Особенности питания ребенка 3-6 лет – основные принципы составления меню с учетом потребностей малыша

Особенности питания ребенка 3-6 лет – основные принципы составления меню с учетом потребностей малыша

Содержание

Особенности питания ребенка 3-6 лет – основные принципы составления меню с учетом потребностей малыша

Основные принципы и рекомендации при организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах

Организации питания детей в организованных коллективах регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Дополнительным нормативным документом, которым регламентируются нормы питания является Методические рекомендации 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах»(утв.Главным государственным санитарным врачом РФ 12 ноября 2015 г.).

Перечисленные выше санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием детей как школьного, так и дошкольного возраста.

Оптимальное(здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов и способности к обучению во все возрастные периоды их жизни.

Общие принципы организации здорового питания детей в организованных коллективах:

-адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;

-сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы;

-максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;

-оптимальный режим питания;

-адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;

-учет индивидуальных особенностей детей( в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

-обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

В организованных детских коллективах разрабатывается рацион питания, который в свою очередь предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени.

На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, которое включает распределение перечня блюд, кулинарных, хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).

Требования к меню для обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

1. При разработке примерного меню необходимо учитывать:

— продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении,

— физические нагрузки обучающихся.

2. С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования:

— по массе порций блюд,

— их пищевой и энергетической ценности,

— суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах.

3. Примерное меню должно содержать следующую информацию:

— о количественном составе блюд,

— энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде.

4. В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня. Для обучающихся должно быть организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продленного дня должен быть организован дополнительно полдник. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 — 4-х часов.

5. При разработке меню для питания учащихся предпочтение следует отдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.

6. Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.

7. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности.

8. Ежедневно в обеденном зале вывешивают, утвержденное руководителем образовательного учреждения, меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.

9. Ежедневно в рацион питания следует включать: мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). 1 раз в 2-3 дня рекомендуется включать — рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты.

Требования к меню для детей дошкольного возраста.

Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.

В примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12 — 15 % от калорийности рациона, жиров 30 — 32 % и углеводов 55 — 58 % .

При составлении меню учитываются национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей, а также рекомендуемый ассортиментом основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях.

Завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.

В дошкольной образовательной организации, функционирующей в режиме 8 и более часов, примерным меню должно быть предусмотрено ежедневное использование в питании детей: молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и др.) включаются 2 — 3 раза в неделю.

При организации питания детей в дошкольных образовательных организациях, функционирующих в режиме кратковременного пребывания, в примерное меню включаются блюда и продукты с учетом режима работы дошкольной образовательной организации и режима питания детей.

В специализированных дошкольных образовательных организациях и группах для детей с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, пищевая аллергия, часто болеющие дети) питание детей должно быть организовано в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания детей с соответствующей патологией на основе соответствующих норм питания и меню.

Кратность приема пищи и режим питания детей по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин), определяется временем пребывания детей и режимом работы дошкольной образовательной организации.

При 8-10-часовом пребывании детей, организуется 3-4 разовое питание, при 10,5-12-часовом — 4-5 разовое питание, при 13-24-часовом — 5-6 разовое питание. Между завтраком и обедом возможна организация второго завтрака.

Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в дошкольных образовательных организациях и дома, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в каждой групповой ячейке. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции, а также замены блюд для детей с пищевыми аллергиями и сахарным диабетом.

Перечень продуктов, запрещенных для использования в питании детей.

Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в питании детей не допускается использовать следующие пищевые продукты:

-скоропортящиеся продукты, которые нельзя хранить без холодильника (вареные, жареные продукты и блюда домашнего и промышленного приготовления; колбасные изделия; кондитерские изделия с кремом; молочные продукты, в том числе глазированные сырки, рыбные и мясные консервы и пр.);

-пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;

-плодоовощная продукция с признаками порчи; большие объемы ягод, фруктов (более 0,5 кг), в том числе арбузы и дыни;

— кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты);

— грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные;

— сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;

— жареные во фритюре пищевые продукты и изделия (беляши, чебуреки, картофель фри);

Читай также
Как уменьшить лактацию грудного молока: эффективные народные рецепты и лекарственные препараты

— уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы;

— острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;

— кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь;

— ядро абрикосовой косточки, арахис;

— газированные напитки(лимонад, газированная минеральная вода);

— молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров;

-чипсы, кириешки, жареные семечки;

— карамель, в том числе леденцовая;

-сок в крупной таре, упаковке (более 0,5 л);

-кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%), спиртные напитки, в том числе пиво; табачные изделия; нюхательные смеси;

— продукты, приготовленные в «фастфудах» (гамбургеры, хот-доги, пиццы и пр.);

— первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.

Питание ребенка от 3 до 6 лет: основные принципы

Дошкольники очень подвижны, любят бегать, прыгать и как можно больше ходить, чтобы исследовать окружающий мир.

Каждый день приносит им массу различных эмоций и новых впечатлений, детки любознательны и впечатлительны.

Чтобы восполнять энергетические затраты организма и обеспечить потребности роста и развития организма, ребенку просто необходим постоянный приток энергии и всех питательных веществ. Поэтому для малыша так важно полноценное питание.

Основные принципы питания

Дошкольник должен кушать 4-5 раз в день, и ежедневно его организму необходимо 1,5-2 тысячи килокалорий.

Ребенку важно употреблять сбалансированное количество белков, жиров и углеводов. Из мяса он может есть индейку, курицу, телятину или говядину. Сосиски, сардельки и колбасы в этом возрасте лучше даже не давать пробовать (иначе потом будет просить еще и еще из-за содержащихся усилителей вкуса).

Рыба – тоже важная часть полноценного питания ребенка. В 3-6 лет можно кушать мясо судака, минтая, хека, трески и рыб других нежирных сортов. Соленые рыбные деликатесы и консервы – табу в рационе ребенка! Они могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Они могут быть в меню дошкольника, но очень редко.

Побольше непоседе давайте молока и молочных продуктов – это не только источники легкоусвояемого кальция и витамина В2. В молоке в идеальной пропорции 2:1 содержатся необходимые для развития и роста кальций и фосфор, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться.

Овощи, фрукты, плодоовощные соки содержат углеводы, микроэлементы, витамины и такие полезные вещества как клетчатка, пектин, пищевые волокна и многие другие. Они улучшают работу органов пищеварения и предотвращают возникновение запоров.

Хлеб, крупы (особенно гречка и овсянка), макароны из твердых сортов пшеницы, растительные и животные жиры – всё это очень необходимо детскому организму. Если растительным маслом заправлять салаты, то это позволит усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Режим питания

Важным условием полноценного рациона ребенка является строгий режим питания, который предусматривает 4-5 приемов пищи. При этом 3 из них обязательно должны включать горячее блюдо.

На долю завтрака должно приходиться около 25% суточной калорийности, обеда – 40%, полдника – 15%, а ужина – 20%.

Мария Савинова, врач-педиатр: «Ребенку в дошкольном возрасте ежедневно необходимо 200-250 г каши, 150 г хлеба, овощей – 200-250 г, фруктов чуть меньше – 130-150 г. Еще ребенку в 3-6 лет каждый день необходимо получать 400-600 мл молока и молочных продуктов, 5-10 г растительного и столько же сливочного масел, плюс – 10-15 г сметаны. Но это лишь ориентировочные цифры. Малыш может съедать и гораздо меньше рекомендованного количества продуктов, и при этом отлично прибавлять в росте и весе. А это как раз и является объективным критерием усвоения пищи».

Чтобы обеспечить ребенку разнообразное меню и правильное чередование блюд, желательно составлять меню на несколько дней вперед, а еще лучше – на целую неделю. Например, молоко и молочные продукты должны быть в рационе ежедневно, а вот первые и вторые блюда лучше не повторять чаще, чем раз в 2-3 дня. Это позволит поддержать у дошкольника хороший аппетит.

Избегайте одностороннего питания, например, преимущественно мучного и молочного: у малыша может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

Примерное меню ребенка

На завтрак прекрасно подойдет горячий напиток (чай, кипяченное молоко), которому предшествует любое горячее блюдо, например, овсянка или омлет с овощами. Блюдо не должно быть тяжелым или требовать длительного приготовления.

Мама с нашего форума пишет: «Я считаю, что ребенка вообще не нужно кормить дома перед садиком, иначе в группе он вообще не будет хотеть кушать. Или кормить нужно очень легкими продуктами. Потому что второй завтрак для маленького ребенка еще очень важен».

Во время обеда накормите своего непоседу супом или борщом. Первые блюда на основе овощных или мясных бульонов – это сильные стимуляторы работы рецепторов желудка. Такое меню помогает повысить аппетит и улучшить процесс пищеварения.

Полдник и ужин у малыша должны быть легкими. Можно предложить карапузу как молочные, крупяные, так и овощные или фруктовые блюда. Но если у него пониженный аппетит, во время ужина можно увеличить не количество конкретного блюда, а его калорийность. Например, пусть ужин будет более плотным, чем обед. Но помните, что кушать нужно не позже, чем за 3 часа до сна, иначе организм будет заниматься процессом пищеварения, а не отдыхом.

Овощи, фрукты и ягоды ребенок может употреблять как сырыми, так и в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предлагать перед первыми и вторыми блюдами, потому что они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если овощи будут присутствовать в трёх приемах пищи, пусть даже понемногу, это особенно хорошо. Фрукты лучше давать на полдник, а в промежутках между едой ребенку их не предлагайте – испортите аппетит.

Питьевой режим

У ребенка до шести лет еще неустойчивый электролитный обмен, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки.

Запомните: суточная потребность ребенка 3-6 лет в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса.

Многие детки в жаркие летние дни очень много пьют. Объясните малышу, что для утоления жажды не обязательно употреблять много жидкости. Научите его пить понемногу и маленькими глоточками. Или можно даже просто ограничиться полосканием рта прохладной водой.

Правильное питание и детский сад

В детском саду детки кушают четыре раза в день, причем необходимое им по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять детсадовское меню. Именно поэтому в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома давайте ребенку именно те продукты, которые он недополучил днем.

В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, примерно так же распределяя калории и объемы пищи, как это делают повара в саду.

Не забывайте, что дошкольника уже можно учить этикету и правильному поведению за столом. Он ведь уже совсем взрослый, поэтому и вести себя должен соответствующим образом. Ему понравится быть самостоятельным и большим, вот увидите!

Приятного и здорового аппетита!

Каким должно быть правильное питание для детей и подростков

Система питания должна быть организована так, чтобы она могла компенсировать все его энергетические затраты.

В период посещения сада и школы дети испытывают повышенные умственные и физические нагрузки, поэтому потребляемая ими еда должна быть максимально натуральной и качественной.

Анализ и прогнозирование состояния организма в детском возрасте свидетельствуют о прямой его зависимости от соблюдения основ рационального составления меню дошкольников.

Организация правильного питания для детей – залог здоровья в будущем.

Что такое здоровый рацион для ребенка

Пища, потребляемая с ранних лет, в дальнейшем формирует его вкусовые предпочтения.

Для того чтобы малыш получал достаточное количество строительных элементов для мышц и костей, нужно вводить в его меню продукты, богатые белком (мясо, рыбу, яйца).

Дети до 1 года должны получать органические соединения преимущественно с молоком матери или из адаптированной смеси.

Растущий организм тратит много энергии, поэтому в правильном питании для детей должно быть достаточное количество медленных углеводов, которые содержатся в крупах и фруктах.

Увлечение быстрыми углеводами приводит к повышенной утомляемости и проблемам с пищеварением.

Важно! В рацион ребенка при правильном питании обязательно нужно включать холестеринсодержащие продукты. Вещество необходимо для построения мембраны клеток, которые усиленно делятся и растут в детском возрасте.

Что входит в понятие полезной пищи, а какие продукты не стоит употреблять

В рацион детей с 1 года обязательно должны входить кисломолочные напитки. Особенно это правило актуально для страдающих от лактазной недостаточности.

Читай также
Лактазная недостаточность у детей — виды и симптомы заболевания, диагностика и методы терапии патологии

Вводить кефир и творог в прикорм грудничку можно с 8-месячного возраста (до 200 г в день).

В кисломолочных изделиях содержатся необходимые для построения костной системы вещества – кальций, фосфор и аминокислоты.

Чтобы ребенок весь день чувствовал себя бодро, нужно кормить его злаками (гречкой, кукурузой, пшеном, овсянкой). С 1 года разрешается знакомить малыша со всеми видами круп, чтобы предупредить у него нехватку микроэлементов.

Если нормально переносится белок, то в его рацион обязательно нужно включать яйца. Особенно в продукте полезен желток, который содержит витамин D в большом количестве. Этот компонент трудно получить из других видов пищи.

Незаменимый ингредиент в рационе – мясо. Оно содержит ценные аминокислоты и строительные элементы для мышц и костей. Для детей подходят диетические сорта мяса – индейка, кролик, говядина.

В составе правильного питания у детей также имеется рыба. Оптимальные сорта для малышей – судак, минтай, треска.

Не стоит также забывать про овощи и фрукты, так как в них содержится самое большое количество витаминов.

Зимой лучше предлагать замороженные продукты, так как несезонные могут негативно сказаться на пищеварении и вызвать аллергические реакции.

Еще один рекомендуемый продукт в составе ПП для детей – орехи с витаминами А, В, Р, Е. С 3 лет рекомендуется давать грецкие, кедровые орешки и фундук.

Раньше этого возраста знакомить малыша с продуктом не рекомендуется, поскольку он считается сильным аллергеном.

К списку запрещенных продуктов для детей следует отнести:

  1. Грибы, хурму, баклажаны. Они тяжело усваиваются кишечником ребенка и могут спровоцировать метеоризм, вздутие в животе. Кроме того, грибы могут оказаться ядовитыми, что опасно летальным исходом.
  2. Фаст-фуды. Еда, приготовленная на «скорую руку», содержит канцерогены, трансжиры и плохо отражается на фигуре.
  3. Колбасы и сосиски. Обычно производители добавляют в продукт вместо мяса генно-модифицированную сою, крахмал и усилители вкуса. Все эти вещества трудно усваиваются организмом и приводят к различным гормональным сбоям в эндокринной системе.
  4. Пельмени, манты. Мясо в сочетании с вареным тестом считается тяжелым для переваривания.

Основы организации рациональной еды для возрастных категорий

Растущий организм очень нуждается в сбалансированной пище. Меню должно составляться с учетом его физической активности и возраста.

Однако имеются общие правила организации рационального и здорового питания, которые подходят для детей и школьного, и дошкольного возраста:

  • введение в рацион как можно большего количества фруктов и овощей;
  • приготовление блюд на пару или в духовке;
  • достаточное включение в рацион углеводов;
  • ограничение потребления чипсов и сухариков;
  • потребление мучных продуктов в ограниченных количествах или полный отказ от них.

Важно! Родители должны научить подросших детей самостоятельно отличать полезные продукты питания от вредных. Ведь даже безобидные, на первый взгляд, продукты содержат опасные компоненты (пальмовое, кокосовое масло и химические соединения).

Рекомендуется по возможности самостоятельно готовить пищу. Домашняя еда всегда полезнее покупной.

Дошкольного возраста (3-7 лет)

В детском саду рацион одинаков практически для всех детей. Его составляют опытные диетологи для того, чтобы постепенно приучить желудок малыша к взрослой пище.

Суточная калорийность еды для ребенка в возрасте 3-4 лет должна составлять 1500 ккал, для ребят постарше – 1900 ккал.

Педиатры выделяют несколько принципов питания для детей рассматриваемой возрастной категории:

  1. Обеспечение ребенка углеводами, которые содержатся в цельнозерновых кашах и фруктах. Малышам подойдут именно сложные органические вещества, поскольку они надолго заряжают энергией.
  2. Сбалансирование белков, жиров и углеводов в соотношении 30/20/50%. При нарушении «золотой середины» у ребенка нарушается обмен веществ.
  3. Соблюдение суточной калорийности для ребенка и ее распределение по времени суток. Нужно, чтобы 25% от дневной нормы ребенок съел на завтрак, 35% – на обед, 15% – на полдник, а оставшуюся часть – на ужин.
  4. Ввод в рацион новых продуктов, богатых витаминами и минералами. Важно разнообразить меню ребенка, чтобы во взрослом возрасте он не боялся есть незнакомые продукты.

Школьного возраста (от 7 лет)

Меню школьников максимально приближено к взрослой пище. Особенно полноценное питание важно для детей, находящихся в стадии полового созревания.

Нужно помнить, что специи, острые и жирные блюда могут плохо отразиться на внутренних органах подростка и стать причиной его отставания в росте.

В рацион детей школьного возраста нужно добавлять минимальное количество приправ. Ингредиенты в составе салатов нарезаются мелкими кусками.

В подростковом возрасте часто наблюдаются гастриты, поэтому важно обеспечить детей пищей, которая будет легко и быстро усваиваться. На перекус школьнику можно дать орехи, сухофрукты и воду. В день он должен выпивать не менее 1,5 литра воды. Подробно об организации правильного питания для подростка читайте по ссылке.

В старшем возрасте подростки испытывают психоэмоциональные нагрузки, связанные с экзаменами и заданиями. В эту пору им нужно потреблять больше продуктов, содержащих витамин В.

Он играет важную функцию в работе нервной системы. Для перекуса подойдут овощи, фрукты, цельнозерновые хлебцы, орехи.

Советы специалистов

Специалисты советуют родителям выполнять несколько правил для того, чтобы приучить ребенка к правильному питанию:

  1. Подавать личный пример. Важно не только кормить ребенка полезной пищей, но и потреблять, готовить ее вместе с ним.
  2. Не заставлять насильно есть. Все дети отличаются друг от друга по скорости обмена веществ и усвоению полезных элементов: одному для насыщения достаточно съесть столовую ложку каши, а другому не хватит одной стандартной порции. Нормы потребления пищи – условные показатели, на которые родителям ориентироваться не следует.
  3. Дать малышу свободу выбора. Родители должны позволить чаду кушать самостоятельно, если он хочет того сам.
  4. Расширять вкусовой кругозор. В рацион детей постепенно вводят новые продукты, которые разрешены по возрасту. Не стоит полностью исключать блюдо из меню ребенка, если он отказался от него несколько раз. Возможно, в будущем ему придется по вкусу нелюбимый ранее продукт.
  5. Снизить количество потребляемых простых углеводов. Специалисты считают, что фруктоза, глюкоза и сахароза, потребляемые в чрезмерных количествах, – основная причина сахарного диабета, гормональных расстройств и лишнего веса у детей.

Доктор медицинских наук Марият Мухина

Врач выделяет несколько продуктов, которые нужно полностью исключить из детского рациона. Один из наиболее опасных ингредиентов – чипсы.

За 1 год они прибавляют 3-4 кг лишнего веса и приводят к гормональным сбоям в организме. Еще один недопустимый продукт в составе детского меню – газировка.

Обилие сахара в напитке приводит к генным мутациям, диабету и даже раковым заболеваниям. К списку запрещенных для детей продуктов Марият Мухина также относит шоколадные батончики, креветки, крабовые палочки.

В ограниченных количествах врач советует давать малышам покупные булки и торты. Огромное количество красителей и ароматизаторов в составе покупной выпечки ведет к раннему ожирению.

Практикующий врач-педиатр, гастроэнтеролог Алина Владимировна Еремеева

Она обращает внимание на то, что родители не должны перекармливать ребенка. Взрослым необходимо обращать внимание не на то, сколько съел ребенок, на то, сколько он прибавил в весе.

Плохой аппетит – не всегда признак проблем со здоровьем. Зачастую его причина кроется в замедленном метаболизме или индивидуальных возрастных особенностях ребенка.

Симптомами для беспокойства может послужить появление болей в животе, нарушения стула. В этом случае ребенка нужно срочно показать гастроэнтерологу, чтобы он назначил подходящую схему медикаментозного лечения и проконсультировал относительно питания.

Если у маленького ребенка плохой аппетит, то пищу ему нужно давать маленькими порциями, чтобы стимулировать процессы пищеварения. Желательно, чтобы блюда для малоежки содержали как можно большее количество белка.

Полезное видео

Смотрите видео об основах рационального питания дошкольников и подростков:

Основные выводы

Меню для детей должно составляться с учетом их возрастных и физиологических особенностей.

Здоровая еда для детей та, которая дает все необходимые микроэлементы и витамины, а также обеспечивает его энергией и бодростью на весь день.

Для растущего организма будут полезны продукты, содержащие медленные углеводы (каши, фрукты, хлебцы) и большое количества белка.

К списку не рекомендуемых продуктов относят грибы, сладости, покупную выпечку, чипсы.

Для дошкольников пищу нужно сбалансировать так, чтобы 50% потребляемой еды приходилось на углеводы, 30% – на белки, 20% – на жиры.

Малышам, в отличие от взрослых, разрешается есть холестеринсодержащие продукты, так как они участвуют в построении клеточных мембран. В блюдах для школьников должно содержаться как можно меньше специй, которые на фоне эмоциональных нагрузок могут спровоцировать гастрит.

Читай также
Как быть хорошей мамой: психология отношений ребенка и матери

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • «ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ» (утв. Минздравом СССР 14.06.84 N 11-14/22-6) (Рекомендации, Приложения 1 — 5)
Наименование документ «ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ» (утв. Минздравом СССР 14.06.84 N 11-14/22-6) (Рекомендации, Приложения 1 — 5)
Вид документа методические рекомендации
Принявший орган минздрав ссср
Номер документа 11-14/22-6
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 14.06.1984
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

Основные принципы рационального питания детей от 1 до 6 лет

Питание детей от 1 до 3 лет и от 3 до 6 лет в целом различается лишь по количеству основных пищевых веществ, суточному объему рациона и величине разовых порций. Некоторые блюда могут также отличаться кулинарной обработкой, например, детям до 3 лет вместо жареной рыбы следует давать рыбные котлеты, вместо мясной котлеты — мясное суфле.

Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 9 — 10 часов, получают трехразовое питание, обеспечивающее 75 — 80% суточного рациона. При этом завтрак должен составлять 25% суточной калорийности, обед — 35 — 40%, полдник — 15 — 20%.

Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 12 часов, должны получать четырехразовое питание. В этом случае калорийность полдника не превышает 10 — 12%, а калорийность ужина составляет 20 — 25%.

При круглосуточном пребывании в дошкольном учреждении дети также получают четырехразовое питание и дополнительно к полднику фрукты.

Рационально составленное меню в детском дошкольном учреждении представляет собой такой подбор блюд суточного рациона, который обеспечивает потребность детей в основных пищевых веществах и энергии с учетом возраста, условий воспитания и состояния здоровья, а также климато-географических и национальных особенностей питания.

При составлении рациона питания детей необходимо предусмотреть правильное распределение продуктов в течение суток. Учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большого количества пищеварительных соков, рекомендуется блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первую половину дня — на завтрак и обед. На ужин детям желательно давать молочно-растительную, легко усваиваемую пищу, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются.

При составлении меню следует учитывать, что некоторые продукты должны входить в рацион ребенка ежедневно, а некоторые он может получать через день или 2 — 3 раза в неделю. Так, в меню детей каждый день необходимо включать всю суточную норму молока, сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время, рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать детям не каждый день, но в течение декады (10 дней) количество этих продуктов должно быть израсходовано в полном объеме возрастной потребности.

В меню детей необходимо широко включать салаты из сырых овощей, свежие фрукты (ежедневно), в качестве третьих блюд давать свежие или консервированные соки, фруктовые пюре для детского питания и т.д. Желательно, чтобы ребенок в течение дня получал два овощных блюда и только одно крупяное. Рекомендуется также готовить комбинированные гарниры из набора различных овощей.

Каждое детское дошкольное учреждение должно иметь перспективное меню на 2 недели и специально разработанную картотеку блюд, где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание белков, жиров, углеводов и стоимость блюда. Использование готовых карточек позволяет легко подсчитывать химический состав рациона, при необходимости заменять одно блюдо другим, равноценным ему по составу, осуществлять ежедневный контроль за качеством питания детей.

При отсутствии каких-либо продуктов их можно заменять другими, но только такими, которые содержат то же количество основных пищевых веществ, особенно белка и жира. Для этого следует пользоваться таблицей замены продуктов, которая приведена в Приложении 4.

Объем пищи должен строго соответствовать возрасту ребенка. Большой объем способствует снижению аппетита, служит причиной нарушения нормальной функции пищеварительных органов. Нередко вследствие большого объема порции дети получают разведенную, малокалорийную пищу. Маленькие объемы пищи не вызывают чувства насыщения.

ОБЪЕМ БЛЮД В ГРАММАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЯСЕЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1 — 1,5 года 1,5 — 3 года 3 — 4 года 5 — 6 лет
Завтрак:
Каша или овощное блюдо 180 200 200 200
Омлет или мясное, рыбное 50 50
блюдо
Кофе 100 150 150 200
Обед:
Салат 30 40 50 50
Суп 100 150 150 200
Мясная котлета, суфле 50 60 70 70
Гарнир 100 100 110 — 130 130 — 150
Компот 100 100 150 150
Полдник:
Кефир, молоко 150 150 200 200
Печенье, булочка 15 15 / 45 25 / 50 35 / 60
Фрукты 100 100 100 100
Ужин:
Овощное блюдо или каша 180 200 200 200
Молоко, чай 100 150 150 200
Хлеб на весь день:
Пшеничный 40 70 110 110
Ржаной 10 30 60 60
Суточный объем пищи 1000 — 1200 — 1700 — 1900 —
1200 1400 1850 2100

Для правильного приготовления пищи и соблюдения необходимого выхода блюд следует пользоваться таблицей отходов пищевых продуктов при их холодной кулинарной обработке, приведенной в Приложении 5.

При правильной организации питания детей большое значение имеет вся обстановка в группе. Дети должны быть обеспечены соответствующей посудой, удобно сидеть за столом. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Детей надо приучать к чистоте и опрятности за столом. Воспитатели должны быть спокойными, не торопить детей. При кормлении детей следует соблюдать последовательность процессов, не заставлять детей долго сидеть за столом в ожидании очередных блюд. Дети, закончившие еду, могут выйти из-за стола и заняться спокойными играми. Детей с плохим аппетитом нельзя кормить насильно. Им можно во время еды предложить небольшое количество воды, ягодного или фруктового сока. В некоторых случаях таким детям можно дать сначала второе блюдо, чтобы они в первую очередь съели более питательную, богатую белком пищу, а потом дать немного супа. Ни в коем случае нельзя отвлекать детей во время еды игрушками, чтением сказок и т.д.

Очень важно правильно построить режим кормления детей в младшей ясельной группе, где могут воспитываться дети, имеющие два или один дневной сон. В этом случае жизнь в группе должна быть построена так, чтобы часы кормления этих подгрупп не совпадали.

Для правильной организации питания детей необходимо заботиться о соблюдении преемственности в питании детей в дошкольном учреждении и дома. С этой целью следует вывешивать в группах рекомендации для родителей по питанию детей в вечернее время, в выходные и праздничные дни. При этом даются конкретные советы по составу домашних ужинов с учетом того, какие продукты получили дети в течение дня.

В летнее время, особенно при выезде на дачу, жизнь детей связана с повышенной затратой энергии, обусловленной усилением двигательной активности детей, организацией длительных прогулок, посильного труда и т.д. В связи с этим калорийность суточного рациона должна быть повышена на 10 — 15%. Это достигается путем увеличения количества молока и молочных продуктов, а также овощей и фруктов. В летнее время в рацион детей следует широко включать свежую зелень — укроп, петрушку, салат, зеленый лук и чеснок, щавель. Свежие овощи, зелень делают блюда не только более богатыми витаминами, но и придают им привлекательный вид и приятный вкус. В жаркое время у детей нередко снижается аппетит, поэтому рекомендуется несколько изменить режим питания, заменяя обед вторым завтраком (за счет полдника). Обед при этом переносится на более позднее время, и дети, отдохнувшие после дневного сна, едят с большим аппетитом.

Летом у детей повышается потребность в жидкости. Для питья может быть использована свежая кипяченая вода, а также настой шиповника или морс из ягод (не очень сладких). Питье следует предлагать детям после возвращения с прогулки, перед проведением водных процедур. Во время длительной экскурсии на привале дети также должны получить какое-либо питье. Отправляясь на экскурсию, воспитатели должны взять с собой запас кипяченой воды (морса).

В данных Методических рекомендациях представлены примерные 10-дневные меню, составленные с учетом принципов рационального питания и национальных пищевых привычек. Эти меню следует использовать при разработке рационов питания в различных регионах страны (Приложение 6).

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector