Профилактика вредных привычек у детей: формируем правильные основы с детства

Профилактика вредных привычек у детей: формируем правильные основы с детства

Профилактика вредных привычек у детей: формируем правильные основы с детства

Родительское собрание «Профилактика вредных привычек у дошкольников и подростков»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Серьезный разговор с родителями о вредныхпривычках, с активными формами обсуждения данной проблемы, с высказываниями детей и специалистов, поможет стать порфилактической мерой в среде дошкольников и подростков; приобщить семьи воспитанников к ЗОЖ.

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_vrednyh_privychek.doc 72 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика вредных привычек».

Цель: Профилактика вредных привычек в детской среде и семье.

  1. Дать представление о причинах возникновения вредных привычек.
  2. Дать понятие о преимуществах здорового образа жизни.
  3. Выработка правильного ролевого поведения с ребенком и подростком в плане профилактики и борьбы с вредными привычками у детей и подростков.

Здоровье – это ещё не всё,

Но всё – ничто без здоровья.

Древнегреческий философ Сократ.

“Привычка – это вторая натура…”. Как часто мы слышим эти слова. У каждого человека — свои привычки, как вредные, так и полезные. Привычки — это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний. Полезные привычки помогают почувствовать себя собранными, организованными, готовыми к преодолению трудностей. Они приходят на помощь даже при стрессе или в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей возникают не только полезные, но и вредные привычки. Причем появляются они неслучайно. В основе их лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить ее будет очень трудно. Вредные привычки властвуют не только над взрослыми, но и над детьми. Проблему вредных привычек у молодого поколения в современном обществе решают и педагоги, и психологи, и врачи, с их вредными последствиями стараются бороться и родители.

По социологическим данным, в России:

-до 10% хотя бы раз в своей жизни пробовали какое-нибудь наркотическое средство!

Скажете рано об этом думать? Но мнение специалистов будет иным: вредные привычки родителей даже в перинатальный период (до рождения влияют в целом не только на организм ребенка, но и вызывают у новорожденных наркологическое похмелье, табачную, наркотическую ломку, зависимость.

Вредным привычкам подвержены все. Вредные привычки, как и люди взрослеют, и поначалу кажутся нам безобидными. О привычках раннего возраста с вами поговорит воспитатель группы ЕА. Курдюкова.

Как видим, дети имеют минимум представлений о вредных привычках, но это совершенно не означает, что дети вредным привычкам не подвержены.

Сегодня на нашем заседании попытаемся разобраться с тем, какие привычки являются вредными, нужно ли с ними бороться, как их предотвращать и как с ними бороться, если в этом есть необходимость.

Во-первых, давайте ответим на вопрос: у детей и взрослых одинаковые вредные привычки или они отличаются?

Начнём с «детских» вредных привычек

Итак, какие «детские» вредные привычки вы можете назвать?

  • нарочито сутулиться,
  • шаркать ногами при ходьбе,
  • чрезмерно жестикулировать,
  • хватать собеседника за рукав или за пуговицу,
  • поминутно отплевываться,
  • ковырять в носу,
  • употреблять слова-паразиты («ну», «вот», «значит», «короче») и т.п.
  • Привычка теребить волосы или мочку уха, сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья,
  • верчение,
  • выдергивание волос,
  • грызение ногтей,
  • раскачивание головой или биение ею о подушку перед сном и т.п
  • ерзать на стуле,

Постарайтесь увидеть в привычке две стороны — позитивную и негативную

(разделить родителей на две команды: пессимисты и оптимисты)

К примеру, ребёнок накручивает волосы на палец. С одной стороны, это, конечно, вредно — вот-вот останется совсем без волос. С другой стороны, это помогает, когда он нервничает.

«Из-за этого, кстати, и возникают многие дурные привычки, — объясняет Марлатт. — На некоторое время они могут успокаивать. Поэтому прежде, чем избавиться от привычки, вам надо решить, что делать с руками, если их некуда девать».

  1. Поиск причин вредных привычек
  1. Распределение родителей по подгруппам по количеству привычек

Недостаток ласки и впечатлений

Индивидуальные особенности нервной системы ребёнка

Причина возникновения проста — недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка. Рецепт здесь один — привитие ребенку полезных навыков: опрятности, аккуратности, организованности, соблюдения элементарных правил этикета.

В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов и беспокойства, компенсацией недостатка общения.

Еще родителям необходимо четко отличать навязчивые действия, мешающие нормальному развитию ребенка, от вполне допустимых странностей и мелких привычек, которые, в общем-то, есть у каждого.

Допустим, кто-то не может делать уроки, если письменные принадлежности на столе не разложены в определенном порядке. Кто-то собирает в карманах или рюкзаке разные камешки, а кто-то не может заснуть без любимой мягкой игрушки, Это если и не совсем нормально, го вполне терпимо, поскольку окружающим вреда не приносит.

«Нелёгкий вопрос» (решение педагогических ситуаций)

Сосание предметов
«Девочка очень привязана к тряпочке»

Девочка Аня, 4 лет, в течение дня в детском саду периодически сосет тряпочку, которую она принесла из дома. На любые попытки отобрать любимую тряпочку девочка реагирует агрессивно. Мама Ани рассказала воспитательнице о том, что девочка очень привязана к тряпочке с 2 месяцев — именно в это время маме пришлось выйти на работу и передать заботу о дочери бабушке. С тряпочкой Аня не хочет расставаться, не отдает ее даже постирать (мама стирает любимую тряпочку дочери, когда она спит). Аня не садится за стол кушать вместе с детьми, и воспитательнице приходится кормить девочку отдельно. Оказалось, что Дашу бабушка кормит до сих пор только жидкой пищей из рожка.

Привычка грызть ногти.

« Я не хочу – они сами грызутся!»

Когда впервые мама Даши сказала дочери о том, что ей придется сдать экзамен в подготовительный класс музыкальной школы и не ударить в грязь лицом, то Даша очень испугалась, что не сумеет это сделать.

С тех пор прошла уже неделя, а Даша до сих пор боится и постоянно беспокойна. И вдруг сегодня мама Даши заметила, что ее дочь все время грызет свои ногти. И ногти выглядят ужасно.

С такими стыдно прикоснуться вообще к любому инструменту. Она набросилась на Дашу и стала девочку ругать. А Даша, плача, причитала, что и сама не понимает, зачем «грызутся» ее ногти, и, ничего не замечая, их снова продолжала грызть.

Привычка заниматься онанизмом

«Как отучить Ваню грызть ногти?»
Мой сын Ваня, 4,5 лет, перестал заниматься онанизмом после того, как мы его строго наказали, зато теперь мальчик стал грызть ногти. Как отучить Ваню грызть ногти?

  1. Пути избавления от вредных привычек

Родители определяются с тем, ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ и КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ИЗБАВИТЬСЯ от привычки

Борьба с вредной привычкой — это всегда борьба с тревожностью, неуверенностью, пессимизмом.

Вашим детям были заданы вопросы:

  1. Как ты относишься к людям, которые курят?
  2. Как ты поступишь если тебе предложат покурить?
  3. Как по- твоему курение действует на здоровье?

Просматривание ролика «Мнение детей о курении».

Вы увидели вредную привычку глазами детей.

Каковы будут выводы из просмотренного сюжета:

  • Имеется ли представление детей о вредной привычке?
  • Какую окраску получило табакокурение у ваших детей?( «положительную», «отрицательную» , «нейтральную»)
  • Надо ли начинать разговор о вреде курения (алкоголизма начинать с дошкольного детства ? ( родители приводят аргументы «за» и «против»)

Назовите причины пристрастия к вредным привычкам?

(родители складывают в мешочек жетоны черного цвета, отвечая на поставленный вопрос)

Фильм «Курение в среде подростков» (1 часть, 2 часть)
Вопросы для обсуждения:

— Какие причины дополнительно нашли?

  • Политические?
  • Социально- экономические?
  • Социально психологические?
  • Генетические ( наследственные)

Личностные? (любопытство, желание показаться взрослым, в знак протеста требованиям взрослым)

-Можно и игнорировать проблему детских привычек, и профилактическую работу с ребенком?

Что делать, чтобы избежать привыкания детей к табаку, алкоголю наркотикам?

(родители складывают в мешочек жетоны красного цвета, отвечая на поставленный вопрос)

Тренинг « Тренинг «Я ребенок- я родитель»

Итак, в арсенале взрослого довольно широкий ассортимент воспитательных средств для предупреждения вредных привычек.

(положительной эмоциональной окраской)

Мама провожает ребенка в оздоровительный летний лагерь.

Сын, ты становишься взрослым. Ребята в отряде могут быть разные, кто-то курит, кто-то выпить предложит, но у тебя должна быть своя голова, я очень надеюсь на твою самостоятельность и взрослую позицию к этому вопросу.

Отец возвращается домой и застает свою дочь курящей в форточку.

У нас с тобой был разговор? И сколько еще тебе говорить? не кури! У комнате и вообще! Посмотри, твоя подруга спортом занимается, на английский ходит, ей такими глупостями не хочется заниматься.. иди, займись собой запишись в секцию. Не позорь отца с матерью.

Сын вернулся с классного мероприятия:

От тебя дымом пахнет. Ты что курил, ну-ка, дыхни. Выверни карманы. Смотри, завтра пойду в школу, спрошу у классного руководителя, чем вы тут занимались?

Мать, вернувшись с ночной смены обнаружила в мусорном ведре банки их под пива.

— Что это? Ты пил? Ты, что хочешь как твой отец кончить? Еще раз увижу с пивом или алкоголем, на глаза мне не появляйся!

Читай также
Игровой комплекс для детей на дачу: оригинальные идеи и рекомендации по организации детской площадки

Положительный пример , похвала.

Классный руководитель проводила родительское собрание по «Вредным привычкам». Она провела опрос и была довольна, что в новом учебном году, 3 из 5 учеников бросили привычку курить.

Мать вернулась с собрания, явно довольная таим фактом:

-я очень рада слышать об этом сынок, теперь ты видишь, и успеваемость у тебя стала лучше и на соревнования городские тебя пригласили по баскетболу. Какой ты молодец!

Сейчас прибегнем методу рефлексии или самооценки.

На некоторое время превратимся в детей подросткового возраста, а наши педагоги сыграют роль родителей.

У вас есть таблицы, вы прослушиваете ситуации и в графе чувства, мотивация, действие можете поставить «плюс», если эмоции положительные вызывает данный метод воспитания., «минус», если вызывает отрицательные эмоции.Или записать конкретное желание которое у вас возникло, словами

Статья «Профилактика вредных привычек у детей. Формирование ЗОЖ»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Профилактика вредных привычек у детей. Формирование ЗОЖ.

Человек – великое чудо природы.

Природа создала человека для долгой и счастливой жизни.

Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от образа жизни, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает, от умения разумно распорядиться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в котором живет.

Нужно отметить, что ряд привычек, которые человек может начать приобретать еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, преждевременному его старению и приобретению устойчивых заболеваний. К таким привычкам, прежде всего надо отнести курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Если смотреть лишь на некоторые цифры из статистики, то три четверти подростков к девятому классу пробовали или время от времени употребляют алкогольные напитки. Подростковый возраст – это одинаково тяжелый период и для детей, и для родителей.

Именно в это время подростки впервые сталкиваются с алкоголем и сигаретами. Главная причина для того, чтобы переступить грань запрета для подростков – это желание самоутвердиться, приобрести некую иллюзорную свободу и выглядеть взрослее своих лет. Это своеобразный эксперимент со свободами, которые ребенок ждет в возрасте 14-15 лет.

Советы детям о вредных привычках:

ваши родители искренне желают вам добра и всегда хотят помочь, даже проявляя чрезмерную строгость, они хотят обезопасить вас, чтобы вы не пошли по наклонной;

— если у вас возникла мысль «Родители заругают», это означает, что нужно сказать себе стоп, если у вас возникают какие-то сомнения в словах родителей относительно вредных привычек или любой другой темы, возьмите и задайте им этот вопрос, почему именно так;

— не бойтесь открываться, если вы боитесь проявления жестокости и неприятных фраз в свой адрес, расскажите о своих опасениях родителям, и я думаю, они обратят внимание на свое поведение;

— если вы подумываете закурить, спросите любого взрослого человека, хочет ли он бросить курить, и практически каждый ответит да;

— если вы думаете, что намереваетесь просто побаловаться, и уверены, что в любой момент можете бросить, спросите тех же людей как начинали курить они, и какова их способность отказаться от этой вредной привычки;

— если вы все также намерены закурить, взгляните на статистику, сколько людей умирает от курения, поговорите с людьми, страдающими тяжелейшими заболеваниями вследствие курения ;

— курение — это не признак крутости, это признак глупости;

есть желание выпивать спиртное, опять взгляните на статистику, сколько людей становится алкоголиками, вы же не думаете, что каждый из них хотел такой жизни;

— не нужно только говорить не о каком культурном выпивании, это просто толчок к тому, чтобы в конечном счете спиться, пытайтесь находить счастье внутри себя, а не искать его во вне ;

— помните о том, как много гулянок с употреблением спиртного заканчивались не лучшим образом, сколько семей страдают из-за чрезмерного употребления алкоголя, если вам не жалко себя, то подумайте хотя бы об окружающих, о здоровье будущего поколения, которое сильно страдает из-за спиртного;

— держитесь по жизни тех, кто больше устремлен в жизни, кто обладает высокими целями, не тот, кто ходит по головам ради собственного материального достатка, а тот, кто превыше всего ставит взаимоотношения с людьми.

Правила по профилактике наркомании:

Правило первое . Постоянно вырабатывайте в себе твердое «Нет!» любым наркотическим веществам в любой дозе, какой бы она ни была малой, в любой обстановке, в любой компании.

Правило второе . Ищите источники радости в выполнении повседневных дел.

Правило третье . Умейте выбирать себе друзей и товарищей среди сверстников. Выработайте в себе твердую установку: «Нет!» — для тех сверстников и той компании, где прием наркотиков — дело обыденное.

Правило четвертое . Скажите твердое «Нет!» своей стеснительности и неустойчивости, когда предлагают попробовать наркотик. Помните: жизнь дороже!

Советы родителям по профилактике вредных привычек:

— необходимо объяснять, желательно подробней, по каким именно причинам не нужно пить и курить, чтобы у ребенка появилось глубокое понимание; — показать какие-нибудь видео ролики, рассказать о последствиях, многое зависит от возраста;

— нужно говорить с заботой и лаской, демонстрируя ваше искреннее желание счастья своему ребенку, что вы всегда готовы принять и простить, чтобы ребенок не боялся раскрыться перед вами;

— не забывать о сказанных словах, и стараться вести себя более сдержанно в моменты наказания, когда требуется проявлять строгость, главное, чтобы злоба не входила в ваше сердце, чтобы ребенок не потерял к вам доверия;

— чтобы ребенок следовал вашим советам, чтобы проблема вредных привычек у детей не коснулась вас, необходимо самим не обладать вредными привычками , иначе ваши слова просто ничто.

ПЛЮСЫ ОТКАЗА ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Вот, что ожидает каждого, кто выбирает трезвый образ жизни:

Вместе с пагубными привычками уходят и депрессия, нежелание жить и радоваться жизни. Человек буквально оживает и начинает по-иному смотреть на окружающую действительность.

Восстанавливаются отношения с родными!

Многие из-за своих пристрастий к алкоголю и наркотикам огромный вред наносят тем, кто их больше всего любит. Отказ от вредных привычек позволяет восстановить отношения с близкими.

Создаются новые семьи!

Те, кто окончательно решил вести трезвый образ жизни, создают новые семьи, рождаются дети, жизнь продолжается.

Мы получили в пользование идеальный организм, но продолжительное употребление отравляющих веществ существенно подпортило его состояние. Но главное вовремя остановиться и тогда ещё есть шанс многое исправить.

Восстанавливаются трудовые навыки!

Восстанавливаются отношения на работе, возвращается признание и уважение коллег!

Восстанавливаются отношения с законом!

Человек перестаёт опасаться людей в форме, исчезают страх и мания преследования.

Масса свободного времени!

После отказа от вредных привычек появляется много свободного времени, которое можно уделить активному отдыху, общению с близкими, занятиям спортом.

Хороший пример для подражания!

Тот, кто долгое время воздерживается от вредных привычек показывает хороший пример своим детям и окружающим его людям.

Итальянские умельцы предложили свое средство — газовую зажигалку с табло на жидких кристаллах и блоком логики. Цифры на табло показывают количество сигарет, выкуриваемых за день по заданному плану отвыкания и сверх него. Сообщается и дневной ритм курильщика, то есть время, прошедшее между двумя выкуренными сигаретами. Если этот срок короче запрограммированного: то на табло появляется надпись: «Не спеши».
Японцы предлагают зажигалку для желающих бросить курить. Встроенное миниатюрное устройство при каждом прикуривании исполняет несколько тактов траурного марша.
А одна американская фирма вмонтировала звуковое устройство в пепельницу. Когда вы гасите сигарету, прижимаете ее к днищу, раздается натужный кашель с хрипом и бульканьем словно у человека, у которого от многолетнего курения заболели бронхи.
Существуют различные пластыри, жевательные резинки, конфеты
.

Вредные привычки у детей достаточно актуальная проблема. Много молодежи за счет курения пытаются выделиться среди тех, кто не курит, показывая себя более взрослыми, или наоборот не хотят быть белой вороной среди курящих, как будто это какая-то новомодная привычка, – это все проявление ложной гордости и большой глупости, так не стоит жить . Есть замечательная притча, говорящая о проявлении глупости многих людей.

Притча «Самое непостижимое»

Шел человек со своей семьёй по пустыне. Уже измученные жаждой, увидели они впереди колодец и побежали к нему. Но внутренний голос сказал человеку, что вода в этом колодце отравлена. Путник же не обратил внимания на это, и начал поить водой свою жену и детей. Пока он доставал из колодца последний черпак с водой, чтобы напиться самому, он увидел, что все его родные корчатся в предсмертных судорогах. Тогда он взмолился:

Господи, спаси мою семью, спаси моих детей и жену! Жажда оказалась сильней, и я проигнорировал твоё предупреждение.

Я верну тебе твоих близких, – ответил Господь, – если ты ответишь на один мой вопрос. Что является самым непостижимым в человеке?

Долго думал путник, боялся ответить неверно, и, наконец, сказал:

Самым непостижимым в человеке является то, что он на протяжении всей своей жизни видит вокруг себя смерть других людей, но сам живёт так, как будто никогда не умрёт.

И Бог вернул жизнь его семье.

Результаты анкетирования обучащихся по профилактике вредных привычек.

В анкетировании участвовало 19 человек.

1. Все считают курение и алкоголь в/п: вредят здоровью, окружающим людям, влияет на психику.

2. К курящим относятся негативно: неприятен запах от курящих; если нравится курить, пускай курят; я пройду мимо; держаться подальше; равнодушна; нейтрально, это их выбор, но мне неприятно; к людям хорошо, но мне не нравится курение; никак, если он курит – это его выбор.

Читай также
Ребенок перепутал день с ночью: что делать и где искать причины?

3. Все ответили, что не употребляют спиртные напитки, но 2 человека пробовали вино, сидр с 14 лет, не понравилось.

4. Отношение родителей к в/п: от случая к случаю.

5. Положительный образ современного молодого человека включает в себя понятие в/п: почти у всех анкетируемых ответ нет, но были и такие ответы как у всех людей есть в/п; это его выбор, но лучше, чтобы не было; вряд ли, но может быть чуть-чуть.

7. К проблеме наркомании относятся отрицательно; наркомания – проблема нашего общества; проблема слабых духом людей; употребление наркотиков превращает человека в животное; наркоманы – отбросы общества; знакомых среди них нет ни у кого.

8. Все знают об этом заболевании и путях передачи. СПИД – вина этого человека или родителей; серьезная проблема, опасный вирус; Мне искренне жаль людей больных таким заболеванием.

9. Отношение к ВИЧ/СПИД: проблема важная, серьезная, ужасная, стоит о ней говорить; каждый сам в ответе за себя; боюсь заразиться этим из-за невнимательности и ошибки врача.

10. Проблемы современных подростков: алкоголь, курение, наркомания, суицид, депрессии, зависимость от общественного мнения, зависимость от в/п, влияние субкультуры, интернет зависимость, депрессия из-за непонимания окружающих, конфликтов с родителями, унижений в школе, излишнего контроля, суицидные игры, противоречие морали, случайные половые связи, сквернословие, проблема внешности, проблема выбора профессии.

Вывод: работа по профилактике вредных привычек в данном классе ведется на достаточном уровне.

Литература. 1. Александров А.А. Курение и профилактика его в школе.

2. Андреева Г.М. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1998.

3. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 2. Под ред. Н.А.Алексеевой. – М.:ТЦ Сфера, 2003.

Профилактика вредных привычек у детей младшего дошкольного возраста

Профилактика вредных привычек у детей

младшего дошкольного возраста

Первостепенное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает, что, во-первых, ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение, во-вторых, у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. Если ребенок действует, выходя за рамки привычного поведения, у него возникает ощущение дискомфорта, в-третьих, ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

B процессе развития, личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, неискоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону.

Сосание пальца, потирания, почесывания и прочее — не что иное, как компенсаторные механизмы, с помощью которых ребенок пытается погасить свою тревожность, утолить недостаток внимания со стороны взрослых или же преодолеть свой страх.

В своей работе каждый педагог сталкивается с проблемой вредных привычек: среди дошкольников часто встречаются дети, имеющие те или иные особенности поведения, которые не одобряются и не принимаются в цивилизованном человеческом обществе.

Эмоциональное и осознанное отношение к нравственным нормам и их выполнению развивается у ребенка через общение со взрослыми. Взрослый своим отношением к поступку ребенка санкционирует определенный тип поведения, он помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость определенного нравственного поступка. Именно на фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание в сфере морального поведения.

B процессе развития, личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, неискоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону.

Сосание пальца, потирания, почесывания и прочее — не что иное, как компенсаторные механизмы, с помощью которых ребенок пытается погасить свою тревожность, утолить недостаток внимания со стороны взрослых или же преодолеть свой страх.

Конечно, было бы хорошо, если бы ребенок избавился от вредных привычек сам. Однако, это практически невозможно, т.к. родителям, прежде всего, необходимо выявить причину таких проявлений в поведении и запастись терпением в процессе их коррекции. Как помочь? В этой консультации я перечислю некоторые наиболее часто встречающиеся вредные привычки ребёнка. Для того чтобы родитель имел возможность оградить своего ребёнка от появления у него привычек способных навредить его здоровью и благополучию.

Сосание предметов:

Что нужно делать?

1. Наполнить жизнь ребенка, заинтересовать новыми играми и увлечениями.

2. Помочь ребенку обрести настоящего друга.

3. Дома родителям необходимо проводить с ребенком, как можно больше времени, обязательно разговаривать и играть с ней в разнообразные игры. Когда мама и папа станут настоящими друзьями для малыша, необходимость в труппочке или мягкой игрушке, постепенно отпадет сама собой.

Чего делать нельзя?

1. Отбирать любимую вещь ребенка, к которой он так привязан. Даже если вы победите, напряжение ребенка только усилится, и нет гарантии, что не появится сосание пальца, ковыряние кожи или другая патологическая привычка.

2. Наказывать и всячески стыдить ребенка за такую привязанность.

3. Говорить о любимом предмете ребенка, то есть фиксировать словами, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными напоминаниями.

Сосание соски:

Привязанность к соске имеет компенсаторный характер, особенно ярко это проявляется при искусственном вскармливании ребенка.

Что нужно делать?

1. Перестать обсуждать проблему соски.

2. Переключать внимание ребенка на более интересные занятия. Разнообразить жизнь ребенка.

Чего делать нельзя?

1. Акцентировать внимание ребенка на проблеме соски.

2. Ругать ребенка.

Сосание пальца:

Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание — это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище. Поэтому сосание для ребенка — это вернейший способ успокоиться, когда он беспокоится или не может уснуть. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания. Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения и успокоения.

Что нужно делать?

1. Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем пробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.

2. Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем возрасте.

3. Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка и использования при взаимодействии с ребенком подвижных, эмоционально насыщенных игр.

Чего делать нельзя?

1. Всячески пытаться запретить ребенку, сосать палец, тем самым, привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.

2. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.

Кусание или грызение ногтей (онихофагия):

Обкусываться могут не только выступающие части ногтей, но частично и прилегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Обкусывание ногтей может сопровождаться их проглатыванием.

Что нужно делать?

1. Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь, например, специальную «подушку для битья», используя которую ребенок сможет при необходимости выражать свои негативные чувства.

2. Нужно не просто отказаться от упреков, угроз и наказания, но и понимать то, что происходит с ребенком, переключать, отвлекать его в момент грызения ногтей. Уменьшите чрезмерные требования к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Нужно переключать пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда замечаете у ребенка проявление этой привычки.

3. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который обычно примерно равен периоду ее протекания.

Чего делать нельзя?

1. Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.

2. Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в сознании ребенка эту привычку.

3. Всячески запрещать ребенку, грызть ногти, наказывать ребенка за эту патологическую привычку.

Онанизм (мастурбация):

Раздражение половых органов руками, раздражение сжатием ног, трение о различные предметы и т. п. У детей дошкольного возраста эта привычка является результатом фиксации игрового манипулирования частями тела и чаще всего не сопровождается сексуальным возбуждением. Возникновению мастурбации способствует повышенная общая возбудимость ребенка. Онанизм — это совершенно естественное действие ребенка в раннем возрасте.

Что нужно делать?

1. Родителям нужно постараться понять, что именно в их поведении вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие и расслабление (излишняя строгость, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение активности, запреты, физические наказания и др.).

2. Необходимо научить ребенка как можно более разнообразными способами получать удовольствие.

Читай также
Как научить ребенка принимать решения: способы воспитания решительности

3. Нужно отвлекать ребенка более приятным и интересным занятием, расширив круг интересов и общение со сверстниками. Необходимо повышать активность в движениях, в способах выражения чувств и включать в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувства тела: купание, обливание, обтирание.

Чего делать нельзя?

1. Усердствовать при купании ребенка, проявляя при этом усиленное внимание к половым органам ребенка. Чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы, качать на ноге, оставлять ребенка надолго в постели без сна, надевать ребенку тесную одежду.

2. Наказывать ребенка за онанизм (мастурбацию), тем более бить по рукам малыша 1,5 лет, который таким образом исследует свое тело. Шлепки и порка способствуют приливу крови к половым органам ребенка, вызывая раздражение генитальной области тела.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения внимание близких особенно необходимо. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой — всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним — это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.

Профилактика вредных привычек у детей: формируем правильные основы с детства

Методическая разработка по профилактике и предупреждению вредных привычек у детей старшего дошкольного возраста.

“Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение” (А. С. Макаренко)

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности.

Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Велика роль матери в жизни и воспитание ребенка. Важно подчеркнуть и ответственность отца в воспитание ребенка.

Последние десять лет можно регулярно наблюдать, как мама катит коляску с ребенком и держит сигарету в руке. Не понимая наверно, что ее ребенок в этот момент является пассивным курильщиком и тем самым наносит вред своему ребенку. Другая, гуляя с ребенком на детской площадке пьет пиво, а через какое-то время задается вопросом: «Почему ее ребенок ведет себя не так?».

А ведь дети, словно губка все впитывают в себя и не только слова, но и поступки.

Дети особенно дошкольного возраста склонны к подражанию. Постоянно находясь рядом с родителями, они копируют жесты, мимику, речь, манеру поведения, вкусы, привычки взрослых. Причем они могут следовать в одинаковой мере как положительному, так и отрцательному примеру, ибо далеко не всегда могут оценить правильно нормы нравственности. Вот почему говорят, что «Дети – зеркало родителей». Отсюда вывод: все, что вы видете в ребенке он приобретает в первую очередь от родителей.

Но самое страшное, когда ребенок растет в неблагополучной семье. Когда он созирцая набирается отрицательного опыта поведения. И тут уже вести речь, о интеллектуальных и умственных способностях не приходится. Конечно с такими родителями ведется работа. Да они и сами могут обратиться за помощью, если захотят в соответствующие организаци. С детьми из таких семей тоже ведется активная работа. Но вот как выработать у детей иммунитет против таких злостных, вредных привычек? Как сделать так, чтобы дети не заразились этими привычками в будущем? Как правильно организовать профилактическую работу и с какого возраста начинать ее? Ответы на эти вопросы ищут и педагоги и психологи. Конечно, хорошо, если профилактическая работа начата перед тем, как ребенок сделает первую затяжку, т.е. в начальной школе. Тут важно донасить информацию для детей в доступной форме.

Так как воспитателям дошкольных учреждений приходится сталкиваться с социально — неблагополучными семьями и вести работу как с родителями, так и с детьми предлагаю разработанный мною материал, как один из вариантов работы по профилактике и предупреждению вредных привычек у детей старшего дошкольного возраста, а также можно использовать в работе с социально — неблагополучными семьями.

Чтобы детям был доступин предлагаемый информационный материал, можно обозначить вредные привычки (курение и алкоголь) «Черными братьями» которые хотят захватить страну «Здоровья» т. е. нанести вред здоровью. А жители страны здоровья Витаминка и Чистюля борятся с Черными братьями (Никотином и Алкоголем). Соответственно и темы предложенне мной нужно озвучить для детей иначе.

Цель: Овладение детьми объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятности приобщения к вредным привычкам.

Задачи: Формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, как к важнейшей социальной ценности. Выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения. Закрепление гигиенических навыков и привычек. Обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о вреде на здоровье вредных привычек. Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать к стремлению детей понять окружающих и анализировать свое отношение к ней. Учить детей эффективно общаться.

Форма организации и методы работы:

  1. С детьми: НОД, беседы, рассказы воспитателя, работа с пословицами, чтение отрывков художественной литературы. Разбор ситуаций, просмотр видео. Практические и творческие занятия. Игры и упражнения.
  2. Совместно с родителями: выступление агидбригады, выпуск стенгазеты, спортивные соревнования, создание мультфильма из рисунков детей.
  3. Для родителей: консультации, рекомендации, советы, индивидуальные беседы.

Содержание работы:

Раздел 1. Тематика непосредственно образовательной деятельности.

Задачи: Формировать у детей потребности в здоровом образе жизни. Формирование у детей представления о полезных и вредных привычках. Показать, как вредные привычки влияют на поведение человека и развитие его личности. Сформировать у ребят представление об отрицательном влиянии курения на организм. Дать информацию о пассивном курении. Дать информацию об основных способах и приемах отстаивания собственной позиции и сопротивления давлению социальной среды. Предоставить детям объяктивную, соответствующую возрасту информацию об алкоголе.

Темы НОД: «Мое здорвье», «Привычки и здоровье», «Полезны ли полезные привычки», «Вредные привычки»; «Модно быть здоровым», «Курение и здоровье», «Последствие курения для человека», «Спорт и курение. Истории спортсменов», «Пассивное курение», «Мифы о пользе курения»; «Рядом опасный человек», «Алкоголь и организм человека», «Мифы и факты об алкоголе», «Алкоголь в компании», «Взгляд церкви на проблему вредных привычек»

Раздел 2. Упражнения и ситуации.

Задачи: Создание благоприятной атмосферы в группе. Овладение умениями отстаивать свое мнение. Развитие индивидуального и группового сознания. Формирование личной позиции по отношению к злостным привычкам. Формирование о преимуществах здорового образа жизни. Формирование уверенности в себя. Формирование креативности личности. Научить детей снимать эмоциональное напряжение, управлять своими эмоциями. Формирование умения социальной коммуникации.

Упражнения: «Здравствуйте», «Зеркало», «Каким я хочу быть», «Веселое животное», «Да и нет», «Поддержка», «Прощание», «Закончи предложение, рассказ», «Танец совбоды», «Облако настроений».

Ситуации: «Не хочу курить», «Скади нет», «Корзина покупателя».

Задачи: Ознакомление с отрывком произведения М.Твена «Том Сойер», где классик не раз обращается к теме первой затяжке своих героев. Чтение и обсуждение отрывка из сказки Антуана де Санта – Экзюпери «Маленький принц», где писатель рассуждал о полезных и вредных привычках. Чтение сказки «Об Иване и змеином логове».

Работа с пословицами и поговорками: «Здоров будешь, все дабудешь», «Здоровье дороже богатства», «Здоровью нет цены», «Много вина пить – беде быть», «Курить да пить – здоровье вредить», «Вино сперва веселит, а потом беду творит», «Вино пить, табак курить – дурным быть», «Вино с разумом не ладит».

Раздел 4. Творчество.

Задачи: Формирование уверенности в себе. Учить детей с помощью кисти и красок, карандашей и глины, цветной бумаги, пропагандировать здоровыц образ жизни и выражать негативное отношение к курению и алкоголю.

Темы: «Цветик семицветик» (рисование – работа в альбоме), «Овощи и сорняки» (аппликация – работа в альбоме), «Моя вселенная» (рисование – работа в альбоме), «Дерево в прошлом, в настоящем и будущем» (аппликация – работа в альбоме), «Жители страны Здоровья» (рисование в альбоме), «Жители страны Нездоровья» (работа в альбоме), «Образ курящего человека» (лепка из пластилина), «Портрет курящего человека» (рисование в альбоме), «Письмо инопланетянену» (рисование в альбоме).

Раздел 5. Совместно с родителями.

Задачи: Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей. Сплочение членов семьи.

Викторина «Парад вредных привычек». Спортивные соревнования «В здоровом теле — здоровый дух». Выступление агидбригады. Рисование рисунков, по сказке «Об Иване и змеином логове». Составление из рисунков мультфильма по данной сказке Просмотр мультфильма «Об Иване и змеином логове». Выпуск стенгазеты «Здоровейка».

Раздел 6. Работа с родителями.

Задачи: Повысить ответственность родителей эа воспитание несовершеннолетних детей.

Консультации для родителей: «Права ребенка — соблюдение их в семье», «Роль матери и отца в воспитании ребенка», «Психология взаимоотношений в семье», «Вредные привычки и их влияние на ребёнка».

Анкета на тему «Взаимоотношения в семье», «Что вы знаете о вреде курения», «Портрет курильщика».

Тест «Мое физическое развитие».

Интеллектуальная игра «Знатоки права».

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector