Как научить ребенка принимать решения: способы воспитания решительности

Как научить ребенка принимать решения: способы воспитания решительности

Как научить ребенка принимать решения: способы воспитания решительности

Развитие ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Развитие ребенка
  • Учим детей принимать правильные решения

Вопросы, которые нужно задать ребенку, чтобы помочь ему научиться принимать верное решение

Учим детей принимать правильные решения

Один из самых эффективных способов поддержать детей в стремлении стать успешными, счастливыми и полезными людьми – научить их уметь принимать правильные решения, а затем позволить действовать самостоятельно. Решения, которые ваши дети принимают по мере взросления, определяют то, какими людьми они станут и какой жизненный путь выберут. К сожалению, массовая культура пытается навязать им решения о том, что им следует носить, есть и пить, какие фильмы смотреть, в какие компьютерные игры играть и какую музыку слушать, тем самым лишая их возможности сделать свой собственный независимый выбор и принять свое собственное взвешенное решение.

Принятие плохих решений

Если мы зададим группе молодых людей вопрос о том, кто из них когда-либо поступал глупо, все с впечатляющим энтузиазмом и единодушием поднимут руки вверх. Если затем мы спросим, будут ли они совершать глупости в будущем, ответ окажется столь же пламенным. При этом на вопрос, почему же они поступают глупо, можно услышать, как правило, следующие ответы:

  • Я просто не подумал.
  • Тогда это казалось смешным.
  • Мне было скучно.
  • Я испытывал давление сверстников.
  • Я не принял во внимание последствия.
  • Я так поступил назло родителям.

Тем не менее, если мы зададим им вопрос о том, стоило ли делать все эти глупости, большинство детей ответят: «На самом деле, нет».

Из-за нехватки опыта и понимания дети часто принимают поспешные, эгоистичные и недальновидные решения. Отсутствие предусмотрительности приводит их к игнорированию последствий принятых решений и долгосрочных результатов.

Да, дети должны совершать глупые поступки. Неверные решения и последствия их принятия помогают научиться принимать лучшие решения в будущем. Однако проблема возникает тогда, когда плохие решения принимаются постоянно. Поскольку процесс принятия решений – это навык, дети могут научиться принимать неправильные решения. Это обычно происходит тогда, когда родители не возлагают на них ответственность, а выручают из неприятностей, которые являются следствием их же неправильных решений. Такие дети думают, что не должны нести ответственность за свои решения, и могут продолжать поступать глупо, не опасаясь последствий. Долгосрочные личные, социальные и затем профессиональные последствия для детей, которые растут, не умея принимать верные решения, весьма глубокие, негативные и очевидные.

Воспитание детей, умеющих принимать правильные решения

Предоставление детям права принятия решений – это поэтапный процесс, основанный на особенностях возраста, степени зрелости и опыте принятия решений. Иногда давать детям полную свободу в принятии решений просто опасно. Но вы можете начать обучать их этому навыку, начиная с самого раннего возраста. Например, не следует приводить детей в ближайший магазин и говорить, что они могут выбрать все, что угодно; варианты выбора могут просто ошеломлять. Но вы можете предоставить им выбор между твердым леденцом, шоколадной конфетой и жевательной резинкой (или еще лучше – между кунжутным печеньем, фруктами и арахисовым драже), и тогда им легче будет выбрать угощение по вкусу.

По мере взросления увеличивайте количество предоставляемых вариантов. Затем повышайте значение решений, которые детям нужно принимать (например, дети могут решать, чем они будут заниматься или определять время своего отхода ко сну). Каждый раз они должны определить и взять на себя ответственность за последствия своих решений. Кроме того, сохраните за собой право вето, но используйте его благоразумно.

Обучение способу принятия правильных решений

Навык принятия правильных решений представляет собой сложный процесс, на освоение которого уходят годы. Начинается он с обучения детей смыслу принятия решений. Дети часто делают поспешные выводы и, не задумываясь, действуют на их основании. Первый шаг заключается в том, чтобы научить их обдумывать предстоящие действия. Несколько секунд раздумий помогут детям предотвратить реализацию большого количества неверных решений. Ловите своих детей «перед прыжком», то есть тогда, когда вы видите, что они собираются действовать необдуманно, останавливайте их и проводите через весь процесс принятия решений. Кроме того, поскольку вы не можете постоянно стоять за спиной у своих детей, используйте случаи их необдуманных действий (и их неблагоприятные последствия), чтобы вместе проанализировать то, как бы они могли поступить иначе, если бы время можно было повернуть вспять.

Следующий шаг заключается в том, чтобы научить детей думать, прежде чем действовать. Дети должны спрашивать себя: «Зачем я буду это делать?». Вы должны добиться того, чтобы дети понимали мотивы своих решений. Одна из проблем заключается в том, что дети часто сталкиваются с противоречивыми мотивами. Они могут знать, что поступать определенным образом глупо, и все равно поступают так из-за давления сверстников. За исключением самых зрелых детей, когда решение сводится к тому, чтобы поступить правильно или так, как понравится сверстникам, большинство детей почти всегда выбирают последнее.

Следующий вопрос, который дети должны задавать самим себе, это «Какие у меня есть варианты?». В любой ситуации у детей зачастую есть несколько возможных вариантов решения. Например, если ребенок сталкивается с возможностью украсть конфеты из магазина вместе с друзьями, он может взять конфеты или не брать их, закрыв глаза на кражу друзей, или попытаться убедить их в том, что воровать нехорошо.

Затем дети должны спросить себя: «Какими будут последствия моих действий?», что на их языке звучит, как «В какие неприятности я могу попасть?». Они должны оценить риски и выгоду от своих решений. Проблема заключается в том, что дети часто недооценивают затраты и переоценивают пользу своих решений. То, как ваши дети отвечают на этот вопрос, зависит от последствий и ожиданий, которые вы для них устанавливаете. Если вы воспитываете детей в религиозных традициях, они будут принимать более взвешенные решения.

Еще один сложный вопрос для детей – это «Как мое решение повлияет на других людей?». Вследствие природного эгоцентризма в юном возрасте дети могут даже не задумываться о том, на кого, кроме них, может повлиять их решение. Обучив детей задавать себе этот вопрос, вы поможете им принимать решения, наиболее выгодные и для себя, и для других людей.

И, наконец, пожалуй, самый важный вопрос, который дети должны задавать себе: «Насколько решение служит моим интересам?». Когда дети осознают собственные интересы, они подходят к окончанию изучения процесса принятия решений.

Чтобы помочь детям принимать правильные решения, поместите список вышеупомянутых вопросов где-нибудь на видном месте в доме, например, на холодильнике.

Тренировка в принятии позитивных решений

Вы можете помочь своим детям научиться принимать правильные решения, поэтапно тренируя их. Помогите им ответить на вышеперечисленные ключевые вопросы и вместе сделайте продуманные шаги по направлению к принятию решения. После принятия решения помогите им оценить, насколько правильным было это решение и, если оно оказалось плохим, какой урок они могут извлечь на будущее. Вы также можете описать детям гипотетические ситуации, такие как моральная дилемма, можно ли лгать другу, и вовлечь их в разговор о том, какие решения они будут принимать в таких ситуациях. Конечно, дети не всегда будут принимать продуманные решения, особенно в юном возрасте. Но если вы будете тренировать их и давать возможность приобретать опыт принятия правильных решений, они будут использовать его во взрослой жизни.

Воспитание в ребёнке самостоятельности, решительности и ответственности.

Дудина Наталья Борисовна
Воспитание в ребёнке самостоятельности, решительности и ответственности.

Воспитание в ребёнке самостоятельности, решительности и ответственности.

Особое место в процессе формирования самостоятельности отводится дошкольному и младшему школьному возрасту.

Именно самостоятельность, а не какое-то иное качество человека определяет его самоценность и самодостаточность, а это залог успеха в любой деятельности.

Большое значение в процессе формирования самостоятельности имеют индивидуальные особенности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности. Так, неуверенность в своих силах сдерживает ее, а смелость, решительность помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело.

Самостоятельность — качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Самостоятельно — значит, «захотел и сделал», «как придумал, так и будет». Суть данного понятия дети улавливают довольно точно. Однако большинство современных детей привыкли жить и действовать по указке взрослых. И до такой степени подавлено это качество у иных малышей, что даже для выполнения простейших действий по самообслуживанию требуются инструкция и разрешение взрослых. Сперва это умиляет, но потом вызывает раздражение. А в школе несамостоятельный ребенок — сущее бедствие.

Развитие самостоятельности включает три этапа:

1. Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых.

2. Самостоятельно выполняют отдельные этапы (части) работы.

3. Выполняют всю работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях.

Лучше всего самостоятельность у детей формируется не под руководством взрослого, а под влиянием сверстников и старших товарищей. Наблюдая, как они действуют, ребенок не только быстрее схватывает суть происходящего, но укрепляется в главном — понимании того, что и он сможет так же.

На развитие самостоятельности решающее влияние оказывают ситуации, в которых дети должны действовать — ситуации вынужденной самостоятельности.

Игра занимает особое место в жизни детей. В играх они сами ставят цель, находят средства, распределяю роли, следят за их выполнением, соблюдением правил. В них быстро раскрываются лидеры. Именно в игре дети вступают в такие отношения, которые в реальной жизни бывают им недоступны: взаимного контроля, взаимной помощи. Поэтому игровой опыт составляет реальную основу для формирования самостоятельности.

Развитию этого качества также способствует возможность выбора. Если ребенок в состоянии по своему усмотрению что-то регулировать, варьировать, то он уже не может не принимать самостоятельных решений. Позвольте ему выбирать, что-то изменять хотя бы в некоторых ситуациях. Пусть он занимается тем, что ему интересно, предлагает свои варианты оформление группы, комнаты, расположения игрушек, книг. Каждому ребенку нужны постоянные упражнения в выборе: попробовал себя в одном деле, перешел к другому, решил, как будет действовать — один или с товарищами, самостоятельно или с помощью взрослого.

Растущему человеку нужно выработать в себе такое качество, как решительность. Вместо подсказок, а тем более вместо того, чтобы все делать за ребенка, почаще говорите ему: «Тебе решать» .И не беда, если он допустит ошибки: пусть испытает сполна их последствия. Это позволит ему многому научиться, и прежде всего тому, что его решения не всегда приводят к благоприятным результатам.

И еще: учите ребенка проигрывать. Человек не может быть победителем всегда и во всем. Поражения случаются — и это нормально, это жизнь. По поводу неудач надо не сокрушаться, а проанализировать результат и извлечь из него уроки.

Учить можно по-разному.

Предлагаем вам одну из возможных схем, разработанную А. Бикеевой.

Шаг первый. Объясните ребенку, что значит жить с принятым решением. Главное, детям следует внушить, что после принятия решения придется с ним какое-то время жить: недолго, долго, всегда. Можно привести примеры из собственной жизни, поразмыслить о том или ином принятом решении: «Несколько лет назад мы решили переехать в квартиру побольше, пусть и на окраине города. Теперь мы продолжаем жить с этим выполненным решением».

Шаг второй. Учите ребенка пониманию, что каждое принятое решение имеет последствия. Часто случается так, что у одного решения последствия бывают и положительные, и отрицательные. Приводя примеры из собственной жизни, оценивайте принятые вами когда-то решения с разных сторон. Делайте это вместе с ребенком и не бойтесь быть самокритичными. Негативные последствия того или другого решения нелегко исправить. Дети не могут сами предвосхищать последствий собственных действий, они живут здесь и сейчас. Обсудите вместе с ребенком возможные варианты: «Если поступишь так, то результатом будет вот что.». Спросите, какое решение хотел бы он принять. Как он представляет себе последствие принятого решения? Такие вопросы вполне доступны 6—7-летним детям.

Шаг третий. Объясните ребенку, кто в ответе за принятое решение. Он должен понять, что ответственность лежит на том, кто это решение принимает. «Если решение принимаешь ты — то ты и отвечаешь».

Шаг четвертый. Обсудите вместе с ребенком те решения, которые он принял сегодня. Собственные решения вы можете проанализировать тоже.

Шаг пятый. Генеральная репетиция будущих решений. Заранее обдумайте те решения, которые ребенку придется принимать в ближайшее время. Обсудите их возможные последствия. Однако нельзя предлагать 6—7-летнему ребенку думать о том, например, как он будет учиться в школе, если до сих пор он не научился самостоятельно одеваться. А со временем оцените, оказалось ли верным то или иное решение.

Шаг шестой. Постоянно тренируйтесь принимать решения. Ребенок не может тренировать себя сам. Это дело родителей — создавать ситуации, в которых дети должны действовать самостоятельно. Пока мы будем все решать за наших детей и, соответственно, брать ответственность на

себя, они так и останутся социально незрелыми, независимо от биологического возраста.

Шаг седьмой. Постоянно давайте ребенку выбор в малом, но не в большом. Дети еще не готовы принимать судьбоносные решения, а постоянно предоставляемый им выбор в малом тренирует их умение выбирать вообще. Скажем, ребенку нельзя позволять решать, в какой школе он хотел бы учиться. Вполне годится обсуждение этого вопроса вместе родителями, но принимать в конце концов такое ответственное решение должны только они. Не очень хороши и слишком общие вопросы типа: «Как ты хочешь провести это лето?» Да он и сам не знает, как именно. Это взрослые должны ему предложить что-то интересное и полезное на выбор. Самым разумным было бы предоставление ребенку права выбора в малом, но постоянно. Это будет отличным тренингом на самостоятельное принятие растущим человеком и серьезных решений.

Совместный со взрослым анализ деятельности, а затем и самоанализ будут способствовать постепенному осознанию того, что получение желаемого результата зависит и от него самого. Это и составляет основу ответственности сначала за результат собственной деятельности, а впоследствии и за собственную жизнь и жизнь окружающих.

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет, он уже знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает не только действия, но и внутренние переживания, открывает свою внутреннюю жизнь, которая и составляет суть самопознания. Поэтому есть возможность сформировать у него чувство ответственности. Этот процесс включает в себя поэтапную работу в различных видах деятельности: игровой, учебно-познавательной и др.

Первый этап. Формирование у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности. На данном этапе дети выполняют прямые указания. Взрослый знакомит их с нравственными нормами и правилами поведения на материале художественной литературы, иллюстраций, наблюдений, игр. Игры с правилами дают возможность решать самые разные задачи, направленные на развитие:

— способности познавать себя и других

— невербальных средств общения

— вербальных средств общения

— умения вести разговор в различных ситуациях

Что касается чтения художественной литературы, то это могут быть стихи, сказки, рассказы разных авторов, указанных в программе воспитания в детском

саду. Учитывая психологические особенности старших дошкольников и перечень рекомендуемой литературы, можно предложить послушать литературное произведение, а затем разыграть ситуации.

Не менее эффективны для формирования ответственности у ребёнка — беседы. С детьми можно разговаривать на темы «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему?», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму?», «Что такое дружба?», «Кого люди называют смелым?». На примере героев у детей закрепляются — в сравнении с качествами отрицательных персонажей (жестокость, злость, трусость, лень) — представления о доброте, скромности, смелости, самостоятельности, умении прийти на помощь. Иными словами, о таких качествах, которые составляют интегративную характеристику ответственности.

Формировать ответственность и самостоятельность также можно с помощью бесед на близкие и понятные детям темы («Семья», «Профессия» и др.). Анализируя отношение членов семьи друг к другу.

Второй этап. Становление практических навыков проявления ответственного поведения. Основные направления работы на данном этапе:

— проблемные ситуации с последующим анализом, который должен произвести ребенок;

— комплекс сюжетно-дидактических игр;

— методы педагогического стимулирования.

Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешенное противоречие. Поэтому именно проблемные ситуации — эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников. Их специально может создавать взрослый в раз-личных видах деятельности — игровой, трудовой и учебной.

Например, вы с ребенком стали свидетелями неблаговидного поступка других детей. Спросите у него: «Правильно ли они поступили? Как надо было посту-пить? А ты бы смог поступить правильно в такой ситуации?» Ответ скорее всего будет: «Да». Не сомневайтесь в искренности намерений своего ребенка, а похвалите его и выразите надежду, что он так же поведет себя в действительности.

Помните, что воспитание ребенка — процесс длительный. Возможен возврат к ранее выработанным, неправильным формам поведения, как с его стороны, так и с вашей. Поэтому надо набраться терпения, настойчивости, решительности в достижении желаемых целей и взаимопонимания с ребенком.

Презентация «Кружок по ОБЖ «Островок безопасности» Главная задача программы кружка «Островок безопасности» — стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое.

Трудовое воспитание ребенка в семье и в детском саду с презентацией Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно- волевых качеств: самостоятельности, организованности,.

Как научить ребенка принимать решения: несколько простых советов для родителей

Перед родителями стоит немало задач, связанных с воспитанием детей. Одна из них: родители должны помогать своим малышам в процессе принятия решений с раннего детства. Их роль в качестве проводника ребенка по жизни очень важна. Многие из родителей уверены, что дети развивают навыки принятия решения самостоятельно, без какого-либо вмешательства. Однако именно они учат их этому с самого детства.

Важно научить детей принимать решения

Дети, которые умеют принимать решения, обладают массой преимуществ. Развитие подобных навыков поможет им повысить самостоятельность, уверенность в себе и ответственность. Эти качества чрезвычайно важны и очень ценятся в течение всей жизни.

Для детей важно принимать решения, чтобы оставаться независимыми. А что это означает? Это принятие решений без внешнего вмешательства и возможность следовать своим собственным принципам. Родители должны обучить своих детей этому, чтобы упростить им дальнейшую жизнь и самостоятельно решать различные проблемы без посторонней помощи.

Это не означает, что ребенок должен сам заботится о себе. Скорее всего, речь идет о том, чтобы дать им необходимые инструменты, которые очень нужны. В результате дети станут чувствовать себя полностью удовлетворенными как собственными решениями, так и результатами.

Как родители, многие из нас хотят, чтобы наши дети были независимыми и способными отвечать за собственные действия. Но эти качества не просто волшебны.

Скорее всего, этим навыкам родители должны научить детей различными способами. Хотя все меры, которые принимаются ими, могут быть не только простыми, но и эффективными.

Когда дети независимы, они обладают здоровой самооценкой и уверенностью в себе. Они не боятся совершать ошибки, когда дело доходит до принятия решений, и в целом они охотно оценивают, что и почему.

Ключи для обучения ребенка принятию решений

Когда родители начинают обучать своих малышей принимать решения, необходимо учитывать их возраст. Благодаря этому, проще всего решить, что проще.

Родители не могут ожидать одинаковых действий от 3-летних и 8-летних детей. Они должны подавать правильный пример и сохранять полную открытость, когда дело доходит до предоставления необходимых объяснений. Какие советы родителям следует использовать, чтобы научить детей принятию решений?

Родители должны давать малышам определенные задания

В зависимости от возраста и уровня развития, дети могут нести ответственность за выполнение отдельных задач. К примеру, они могут решить, какую одежду можно носить в определенные дни, убрать игрушки, застелить свою постель, привести в порядок комнату и др.

Нужно разрешать детям выполнять некоторые обязанности самостоятельно

Родители должны четко объяснить своему ребенку суть определенного задания и дать возможность сделать его самостоятельно. Конечно, нужно наблюдать за ними, но важно обеспечить пространство для экспериментов.

Когда ребенок попросит о помощи или не сможет выполнить задание самостоятельно, следует помочь ему. Эта тактика может быть применена, когда малышу нужно узнать, как работает новая игрушка.

Научите детей четко выражать свои мысли

Дети, которые учатся говорить, должны четко выражать свои желания. Например, если они хотят пить, то самый простой способ удовлетворить эту потребность — научить их говорить слово «вода».

Точно также родителям следует помочь детям, которым нужно посетить ванну или когда они испытывают боль.

Умение малышей четко и точно выражать свои мысли, когда они чего-то хотят, помогает им развивать свои языковые навыки. Но чтобы это произошло, сначала нужно научить детей повторять. Это правильный способ просить что-то много раз.

Определите, нужно вести переговоры детям или нет

То, что дети могут принимать решения, не означает, что они освобождаются от определенных норм и правил. Например, ребенок может выбрать, какую одежду носить при условии, что она подходит для этого случая и погоды.

Однако объясните им, что у них не всегда будет выбор по поводу пищи, которую они едят. Именно родители будут обеспечивать надлежащее питание для их правильного развития. Нравится им это или нет.

Научите ребенка принимать верные решения

Игра также полезна, когда доходит дело до обучения детей принимать решения. Например, один из родителей может взять по игрушке в каждую руку и попросить ребенка выбрать ту, которая нравится ему больше всего.

Родители должны использовать такие вопросы: «Какую из них ты предпочитаешь?» или «Какой вариант ты считаешь лучшим?» Это побудит ребенка задуматься о решении, которое он принимает.

Если родителям оно не нравится, потому что неправильное или имеется другая причина, то спешить и исправлять малыша не стоит. Сначала нужно объяснить ошибку ребенка и то, как он сможет исправить ее в будущем.

Ведь процесс принятия решений обычно состоит из проб и ошибок. Важно определить их в спокойной обстановке, чтобы дети далее учились и совершенствовались.

Как научить ребенка принимать решения: способы воспитания решительности

Принимать грамотные решения – вот чему мы хотим научить своих детей. Мы отлично знаем, что от верно принятого решения часто зависит не только один отдельно взятый день, но и… судьба человека.

Жизнь как череда решений

Что надеть сегодня утром?

Что съесть на полдник?

Какой мультфильм посмотреть прямо сейчас?

Какую книгу прочитать сначала?

Кого позвать на день рождения?

Когда убраться в своей комнате?

С чего начать уроки?

Какую секцию выбрать?

Это пока еще детские вопросы. Но именно с ответов на эти простые вопросы начинаются взвешенные взрослые решения в жизни ребенка.

Решающий треугольник

Принципиально важно, какое решение уже принял ребенок о себе, родителях и жизни.

1. Ребенок должен всегда знать, что он – хороший.

Поэтому в следующий раз, прежде чем обронить привычное «откуда у тебя руки растут?», «что за растяпа!», «где была твоя голова?!» и пр., вспомните об этом детском решении. Ребенку, решившему однажды: «Я плохой», потом довольно трудно доказать обратное.

2. Ребенок должен всегда знать, что мама и папа его любят.

Да, это снова к теме безусловной любви. Именно она фундамент для формирования психологически здоровой личности.

3. У ребенка должно быть базовое доверие жизни.

Как можно жить гармонично и счастливо, если каждый день ждать от мира подвоха? Как можно наслаждаться жизнью, не доверяя ей?

Как мы сами всё портим

Мудрые решения – это действительно важно в жизни ребенка. Поэтому часто мы… принимаем их за него.

Разумеется, в случае с совсем крохой это единственно возможная стратегия. Но если ребенку уже 4, 6, 10, 15 лет.

Вы в самом деле думаете, что 4-летний ребенок не в состоянии сам решить, что ему съесть – помидор или огурец?

Вы в самом деле думаете, что 7-летний ребенок неспособен сам решить, в какую секцию ходить – на футбол или гимнастику?

Вы в самом деле думаете, что 10-летний ребенок не может сам решить, с кем из одноклассников ему дружить?

Иногда мы в самом деле так думаем. И начинаем сначала ненавязчиво, а потом всё настойчивее предлагать ребенку свои решения.

Потом мы же удивляемся, что ребенок без нас шагу не может ступить, да и вообще как-то несерьезно относится к своим обязательствам.

Как научить ребенка принимать грамотные решения?

В отношениях с моей дочерью я использую простую 4-шаговую модель.

1. Свобода выбора

Я даю своему ребенку свободу выбора. Некоторым родителям при знакомстве с нами сначала кажется, что свободы у Сони даже слишком много. Но дело в том, что моя дочь за несколько лет к ней привыкла и распоряжается своей свободой вполне разумно.

Она сама решает:

– что есть за столом;

– что надеть утром;

– когда делать уроки;

– когда убраться в своей комнате;

– когда пойти с подругами в кино или позвать их к себе в гости;

– в какой кружок или на какие курсы ходить (и ходить ли вообще в этом году);

– какой фильм или передачу посмотреть;

– какие книги читать;

– с кем дружить и т.д.

Разумеется, краем глаза я всё время слежу за тем, какие решения принимает моя дочь, но с непрошеными советами обычно не лезу.

Потому что хочу, чтобы моя дочь умела мыслить самостоятельно. А еще я хорошо знаю, что ребенок очень последователен в отношении своего выбора. И если она решила ходить на курсы английского сама, она будет туда ходить регулярно и без напоминаний. Если же ее записать на те же курсы против ее воли, ответственного отношения к ним ждать не стоит. Потому что это – чужое решение.

2. Честное информирование

Конечно, не всегда мой ребенок принимает грамотные решения. В этом случае я могу вмешаться. Но делаю это очень аккуратно, без давления, всего-навсего предоставляя ребенку информацию.

Так, в середине прошлого учебного года у нас состоялся такой диалог:

– Соня, мне кажется, что с румынским языком (государственный язык в нашей стране) твои дела обстоят не совсем так, как тебе бы хотелось. Нужна ли тебе помощь? Может, надо на дополнительные языковые курсы походить хоть немного? Тем более что твои подружки очень ими довольны. Заодно сможете общаться.

– Но у меня английский дважды в неделю. Еще и румынский? Я не очень хочу каждый день куда-то ходить после школы.

– Я понимаю. Но в конце года – экзамен. Ты чувствуешь в себе силы сдать его на желанную оценку?

– Мы могли бы заниматься и дома (я сама знаю язык очень хорошо), но практика показала, что это желание никак не доходит до действий:) Я боюсь, мы просто потеряем время.

– Как думаешь, мама, может, есть смысл 4-5 месяцев походить на курсы?

И я записала ее на курсы. Не скажу, что за эти месяцы уровень языка сильно подтянулся, но чувствовать себя на уроках она стала и увереннее и экзамен прошел благополучно.

3. Рефлексивные вопросы

Задающий вопросы контролирует ситуацию.

Самый эффективный тип вопросов в общении с ребенком – рефлексивные, те, которые вызывают ребёнка на размышление и побуждают к действию.

Я обожаю задавать своей дочери рефлексивные вопросы. В эти моменты я отчетливо наблюдаю, как растут ее осознанность и навык принятия ответственных решений.

Рефлексивные вопросы – безоценочны. Их цель – помочь ребенку понять, чего он сам хочет, принять разумное решение и воплотить его в жизнь.

Рефлексивные вопросы – это открытые вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет». Вопрос «почему?» также не является рефлексивным.

Примеры рефлексивных вопросов:

— Что поможет тебе принять верное решение?

— Какого результата ты хочешь добиться?

— Как можно избежать неприятных последствий в этом случае?

— Сколько времени у тебя займет это действие?

— Как можно сделать это быстрее?

— Что надо сделать прямо сейчас, чтобы всё получилось?

— Как ты будешь себя чувствовать, когда всё получится?

— Что ты готов сделать сам, а в чем нужна помощь?

— Кто может помочь тебе?

4. Делегирование ответственности

Ребенок должен отвечать за последствия своих решений. Если в силу возраста или по другой причине он не способен отвечать за эти последствия, значит, принимать решения данного уровня ему еще рано.

Если ребенок принял решение, а с последствиями разбираетесь вы, в системе явно есть поломка.

Например, ваш первоклассник решил, что сегодня не хочет идти на физкультуру. И не пошел, просидев весь урок в раздевалке, играя в игры на телефоне. А на второй день в школу вызывают маму.

Объясните ребенку, что в следующий раз по такому вызову вы просто не придете. Поэтому он смело может прогулять еще один урок, но разбираться с учителем и директором он будет сам. Объясните тихо, спокойно, но твердо дав понять, что вы не шутите.

Для прокачки навыка принятия ответственных решений вы можете использовать все эти 4 способа в виде шагов: 1 – 2 – 3 – 4. Результат будет выше и устойчивее.

Но даже применение одного из этих 4 способов заметно улучшит ситуацию в плоскости «ребенок – решения». Главное – практикуйте способы регулярно.

Хотите использовать в отношениях с ребенком самые эффективные стратегии воспитания? Хотите получить авторитет в глазах ребенка и уважение со стороны других родителей и педагогов? Хотите просто наслаждаться своим родительством? Приходите на мой знаменитый курс «Перезагрузка»!

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Читай также
Гипогликемия у детей: основные формы недуга, характерная симптоматика и принципы лечения

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock
detector