденное он долго и внимательно рассматривает. Так кроха знакомится с миром, учится обрабатывать новый поток информации. Позже, когда его моторика позволит дотронуться, схватить нужный предмет, он будет не только рассматривать его, но и щупать, крутить, облизывать, грызть.

Новорожденный изучает игрушку

Как развивается зрение

Этапы развития зрения у новорожденного можно разделить помесячно. Оно развивается постоянно, как и все системы организма. Значит, непрерывно появляются какие-то новые умения, достижения.

Таблица развития зрения

Все нормы достаточно условны – просчитать такой важный момент, как индивидуальность каждого ребенка, невозможно. Как в среднем развивается умение малыша видеть, показано в таблице ниже.

Нормы развития зрения у новорожденных по месяцам

Новорожденность Зрение характеризуется расплывчатостью, нечеткостью, черно-белыми цветами.
1 месяц Мир становится четче. Младенец начинает различать крупные детали предметов на расстоянии 20-30 сантиметров. Цвета все так же отсутствуют.
2 месяца Развивается фокусирование. Зрение еще черно-белое. Малыш может стараться сконцентрироваться на предмете в паре метров от него, видит еще нечетко. Появляется умение следить за медленно передвигающимся влево-вправо предметом.
3 месяца Четкость изображения улучшается. Начинают различаться цвета, в первую очередь – красный. Появляются попытки скоординировать свои движения с увиденным (например, стремление схватить погремушку, на которую ребенок смотрит).
4 месяца Предметы вдали становятся все более четкими. Начинают появляться остальные краски, улучшается цветовосприятие.
5 месяцев Важная веха – развивается восприятие глубины пространства. То есть теперь малыш будет стараться следить не только за перемещающимися из стороны в сторону предметами, но и за теми, что движутся от него и к нему. Также улучшается четкость зрения вместе с внимательностью. Младенец может увидеть и мелкие детали.
6 месяцев К полугоду цветовосприятие почти сформировано. Грудничок различает все цвета и даже многие их оттенки. Можно начинать знакомство с ними, как предлагают многие педагоги.
7 месяцев Зрение семимесячного младенца уже практически полностью сформировано. Он умеет видеть предметы вдали, отмечает разницу всех цветов, умеет обрабатывать поступающую из визуального канала информацию.
8 месяцев Улучшаются аналитические способности. Люди для ребенка начинают делиться на известных и неизвестных. Малыш внимательно рассматривает лицо взрослого. Осознав, что перед ним незнакомый, кроха может расплакаться. Увидев родителей, он выразит радость.
9-10 месяцев Четкость становится выше, различается все больше оттенков.
11 месяцев Примерно в этом возрасте появляется интерес к наблюдению за постоянными изменениями цветов и форм. Потому многие детки начинают увлеченно следить за происходящим на экране телевизора, планшета, телефона.
12 месяцев Развитие зрения крохи практически завершено.

Проверка зрения у малышей

Так как младенец только развивается, важно уже на этом этапе отслеживать правильность формирования всех систем организма. Если имеется какая-то патология, исправить проблему сейчас будет гораздо проще, чем когда зрение уже сформировано. Именно поэтому грудничкам назначаются плановые походы к врачу-офтальмологу.

Важно! Зрение у новорожденных проверяют только детские специалисты. Взрослый окулист не сможет в полной мере оценить правильность развития зрительного аппарата крохи. Специфика работы именно детского офтальмолога в том, что орган зрения грудничков находится в стадии безостановочного развития.

Самый первый осмотр глаз маленького пациента проводится еще в роддоме. Неонатолог проверяет отсутствие кровоизлияний, целостность сетчатки. Особенно важно это для детей, рожденных раньше срока. На первом приеме у участкового педиатра определяется график дальнейших посещений окулиста. Его назначают в такие сроки:

  1. 1 месяц. Этот прием назначается не всем, а только тем детям, которые имеют для него показания: патологии развития, недоношенность, родовые травмы, а также близких родственников с серьезными проблемами со зрением.
  2. 3 месяца. Плановый прием для всех грудничков. Проводится скиаскопия, смотрится глазное дно. Врач проверит глаза ребенка визуально, кроме того, опросит родителей.
  3. 6 месяцев. Проводятся все те же процедуры, что и в три месяца.
  4. Год. Методы исследования те же.

После года плановые посещения офтальмолога сводятся до раза в год. По необходимости количество приемов может быть увеличено.

У взрослого человека зрение проверяют с помощью специальных таблиц и аппаратов. В случае с грудничками эти методы невозможны. Тогда проверка зрения проводится так:

  • Визуальный осмотр. Позволяет отследить правильность формирования глазных яблок, отсутствие покраснений, воспалений.
  • Проверка способности фиксировать взгляд на статичном и движимом предметах. Применяется не ранее, чем с трех месяцев ребенка.
  • Проводится скиаскопия, то есть определяется острота зрения. В глаза малышу направляется луч света, который пропускается через линзы (врач подносит их к лицу младенца). Цель офтальмолога – отслеживать перемещения тени в зрачке и подобрать ту линзу, при которой тень исчезает. Для новорожденного нормальный показатель – до 0,03, для годовалого – уже 0,3-0,6.
  • Офтальмоскопия – оценка глазного дна. Врач осмотрит глазки младенца с помощью специального приспособления. В это же время оценивается прозрачность хрусталика.
Читай также
Плавание во время беременности поможет сохранить фигуру

Возможные нарушения развития, их причины

Зрение новорожденного может развиваться с патологиями. Они могут появляться по одной из трех причин:

  1. Наследственность. Ребенок попадает в зону риска, если его родители или бабушки, дедушки имеют проблемы с глазами (анамнез собирается по описанию родителей в первый прием у педиатра). Возможные заболевания – глаукома, катаракта, дальтонизм, помутнение роговицы и др.
  2. Врожденные. Могут появиться в период внутриутробного развития из-за негативного влияния на плод (вирусные или хронические болезни матери, отравления и т.д.).
  3. Приобретенные. Появляются уже после родов из-за внешних причин: травм, плохого питания, неправильной гигиены, инфекционных и вирусных заболеваний и пр. Сюда же относятся проблемы из-за недоношенности.

Любая из вышеприведенных проблем может быть найдена как сразу после рождения, так и появиться в течение какого-то времени после него. У малышей из группы риска по генетике или недоношенности именно поэтому плановые приемы у окулиста назначаются чаще. Если в течение года от рождения зрение в норме, риск возникновения патологий в таком случае снижается, но не исчезает до конца.

Профилактика правильного развития зрительного аппарата

Чтобы зрение у младенца развивалось правильно, об этом следует заботиться еще до того, как офтальмолог обнаружит патологии. Известный педиатр Евгений Комаровский рекомендует делать так:

  • Обеспечить достаточную освещенность в детской комнате в периоды бодрствования ребенка. В противном случае цвета он научится определять позже, оттенки различать будет хуже.
  • Игрушки обязательно должны быть крупными и контрастными. Нежные оттенки, так любимые мамами, хуже развивают цветовосприятие малыша. В первом полугодии Евгений Олегович рекомендует больше обращать внимание на зеленые и желтые оттенки, но и остальные цвета должны присутствовать в быту крохи тоже.
  • Популярную игрушку – мобиль вешать следует не прямо над головой грудничка, а чуть в стороне. Первые три месяца любые предметы на расстоянии 40 см над лицом малыш не рассмотрит все равно. Такое близкое расположение может спровоцировать развитие косоглазия.

Правильно расположенный на кроватке мобиль

Другие педиатры и офтальмологи дополняют список Комаровского следующими рекомендациями:

  • Первые два месяца жизни лучше использовать черно-белые игрушки. Когда у новорожденного впервые фокусируется зрение, лучше, чтобы предметы вокруг были максимально контрастными.
  • Избегать направленного в лицо малышу яркого света (за исключением приема у офтальмолога). Это неприятно и создает нагрузку на глазки ребенка. Если речь идет о прогулках летом, в разгар дня, то лучше поднять капюшон коляски так, чтобы тень падала на лицо. При непрямых солнечных лучах (например, вечером) этого можно не делать.
  • Заниматься с новорожденным. Маме рекомендуется почаще склоняться над ним, разговаривать, давая младенцу изучать ее лицо. То же должен делать папа. По мере взросления ребенка подключаются простые игры с погремушкой. К трем-четырем месяцам можно давать светящиеся игрушки.
  • На улице в периоды бодрствования с трех месяцев кроху можно брать на руки, подходить, например, к деревьям, давать рассмотреть их.

Лучшая профилактика правильного развития зрения у новорожденного – внимание родителей к своему чаду, а также соблюдение всех врачебных рекомендаций. В таком случае шанс возникновения у грудничка серьезной патологии существенно снижается.

Видео

Развитие зрительных функций у детей


Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4–6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери. На 7–10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Поле зрения

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Читай также
Лечение ларингита у детей: принципы терапии, применение лекарств и обзор эффективных препаратов

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Зрение у новорожденных: этапы развития

Рождение ребенка важный этап в жизни каждого человека, и у всех новоиспеченных родителей много вопросов о состоянии здоровья своего малыша. Многие родители задаются вопросом о том, какое зрение у их малыша и видит ли он вообще.

Когда появляется зрение у новорожденных?

Формирование зрительного анализатора начинается уже с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности. К моменту родов глаз анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.

Зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:

  • незрелостью сетчатки;
  • незрелостью нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом;
  • незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
  • слабостью цилиарной мышцы;
  • незавершенным развитием глазодвигательных нервов.

Учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. По мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам

Острота зрения и зрительные функции

  • различает только свет и тень — светоощущение;
  • зрачки реагируют на свет;
  • возможно наличие периодического содружественного косоглазия.
  • ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
  • возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
  • периодически может появляться косоглазие.
  • ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
  • предметы двухмерные (ширина и высота);
  • начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги);
  • начинает распознавать цвета: сначала красный;
  • длительно задерживает взгляд на игрушке;
  • пытается следить за движущейся игрушкой;
  • начинает формироваться бинокулярное зрение;
  • может сохраняться периодическое косоглазие.
  • ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
  • изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
  • начинает распознавать разные цвета;
  • задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
  • узнает родителей, видит себя в зеркале;
  • к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.
  • ребенок осваивает дальнее пространство – до 7-8 метров;
  • увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
  • ориентируется в пространстве;
  • малыш способен оценивать расстояние до предметов;
  • видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
  • не должно быть эпизодов косоглазия.

По мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций. Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.

Важно! Если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.

Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так — зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.

Как проверяют зрение у новорожденного?

Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, если же в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста.

Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.

Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование. При офтальмологическом осмотре обращают внимание на следующие особенности:

  • форма и подвижность век;
  • расположение глазного яблока в полости глазницы;
  • симметричность расположения глаз;
  • оценка движения глазных яблок. До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево);
  • определяют наличие косоглазия;
  • оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
  • проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
  • оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.

После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции. Рефракцию определяют следующими способами:

  • скиаскопическое исследование;
  • с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.

Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях. Для этого нужно пристально следить за развитием малыша:

  • смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие;
  • у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.

Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.

Зрение у недоношенных новорожденных

Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.

Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения. Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов.

Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.

Тренировка зрения у новорожденных

Основной стимул для развития зрения — это наличие солнечного света. Поэтому детская комната обязательно должна быть с окном, чтобы пропускать солнечный свет.

Для зрения важно наличие зрительных стимулов – ярких игрушек, на которые ребенок мог бы обратить внимание, а по мере роста – дотянуться до них. С 2-3 месяцев можно показывать картинки для тренировки зрения для новорожденных – контрастные черно-белые рисунки.

Юлия Чернова, врач-офтальмолог, специально для Mirmam.pro

Полезное видео

Развитие зрения у детей различного возраста

Зрение является одной из важнейших функций организма. И в связи с тем, что с каждым годом все больше детей сталкивается с близорукостью, дальнозоркостью и другими нарушениями, родителей все чаще начинает заботить этот вопрос. Им важно разобраться, откуда берется патология и можно ли на это как-то повлиять, пока ребенок еще совсем маленький. Ведь развитие зрения у детей проходит несколько этапов на протяжении всего периода взросления. И следует знать, как можно повлиять на зрение будущего ребенка, пока он еще находится в утробе матери.

Вы уже имели возможность познакомиться с тем, как влияет здоровый сон ребенка на его развитие, а в этой статье мы поговорим о зрении и его улучшении у детей.

Зрение малыша в период его вынашивания

Известно, что зрение развивается у деток еще до момента их рождения. И на правильное функционирование зрительных центров головного мозга будет влиять то, как женщина в период беременности заботится о себе и как она сама подходит к столь важному периоду. Следует во всем прислушиваться наблюдающего врача, выполнять его рекомендации касающиеся питания и режима дня.

Чтобы уже у рожденного малыша не возникло никаких проблем со зрением, женщине надо исключить употребление алкогольных напитков, перестать курить и, конечно, полностью забыть о наркотических веществах. Все эти токсины могут спровоцировать появление серьезных патологий у будущего малыша, в том числе и касающихся зрительной системы. Особенно опасным становится курение. Вдыхаемый дым содержит огромнейшее количество химических соединений, наносящих вред и малышу, и его маме.

Также опасным может стать прием многих лекарственных препаратов в период беременности. Больше всего это касается Аспирина. Употребление такого рода медикаментов ведет к рождению ребенка с очень маленьким весом, что содействует замедленному общему развитию. А это негативно влияет и на нормальное функционирование зрительной системы. Поэтому если в период вынашивания малыша возникает необходимость принимать какие-нибудь лекарственные препараты, то предварительно следует пройти консультацию у своего лечащего врача, который решит, целесообразно ли пить медикаменты, даже если они изготовлены с использованием растительных компонентов.

Зрительные возможности новорожденного

Зрительная система только что рожденного ребенка еще лишь формируется. Поэтому на протяжении нескольких первых недель мелкие детали малышам не видны. Изображение, возникающее перед ними, носит нечеткие очертания. И что интересно, оно в основном содержит серые оттенки. А вот формироваться зрение начинает уже спустя 2 месяца. И в этот период родители должны наблюдать за своим чадом, чтобы заметить нарушения, если они вдруг начнутся.

Все детки появляются на свет с некоторой степенью дальнозоркости. Это обусловлено немного другой формой глазного яблока, нежели у взрослых. Оно меньше в диаметре, и его форма немного сплюснута. Однако в процессе взросления малыша его глаза также растут, и система зрения постепенно приходит в норму. И к 3 годам он должен уже видеть хорошо. Но вот если при рождении количество диоптрий больше, чем должно быть, тогда даже в период взросления дальнозоркость не исчезнет.

Читай также
Грудное вскармливание после кесарева сечения: особенности налаживания лактации и прикладывания

Встречаются и такие случаи, когда глазное яблоко не прекращает свой рост, и тогда развивается миопия. А иногда у новорожденных уже имеется астигматизм. Данная патология изначально, в большинстве случаев, развита слабо и обычно к концу первого года проходит сама по себе. Но вот если астигматизм выявлен в превышении одной диоптрии, тогда и в юношеском возрасте это будет негативно влиять на качество зрительных возможностей. И в этом случае может понадобиться коррекция.

Когда родители сталкиваются с одной из этих патологий у своего чада, им следует сразу обратиться за консультацией к специалисту. Не стоит ждать, пока наступит определенный возраст, чтобы начинать принимать какие-то меры. Ведь промедление может привести не только к существенному снижению зрительных возможностей, но и к развитию некоторых заболеваний глаз. В основном речь идет о косоглазии и амблиопии. И чтобы вовремя заметить имеющиеся нарушения, проверять зрение малыша следует с определенной регулярностью. Необходимо пройти и обследование на зрачок, когда выявляется, широкий он или узкий. Для этого ребенку закапывают препарат Атропин в течение первой недели рождения. Это помогает уже на начальной стадии определить некоторые имеющиеся патологии.

В родильном доме специалист должен обязательно осмотреть глаза ребенка, чтобы сразу исключить наличие катаракты или других врожденных заболеваний. Такие недуги следует лечить на начальном этапе, чтобы потом снизить отрицательное их влияние на процесс развития и формирования детского зрения.

Родителям не стоит в первые недели беспокоиться о том, если их малыш не фокусируется на предметах, приближенных к его лицу. Дело в том, что это считается нормой. Ребенку потребуется время, чтобы научиться это делать. Но чтобы помочь ему, специалисты не рекомендуют родителям в первый месяц резко и кардинально менять свою внешность. Также стоит знать, что глазки ребенка не очень чувствительны к яркому свету. Поэтому ночью в его комнате можно спокойно оставлять включенный ночник.

Что касается различия цветов, то постепенно новорожденный их тоже начинает отличать между собой. Серость исчезает. Однако проблема может возникнуть с фиолетовым и синим цветами, так как они для детского восприятия даются с трудом. Но в последующем это проходит. И чтобы на ранних этапах стимулировать детское зрение, мамы и папы могут чаще использовать предметы и игрушки ярких цветов, надевать контрастные вещи и знакомить свое чадо с вещами разнообразных форм. Эти же рекомендации касаются и оформления комнаты, а также спального места ребенка.

Развитие зрения у детей в 2 и 3 месяца

Начиная с 5 недели, с детским зрением происходят изменения. Именно в такой период его острота усиливается. Младенец учится неотрывно вести свой взгляд за предметами, которые двигаются возле него. Поэтому ручка малыша постоянно тянется за игрушкой, которая маячит возле лица либо висит сбоку кроватки. Родители могут заметить, что их чадо начинает поворачивать голову, пытаясь перевести взгляд с одного интересного предмета на другой. В этот же период глазки приобретают чувствительность к свету.

В 2 и 3 месяца специалисты советуют мамам и папам каждый день знакомить ребенка с новыми предметами и объектами, которые будут отличаться размером, расцветкой и формой. Очень полезно, если часто будет меняться расположение самой кроватки. Можно брать малыша на руки и медленно ходить с ним по комнате, чтобы он визуально знакомился с интерьером и с окружающим миром. Это все поможет стимулировать зрение. При этом следует разговаривать с ним и рассказывать ему о новых вещах. В течение дня нужно обязательно выкладывать младенца на живот, что позволит ему получать первый не только двигательный, но и зрительный опыт. А к концу третьего месяца следует нанести визит офтальмологу, чтобы исключить имеющиеся нарушения.

Ближе к четвертому месяцу родители могут заметить, что их ребенок пытается схватить солнечный блик на своем одеяле либо потрогать цветочный орнамент на маминой одежде. И это говорит о хорошем развитии его зрительной системы. В такие моменты он учится оценивать расстояние до понравившихся предметов и их объемность. Детки знакомятся с понятием плоскости.

Зрение в период с 4 по 6 месяц

Когда малышу исполняется 6 месяцев, его головной мозг проходит свой этап формирования, особенно в части активизации зрительного центра. Он начинает более четко видеть окружающее пространство с мельчайшими деталями и предметами. Само движение глаза меняет свою скорость и становится быстрым. Ребенок уже с полной точностью наблюдает за игрушками и родителями, которые передвигаются по комнате.
Острота зрения малыша тоже к этому времени сильно улучшается. Он уже умеет различать все присутствующие в комнате цвета. Родители могут определить координацию ребенка. Она прямо прослеживается между глазами и действием его рук. Это позволяет деткам в свои 6 месяцев быстро находить нужные игрушки или вещи, брать их в ладошки и направлять, например, в рот. И конец 6 месяца тоже является тем рубежом, когда снова надо будет посетить офтальмолога.

7 и 12 месяц в отношении детского зрения

В этот возрастной период дети должны научиться абсолютно точно координировать свое зрение со всеми движениями, которое делает их тело. Это позволит им правильно визуально оценивать расстояние до предполагаемого объекта. В итоге малыш уже более быстро и точно хватает лежачий перед ним предмет, а также умеет бросать его по направлению к маме или папе.

В этот период родители должны быть крайне внимательными. Дело в том, что ребенок начинает очень активно исследовать весь окружающий мир. Из-за этого некоторые детки сталкиваются с травмами глаз. Чтобы избежать этого и развить координацию своего чада, можно попробовать использовать различные игры, где требуется соизмерять скорость и расстояние, а также фокусировать свое зрение.

Чтобы родителям самостоятельно понять об отсутствии проблем с развитием зрительной системы, они должны понаблюдать за своим малышом. Он должен уже уметь различать самые мелкие и крупные игрушки, видеть миниатюрные детали, а также замечать и реагировать на перемещение фигурок.

Когда ребенку исполнится год, родители снова должны нанести визит офтальмологу. В этот период взросления врач может обнаружить имеющиеся нарушения, которые в последующем будут оказывать свое негативное влияние на развитие зрения у детей. В первую очередь это касается деток, входящих в зону риска, например, у которых один или сразу оба родителя столкнулись с нарушениями зрения. Также если ребенок был рожденным недоношенным и с очень маленьким весом, а еще, если кто-то из близких родственников болеет таким заболеванием, как глаукома.

Развитие зрения у детей перед школой

Самим родителям очень сложно вовремя заметить и определить нарушения, которые имеются у их ребенка с органами зрения. Поэтому обязательно посетить специалиста надо будет в 3 года, в 5 лет и перед походом в школу (6-7 лет). Такой профилактический осмотр позволит выявить уже имеющиеся проблемы.

Ранее мы писали про средство Биокулист для решения проблем со зрением. Особенно если это касается развития дальнозоркости или близорукости. Иногда в таком возрасте дети сталкиваются с такими недугами, как амблиопия и косоглазие. К их терапии нужно приступать на ранних стадиях, так как потом могут возникнуть определенные трудности.

Помимо этого, мамы и папы должны постараться сохранить хорошее зрение своего ребенка. Поэтому нельзя разрешать ему долго смотреть мультики по телевизору или компьютеру. Не стоит ему в ранние годы давать планшет. Его детки обычно достаточно близко держат возле глаз, что постепенно приводит к снижению зрительных возможностей. Также нельзя позволять ребенку смотреть телевизор в лежащем положении и при полном отсутствии света. Во время такого просмотра на зрительную систему оказывается колоссальная нагрузка, что приводит к нарушениям глазного давления и к изменению структуры хрусталика. Выполняя все эти несложные рекомендации, родители смогут помочь своему ребенку сохранить четкость зрения.

А еще специалисты советуют приучить своего малыша регулярно делать гимнастику для глаз, особенно если на них оказывалась нагрузка. Это могут быть вращения в обе стороны, резкое закрытие и открытие глаз. Родители должны быть бдительными до того момента, пока ребенок пойдет в школу. И если он жалуется на жжение и усталость глазок, белок при этом заметно краснеет, либо малыш рассказывает о том, что видеть он стал хуже, тогда откладывать визит к врачу не стоит. Заболевания глаз имеют свойство прогрессировать, поэтому их лучше выявлять и лечить на самих ранних этапах.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
"
×
×
"
Adblock
detector