Плоскостопие у детей: понятие и характеристика заболевания, лечебные мероприятия и правильный выбор обуви

Плоскостопие у детей: понятие и характеристика заболевания, лечебные мероприятия и правильный выбор обуви

Плоскостопие у детей: понятие и характеристика заболевания, лечебные мероприятия и правильный выбор обуви

Нужна ли обувь малышу? Профилактика плоскостопия

Едва малыш становится на ножки, перед его родителями встает серьёзная дилемма, когда, какую и надо ли вообще покупать ему обувь. Проблема в том, что мнения разноречивы, выбор обуви огромен, существует путаница с понятием ортопедической обуви, в таких условиях разобраться, что к чему и принять решение очень трудно. Итак, у Вас есть здоровый ребенок, начинающий ходить, и перед Вами стоит эта проблема.

Зачем ребенку нужно одевать обувь?
Обувь, к сожалению, часто единственная преграда на пути развития плоскостопия.
Стопа человека выполняет рессорную функцию, её задача – гасить толчки при ходьбе, беге и прыжках, тем самым, снижая нагрузку на суставы и позвоночник. Рессорность стопы обеспечивается её сводами, особенно важен продольный свод стопы. У совсем маленьких детей, до трех лет, его может быть не видно, так как его заполняет жировая подушка. Если этот свод уплощен – это состояние называют плоскостопие.

Плоскостопие бывает разное, сейчас речь идет о продольном плоскостопии.

Продольное плоскостопие может быть за счет того, что отсутствует собственно сам свод стопы, это истинное плоскостопие, которое, фактически, можно исправить только оперативным путем.

Плоскостопие может быть статическое, когда из-за слабости тибиальных мышц при нагрузке стопа и пятка отклоняются кнутри, формируется так называемая вальгусная установка стоп. Её можно заметить даже у самых маленьких. Если такую стопу перевести в нормальное положение, виден глубокий, совершенно обычный продольный свод. Это самая частая разновидность плоскостопия.

Отчего возникает статическое плоскостопие?

Генетически люди созданы ходить босиком по неровной поверхности, причем много и на большие расстояния. На каменистой неровной поверхности мышцы голени постоянно «играют», быстро меняется напряжение отдельных групп мышц, что бы удержать равновесие, не упасть, не удариться или уколоться. Невольно формируются отличные глубокие своды. А что мы делаем? Мало двигаемся, при этом по ровной, гладкой поверхности у себя дома или по асфальту на улице. То есть, стопа человека находится в неестественных условиях, нет достаточной адекватной нагрузки на её мышцы. В итоге мышцы голени не в состоянии обеспечить правильное положение стопы и формируется плоскостопие.

Как с этим бороться?

Профилактика плоскостопия – это в первую очередь адекватная нагрузка. Если ребенок ходит от стола на кухне к телевизору и обратно, на улицу надевает кроссовки, плоскостопие становится неизбежным. Если же дома есть спортивный уголок, ребенок постоянно занимается, лазая, например, по канату, бегает босиком по травке и камушкам, а обувь если и одевает, то только правильную – стопа сформируется здоровой, а значит, будет здоровый позвоночник и суставы. Для тренировки стоп можно сшить специальный коврик: на кусок грубого полотна нашиваются в большом количестве разного размера и формы пуговицы, и ребенок по ним ходит. Есть специальные комплексы упражнений для стоп. К сожалению, в большинстве случаев ребенок ходит по гладкому полу дома, физические нагрузки, мягко говоря, не адекватны. Лечебная физкультура является с точки зрения пациента совершенно не нужным мероприятием, делать её и лень, и некогда. В такой ситуации только обувь становится препятствием на пути развития плоскостопия.

Правильная обувь для здорового ребенка

Ортопедическая обувь – это обувь, изготовленная на заказ на протезно-ортопедическом предприятии для ребенка, имеющего патологию стоп, по его точным размерам. К профилактике плоскостопия отношения не имеет и у здоровых детей не используется.

  • Детская качественная обувь, импортная и российская, носящая в логотипе приставку с намеком на «ортопедическое» предназначение, ортопедической не является, выпускается в промышленных масштабах, и может использоваться для профилактики плоскостопия.
  • Детская барахолка не верное решение при выборе детской обуви — разношенная обувь с чужой ноги не способствует правильному формированию стопы.

При покупке обуви обращаем внимание на следующее:
Высокий жесткий берц. Задник обуви должен быть высоким, фиксировать голеностопный сустав и не давать стопе «заваливаться» внутрь.

  • Наличие каблука. Каблук 0.5-0.8 см для детей до трех лет, 1.5-2 см для старших детей.
  • Жесткая подошва, не скользкая, стопа в обуви так же не должна скользить.
  • Размер обуви равен длине стопы + 0.5-1 см, так как при нагрузке стопа становится более длинной, чем при измерении её без нагрузки.
  • Супинатор – мягкая подушечка под внутренним краем стопы, не должен быть слишком большим, так как он сам по себе может нарушить развитие стопы, но и совсем без супинатора обувь не желательна.

Ответ на главный вопрос – нужно ли одевать ребенку обувь, и в каком возрасте.
Всё зависит от адекватности физической нагрузки. Если с ребенком занимаются, если есть спортивный уголок для большого ребенка или же прыгунки минут по 10-15 в день для малыша – обувь дома не нужна. Если ребенок почти не двигается, ничего не предпринимается для профилактики плоскостопия – обувь необходима даже дома.

ПЛОСКОСТОПИЕ У ДЕТЕЙ: КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ОБУВЬ

Медицина не стоит на месте, и все чаще оказывается, что многие вещи, которые считались истиной пару десятилетий назад, более не имеют под собой научных оснований.

Как предупредить развитие плоскостопия у детей

Признаки плоскостопия внимательные родители могут заметить уже у 2 – 3-летнего малыша:

  • После непродолжительной ходьбы (30 минут и более) ребенок быстро утомляется, просится на руки или предпочитает передвигаться в коляске.
  • Новые ботиночки через 1 – 2 месяца теряют свою первоначальную форму (например, стоптался внутренний край подошвы или каблучок по внутреннему краю, либо голенище деформировалось внутрь).

Во всех этих случаях необходимо срочно обратиться к врачу-ортопеду.

Как не пропустить развитие плоскостопия у детей

У ребенка 3 лет (но не ранее) можно самостоятельно провести начальную диагностику патологии, используя простой тест (отпечаток смазанной тонким слоем крема стопы на листе бумаги).

Пожалуй, все родители понимают, что профилактические осмотры у специалистов – это не прихоть медиков, а необходимая мера. Главное – не пропустить время посещения врача.

Осмотр у ортопеда проводится на первом месяце жизни, это необходимо для исключения врожденных деформаций и заболеваний скелета, в том числе и врожденного плоскостопия, в 3– и 6-месячном возрасте, когда можно выявить рахит, и в 1 год.

Это важный этап в жизни ребенка, когда он самостоятельно сидит, ползает, ходит.

В это время врач проверяет правильность естественных изгибов позвоночника, объем движений в суставах. В 3 года ортопед проверяет осанку, походку, измеряет длину конечностей, исследует состояние стоп.

В идеале с этого возраста посещать ортопеда с ребенком надо каждый год – чтобы не упустить развитие плоскостопия.

Родителям необходимо быть готовыми к тому, что ортопед (если он сомневается в постановке окончательного диагноза) направит маленького пациента на дополнительный осмотр в консультативно-диагностический центр.

Если ребенок ходит в садик, эта проблема снимается сама собой – дошколят в детских учреждениях осматривают достаточно регулярно. А вот если ребенок до 1-го класса растет дома, родителям следует помнить о дате медосмотра.

Итак, стопа все-таки оказалась деформированной. Что же происходит в организме?

Связки посылают сигналы нервной системе о неблагополучии на данном участке.

В ответ мышцы получают «указание» вступить в «борьбу» с деформирующими силами – то есть напрячься как следует.

Но долго выдержать такую нагрузку они не в состоянии, поэтому быстро истощаются, расслабляются и растягиваются.

А деформирующая сила продолжает действовать – теперь уже на связки.

Читай также
Астигматизм у детей: терапия и профилактика смешанного и гиперметропического астигматизма глаз

Скоро и в них происходит растяжение (в особенности если имеется врожденная патология соединительной ткани), так как без поддержки мышц они долго работать не могут.

Теперь вся нагрузка ложится на кости.

Когда же и они не выдерживают, начинается деформация от сжатия.

К этому времени связки окончательно выбывают из строя, и деформация вступает в конечную, необратимую фазу.

Походка теряет пластичность, плавность.

Дети часто жалуются на утомляемость при ходьбе, боль в области голеностопных суставов или голеней, а нередко – в пояснице.

Некоторые не могут четко определить, где именно они испытывают дискомфорт или боль, поэтому не жалуются, а просто предпочитают спокойные, менее подвижные игры.

Появляется деформация голеностопного сустава (напомним, ее еще называют вальгусной или Х-образной).

Иногда деформация стопы может существовать долгие годы (вплоть до зрелого возраста), никак не проявляя себя.

Но рано или поздно ухудшение произойдет, поскольку компенсаторные возможности организма не безграничны.

Дети, у которых обнаружено плоскостопие, находятся на диспансерном учете у ортопеда и проходят соответствующий курс лечения до 14 – 15 лет.

За это время они проходят курсы физиотерапии, лечебного массажа, направляются на санаторно-курортное лечение, а при необходимости им изготавливается специальная ортопедическая обувь.

Чтобы избежать косолапости, проще всего купить в аптеке или заказать стельки-супинаторы, чтобы стабилизировать стопу.

Боли возникают, как правило, из-за того, что мускулы плоских стоп работают интенсивней и перенапрягаются. Супинатор решит эту проблему.

Стелька-супинатор возвращает уплощенную стопу ребенка в правильное положение и в течение дня работает как своеобразный тренажер мышц стопы: те мышцы, которые прежде были в гипертонусе, отдыхают, а те, которые не работали, начинают набирать форму.

Супинаторы также помогут детям с гибкой плоской стопой, которые иногда испытывают боли в стопе.

Правильный подбор ортопедических стелек приводит к выравниванию сводов стопы и нормализует положение пятки.

Однако не все ортопеды согласны с этим.

Медицина не стоит на месте, и все чаще оказывается, что многие вещи, которые считались истиной пару десятилетий назад, более не имеют под собой научных оснований.

Один из таких мифов, по мнению многих ортопедов, заключается в необходимости повальной коррекции плоскостопия.

Если в чем и нуждаются малыши, считают они, так это в хорошо сидящей обуви.

И самое главное для здоровья малыша – правильно подобрать ее.

Существует и еще один миф о плоскостопии – это то, что плоскостопие может влиять на занятия ребенка спортом.

Исследования показывают, что это не так, и ребенок с плоскостопием может нормально заниматься спортом и преуспевать в нем.

Интересно, что этот факт подтверждают и антропологи: если бы наши плоскостопные предки не могли быстро убегать от хищников, то благодаря естественному отбору сейчас ни у кого из нас не было бы плоскостопия.

В любом случае к лечению плоскостопия у детей следует подходить очень консервативно.

Хотя в некоторых случаях с ригидной плоской стопой показана хирургическая коррекция, к операциям следует прибегать в последнюю очередь, поскольку риск осложнений после подобных операций очень велик.

Выбираем детскую обувь правильно

Мы уже писали, что виновницей приобретенного плоскостопия может оказаться неверно подобранная обувь.

Как только ребенок начинает вставать на ножки, это значит, что пришло время покупать ему первые ботиночки.

Обычно это происходит в период 7 – 8 месяцев.

Критерии «правильной» детской обуви обозначаются довольно четко.

Первые ботинки должны обладать следующими качествами.

• Плотно фиксировать стопу и голеностопный сустав с помощью шнуровки или «липучек», но ни в коем случае не сдавливать ножку и не быть слишком свободными.

• Иметь минимальное количество внутренних швов, чтобы малыш не натер кожу вокруг голеностопных суставов.

• В их изготовлении (включая стельки) должны использоваться натуральные материалы.

• Задник должен быть высоким, жестким, хорошо фиксирующим ножку малыша. Это необходимо для того, чтобы избежать бокового искривления в голеностопном суставе.

• Лучше, если поверхность ботиночек будет перфорированной, чтобы ноги могли «дышать».

• Подошва должна быть устойчивой и не скользкой, с маленьким (1 – 1,5 см) каблучком. Кроме того, она должна быть гибкой в середине, то есть там, где анатомически сгибается нога. Там, где нога не гнется, не должна гнуться и подошва.

• В обуви для детей до 2 лет не должно быть супинатора, ведь функцию амортизатора выполняет та самая «жировая подушечка», в противном случае супинатор будет лишь препятствовать нормальному формированию сводов стопы.

• При примерке надо учитывать, чтобы обувь была с запасом, не мешающим ребенку ходить, – около 1,5 см.

• Желательно менять обувь малыша каждые три месяца: в дошкольном возрасте стопа увеличивается приблизительно на 2 – 3 размера в год. Если между мыском и самым длинным пальцем расстояние меньше, чем ширина большого пальца малыша, обувь следует срочно заменить.

После прогулки следует обратить внимание на ножку малыша: если на коже отпечатался рельеф колготок или внутренние швы ботинка – обувь необходимо сменить.

Это даст возможность маленьким ножкам отдохнуть от привычного положения, а если ноги у ребенка потеют – надо как следует просушить сырые ботинки.

Родители могут многое сделать для профилактики плоскостопия у детей.

  • С 3 – 4 месяцев делайте малышу гимнастику и массаж ног.
  • А когда ему исполнится 2 года и он будет уже уверенно держаться на ногах, выполняйте с ним упражнения для развития мышц и сухожилий стопы.
  • Дети с удовольствием включаются в игру, когда им дают задания поднять платочек или карандаш пальчиками ног либо походить босиком на пальчиках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы.
  • Школьнику поставьте под письменный стол массажер для ног или положите мяч – пусть катает их, когда находится в пассивной позе. опубликовано econet.ru .

Александра Васильева, «Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения»

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Профилактика плоскостопия или Как правильно выбрать обувь своему ребенку?

Светлана Васильченко
Профилактика плоскостопия или Как правильно выбрать обувь своему ребенку?

Плоскостопие – одно из нарушений опорно–двигательного аппарата. Это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Стопа – опора, фундамент нашего тела, и любое нарушение развития может отразиться на осанке ребенка. При плоскостопии снижается или исчезает амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Частый симптом – боль в стопе, мышцах голени. Ребенок начинает выкручивать ножки и ставить стопу не прямо, а на внешнюю часть стопы, «косолапить», подгибать пальчики внутрь, и в этом положении он не испытывает дискомфорт. Но, благодаря неправильной постановке стопы, позвоночник тоже принимает неестественную форму, изгиб, которая приводит к нарушениям осанки. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы, бега, плохо переносит статические нагрузки. При плоскостопии практически отсутствует амортизирующая роль стопы. Внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений и могут нарушиться функции систем кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения. При движении, удары стоп о поверхность земли передаются вверх почти без изменений и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети могут жаловаться на головные боли, становятся нервозными, рассеянными, быстро утомляются. Стопа ребенка имеет свои анатомические и функциональные особенности. Костный аппарат стопы ребенка имеет во многом еще хрящевую структуру, связки более эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы. Кроме того, у детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых. Поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область свода, падают более значительные нагрузки. Пухленькие стопы ребенка кажутся абсолютно плоскими (до 3 лет, но это не так. У ребенка ясельного возраста выемку свода стопы заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. В правильности строения стопы можно убедиться простым способом: ставлю малыша на ножки и вкладываю палец под его стопу с внутреннего края. Если палец входит свободно, то костная конструкция стопы отделена от твердой поверхности слоем жира. Существуют много способов проведения плантографии, методов диагностики плоскостопия. По определению Н. Н. Ефименко, плантография – это методика получения отпечатков стоп в позе естественного прямостояния на специальном приборе – плантографе с последующим анализом, расшифровкой и диагнозом, а также с соответствующими рекомендациями по преодолению выявленных нарушений. Для себя я выбрала методику В. А. Яралова – Яралянца с соавторами, удобную для массового обследования детей дошкольного возраста. Необходимо обозначить на отпечатке стопы 3 точки:

Читай также
На приеме у генетика: какие вопросы стоит задать специалисту и используемые методы диагностики

1. середину основания большого пальца;

3. середину межпальцевого промежутка 2 и 3 пальцев.

Затем необходимо соединить 1 точку со 2, а 2 с 3. Если обе линии в средней части «не утопают» в отпечатке стопы, то перед нами норма; если первая линия остается за отпечатком, а вторая «утопает» в нем – стопа уплощена; если обе линии «утонули» в полученном отпечатке – отмечается плоскостопие.

По методике определения степени плоскостопия необходимо от центра отпечатка пятки провести линию до межпальцевого промежутка третьего и четвертого пальцев; обозначить наиболее выступающие точки внутреннего контура стопы в передней и пяточной областях и соединить их касательной; к центру касательной восстановить перпендикуляр до пересечения с первой линией; полученный отрезок разделить на 3 равные части. Нумерация – от внутренней части к наружной.

1 степень плоскостопия – внутренний контур отпечатка попадает на первый интервал.

2 степень плоскостопия – внутренний контур отпечатка попадает на второй интервал.

3 степень плоскостопия — внутренний контур отпечатка попадает на третий интервал.

Если внутренний контур отпечатка попадает на половину интервала, можно записать – 12 1 степени плоскостопия и т. д. В практической работе такой подход позволит раньше отслеживать эффективность или неэффективность применяемых комплексов лечебной гимнастики и всей программы в целом, внося соответствующие коррективы. И вот, рассмотрев плантограммы 24 детей старшей группы, я обнаружила, что 17 человек из них либо уже имеют плоскостопие, уплощение стопы, либо имеют предрасположенность к этому. В подготовительной группе дела обстояли не лучше – из 20 человек 9 нуждались в индивидуальных занятиях по профилактике плоскостопия.

Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Главные принципы – систематичность и регулярность. Необходимо:

1. Укреплять мышцы и связки ног;

2. Массаж и гимнастика, влажные обтирания, «морские ножные ванны» с применением гальки, резинового массажного коврика, контрастные ножные ванны, гигиена ног;

3. Физиотерапевтические процедуры, парафиновые и грязевые аппликации, ортопедические стельки или обувь;

4. Утренняя гимнастика, подвижные игры;

5. Занятия плаванием, лыжами (с 4 лет, велосипед;

6. Босохождение по гравию, гальке, песку, траве.

Главная причина плоскостопия – слабость мышечно–связочного аппарата. Плоскостопие бывает врожденное и приобретенное. Врожденное встречается редко и, как правило, врачи сразу извещают об этом родителей. Приобретенное появляется в связи с заболеваниями – рахитическое, паралитическое, статическое, у детей с избыточным весом. Особенно часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плоско-вальгусной установкой стоп, которая формируется в раннем детстве. Определить правильность положения стоп вполне по силам всем, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребенка со спины. У нормальной стопы пятка расположена соответственно продольной оси голени, в случае плоско-вальгусных стоп – пятка заметно отклонена снаружи. Этот дефект свидетельствует о врожденной аномалии нервной системы (энцефалопатии) и влечет за собой нарушения развития всего скелета. По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешанное. О вальгусном (Х-образном) искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 см. Обычно такая деформация голеней сочетается с плоско-вальгусными стопами. Этот дефект приобретается в раннем возрасте при раннем вставании на ножки, длительном стоянии, в результате рахита, травм и врожденных аномалий, избыточного веса. При вальгусной деформации ног основные изменения происходят в коленном суставе. При неравномерном развитии суставная щель становится шире внутри и уже снаружи. Связки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность. Голень отклоняется снаружи, в тяжелых случаях может быть искривление костей голени выпуклостью вовнутрь. Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах. Общая слабость мышечно-связочного аппарата проявляется во всех суставах, стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плоско-вальгусное положение (пятки отклонены снаружи, развивается плоскостопие.

Часто дети страдают плоскостопием по вине родителей. Вредно ставить на ноги и обучать ходьбе неокрепших детей (в раннем детстве, нагружать их длительной ходьбой. Приводит к плоскостопию и ношение слишком тесной или слишком широкой обуви, обуви «на вырост»; донашивание за старшими детьми, очень теплая обувь; некачественная обувь, поставляемая из Китая или вообще неизвестно откуда.

В какой обуви ходят наши дети? Казалось бы – да сколько там ребенок в детсаду бывает! Но с 8 утра до 18 часов вечера каждый день – это большая часть дня. Обувь должна быть тщательно подобрана:

— это фабричная обувь, которая соответствует стандартам ГОСТа;

— не тесная, ни чересчур свободная, не стоптанная, по ножке ребенка обувь («на вырост»— 0,5 размера);

обувь кожаная, матерчатая или из кожзаменителя с перфорацией;

— закрытый верх, чтобы ножка ребенка не проскакивала вперед;

— обязательна подкладочная ткань;

— застежка безопасная, не травмирующая ножку ребенка, любая;

— задник твердый, закрытый, формирующий правильное становление пяточной хрящевой подушки ребенка;

— на внутренней части подошвы – наличие подушечки – супинатора;

— подошва в помещении и в сухую погоду – кожаная, гнущаяся;

— каблук от 0,5 до 2 см. После 5 лет – можно 2-4 см, но без склонности к возникновению плоскостопия и только широкий каблук;

— нельзя носить обувь с перемычкой вместо задника до 5 лет. После 5 лет – перемычка не менее 2-х см;

— ботинки для дошкольников должны четко фиксировать голеностопный сустав;

— фабричная обувь продается в индивидуальных упаковках, с памяткой или инструкцией для покупателя.

Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует учитывать, что размер при нагрузке увеличивается, как в длину, так и в ширину. Измерять размер стопы нужно только у стоящего ребенка. Я ставлю своего сына на большой лист бумаги, очерчиваю стопу по контуру. Длина измеряется линейкой от края пятки до большого пальца. В магазине такой шаблон помогает при выборе обуви. Если у меня с собой нет такого шаблона, я пользуюсь более простым методом: расстегиваю обувь и ставлю ножку сына поверх туфли, погружая в нее только пятку, соприкасающуюся с задником. Между большим пальчиком и носком летней обуви должно быть расстояние примерно в 1 сантиметр, зимней – до 2 см. Но часто одной рационально подобранной обуви не достаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или обувь. Однако без назначения врача заказывать и покупать их нельзя. Стелька вкладывается в тщательно подобранную обувь на 1 размер больше. Частота их смены колеблется от 3 до 6 месяцев, в зависимости от материала, из которого они изготовлены. Кабинет ЛФК Павловской ЦРБ настоятельно рекомендует на всю детскую обувь (при наличии плоскостопия) изготовить в г. Воронеже специальные стельки – супинаторы. Но не стоит увлекаться ими, т. к. многие специалисты сейчас сходятся во мнении, что эти стельки не исправляют плоскостопие, а лишь снимают болезненные ощущения и предотвращают дальнейшее его развитие. Длительное их ношение бесполезно и даже вредно, т. к. их жесткая конструкция не дает возможности тренировать мышцы стопы.

Консультация для родителей «Как правильно выбрать музыкальную игрушку» В современных магазинах для детей. Представлен очень широкий ассортимент звучащих музыкальных игрушек. Это – и музыкальные шкатулки, куклы,.

Мастер-класс для родителей «Я хочу помочь своему ребёнку говорить правильно» Прошедший учебный год я работала по своему второму образованию — учителем-логопедом в ДОУ, поэтому не было времени выкладывать, да и почти.

Читай также
Как проходит лечение предлежания плаценты и прогноз родов

Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия). Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия). Цель: — Расширить знания родителей о профилактике плоскостопия.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Знаете ли вы! Что распространение плоскостопия у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных.

Профилактика плоскостопия. Общие вопросы Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное лечение рахита, патологии.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» МАДОУ «Детский сад «Непоседы» с. Бокино воспитатель Воронова Татьяна Алексеевна «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста».

Профилактика плоскостопия в нашей группе Проблема плоскостопия очень актуальна в настоящее время. Наш детский сад уже давно сотрудничает с Областным центром лечебной физкультуры.

Программа кружка «Физкульт-Ура!» (коррекция осанки и профилактика плоскостопия) (часть 1) I. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения данной программы: Сегодня жизнь ставит перед нами много новых.

Программа кружка «Физкульт-Ура!» (коррекция осанки и профилактика плоскостопия) (часть 2) V. Режим и формы занятий Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Длительность каждого занятия – 20-25 мин. Занятия проводятся в игровой.

Плоскостопие у школьников: профилактика и лечение

Памятка для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений

Мирская Н.Б. — Врач по гигиеническому воспитанию ФБУЗ «Центра гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук

Движение тела, плавная и грациозная походка зависят от строения ног и нижней их части — стоп. Стопа состоит из 26-ти костей, соединенных мощным связочным аппаратом. В норме стопа имеет три точки опоры: задний отдел пятки, 1-ый (большой) палец и головка 1-ой плюсневой кости и наружный край стопы. В положении стоя стопа образует своды — продольный и поперечный, которые при ходьбе пружинят и защищают тело и мозг человека от сотрясений и чрезмерных нагрузок. Рост и формирование стопы завершается к 23 — 25 годам.

Среди заболеваний костно-мышечной системы статическая деформация стоп — плоскостопие — по частоте занимает одно из первых мест. Плоскостопие проявляется в быстрой утомляемости ног при ходьбе, в появлении болей в ногах, отечности голеней и стоп, появлении мозолей и «натоптышей» на подошвах.

Наиболее частой причиной плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и самой стопы в результате чрезмерной нагрузки на ноги (длительная ходьба и стояние, ношение тяжестей, повышенный вес) и наоборот, вследствие недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни.

Другой причиной, вызывающей уплощение стопы и плоскостопие, является неправильная обувь. У девочек в подростковом возрасте хождение на высоких каблуках приводит к уплощению поперечного свода, при этом происходит смещение центра тяжести тела вперед с последующей деформацией тазовых костей и смещением органов малого таза. Нельзя также носить в течение всего дня обувь совершенно без каблуков: тапочки, кеды, чешки, валенки и т.д.

Сохранить правильную походку и осанку, а также предотвратить деформацию стоп помогает правильно подобранная обувь.

Так, обувь, которую носят постоянно в течение всего дня, должна быть на каблуке высотой 2-3 см, а по ширине каблук должен занимать 1/4 подметки. При таких каблуках значительная часть тяжести тела приходится на пятки, которые для этого и приспособлены. Девушкам до 18 лет вообще не рекомендуется носить обувь на высоких каблуках из-за еще не сформировавшейся стопы, неокрепших связок, мышц голени и голеностопных суставов. Кроме того, вредно носить как узкую и короткую, так и слишком свободную обувь, так как она не может поддерживать своды еще неокрепших связок и мышц голени и стопы. Следует правильно подбирать спортивную обувь — кеды, кроссовки, туристические, конькобежные, лыжные ботинки и т.п. нужно использовать по назначению.

Чтобы избежать плоскостопия важно иметь: правильную осанку и походку — всегда держать корпус и голову прямо, не разводить широко носки при ходьбе; нормальный вес, для обеспечения которого необходимы рациональное питание и подвижный образ жизни. Для профилактики плоскостопия нужно с ранних лет постепенно и систематически тренироваться совершать продолжительные пешие прогулки, ежедневно заниматься гимнастикой, включая в утренние упражнения пружинящие прыжки, приседания, ходьбу на носках, пятках, наружных и внутренних краях стоп. В теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, гальке, скошенной траве. Укрепляют мышечно-связочный аппарат ног и всего организма занятия спортом — футбол, легкая атлетика, плавание, альпинизм, фигурное катание.

При первых признаках плоскостопия следует обратиться к врачу-ортопеду. Основным методом лечения этого заболевания является ежедневная специальная лечебная гимнастика. При этом индивидуально подобранные упражнения полезно сочетать с комплексом общей физической подготовки, ежедневными, теплыми ножными ваннами

(Т=35-37°С), специальным массажем стоп и голеней.

УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

Упражнение «Каток» — катать вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Выполнять вначале одной, затем другой ногой.

Упражнение «Разбойник» — сидя на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног стараться подтащить под пятку разложенное полотенце (салфетку), на котором лежит какой-либо груз (небольшой камень или книга). Выполнять сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «Маляр» — сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены. Большим пальцем одной ноги проводить по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. Поглаживание повторяется 3-4 раза сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «Сборщик» — сидя на полу или стоя собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, шишки, прищепки для

белья и т.д.), и складывать их в кучки. Другой ногой повторить то же самое. Затем пальцами ног без помощи рук переложить эти предметы из одной кучки в другую. Стараться не допускать падения предметов при переносе.

Упражнение «Художник» — карандашом, зажатым пальцами ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист бумаги другой ногой. Выполнять сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «Гусеница» — сидя на полу с согнутыми коленями и пятками, прижатыми к полу. Сгибая пальцы ног подтягивать пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова выпрямляются, и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Выполнять двумя ногами одновременно.

Упражнение «Кораблик» — сидя на полу с, согнув колени, подошвы ног прижаты друг к другу. Постепенно стараться выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног не будут прижаты друг к другу (стараться придать ступням форму кораблика).

Упражнение «Серп» — сидя на полу с согнутыми коленями, поставить подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

Упражнение «Мельница» — сидя на полу с выпрямленными коленями, описывают ступнями круги в двух направлениях.

Упражнение «Окно» — стоя на полу разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая ступни от пола.

Упражнение «Барабанщик» — сидя на полу, согнуть ноги в коленях, не касаясь пятками пола, двигать ступнями вверх-вниз, касаясь, пола только пальцами ног. В процессе выполнения — колени постепенно выпрямляются.

Упражнение «Хождение на пятках» — ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Каждое упражнение повторяется несколько раз. Продолжительность таких занятий 10минут. Перед каждым упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку на одной или двух ногах. Дыхание произвольное. (См. иллюстрации).

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector