Развитие речи у детей 2 – 3 лет: возрастные нормы, занятия и игры для тренировки дикции

Развитие речи у детей 2 – 3 лет: возрастные нормы, занятия и игры для тренировки дикции

Содержание

Развитие речи у детей 2 – 3 лет: возрастные нормы, занятия и игры для тренировки дикции

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;

На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

Надувать мыльные пузыри;

Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.

«Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке « Стихи-болтушки » ( Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
  • 7. Чтение книг

    Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

    Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

    8. Сюжетно-ролевые игры

    Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

    Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

    9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

    Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

    Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

    Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

    10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

    Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

    Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

    Читай также
    Содержание витаминов в продуктах питания: памятка для родителей

    Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

    Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» ( Ozon , My-shop ). О нем я уже немного писала раньше здесь.

    На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

    На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

    Упражнения для развития речи 2-3 года

    Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи — всё это формирует речевое мышление.

    1 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (С КАРТИНКАМИ)

    Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.

    «Вкуснятина»
    Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.

    «Качели»
    Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).

    «Рыбка»
    Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.

    «Лошадка»
    Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

    «Лопаточка»
    Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 секунд.

    «Иголка»
    Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше. Выполнятьупражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

    «Блюдце»
    Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

    «Маляр»
    Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.

    «Часики»
    Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.

    «Ириска»
    Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.
    Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.

    «Чистые зубки»
    Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык дол­жен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.

    2 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

    «Одуванчик»
    Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

    «Звоночек»
    Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на «звонок», одновременно произнося «рь-рь-рь». Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.

    «Свеча»
    Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.

    «Колдун»
    Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое «заклинание»: «Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!» Следите за артикуляцией ребёнка.

    «Шарик»
    Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны «выпустить из него воздух», одновременно произнеся «с-с-с…» и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно «с-с-с…» и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.

    «Лягушонок»
    Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернет носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка («ква-ква»). Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.

    3 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

    Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка. В этом возрасте пальчиковые игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша. Дети 2-3 лет могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе с вами.

    «Пароход»
    Пароход плывёт по речке,
    Из трубы дымят колечки.
    (Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — «пароход», подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — «прокладывает курс».)

    «Котик»
    Есть у котика на лапках
    Очень острые царапки.
    (Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)

    «Пальчики»
    Пальчик пальчикам сказал,
    Что поехал на вокзал.
    Чтобы встретить остальных,
    Чтобы было десять их.
    (Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)

    «Теремок»
    На поляне теремок,
    (Соединить ладони «домиком».)
    Дверь закрыта на замок,
    (Сомкнуть пальцы в «замок».)
    Из трубы идёт дымок.
    (Сомкнуть пальцы в «колечки».)
    Вокруг терема забор,
    (Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
    Чтобы не забрался вор.
    (Пощёлкать пальцами.)
    Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
    (Кулачком постучать по ладони.)
    Открывайте, я ваш друг!
    (Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

    Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным)
    Второй в пластилине (большой со средним)
    Третий в шоколаде (большой с безымянным)
    Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком)
    Склеились пальчики. (сложить все пальчики в щепоть)
    Расклеились. (раскрыть широко ладошку)
    Кошка на ладошке

    Возьмите ручку малыша и приговаривайте, водя своим указательным пальцем по ладошке.
    По ладошке по дорожке,
    Ходит маленькая кошка.
    В маленькие лапки
    Спрятала царапки.
    Если вдруг захочет
    Коготки поточит.
    Цап-царап (пощекотать ладошку)

    4 ПОТЕШКИ

    Сова-совушка, сова,
    Большая голова.
    На колу сидела,
    На луну глядела,
    Глазами блестела.
    Глазоньки хлоп-хлоп,
    Лапочки топ-топ.
    И — полетела!

    Птички сели на лужок,
    А котята — в уголок.
    Сели-посидели,
    Песенки запели.
    Прибежала кошка-мать,
    Домой деток стала звать.
    Птички песню спели,
    К деткам улетели.

    Наши ручки в мыле были,
    Мы посуду с мамой мыли.
    Мы посуду вытирали,
    Нашей маме помогали.

    Как у нашего кота
    Шубка очень хороша.
    Как у котика усы
    Удивительной красы.
    Глаза смелые,
    Зубки белые.

    Баиньки-баиньки,
    Купим сыну валенки.
    Наденем на ноженьки,
    Пустим по дороженьке.
    Будет наш сынок ходить,
    Новы валенки носить.

    Идёт коза рогатая,
    Идёт коза бодатая.
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп
    «Кто каши не ест,
    Кто молока не пьёт,
    Того забодаю,
    Забодаю, забодаю!»

    Упражнение «Бегемотик» . Максимально широко открываем рот. Закрываем рот.

    Упражнение «Поцелуй маму» . Вытягиваем губы трубочкой.

    Упражнение «Покажи зубки» . Растягиваем губы в улыбке.

    Упражнение «Прогулка» .Движение языка вперед-назад, вправо-влево.

    Упражнение «Надуй щеки» . Поочередно надуваем и втягиваем щеки- «Щеки толстые-худые»

    Упражнение «Язычок гуляет»

    Язычок пошел гулять. (Широкий расслабленный язык на нижней губе.)

    В домик спрятался опять. (Язык за нижними зубами.)

    Упражнение «Птенчики» . Малыш широко открывает рот(беззвучно). Взрослый кладет ему на кончик языка витаминку. Ребенок произносит :“ Ам»

    Кушать птенчики хотят,

    Маму ждут, но не шумят,

    Мама зёрнышко несет!

    Открывай пошире рот!

    Упражнение «Улыбка» . Улыбаемся (без напряжения), показываем верхние и нижние зубы.

    Улыбнулись губки, показались зубки.

    Губы улыбнулись, к ушкам потянулись.

    Упражнение «Шарик». Используются шарики разного размера. Помещаем шарик между губами, округляем губы и выдвигаем вперед :

    Шарик губками возьми,

    «О-о-о» тихонько потяни.

    Упражнение «Мишка». Используются игрушечный медведь. Взрослый и ребенок встают на четвереньки. Эта поза помагает выведению языка в передние отделы полости рта, снятию напряжения в области корня языка. Положение полуоткрытых губ в виде овала.

    «Э-э-э», -как мишка вы пропойте ,

    Ротик широко откройте.

    Упражнение «Слоник» . Ребенок вместе со взрослым повторяет упражнение «Поцелуй маму» и произносит «У-у-у-у-у».

    На слоненка погляжу ,

    Губы трубочкой сложу.

    Упражнение «Зайка» . Нижняя губа касается верхних зубов, верхняя-слегка приподнята. Обращаем внимание ребенка на то, что в «заборчике»между губой и зубами остается узкая щель, посередине которой проходит воздушная струя. Чтобы ее почувствовать, используется тактильный контроль- ко рту ребенка подносится ладонь взрослого и малыша.

    Ушки — на макушке,

    А зубки — на губке:

    Упражнение «Ветер» .Выполняется аналогично упражнению «Зайка» с использованием голоса.

    Сильный ветер налетел,

    Голосок у нас запел.

    Ручку к шейки прижимай,

    Голосочек подключай: в-в-в-в-в-в!

    Упражнение «Рыбка». Ребенок беззвучно размыкает, а затем плотно, плотно, но без напряжения смыкает губы:

    Открывает рыбка рот,

    Да не слышно, что поет.

    Воздух в носик набирайся,

    «П»сквозь губы прорывайся!

    Упражнение «Голосок» . Выполняется аналогично упражнению «Рыбка» с использованием голоса. Если озвончание звука [ П ] идет трудно, необходимо подключить тактильный контроль, приложив ручку ребенка к гортани взрослого, чтобы он ощутил, как дрожит горло( «домик» голоса).

    “ Б» легко произнести,

    Баю куколку мою!

    Упражнение “ Язычок». (Стучим кончиком языка за верхними зубами.)

    Кто же так стучит — тук, тук?

    Язычок, наш верный друг.

    Упражнение «Строим дом». Ребенок легко ударяет кончиком языка за верхними зубами, как в упражнении «Язычок», но выполняет это с голосом. Чтобы почувствовать работу голоса, используем тактильный контроль-прикладываем к горлу тыльную сторону ладони.

    Мы построить дом хотим.

    Работу язычкам дадим .

    Молоточки мы возьмем,

    Дружно гвоздики забьем .

    «Д» легко произнеси,

    Голосок свой подключи!

    Упражнение «Корова». Произносить звук [ М ], используя тактильный контроль. Взрослый произносит: «М-м-м-м-м-м-м-м-м», при этом тыльная сторона ладони ребенка подносится к губам взрослого — ребенок должен ощутить дрожжание губ, затем это же проверять у себя.

    «Му-му-му,- мычит корова.-

    Забодаю Таню с Вовой».

    Упражнение «Тёплый ветерок». Выдыхаем теплый воздух на ладони, при этом произносим звук [Х]. И c пользуем тактильный контроль -ребенок тыльной стороной ладони должен ощутить тёплую выдыхаемую струю сначала у взрослого, затем у себя.

    Теплый воздух выдыхай,

    Свои ручки согревай!

    Упражнение «Язычок отдыхает». Улыбаясь, ребенок приоткрывает рот и выводит широкий кончик языка на нижнюю губу, боковые края языка должны касаться уголков рта.

    Язычок наш загорает.

    Лежит, спокойно отдыхает

    И тихонько напевает: «И-и-и» .

    Упражнение «Насос». Обращаем внимание ребенка на то, что свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминают звук [С]. Малыш должен почувствовать холодную струю воздуха, используя тыльную сторону ладони.

    Как разговорить язычок: методика и примеры упражнений для развития речи у детей 2—3 лет

    Дети в возрасте 2—3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Она меняется буквально каждый месяц: ребенок начинает говорить цельными конструкциями, разучивает новые слова, все четче выговаривает звуки. На этом этапе родителям важно контролировать соответствие речи ребенка возрастной норме и в случае проблем решать их самостоятельно или обратиться к специалисту.

    Возрастные нормы развития речи в 2—3 года

    Каждому возрасту соответствует свой словарный запас, определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей. Так, первые слова малыш лепечет в возрасте около года. Сначала они невнятные, но со временем все больше обретают четкость. К 2—3 годам уже формируется основная речевая база, поэтому с самого рождения и до 3 лет нужно уделять особое внимание развитию речи малыша.

    Нормы речи у детей 2—3 лет:

    1. Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
    2. Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.
    3. Малыш называет размер предмета (большой — маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), качество (плохой — хороший).
    4. В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
    5. Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
    6. Малыш понимает обращение к нему взрослого.
    7. Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
    8. Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.
    9. Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.
    Читай также
    Ощущения ребенка во время беременности и связь с матерью

    Общение с родителями и близкими — это основной источник информации для ребенка. Он неосознанно копирует тех, с кем находится рядом.

    Совет
    В возрасте 2—3 лет у малыша усиливается внимательность, он начинает прислушиваться к речи окружающих. Дети очень чувствительны к нормам языка, поэтому важно говорить с ними правильно: четко выговаривать звуки, не «сюсюкать», употреблять понятные слова, не торопиться, говорить с выражением.

    Как развивать речь: игры, упражнения и общение

    Развитие речи 2—3-летних детей во многом зависит от того, сколько времени уделяют этому родители.

    Несколько правил, которые нужно изучить прежде, чем приступить к занятиям:

    1. Нужно начинать общение с ребенком как можно раньше, даже когда он еще не родился.
    2. Во время игр и упражнений на малыша нужно смотреть. Зрительный контакт является обязательным условием эмоциональной стабильности малыша.
    3. Ребенок должен видеть, как двигаются мышцы лица мамы или папы, когда они с ним говорят. Так он быстрее сопоставит определенные движения со звуками. Во время занятий полезно находиться перед зеркалом, чтобы видеть все движения лица.
    4. Чем больше повторений, тем лучше. В младшем возрасте придется повторять по десять, а то и по двадцать раз, чтобы малыш лучше запомнил. Это нормально, поэтому родителям нужно набраться терпения.
    5. Чем четче, медленнее и громче будут говориться слова, тем быстрее и точнее малыш сможет их повторить.
    6. Любая попытка говорить должна поощряться, даже самая неумелая и неразборчивая.
    7. И, конечно, нельзя ругаться, если что-то не получается. Со временем обязательно получится, но от излишней эмоциональности родителей у малыша могут возникнуть дополнительные трудности.
    8. Занятия должны проводиться ежедневно, но не нужно переутомлять малыша. Достаточно 10—20 минут в день, разбитых на несколько коротких уроков.
    9. Чем больше вы читаете малышу, тем быстрее пополняется его словарный запас. Выразительное чтение поможет понимать сложные конструкции.
    10. Необходимо учитывать темперамент ребенка. При высоком интеллектуальном развитии малыш просто может быть молчуном.
    1. Чтобы расширить словарный запас, удобно изучать слова по обобщающим темам: фрукты, одежда, животные, игрушки и т.д. Родитель четко называет предмет и предлагает повторить его название. Полезно подключать определения, например, мяч зеленый, кубик желтый. Хорошо, если дополнительные слова будут подчеркивать принадлежность предметов к роду или числу. Так ребенок быстрее начнет улавливать разницу. Пример: кукла большая — мяч большой, груша желтая — кубик желтый.
    2. Сначала родитель называет предмет, а потом эта роль передается ребенку. Нужно лишь указать на предмет и спросить, что это. Любой ответ нужно поощрять, если малыш ошибся, то мягко поправить его.
    3. Загадывайте малышу загадки. Хорошо, если ответ будет рифмоваться. Примеры загадок: «Иго-го! — кричит ребенок, значит это … (жеребенок)». Или: «Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей)». Другие загадки: «Апельсины и бананы очень любит … (обезьяна)». «Он мурлычет и поет. Угадали? Это … (кот)».
    4. Читайте ребенку простые стихи и просите его закончить фразу. После нескольких прочтений он запомнит последние слова.
    5. Для самых маленьких: мама произносит первую часть слова, а сынок или дочка его заканчивает. Так учатся слова из 2—3 слогов: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га и т.д.
    6. Пусть малыш определит уменьшительную форму предмета. Например, взрослый задает вопрос: «Как зовут ребенка кошки?» Малыш отвечает: «Котенок». И так далее: щенок, цыпленок, утенок, слоненок.
    7. Для развития воображения полезно задавать такие вопросы: зачем нужна вода? ложка? стакан? Пусть малыш пофантазирует.

    Наиболее эффективными являются те занятия, которые проводятся в игровой форме. Ребенок чувствует себя расслабленно, ему интересно выполнять веселые и активные задания. Игры для развития речи детей возраста 2—3 лет:

    1. Имитация звуков животных, птиц, предметов. Нужно предложить ребенку изобразить самые простые звуки: пчелы, коровы, кошки, собаки, петуха, паровоза и т.д.
    2. Пусть малыш угадает звук. Поиграйте с ним так: изобразите какое-нибудь животное, а он пусть догадается, кому или чему принадлежит такой голос.
    3. Если в доме есть игрушки в виде зверей, сделайте инсценировки с ними.
    4. Хорошее упражнение для голоса: устройте соревнование, кто дольше продержит звук «ааа», «ууу» и другие.
    5. Игра на внимательность: разложите предметы на столе и дайте малышу запомнить их. Потом попросите его зажмуриться и уберите один предмет. Пусть он догадается, чего не хватает. Начинайте с 2—3 предметов, постепенно увеличивая их число. Можно играть наоборот: добавлять новый предмет и просить малыша выяснить, что появилось на столе.
    6. Еще одна игра на внимательность: попросите чадо запомнить, что на вас надето, выйдите из комнаты, добавьте один предмет (шапку, платок, очки) и вернитесь. Малыш должен понять, что изменилось.

    Совет
    Ребенку будет интересно и полезно поменяться с родителями. Пусть он возьмет на себя главную роль: загадает загадку, задаст вопрос, спрячет предмет или переоденется.

    Не стоит обходить вниманием зарядку языка и губ. Полезной будет общая гимнастика для развития мышц лица:

    1. Вытянуть губы трубочкой.
    2. Растянуть рот в улыбке.
    3. Улыбнуться, показав зубы.
    4. Пусть ребенок просто покорчит смешные рожицы перед зеркалом.

    Совет
    Если малыш не может дать ответ на загадку, дайте ему немного подумать, а затем четко назовите правильный ответ. Со временем он запомнит его.

    Чем полезны пальчиковые игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества

    Педиатры всегда рекомендуют родителям массировать ручки малыша, а когда он подрастет, играть с ним в пальчиковые игры. Дело в том, что упражнения на руки будут стимулировать те области головного мозга, которые отвечают за речь. Чем гибче ручки малыша, тем быстрее он начинает произносить внятные слова, быстрее учит новые, конструирует предложения, реагирует на речь взрослых.

    Игры могут начинаться с обычного массажа, растирания, постукивания. В 2—3 года с ребенком можно поиграть в потешки. Родитель рассказывает стишок, а в это время ребенок выполняет какие-либо действия руками. Самые популярные игры-потешки: «Ладушки», «Мы делили апельсин».

    На мелкую моторику заметно влияют такие виды деятельности, как рисование, лепка из пластилина, вырезание из бумаги и т.д. Давайте малышу простые задания: нарисовать шарик, солнце, тучку, цветок. Расскажите сказку и нарисуйте вместе ее главного героя. Контакт с мелкими предметами тоже помогает развить речь. Пусть ребенок берет в ручки пуговицы, бусины, карандаши, учится сам завязывать шнурки.

    Рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику. Она насыщает детский организм кислородом, заряжает энергией. Дети, которые правильно дышат, активнее двигаются, лучше соображают, а значит, стремительнее развиваются, в том числе и в речи. Дыхательную гимнастику тоже выполняют в форме игры. Всем детям нравится надувать мыльные пузыри и шарики. На праздничном торте установите свечи: пусть малыш попробует их задуть, загадав желание.

    Какие могут быть использованы игрушки, книги и пособия для развития речи

    В помощь родителям есть специальные пособия, которые ускорят речевое развитие малыша. Чаще всего это карточки с картинками. Очень полезно сопровождать занятия изображениями предметов. Глядя на карточку, ребенок сначала назовет то, что изображено на ней. Потом можно вместе придумать небольшую историю про это животное или предмет.

    Развивают детей кубики, пазлы, игрушки, конструкторы, в том числе, «Лего». Начинать нужно от 3—4 частей, с возрастом увеличивая их количество. Игрушки обязательно включаются в развивающие игры. Самый удобный предмет — мяч. Любимая детская игра — «Съедобное — несъедобное» невозможна без этого предмета. Пусть ребенок ловит мяч, когда вы называете то, что съедобно, и отбивает его в противоположном случае.

    Другие игры с мячом:

    1. Мама бросает мяч и называет букву. Ребенок ловит его, придумывает слово на названую букву, произносит его и бросает мяч маме.
    2. С детьми постарше попробуйте поиграть в антонимы. Мама бросает мяч и называет слово, а ребенок придумывает противоположное: день — ночь, свет — тень, быстро — медленно, черный — белый и т.д.

    В занятия нужно включать прослушивание звуков. Хорошо, если есть возможность сводить ребенка в зоопарк.

    Полезные книги для развития речи:

    1. Е. Янушко «Развитие речи у детей 1—3 лет».
    2. С. Батяева, Е. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
    3. Л. Смирнова «Развитие речи у детей 2—3 лет».
    4. А. Астахова «Моя первая книга».
    5. О. Жукова «Первый учебник малыша».
    6. Все книги с народными сказками и картинками, азбука.

    Сложности с речевым развитием: как определить

    Все дети разные: кто-то к трем годам строит предложения, а кто-то использует небольшое количество слов. Любые нормы развития условны, речевые навыки напрямую зависят от темперамента ребенка и его потребностей. Некоторым детям достаточно назвать предмет, чтобы получить его, поэтому они не используют сложные конструкции.

    Иногда можно самостоятельно определить, что у ребенка задержка в развитии речи по ряду признаков. Некоторые из них очевидны:

    1. Сильно ограниченное количество используемых слов.
    2. Ребенку трудно ответить на простые вопросы.
    3. Ему сложно повторить за взрослым предложение из 4—5 слов.
    4. При произношении некоторых звуков заметно напрягается часть лица.
    5. Частая замена слогов и звуков в словах.
    6. Малыш не понимает смысла стишков, сказок.
    7. Ему трудно даются интеллектуальные игры, соответствующие возрасту. Например, не получается собрать кубики или картинки, где более 4 частей.
    8. Ребенок говорит слишком быстро.
    9. Ребенок отказывается говорить.

    Причинами отставания в развитии могут быть как физические особенности, так и недостаток внимания со стороны родителей. Во втором случае это легко исправить. Существует масса развивающих игр, упражнений, стихов. В любом случае, ребенка нужно показать логопеду и неврологу, чтобы выяснить, нет ли дефектов строения речевого аппарата или проблем головного мозга.

    Что делать, если ребенок не говорит

    Когда возникает такая проблема, многие родители начинают бить тревогу. Прежде чем делать выводы, нужно показать ребенка специалисту — логопеду, а иногда и неврологу. Среди возможных проблем, мешающих заговорить, могут оказаться дефект прикуса, неврологические патологии, проблемы со слухом. Логопед должен определить задержку речи уже на ранней стадии, чем раньше начнется коррекция, тем успешней и легче она пройдет. Можно показывать ребенка специалисту уже в 2—3 года. Занятия по развитию речи необязательно будут включать в себя тренировку дикции. Они могут быть направлены на решение проблем со слухом, внимательностью, расширение словарного запаса.

    Развитие речевых навыков до 3 лет — важный этап в формировании личности ребенка. Чем раньше малыш сможет выражать свои потребности, тем проще ему будет найти общий язык со сверстниками. Дети, с которыми родители активно занимались, более эмоциональны, рано начинают проявлять интерес к окружающим предметам, творчески развиваются. Даже если у малыша нет признаков отставания в развитии, домашние занятия и игры будут не менее важны.

    Читай также
    Лечение бронхиальной астмы у детей: медикаментозная и безлекарственная терапия, профилактика заболевания

    Развитие речи у малышей 2-3 лет

    Развитие речи − сложный процесс, согласно исследованиям, ребенок воспринимает звуки, шум и голоса, еще находясь в утробе матери, и реагирует на них. Речь формируется у детей с самого их рождения. Первое, что ребенок использует,− это крик, который в первые дни после появления на свет малыша является неосознанным. С помощью него первоначально активируется только физиологический рефлекс дыхательных и голосовых органов. Все новорожденные кричат, даже те, кто родился с нарушенным слухом. Позже крик становится сигналом различных неприятных ощущений, кроме того, это и дальше позволяет тренировать дыхательные и голосовые пути.

    Процесс становления речи у детей наиболее активно проходит в период раннего детства, а именно, с двух до трех лет. Если говорить о нормах развития речи у детей 2-3 лет в РФ, то можно отметить, что они совпадают с общемировыми данными в той или иной степени.

    Общемировые нормы развития речи в данном возрасте

    Между первым и вторым годом жизни словарный запас, включающий в себя имена людей, названия животных, предметов и видов деятельности (то есть большинство простых существительных и основных глаголов), значительно увеличивается. Параллельно наблюдается быстрое развитие физических способностей. При этом совершенствуется способность ходить и производить различные манипуляции с помощью игрушек и других предметов, что оказывает большое влияние на интеллектуальное развитие в целом, в частности, и на формирование правильной речи.

    Между вторым и третьим годами жизни у ребенка формируется базовый словарный запас выражений, благодаря которым он может общаться.

    К концу второго года жизни дети начинают использовать свою речь в соответствии с грамматическими принципами. Этот период является наиболее интересным и важным.
    Развитие речи значительно ускоряет развитие мышления, что в свою очередь существенно влияет на формирование и других способностей и познавательных психических функций.

    Нормы речевого развития в возрасте от 2 до 2,5 лет

    В два-три года активно формируются коммуникативные навыки, расширяется словарный запас, образуется фразовая речь и происходит переход к простому предложению. В первую половину этого года речь ребенка характеризуется следующими показателями:

    • Малыш оперирует простыми короткими предложениями из двух-трех слов. В два года дети еще не всегда грамматически правильно строят свою речь, иногда путают прошедшее время с будущим (вместо «я вчера ходил» говорит «я завтра пошел» и т. д.), часто путают притяжательные местоимения, когда говорят о родителях (например, «моя папа, мой мама»).
    • Использует свое собственное имя, то есть не просто различает, если его зовут по имени, но и сам себя так называет, может говорить иногда о себе в третьем лице (вместо «я играл» говорит « Миша играл»).
    • Показывает одинаковые картинки, называет, что на них изображено.
    • Различает мелодию, узнает песню, может «подпевать».
    • Часто использует отрицательные предложения из нескольких слов, такие как «Я не хочу».

    Речь ребенка в 2,5-3 года

    От 2,5 до 3 лет для речи ребенка характерно следующее:

    • За каждый месяц в течение этого полугодия усваивается в норме около 50 новых слов.
    • Предложения состоят из трех-четырех слов.
    • Дети в этом возрасте могут называть полностью свое имя, возраст и пол.
    • В речи активизируются местоимения (я, ты, он, она, они) и несколько слов во множественном числе (автомобили, собаки, кошки).
    • Ребенок в период с 2,5 до 3 лет является увлеченным наблюдателем, он подражает взрослым, может даже слово в слово повторять сказанное родителями во время их беседы по телефону. Удивительно, что часто дети даже держат телефон точно так же, как мама или папа: в том же положении ставят голову, разговаривают с похожей интонацией. Это объясняется тем, что близкие взрослые представляют для них основную модель поведения.
    • Речь становится внятной, более понятной и целостной.
    • В этот период дети часто разговаривают сами с собой или с игрушками.
    • Формируется понимание некоторые простых предлогов (в, под, на).
    • Ребенок выполняет верно несложные поручения, пока что только поэтапно.
    • Правильно воспринимает простые временные понятия, такие как вчера и завтра.
    • В раннем дошкольном возрасте малыши любят повторять одни и те же сказки, слушать их, задавать вопросы. В это время дети еще воспринимают все «за чистую монету» и отождествляют себя с главными героями.
    • На вопрос «Кто ты?» отвечает «Я – мальчик/девочка», то есть появляется определение себя к гендерной принадлежности.
    • На вопросы часто отвечает, начиная со слова «где».

    Отклонения в развитии речи

    Когда ребенок находится в раннем возрасте, родителям бывает сложно заметить какие-либо нарушения в его речи, однако, тревогу стоит бить, если:

    1. На протяжении всех месяцев с двух до трех лет словарный запас малыша не развивался, либо пополнился всего несколькими словами.
    2. Ребенок не понимает обращенную к нему речь (предпосылки для сенсорной алалии).
    3. Понимание речи присутствует, пассивный словарь увеличивается, но не переходит в активный, ребенок не говорит. Это может быть показателем моторной алалии или других нарушений речи.
    4. Малыш не выговаривает правильно большое количество звуков. В этом возрасте еще можно «закрыть глаза» на недостатки в произношении некоторых шипящих и свистящих, а также звука «Р», но если есть дефекты в строении речевого аппарата, то будет наблюдаться общее недоразвитие речи. Вследствие этого психическое развитие в целом «затормаживается» и показатели уровня сформированности мышления, внимания, восприятия снижаются.
    5. Он разговаривает на «птичьем» языке, похожем больше на длинные лепетные цепочки. Это допустимо, когда ребенку еще годик, но не в два. У неговорящих детей может наблюдаться мычание.

    В любом из этих случаев будут рекомендованы логопедические занятия для детей от 2 до 3 лет.

    Причины и механизмы развития нарушений

    Отклонения в период становления речи могут наблюдаться у детей с:

    • ЗРР (задержкой речевого развития). Задержка может возникнуть из-за педагогической запущенности, когда с ребенком не занимаются, не разговаривают, не играют и т. д. Причиной также часто являются преждевременные роды: развитие плода, которое продолжается в последние месяцы внутриутробного периода, приходится в этом случае на первые месяцы жизни новорожденного, из-за чего и может произойти отставание в развитии.
    • Алалией. Причиной проявления алалии могут быть нарушения в работе речевых центров коры головного мозга, послеродовые травмы головы, осложнения беременности в первом триместре.
    • Речевым негативизмом. В логопедии это понятие подразумевает отрицание, нежелание идти на контакт. Здесь речь идет о норме развития в целом, просто в некоторых ситуациях дети могут по разным причинам отказываться повторять или отвечать на вопросы. Однако, бывают случаи, когда ребенок перенес в раннем детстве стресс, связанный, к примеру, с испугом, бывают и более серьезные причины, например, психологические травмы. Детская психика ослаблена, и отказ от речи будет являться одной из защитных ее реакций. В подобных случаях без работы с психологом не обойтись.

    Если дети воспитываются в семье, где говорят сразу на нескольких языках, есть также вероятность того, что при развитии речи будет наблюдаться задержка.

    Диагностика и профилактика речевых нарушений у детей в возрасте 2-3 лет

    Проводя диагностику, логопед опирается на такие компоненты, как:

    • Понимание речи у ребенка.
    • Активный и пассивный словарные запасы, которыми он оперирует.
    • Связная речь.

    Понимание речи проясняет слуховое восприятие малыша. В норме ребенок к трем годам умеет запоминать короткие рассказы или стихи, может воспроизводить их через некоторое время. В незначительной степени дети к завершению этапа раннего дошкольного возраста уже умеют дифференцировать высоту звука и, следовательно, способны выучить простую мелодию. Конечно, показатели развития относительны, встречаются дети развитые не по годам. Сроки формирования тех или иных признаков могут отличаться у разных детей одного и того же возраста, но они должны соответствовать нормам с минимальными погрешностями.

    Важным элементом в развитии речи является построение предложения и его использование.

    Сначала появляются простые короткие, состоящие из одного слова (чаще из глаголов в повелительном наклонении), например «дай», «идем». После предложения усложняются – «хочу кушать», «где мама».
    Если к третьему году жизни этого не происходит, это может привести к задержке развития речи.

    При обследовании речи специалисты руководствуются анамнестическими данными, благодаря которым можно проследить динамику развития ребенка от рождения. Диагностические карты включают также и задания, позволяющие определить уровень физического развития, сформированности восприятия (тактильного, зрительного, слухового), мелкой и общей моторики, внимания.

    В настоящее время, по мере увеличения числа детей с нарушенными коммуникативными способностями, особенно важно уделять внимание профилактике речевого недоразвития. Многие проблемы возникают из-за плохой наследственности, повреждения центральной нервной системы во время беременности или родов. В таких случаях наиболее важно вовремя обратиться за профессиональной помощью и как можно скорее начать логопедическую работу, а, при необходимости, и медикаментозное лечение.

    В качестве профилактики речевых нарушений предлагаются эвристические беседы, задания на логику, мышление, память, наводящие вопросы, игры на развитие словарного запаса и многое другое.

    Занятия с детьми раннего дошкольного возраста по развитию речи

    Занятия для развития речи в 2-3 года должны быть динамичными, при этом длительность каждого из них, независимо от формы проведения, не должна превышать 15 минут. Они проводятся по плану согласно тематической неделе. Работа ведется комплексно и включает в себя:

    • Развитие словарного запаса.

    Детям предлагаются задания на описание игрушек, картинок в книге: «Расскажи, что нарисовано на картинке», «Азбука действий», «Найди отличие». Эти игры являются также хорошей тренировкой зрительного внимания, мышления, восприятия.

    На этом этапе предлагаются задания по составлению распространенных предложений (например, дидактическое упражнение «Какой/ая»: сок из яблок, это яблочный сок и т. д.). После прочтения сказки или стиха, детям задают вопросы по произведению (кого ты запомнил из сказки, а кто еще там был, что случилось с ними и др.).

    • Формирование просодических компонентов: занятия по риторике помогут в дальнейшем выработать правильную дикцию, интонационно окрашивать свою речь.
    • Сенсорное развитие.

    В частности, сюда можно отнести и игры на развитие фонематического слуха и восприятия: «Угадай, что звучало», «Музыканты» и др.

    • Развитие общей и мелкой моторики.

    Формирование моторики имеет большую значимость, так как речевые и двигательные центры коры головного мозга расположены рядом.

    Общая моторика задействована на занятиях физкультурой (бег, прыжки), музыкой, во время прогулок, включена в воспитательную работу в виде физминуток, гимнастик после сна.

    Для совершенствования мелкой моторики рук малышам предлагаются различные игры, направленные на сенсомоторное развитие: «Разложи по цвету (форме, размеру)», нанизывание бусин, игры с прищепками, шнуровка. Эти задачи решаются и на занятиях по аппликации, лепке, рисованию.

    Штриховка, раскрашивание, обведение по контуру, − все это будет необходимо на первоначальном этапе формирования графических навыков, являющихся одним из основных компонентов в обучении грамоте и становлении письменной речи.

    Рекомендации для родителей

    Игры для развития речи можно проводить с ребенком не только в ДОУ, но и в домашних условиях в свободное время. Важно, чтобы родители следили за правильностью собственной речи, так как ребенок все впитывает, как губка. Для него члены семьи – эталон, и если кто-то из близких ему людей имеет дефекты произношения (картавит, шепелявит, смягчает твердые звуки в словах) либо неправильно строит предложения, то малыш начнет подражать и этому.

    Дома можно дополнительно к занятиям в саду читать книги, чистоговорки, скороговорки, разучивать небольшие стихи, беседовать, при этом работу не стоит приостанавливать даже в летний период.

    Если малыш посещает речевую группу коррекционного сада, то полезно будет выполнять логопедические упражнения для детей 2-3 лет, это позволит доработать плохо усвоенный на занятиях с логопедом материал, закрепить его.

    Отправить ответ

      Подписаться  
    Уведомление о
    Adblock
    detector