Первые дни в детском саду — секреты адаптации и предварительной психологической подготовки ребенка

Первые дни в детском саду — секреты адаптации и предварительной психологической подготовки ребенка

Содержание

Первые дни в детском саду — секреты адаптации и предварительной психологической подготовки ребенка

Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

Адаптация к детскому саду проходит по-разному. Вы вполне можете помочь малышу психологически подготовиться к садику. Начать лучше заранее, чтобы у него было время правильно войти в новый режим – так будет значительно проще. Родители могут сами сначала сходить в выбранный сад, чтобы все выяснить. Потом будет легче отвечать на вопросы вашего ребенка. А их обязательно будет много.

Новая среда, занятия, друзья, активные игры. Вы и не заметите, как маленький ребенок станет довольно самостоятельным. Разобраться во всем самому тяжело, но советы психолога помогут подготовиться к саду как ребенку, так и его родителям. Что ж, первые 2 недели самые тяжелые, а потом будет гораздо проще. Малыш полюбит садик, ведь там может быть очень весело.

Первое знакомство с садиком

Первое знакомство с детским садом лучше всего провести родителям. Неплохо бы сходить в садик заранее, за полгода-год до того, как вы отведете туда ребенка. Нужно разобраться: а так ли хорошо это место, как про него рассказывают?

Какие воспитатели работают здесь, какие игрушки и игры предлагают детям. Посмотрите на помещение для сна, игр. Расспросите про программу занятий с малышами.

У вас всегда есть выбор. В детском саду ваш ребенок проведет следующие несколько лет – нужно убедиться, что там действительно хорошо. А дальше решайте сами, как подготовить сыночка или дочку к первому ответственному шагу. Можно посетить психолога, который даст советы по поводу адаптации. Конечно, перекидывать всю ответственность на психолога нельзя. Важно, чтобы и родители принимали участие в этом процессе.

Адаптация

Процесс приспособления к новым условиям жизни называется адаптацией. Когда в один день все меняется для ребенка, начинается та самая адаптация к садику. Не всегда простая, не всегда быстрая. Это тяжело – поменять свою жизнь, режим сна, меню, занятия. Раньше малыш все время проводил дома с мамой или бабушкой. Теперь же его ждет целый новый мир:

  • знакомства;
  • уроки;
  • совместные игры;
  • необходимая самостоятельность;
  • новые контакты со взрослыми;
  • новый режим дня.

Многие родители не обращают особого внимания на этот процесс, считая, что все так и должно быть: слезы утром, усталость вечером – ребенок «при деле». Но в действительности малыш переживает тяжелый период, ведь он даже не понимает, зачем все это нужно. Раньше он просыпался более-менее тогда, когда хотел, играл, кушал, гулял. Рядом были родные, знакомые люди. Теперь же все не так.

Включается психический механизм адаптации к этим условиям. Мозг работает очень напряженно, ведь из всего накопленного опыта, знаний, навыков теперь нужно извлекать практическую пользу. У воспитателя нет времени на всех детишек сразу – малышу придется самому мыть ручки, ходить в туалет без помощи.

В детском саду, конечно, воспитывается некая самостоятельность. Развязались шнурки? Завяжи сам. Не хочешь есть кашу? Или оставайся голодным, или привыкай к ней. Неподготовленному ребенку сталкиваться с такой новой реальностью бывает страшно. Очень важно помочь ему пережить эти новые условия, правильно адаптироваться к садику. Бывает три типа адаптации.

Легкая адаптация

Самая простая. Если все проходит легко, без особых слез и скандалов — адаптация длится всего 3-4 недели. Совсем без нее не бывает, ведь ребенку необходимо привыкнуть к садику. Многое для него теперь поменяется, появляются новые интересы, проблемы. Плач по утрам «не хочу вставать» — это не проблема. Скоро он привыкнет к новому режиму, и вставать станет проще.

Легкая адаптация в детском саду означает еще и то, что ребенку быстро удается завязать дружбу с другими детьми. Совместные игры, развлечения, дружба – это помогает забыть о том, как не хотелось идти в садик. Общительные дети, привыкшие к социальным контактам, легко находят общий язык с остальными и с воспитателем.

Ребенок отвечает на вопросы о садике с удовольствием, оживленно рассказывает о том, что видел, выучил. Рассказывает про друзей, смешные ситуации. Его речь стремительно развивается, а общение становится более взрослым. В детском саду весело и интересно, и ребенок это быстро понимает.

Средняя адаптация

Средняя по тяжести адаптация весьма распространена. Далеко не все дети в 3 годика уже осознают свою самостоятельность. Им все еще непонятно, зачем нужно ходить в сад. Они воспринимают это как некое наказание за плохое поведение. Понять, что это на ближайшие 3 (в среднем) года – а потом школа, а потом университет, – они не могут. Такие мысли только пугают их.

Забирать ребенка из садика просто из-за его «не нравится, не хочу ходить» — большая глупость.

Только в детском саду можно получить первые навыки общения с другими. Научиться знакомиться, дружить, придумывать совместные игры. Лишить малыша этого будет неправильно. Дома, с мамами и бабушками-дедушками, ребенку никогда не получить этот опыт.

Средняя по тяжести адаптация проходит дольше – до 2 месяцев. Это слезы, просьбы, обещания быть хорошим. Каждый день одно и то же, но нужно потерпеть. Спрашивая таких детишек про детский сад, вы услышите. что там вроде как нормально, но ходить не хочется. В детском саду им вообще-то нравится, просто психика еще не готова отпустить образ домашнего уюта, где все подчинено удобству ребенка. Играя с мамой, всегда можно предложить свои правила. А играя с другими детьми, придется или сильно заинтересовать их идеей, или же подчиниться желаниям остальных.

Тяжелая

Это редко, но все же встречается. Чаще всего у детей с отставаниями в развитии или проблемной психикой. Хотя если до 3 лет не заниматься воспитанием малыша, потакать всем его капризам, то вы получите ребенка, который совершенно не готов остаться один в компании других детей. Он не слушает воспитателя, не хочет следовать режиму, правилам поведения. Когда все занимаются рисованием, малыш встает и идет играть. Просьбы вернуться его злят.

Эти дети часто агрессивны по отношению к другим. Могут легко ударить, обидеть, отобрать силой понравившуюся игрушку. Бывает, это дети из неблагополучных семей. Для них такой образ общения привычен, скопирован из домашнего обихода. Если воспитатели замечают признаки тяжелой (проблемной) адаптации, то ребенка направляют в кабинет психолога вместе с родителями.

Дальше решается вопрос о последующем образовании. Если есть возможность исправить ситуацию, то на это время малыш остается дома. Если нет, его направляют в специализированный садик коррекционного типа. В обычном детском саду, к сожалению, оставаться будет нельзя.

Новый мир: советы

Кажется, какие советы можно дать ребенку в 3 года, отправляя его в садик?

Мой руки перед едой.

Не обижай маленьких.

Подружись с кем-нибудь.

Играй вместе с ребятами.

Для того чтобы адаптация прошла успешно, этого не просто мало – это совсем не то, что нужно. Лучше заранее пройти часть адаптации дома, в привычных условиях. Для этого еще с лета начните постепенно подготавливать ребенка к походу в садик.

Режим дня: как привыкнуть?

Если всю жизнь просыпаться в 10 утра, а тут вдруг приходится вставать в 7:00, это огромный шок для маленького человека. Как итог, утро всегда проходит в слезах. Лучше постепенно сдвигать начало дня – на 30 минут несколько раз в месяц. Так ребенку проще привыкнуть. Распорядок дня в детском саду таков:

  1. Родители приводят детей, переодевают.
  2. Дети садятся завтракать.
  3. Далее занятия, творчество, игры.
  4. Свободное время.
  5. Прогулка 1-1,5 часа.
  6. Обед.
  7. Время сна.
  8. Снова занятия или игры.
  9. Полдник.

Попробуйте установить этот режим хотя бы частично. Малышу будет не так страшно и сложно в саду, если он привыкнет к режиму заранее.

Новая еда в садике

Тут советы и разговоры мало чем могут помочь. Про то, что в садике «невкусно», говорят и говорили многие поколения. Это, на самом деле, самая обычная полезная еда. Тут никто не будет выбирать кусочки лука, если они не нравятся, разминать картофель в супе. Здесь начинается некая ответственность за себя.

Детей голодными не оставят, накормят – через слезы, обиды, долгие сидения за столом. Предложите ребенку поискать положительные моменты. Может, компот вкусный или пюре нравится? Или на полдник дают любимые фрукты? Что-то вкусное обязательно должно быть.

Подружиться с ребятами

Большинство детей уже до садика обзавелись приятелями, или же у них есть братья, сестры, другие маленькие родственники. В возрасте 3-4 лет детишки очень активные, любят подвижные игры. Именно социальная адаптация бывает для ребенка сложной. Чаще давайте детям играть вместе, выводите во двор. Если ребенок долгое время не может завязать дружбу в садике, это должно насторожить не только родителей, но и воспитателей.

Дома можно играть в ролевые игры с игрушками: знакомить их друг с другом, задавать вопросы. Это простой игровой способ дать ребенку навыки общения. Хотя для нормально развитого ребенка 3 лет не должно быть такой уж большой проблемой познакомиться и завести друзей. В детском саду воспитатели проводят специальные коммуникативные игры, помогающие ребятам подружиться.

Слушаться воспитателя

Еще один важный аспект — отношения с воспитателем. Раньше взрослые вокруг ребенка были родными или хорошо знакомыми. А этот человек абсолютно новый. Конечно, доброжелательный, приятный, но чужой. С ним нужно найти общий язык, а еще его нужно слушаться целый день.

Об этом лучше всего поговорить заранее, чтобы в детском саду не возникло конфузных ситуаций. Объясните ребенку, что воспитателя можно попросить о помощи, рассказать ему о своих проблемах. Если что-то болит или случилось, нужно сразу подойти и рассказать. Адаптация в саду пройдет проще, если знать кое-какие правила этого нового мира.

Читай также
Развиваем самостоятельность у ребенка: простые правила и советы родителям

Родителям на заметку

Родителям тоже нужно адаптироваться, но по-другому. Привыкайте, что малыш взрослеет. Скоро у него появятся свои игры, секреты, друзья и вообще — своя жизнь. Атмосфера дома всегда должна быть доброжелательной, иначе малышу будет очень тяжело. Первые недели в садике самые трудные.

Первые 2 недели в садике

Считается, что адаптация проходит легче после первых 2 недель. Все уже знакомо, ко многому ребенок привык. У него еще не закончился адаптационный период, и главное в эти две недели относиться к нему как можно более терпимо. Да, он будет капризничать, часто ссориться с вами. Или, наоборот, просить, умолять не отводить его больше в садик.

Выдержите 2 недели – потом будет гораздо легче. Адаптация у всех проходит в разной мере долго, но это первое время для всех категорий детей самое «острое».

Подготовка начинается с лета

Не нужно говорить малышу, что он отправляется в садик, непосредственно за день до этого. Он не примет это всерьез, а потом случившееся станет для него шоком. Лучше заранее рассказывайте о том, что будет, когда ему исполнится 3 годика.

Старайтесь не описывать детский сад совсем идеальным местом. С некоторыми детишками не сразу получится подружиться. Придется самому отвечать за себя, одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговички. Воспитатель будет давать задания – нужно слушаться. Пусть ребенок поймет, что его ждет ответственность. Садик будет вызывать у него интерес – приготовьтесь отвечать на вопросы.

Атмосфера дома

Приходя домой после садика, ребенку хочется отдохнуть от всех этих занятий, друзей, новых обязанностей. Окунуться на вечер в свою обычную жизнь с любимыми игрушками. Для ребенка этот отдых очень важен. Не только взрослые устают, но и дети. К вечеру он может быть раздражительным, уставшим. Вы можете отвести его погулять перед сном – это будет отличной разгрузкой после целого дня впечатлений.

Не ругайте его, просто найдите свой собственный способ отдыха. Возможно, поможет ванна, где малыш поиграет в воде. Или почитайте ему сказку. На вечер планируйте только тихие, спокойные игры. Самим родителям тоже нужно помнить, что ребенок устал – не включайте громкую музыку, телевизор.

Не перегружайте малыша

Многие родители, желая самого лучшего, начинают перегружать ребенка. Детский сад, спортивная секция, занятия иностранным языком, музыкой… У малыша нет даже времени поиграть в своей комнате перед сном. Это все хорошо, но не нужно вводить много занятий сразу. Поход в детский сад и так стрессовая ситуация. Сейчас ребенку хочется вернуться домой и просто отдохнуть, поиграть, посмотреть мультик.

Вы можете вводить дополнительные занятия, но не сразу. Потом, когда он привыкнет к садику, введите что-то одно. Через год – еще какой-нибудь кружок. Лучше сосредоточиться на чем-то одном, чем предлагать массу занятий. Так малыш будет уставать, а из-за этого снижается иммунитет, он часто болеет. Усталость приведет к плохой концентрации. Скоро начнется школа, так что дайте ребенку еще немного побыть в настоящем веселом детстве.

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
статья по теме

Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требованиями в семье, а могут и отличаться. Многие родители опасаются, не будет ли страдать ребенок вследствие резкого перехода из домашней среды в среду детского сада, где ему уже не смогут уделять столько внимания, как дома.

Скачать:

Вложение Размер
adaptatsiya_k_dou_2013.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ

Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требованиями в семье, а могут и отличаться. Многие родители опасаются, не будет ли страдать ребенок вследствие резкого перехода из домашней среды в среду детского сада, где ему уже не смогут уделять столько внимания, как дома. Сложность задачи для многих мам состоит в том, что адаптация к детскому саду предполагает наличие у мамы готовности отпустить ребенка, предоставить ему больше самостоятельности, и в конце концов, способствовать обретению им независимости от самих родителей.

Первый шаг на пути к этому – отлучение ребенка от груди, к которому ребенок оказывается готовым к концу первого — началу второго года жизни. Некоторые мамы не справляются с задачей отлучения от груди, продолжают удерживать малыша в тесном телесном контакте, хотя биологической потребности в материнском молоке у него уже нет, и тем самым способствует формированию психологической зависимости от ухаживающего за ним взрослого. В норме в этот период развития мама становится для ребенка, в первую очередь, партнером по играм, по освоению предметного мира и окружающего пространства. Однако некоторым мамам кажется, что такой переход прервет их эмоциональную связь с любимым чадом. Удержание ребенка в симбиотической связи, отвечавшей потребностям предыдущего периода развития, ведет на данном этапе к инфантилизации. Психологи считают, что с переходом на новый этап отношений с родителями, ребенок не теряет чего-либо ( безопасность, защиту, эмоциональную связь и т.д), а наоборот, приобретает новый опыт построения отношений с близкими людьми и миром, делает важный шаг по пути взросления.

Как родителям готовить ребенка к поступлению в ДОУ

Накануне поступления в ДОУ будет полезно приблизить режим ребенка к принятому в саду. Очень важно, формировать у ребенка навыки самообслуживания. Отправляя ребенка в сад, маме необходимо позаботиться об удобной практичной одежде. Прежде всего, такой, которая позволяет ребенку в группе и на прогулке чувствовать себя раскованно и свободно. Понятно, что в садике случаются всякие казусы: играл на полу, облился супом, упал на улице. Поэтому одежда должна быть легко стираемой и недорогой, чтобы у мамы не возникло желания отчитывать ребенка за то, что он испачкался во время игры. Лучше иметь в запасе несколько комплектов одежды на смену.

Если ребенок единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть игрушки, показать игровую комнату, спальню, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать.

Залог успешного посещения ребенком садика – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

Воспитатель играет существенную роль в становлении ребенка: в организации его взаимодействия с другими детьми, в формировании самооценки, в развитии интереса к различным сферам деятельности. Поэтому родителям важно познакомиться с теми, кто работает в группе, заранее, и также познакомить ребенка с воспитателем. Важно узнать у воспитателя, какой режим принят в детском учреждении, какие ограничения и требования, какие навыки рекомендуется привить ребенку для того, чтобы адаптация прошла как можно успешнее. Одновременно, стоит рассказать воспитателю об особенностях темперамента и здоровья ребенка, его суточном режиме, привычках.

Важнейшей задачей родителей – мотивация ребенка, формирование у него заинтересованности в посещении дошкольного учреждения. Известно, что нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные дети в семье, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, следует обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад. Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома. Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми ( по крайней мере, пока нет открытого конфликта).

Осложняющим фактором адаптации будут конфликты в семье, необщительность родителей. Дети неправильно усваивают мироощущение своих родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому сверстники могут не принимать их в свой круг общения.

Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьям, заданиям, которые он выполняет и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации.

Однако не слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило, когда мама забирает малыша из детского сада – он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

Ребенок может соскучиться и по родителям – поэтому маме не следует, приведя ребенка домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо позволить малышу посидеть на коленях у взрослого, расслабиться от прикосновений.

Другой источник напряжения – повышенные требования к произвольной регуляции поведения, сдерживанию себя. В этом плане бывает полезным для разрядки предоставлять ребенку возможность « побеситься» дома. Рекомендуется побольше играть с малышом в подвижные эмоциональные игры. Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка, чувствующего себя в саду скованно, напряженно, то оно может стать причиной невротических расстройств.

Наблюдая за малышом, взрослый почувствует, какие именно занятия после детского сада помогают ему расслабиться, сбросить напряжение: игры с братом, прогулка с мамой, общение с домашними животными или активные игры во дворе и т.д.

Обычно период адаптации заканчивается к концу второго месяца.

Что делать, если возникают трудности в адаптации

Влияет на адаптацию и возраст поступления в ДОУ. Малыши настороженно относятся к незнакомым людям. У некоторых особо чувствительных детей боязнь новых людей и это приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, чаще болеет, так как стресс истощает его адаптивные ресурсы. Таких детей лучше подольше подержать дома, просто посещая группы развития.

Годовалые дети и дети трех лет переживают нормативный кризис развития, который выражается, в проявлениях негативизма в отношении близких людей. Поэтому они могут давать бурные протестные реакции, капризничать, когда мама собирает в детский сад. Надо поинтересоваться у воспитателей, как чувствует себя ребенок в группе: если малыш быстро успокаивается, оставшись без мамы, значит, адаптация идет благополучно.

Родителям необходимо интересоваться играет ли ребенок в группе с детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования. Ведь наиболее успешно проходит адаптация, когда и в группе, и в семье требования будут похожими.

Необходимо учитывать также и темперамент ребенка. Хуже всего себя чувствуют дети с флегматическим и холерическим темпераментом.

Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду. Но труднее всего приходится медлительным детям. Флегматичные дети не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть.

Читай также
Сколько часов должен спать ребенок до года: таблица норм сна для малышей с пояснениями

Легче адаптируются дети общительных, контактных родителей, которые в детстве сами не испытали проблем с детским садом. Если оба родителя не отличаются общительностью, ребенок не особенно тянется к сверстникам и предпочитает играть один.

Если адаптационный период затягивается, и имеют место трудности адаптации, проявляющиеся в вегетативных изменениях: плохой сон и аппетит, сниженное настроение, слезы (не просто капризы), постоянные болезни, то следует бить тревогу. Маленькие дети не всегда могут сформулировать свои мысли и чувства, но могут выразить их в процессе рисования, лепки, игры с куклами. Поговорите с воспитателями, с медсестрой, обратитесь к психологу. Возможно, лучше подождать с детским садом до 4-5 лет или отдать малыша в группу развития, где детей немного и есть специалисты, помогающие малышам адаптироваться. В сложных случаях родители могут и должны обращаться к психологам и психоневрологам, работающим в детских садах и центрах.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Родничок»

Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога

Время, когда ребенок идет в детский сад очень сложное и для него самого, и для его родителей. Первые дни, а то и недели в дошкольном учреждении – непростое испытание для всех членов семьи. Слезы и капризы по утрам, тревожное состояние, которое передается от детей ко взрослым, постоянное пребывание в стрессе, повышенная возбудимость или наоборот – вялость и апатия. И это далеко не полный список внешних проявлений, которые некоторые родители склонны считать за пустые капризы. Между тем проблема лежит гораздо глубже, и нужно помочь ребенку преодолеть этот действительно сложный для него период. Как помочь адаптироваться малышу в коллективе и сделать походы в детский сад настоящим праздником, подскажут психологи.

Трудности адаптационного периода

Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые. Даже у взрослого человека с устоявшейся психикой внезапная смена привычного ритма жизни может вызвать серьезный стресс, не говоря уже о слабом и беззащитном ребенке. В первую очередь, трудности в адаптации связаны с отрывом от родителей. Порой ребенку кажется, что его больше никто не любит, все от него отказались.

Замечено, что особенно остро в период от трех до пяти лет разлуку с матерью переживают мальчики, чем девочки.

Нарушение устоявшегося ритма жизни, привычных моделей поведения. Если же ребенок до этого еще ни разу не испытывал самостоятельности или взаимодействия со сверстниками, то новой модели поведения у него попросту нет, и он не знает, как себя вести в новых для него обстоятельствах. Отсюда возможны конфликты как с воспитателями, так и другими детьми.

Самыми распространенными причинами, по которым дети отказываются посещать дошкольное учреждение, это страхи и повышенная эмоциональность. Рассмотрим их.

  • Избыток впечатлений или повышенная эмоциональность ребенка. Еще не до конца сформировавшаяся детская психика бывает неспособна справиться со шквалом новых эмоций и ощущений, которые обрушиваются на малыша с самых первых дней пребывания на новом месте. Часто это пугает ребенка и не дает ему адекватно оценить действительность.
  • Страх перед неизвестностью. Маленький человек растерян, он не знает, что его ожидает в дальнейшем. Новый распорядок дня, новые люди, к которым он не привык.
  • Особенно тяжело адаптация происходит у тех детей, которые до детского сада практически постоянно воспитывались в семье. Дома гораздо снижен порог запретов, а в детском саду новые и новые «нельзя» окружают его со всех сторон.
  • Строгость воспитателей часто резко контрастирует с доброжелательностью родителей, что нарушает прежние поведенческие модели ребенка.

К тому же теперь многие вещи ему приходится выполнять самостоятельно, поэтому очень важно приучать к выполнению хотя бы элементарных действий по самообслуживанию с самого раннего возраста.

Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду

Период адаптации большинство психологов разделяет на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Вспомните несколько забавных историй из собственной жизни, связанных с пребыванием в садике. Лучше даже сходить с ним «на экскурсию», познакомиться с детьми и воспитателями, обратить внимание на красоту вокруг детского сада и уют внутри.

Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить ребенка к некоторым элементарным действиям по самообслуживанию: самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом, вилкой и ложкой, зубной щеткой. Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был иным, чем в детском саду.

Основной этап включает непосредственно пребывание в группе, но на непродолжительное время: от одного до трех часов в первые две недели. Важно сформировать положительные эмоции как от садика и постепенно подготавливать к более длительному отрыву от дома. Первые несколько дней можно даже побыть вместе с ребенком, постепенно увеличивая время самостоятельного пребывания.

На заключительном этапе ребенок должен проводить в детском саду четыре часа и более, можно оставлять его на дневной сон. Когда настроение, сон и аппетит малыша приходят в норму, можно считать, что адаптационный период завершился.

Но, как бы легко и, казалось, незаметно ни проходило время привыкания, для ребенка, как и для любого человека, подобная смена обстановки – это стресс, и задача родителей свести его к минимуму.

Типичные ошибки родителей, советы психолога

Самая распространенная ошибка – неготовность к негативной реакции со стороны ребенка или просто нежелание разобраться в проблеме. Родителям может показаться, что он просто капризничает, пытается обратить на себя излишнее внимание. «Мы ходили – и ничего», — так часто говорят они, забывая, что и сами в первое время испытывали сильный стресс. Родители могут оказаться не готовы к излишней плаксивости, не зная, что плач – это основная детская реакция на стресс. В связи с этим частой ошибкой является наказание или брань, что только усугубляет ситуацию.

Часто родители перестают уделять внимание малышу, интересоваться его делами, надеясь на то, что в дошкольном учреждении и так все хорошо, воспитатели со всем прекрасно справятся. В этом случае ребенок может особенно остро почувствовать разлуку с родителями, почувствовать себя брошенным и никому не нужным. Кроме того, со всеми стрессовыми ситуациями ему придется справляться самостоятельно, что может привести как к неоправданной агрессии в попытках защитить себя, так и напротив – замкнутости, отрешенности, нервозности.

Противоположной же ошибкой является излишняя опека, затянутое и даже слезное расставание по утрам и немедленное возвращение, чтобы забрать домой.

Выше уже говорилось о том, что сам момент расставания должен пройти на позитивной волне. Некоторые же родители, видя, что ребенок чем-то занялся, стараются незаметно исчезнуть. Ребенок, отвлекшись от своих занятий, вдруг осознает, что мамы нет, не известно, когда она вернется и вернется ли вообще. Он будет страшно напуган, у него может сложиться впечатление, что его могут в любой момент внезапно бросить и оставить одного, а это может привести к куда более глубоким психологическим травмам.

Ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом и особенно грозить тем, что никогда его не возьмете назад. В этом случае у малыша неизбежно сложится представление о садике как о страшном месте, откуда можно не вернуться.

Нельзя сулить награды только за один факт посещения детского сада. В дальнейшем для ребенка это может стать орудием шантажа родителей: не пойду в садик, если не купите игрушку. Но за хорошее поведение в садике или за какие-нибудь конкретные успехи можно и нужно поощрять.

Также одной из распространенных ошибок со стороны родителей является негативное высказывание в адрес воспитателей в присутствии ребенка. Пусть даже малыш и не поймет, о чем речь, но интуитивно почувствует, что мама чем-то недовольна, и у него сложится представление, будто детский сад – это место, где не все так хорошо, а воспитатели тоже могут быть плохими людьми, которые могут причинить вред.

Недопустимо резкое вхождение в новую для малыша среду. Некоторые родители сводят к минимуму адаптационный период или не обращают на него внимание вовсе. Ребенок вынужден быстро менять режим дня, привычки, рано утром в второпях его с криком волокут куда-то, оставляют там одного, с незнакомыми людьми на неопределенное время… Все это необязательно, но вполне может привести к тем или иным нарушениям психики.

Выявление детских страхов

Для обнаружения детских страхов в психологии применяют несколько наиболее часто употребляемых диагностических методов: методическое руководство по выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную систему А. И. Захарова «Мои страхи», вопросник на уровень тревоги Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко, тесты П. Бейкер и М. Алворд, проективное пособие – методичку по эмоциональным отношениям в семьях «Рисунок семьи» В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса и методика выявления эмоционального самочувствия (состояния) Л. Лебедевой.

  1. Диагностика по М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
    Используя руководство можно сделать заключение о всей гамме страхов у ребенка старше трех лет. Тестирование протекает в режиме игры и рисования. Малыш отвечает на вопросы и в случае подтверждающих ответов (3 из 5, или 6) в страхи классифицируется. Провести такое тестирование не сложно, специальные навыки для этого не требуются.
  2. Диагностика по проекционной системе А. И. Захарова.
    Ребенок, по ходу общения о актуальных воспоминаниях страшных эпизодов его жизни, рисует разноцветными карандашами и объясняет изображенное. Предполагается, что в результате сеанса у ребенка наступит «переориентация» внутренних психологических «настроек» с защитных на конструктивно – положительные.
  3. Диагностика по системе «Силуэт человека» Л. Лебедевой.
    Принцип основан на исследовании Макса Люшера: используя разные цвета карандашей ребенок «прорисовывает» в палитре проекцию видов самоощущения (синий – удовлетворенность происходящим – тяга к взаимопониманию, единству; красный – жизненная активность, оптимизм – жажда успеха, лидерства; зеленый – вдумчивость и глубокий подход – желание постоянства, власти, тяга к познаниям; светло – желтый — мажорная игривость, общительность – любят перемены, ценят свободу, надеются на хорошее; выбор серого, коричневого и черного цветов констатирует наличие сильного стресса).
Читай также
Целиакия у детей: первые признаки болезни и диетические рекомендации при непереносимости глютена

Этот тест является невербальным рассказом сокровенного, внутреннего «я» малыша для опытного психолога.

Поясняя рисунок и отвечая на вопросы теста ребенок «проговаривает» свое внутреннее видение мира и семьи.

Психологи, работающие в дошкольных заведениях, помогут выявить страхи у ребенка по вышеперечисленным методикам и смогут дать рекомендации родителям по адаптации малыша в саду. По этим методикам и сами родители могут определить, чего так боится их ребенок в саду.

Способы, позволяющие уменьшить стресс ребенка

Для начала необходимо понять, что именно затрудняет адаптацию вашего ребенка в детском саду. Если проблема лежит на поверхности, то ее достаточно легко локализовать и решить. Но бывает так, что родители сталкиваются с целым комплексом скрытых трудностей, которые не в силах решить самостоятельно. В этом случае за помощью лучше обратиться к профессиональному психологу.

Необходимо знать, какие эмоции могут возникнуть у ребенка в адаптационный период, чтобы нейтрализовать негативные и усилить позитивные. Как правило, из негативных ярче всего выражены страх, гнев, обида. Положительные – радость от познания нового, удовольствие от общения, удовлетворение чувством самостоятельности.

В первое время лучше, если ребенок будет находиться в детском саду не более трех часов в день, постепенно пребывание в группе увеличивают. Обязательно говорите малышу, когда вернетесь, чтобы он не чувствовал себя покинутым и одиноким. Придумайте вместе занятие до вашего возвращения. Смех – лучшее лекарство от стресса. Пошутите перед уходом, чтобы расставание, пусть и всего на несколько часов, произошло на позитивной волне. Не позволяйте «расчувствоваться» себе: смех заразителен, а плач заразителен вдвойне.

Разрешайте ребенку взять с собой любимые игрушки: так он будет чувствовать связь с домом. Иногда помогает такая маленькая хитрость: пусть ребенка в сад отводит не кто-нибудь из родителей, а кто-то из других членов семьи. Тогда сам момент оставления в группе пройдет не так остро.

Обязательно переживайте вместе этот новый для вас период. Интересуйтесь, каким был у него день, что интересного случилось в группе, что он узнал нового, во что играл, с кем познакомился. Хвалите за успехи и помогите советом, если у малыша возникли трудности. Можете рассказать, как прошел день у вас в его отсутствие. Ребенок будет чувствовать поддержку и знать, что он не предоставлен самому себе и от него не отказались. Не забывайте подчеркивать, что теперь он стал взрослым и самостоятельным, каждый день ходит в сад так же, как мама с папой ходят на работу.

Перед сном можно еще раз поговорить с ребенком о завтрашнем походе в детский сад, рассмотреть положительные моменты. Спать же малыша надо укладывать несколько раньше обычного: ведь даже взрослый человек, если чувствует себя не выспавшимся, больше подвержен отрицательным эмоциям и стрессу.

Вместо заключения

Адаптационный период у разных детей проходит по-разному – для кого-то он практически незаметен, а кто-то сталкивается с очень серьезными проблемами. В среднем это два-три месяца, в течение которых совершенно необходимо помогать ребенку освоиться и привыкнуть к новому для него образу жизни, проявить терпение и доброжелательность.


Консультация «Психологическая подготовка ребенка к детскому саду»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

Еще совсем недавно малыш родился, научился ползать, ходить, как уже пришло время отдавать его в детский сад. Здесь важно знать, как подготовить ребенка к детскому саду, ведь далеко не все малыши легко переносят эти изменения в жизни.

Кто-то легко адаптируется, и с радостью бежит играть со своими новыми друзьями. А некоторые дети ни на секунду не хотят расставаться с мамой, и воспринимают сад как враждебный объект. В среднем на адаптацию ребенка к новой среде уходит от 5 дней до 2 недель. Важно, чтобы мама и вся семья облегчила для малыша этот нелегкий период. Нужно задать ребенку правильный настрой, психологически подготовить и всячески поддерживать своего ребенка.

Как подготовить ребенка к детскому саду — правила психологической подготовки

Эти важные и простые советы помогут ребенку легко адаптироваться к детскому саду, чтобы это не было болезненно для малыша.

1. Режим дня дома приближайте к распорядку детского сада. В процессе подготовки максимально приблизить режим ребенка к распорядку дня в саду. Это упростит привыкание, не будет вызывать протест во время смены деятельности в новой обстановке. Важно уделить внимание моменту сна, особенно если малыш перестал спать дома в дневное время. Приучите его тихо полежать после обеда.

2. Атмосфера добра и полного доверия в семье – это основа благополучной адаптации в садике. Если Вы являетесь для ребенка авторитетом, то он сможет разделить с Вами свои негативные эмоции и чувства, а также поделиться своими успехами.

Доброжелательную обстановку в семье наладить не сложно. Вот несколько самых простых и действенных способов:

Любите своего ребенка безусловно: давайте ему право на негативные эмоции, принимайте его желания, не отказывайтесь от игр с ним, отвечайте на его вопросы, наказывайте только после того, как выясните все обстоятельства конфликта.

Подбадривайте ребенка, вселяйте в него уверенность в своих силах.

Избегайте конфликтов и семейных ссор в его присутствии

Обязательно рассказывайте ребенку о том, что в садике хорошо, там есть другие детки, с которыми можно играть, новые игрушки и т.д. Создайте положительный образ, ребенок должен с нетерпением ждать этого события.

Ни в коем случае нельзя пугать ребенка тем, что Вы его там оставите навсегда и никогда не вернетесь и т.д.

Объясните ребенку, что сад – это его важная работа. Не менее важная, чем та, на которую по утрам уходят родители. Расскажите, что в садике его ждут занятия, новые друзья, праздники, утренники, веселые старты. Объясните, что все дети без исключения ходят в детский сад, и скоро он там со всеми подружится.

3. Во время привыкания к садику чаще обнимайте ребенка. Во время привыкания к садику ни в коем случае нельзя отказывать малышу в тактильном контакте. Ведь детский сад – стресс для ребенка, и успокоения он ищет именно от мамы. Обнимайте и целуйте его, когда отводите утром и забираете вечером. Прикосновения мамы показывают ребенку, как она его любит. Он будет чувствовать, что мама не бросает его, обязательно придет за ним вечером.

4. Важно прислушиваться к малышу. Обращать внимание на особенности его адаптации. Некоторым деткам достаточно для адаптации трех дней. А для кого-то из малышей и через месяц остаться на весь день одному в садике, будет большой проблемой. Важно разделять капризы и истинное отношение ребенка к таким изменениям в его жизни. Все дети разные и росли в разных условиях. Некоторые постоянно были только с мамой. Им сложнее привыкать к незнакомым воспитателям. Тем, у кого есть сестры, братья, тети, бабушки или няни, с которыми они проводили много времени, им будет легче привыкнуть к садику.

5. Мотивируйте малыша и чаще хвалите его. Говорите ребенку, что он уже вырос, что может ходить в детский сад. Все дети хотят быть похожими на родителей. Расскажите о садике как о ступеньке взросления, о том, как сами ходили в садик. Что там нравилось, что не получалось. Хвалите творчество малыша и приобретенные в саду навыки. Особенно приятно, если такие моменты отметят все члены семьи. Ребенок должен почувствовать, что родители им гордятся.

6. Важно чтобы предметы гардероба не вызывали дискомфорта у ребенка. Поэтому нужно подобрать удобную одежду и обувь по размеру, с которой ребенок может справиться сам. Не помешает, обучить малыша навыкам самостоятельного одевания и самообслуживания. Это придаст ему уверенности, ребенок поймет, что он уже «взрослый» раз может все сделать сам.

7. Совместно придумайте ритуалы по дороге в сад, либо на прощание. Это добавит ребенку мотивации и заинтересует его. Это может быть прощание через окошко, или посчитать скамеечки по дороге в сад. Все зависит от фантазии мамы.

Отвлекайте ребенка сказками или другими разговорами по пути в сад. Не зацикливайтесь на его плаче.

Иногда помогает лучше адаптироваться, если в садик ребенка будет водить не мама, а папа или другой родственник, к которому ребенок не так сильно привязан.

8. Оставляйте малышу (в шкафчике) какую-то свою личную вещь. Без которой никак нельзя вернуться домой. Это вызовет у ребенка уверенность и спокойствие, что его точно заберут.

9. Старайтесь четко ставить временные границы для ребенка. На вопрос ребенка, когда его заберут – не отвечайте «скоро». Расскажите ребенку последовательность действий, что заберете «после сна» либо «после ужина». Ребенок увлечется игрой, и не будет ждать прихода родителей под дверью.

10. Проигрывайте дома «Домашний театр».

Возьмите несколько кукол или зверюшек. Попросите ребенка выбрать, кто будет воспитателем, кто будет самим ребенком, кто будет нянечкой. Посмотрите, что говорит ребенок, как он себя ведет и т.д.

Когда ребенок приходит домой из детского сада, дайте ему возможность поиграть в то, что он хочет. В саду все детки вынуждены вести себя примерно одинаково. Слишком активные детки не смогут выплеснуть энергию, слишком медлительных будут подгонять. Поэтому позвольте ребенку побегать дома, или наоборот покатать машины. Даже если такие занятия покажутся Вам не особо развивающими, зато ребенок будет чувствовать себя комфортно и в безопасности.

Такой метод допустим и на этапе психологической подготовки к саду и, когда он давно ходит в детский сад. Если возникли вопросы или чувствуете, что ребенок чем-то встревожен, но не может это рассказать – хорошей идеей будет обыграть это с помощью игрушек. Вы сможете задавать наводящие вопросы, а ребенок расскажет о волнующих его ситуациях от имени игрушечных мишек, зайцев.

Все дети разные. Но легкая адаптация и дальнейшее комфортное пребывание ребенка в саду зависит от спокойствия и целеустремленности мамы. Важно поддерживать контакт с воспитателем.

Нужно узнавать: как ребенок ведет себя в садике, кушает ли, спит днем и легко ли засыпает. Спросите воспитателя, как ребенок играет с другими детьми, подружился ли с кем-нибудь. От терпения и мастерства воспитателя тоже многое зависит. Если решать вопросы адаптации с ней вместе в доброжелательной обстановке, то малыш быстро и легко привыкнет к детскому саду.

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector